Использование кружковой работы как формы коррекционной деятельности с дошкольниками с нарушением зрения
рабочая программа по теме
Программа работы кружка по развитию цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kruzhkovoy_raboty_kak_forma_korrekcionnoy_deyatelnosti.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение
учителей-дефектологов г.Энгельса на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» г.Энгельса
Сообщение из опыта работы учителя-дефектолога Дуковой М.Н.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45» г.Энгельса
3 декабря 2010год.
По данным исследований у 70-80% дошкольников с нарушением зрения, как у слабовидящих, так и у детей с косоглазием и амблиопией нарушено восприятие цвета. Нарушения цветоразличения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализации и течения.
Нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоционального воздействия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что уменьшает активность и избирательность восприятия.
У детей с нарушением зрения снижается способность узнавать цвет объектов в зависимости от изменения условий освещенности, расстоянии от его глаз, что приводит к сужению зоны восприятия. Дети испытывают затруднения в узнавании, выделении в окружающей среде ( с увеличением расстояния до предмета) объекта заданного цвета; локализации заданного цвета, оттенка на обратном контрасте; при уменьшении размера объектов; увеличении множества, из которого производиться выбор. Невозможность вычленить в объекте и его изображении важных информативных признаков цвета приводит к снижению уровня обобщенности восприятия, что затрудняет формирование предметно-практических действий и сравнений. Классификации и сериации предметов по общим и отдельным признакам, а у большей части детей с косоглазием и амблиопией не сформирован.
Данные наблюдения побудили нас к разработке модицицированной программы, которая направлена на системную коррекционно-развивающую работу по развитию цветового восприятия как основы восстановления зрительных функций.
Программа разработана в соответствии с «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» под ред. Л.И.Плаксиной .-М. :Издательство «Экзамен»,2003г. и на основе следующих источников:
« Методическое пособие «Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения» под редакцией Л.И. Плаксиной, Л.А.Ремезовой.-Самара, 2003г;
«Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий». Ремезова Л.А., Буковцова Н.И.-Самара, 2008г.;
«Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения» сост. Л.А.Дружинина-Челябинск: АЛИМ. Изд-во Марины Волковой, 2007г.
Цель программы «Цветная академия»- формирование перцептивной активности и восстановление зрительных функций через повышение познавательных способностей ребенка с косоглазием и амблиопией.
Задачи программы:
- Знакомство с цветовыми эталонами.
- Формирование способов обследования цветовых свойств предметов.
- Обучение действиям по использованию сенсорных цветовых эталонов:
-обучение действиям соотнесения предметных изображений, предметов по цвету,
-обучение анализу и синтезу цветовых сочетаний.
- Развитие способности систематизировать эталоны цвета:
-находить заданный цвет в классификации и сериационных рядах;
-составлять ряды из аналогичных по цвету предметов;
-находить лишний по цвету предмет в рядах;
-составлять ряды из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.
- Закрепление представлений о цвете в микро- и макропространственной ориентировке.
- Формирование представлений об изменяемости цветовых тонов по светлоте.
- Формирование представлений о теплых и холодных цветах спектра.
- Обучение получению из основных цветов спектра (красного, синего, желтого) промежуточных (оранжевого, зеленого, фиолетового), получению оттенков цветов.
- Развитие внимания, памяти, мышления с опорой на представление о цвете.
- Формирование представлений о цвете на основе их взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.
Отличительные особенности программы:
-программа реализуется параллельно с медицинскими воздействиями и предполагает строгий дифференцированный подход тесно связанный с офтальмологической работой;
-все задания, требующие ориентировки на цветовые свойства объектов, реализуются в процессе предметно-практической деятельности (конструирования, аппликации, рисования);
-большое внимание уделяется формированию знаний детей о предметах (их частях), имеющих постоянный признак того или иного цвета, по которым предметы узнаются и которые важны для выполнения разнообразных действий;
-знакомство с цветовыми эталонами происходит от простого к сложному: начинается с формирования о хроматических цветах, белом и черном и усвоения их названий;
-дети учатся соотносить эталон каждого цвета с окружающими предметами в малом и большом пространстве с постепенным увеличением расстояния, упражняются в локализации заданного эталона цвета, оттенка цвета на прямом и обратном контрасте;
-при ознакомлении детей с цветами спектра и, особенно, с их оттенками обязательно проводятся упражнения, в которых дети учатся самостоятельно получать более светлые или темные оттенки при разведении красок, их разбеливании, смешивании.
Принципы реализации программы:
-принцип сознательности -воспитание инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные задачи.
-принцип доступности и индивидуализации -обучение с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий,
-принцип прогрессивности -постепенное повышение требований, нарастание объема и интенсивности нагрузок,
-принцип дифференцированного подхода к обучению,
-принцип наглядности – привлечение всех анализаторов.
В основе построения и развития программы в течение учебного года лежит органическая связь тематического плана работы специалистов и воспитателей.
На занятиях используются технические средства обучения: телевизор, DVD, компьютер и мультимедийный проектор, а так же все наглядные средства: предметные картинки, изображения, плакаты и т.д.
Требования к реализации программы.
Организация работы по развитию цветового восприятия побудила пересмотреть требования к изготовлению и использованию как раздаточного, так и демонстрационного материала.
Дети с нарушением зрения не достаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветные изображения с пониженной контрастностью, поэтому мы добиваемся, чтобы контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%.
Сильные контрасты при формировании представлений о цвете предпочтительнее, поскольку они создают ощущение чёткости и ясности. Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, желтые на синем, красные на зеленом, белые на синем, красные на сером, оранжевые на зеленом.
Для детей дошкольного возраста фон, на котором предъявляемый объект, должен быть свободен от излишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качества в соответствии с заданием.
Следует учитывать, что на цветовой контраст влияет контур. Так если обвести границы контрастирующих цветов контуром черного цвета, то впечатление контраста усиливается. Обводка черным цветом усиливает звучание хроматических цветов.
Величина воспринимаемых объектов определяется в зависимости от двух факторов -возраста и зрительных возможностей детей. Размер демонстрируемых объектов должен быть не менее 15-25 см, раздаточный материал должен соответствовать остроте зрения 0,15-0,4- 3-4 см., при остроте зрения 0,04-0,02- 5-7 см., при остроте зрения выше 0,8- менее 2 см.
При реализации программы тщательно продумывается размещение пособий с учетом остроты центрального зрения, окклюзии. Этапа лечения, используются индивидуальные доски белого и зеленого цвета, фланелеграфы для рассматривания объектов.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Продолжительность занятий зависит от возраста детей и их работоспособности детей 4-5 лет не более 20 минут, детей 5-6 лет- 20-25 минут, 6-7 лет 25-30 минут.
Количество заданий, используемых на занятии, увеличивается с возрастом детей:
-средняя группа – 4-5 заданий,
-старшая группа- 6-7 заданий,
-подготовительная группа –не более 8 (в зависимости от сложности).
Обязательно в структуру занятия входит зрительная гимнастика на снятие зрительного утомления.
Программа реализуется по подгруппам 1 раз в неделю, в течение года состав подгрупп может меняться в зависимости от усвоения программы. Программный материал распределен по полугодиям и может изменяться по результатам промежуточной диагностики воспитанников.
Структурные компоненты занятий.
- Коррекционные задачи.
- Учет офтальмологических рекомендаций
- Специфика структурное построения занятий.
- Коррекционная направленность построения занятия.
- Обеспечение в работе специалистов, участвующих в образовательном процессе
- Индивидуальность процесса обучения.
Специфика структурного построения занятий:
- Отдельные элементы занятия, их последовательность.
- Строгая дозировка во времени.
- Соответствие построения занятия его содержанию и поставленным задачам.
- Включение специальных пропедевтических периодов в этапном построении занятия.
- Полисенсорный подход в структурном построении занятия.
- Включение в структуру занятия физминутки с целью снятия зрительного и мышечного утомления.
- Обеспечение темпа работы детей в зависимости от уровня сформированности умений дошкольников.
Коррекционная направленность методов обучения:
- Наглядные методы обучения- учет сложности наглядного материала, специальные размеры, форма, рельеф, степень контрастности и окрашенность пособий, последовательность и режим предъявления дидактического материала.
- Практические методы обучения:
– упражнения;
– игровой метод;
– элементарные опыты;
– моделирование.
- Словесные методы обучения -использование речи в качестве компенсаторного механизма для решения задач обеспечения слияния чувственной информации с её словесной интерпретацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения.
В статье представлены рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения .Материал полезен не только педагогам ,но и родителям для самос...
Статья "Использование сохранных анализаторов в развитии зрительно-двигательной координации дошкольников с нарушением зрения"
Данная статья знакомит со специальными методами и приемами для развития зрит ельно-двигательной координации у детей с нарушением зрения....
Методические рекомендации родителям по развитию предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения Часть № 1
Материал содержит методические рекомендации родителям по организации детской деятельности, способствующей развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения....
Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи
В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...
Коррекционное значение изобразительной деятельности для детей с нарушением зрения
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств коррекции и компенсации зрительной недостаточности, всестороннего развития детей с нарушением зрения...
Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с детьми раннего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями зрения по развитию восприятия в предметной деятельности.
Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с детьми раннего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями зрения по развитию восприятия в предметной деятельности....
Методические рекомендации "Особенности коррекционной работы по развитию осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения"
В материале представлена система работы по развитию осязания у дошкольников с нарушением зрения....