Статья "Использование сохранных анализаторов в развитии зрительно-двигательной координации дошкольников с нарушением зрения"
методическая разработка по теме

Асташина Любовь Викторовна

Данная статья  знакомит со специальными  методами и приемами для развития зрит ельно-двигательной координации у детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnye_tehnologii_v_razvitii_zritelno.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сохранных анализаторов в развитии зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения.

Зрительно-двигательная координация (ЗДК). Что же это такое?

Как говорят учёные, - это контроль зрения за движением руки. У детей с нарушением зрения возникают трудности зрительно-двигательного процесса, в связи с этим задерживается становление ЗДК, сложно идёт подготовка руки ребёнка к письму, а это отражается на успешности обучения в школе.

Данный аспект недостаточно разработан в тифлопедагогических исследованиях. Таким образом, проблема детей стала нашей проблемой.

ЗДК обеспечивается и качеством зрительного восприятия и сохранностью моторного компонента, поэтому в своей работе мы опирались на физиологические механизмы, которые отражены в работах М. И. Земцовой. Она считает, что «огромные возможности компенсации зрительной недостаточности основываются на сохранных корковых замыкательных механизмах, с помощью которых при опоре на зрительный, кожный, слуховой, двигательный и другие сохранные анализаторы, образуются сложные функциональные системы связей».

Так же за основу мы брали работы И. М. Сеченова, который предвидел важную роль в двигательной проекционной области, где прежде всего объединяются нервные импульсы со всех органов чувств. Он указывал, что мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения, связывают их в единое целое.

Именно Сеченову принадлежат слова о том, что «20 двигательных связей сильнее, чем 20 зрительных». Рассматривая двигательные связи как компонент моторной памяти, можно предположить, что зрительно-моторная память (ЗМП) представляет собой один из важнейших механизмов ЗДК.

А. А. Люблинская указывала, что «6 – 7-летний возраст – сензитивный период для развития многих двигательных способностей». Использование благоприятного периода для развития ЗДК поможет решить нашу проблему.

Представим некоторые клинические формы зрительных нарушений детей экспериментальной группы, в составе которой 3 человека - слабовидящие и 9 детей с амблиопией и косоглазием:

  1. Частичная атрофия зрительных нервов;
  2. Оперированная отслойка сетчатки;
  3. Врожденная миопия различной степени;
  4. Гиперметропический астигматизм;
  5. Нистагм;        
  6. Птоз;
  7. Косоглазие и амблиопия различной степени;

                При обследовании детей  были использованы следующие методики:

- обследования зрительного восприятия (Л. В. Рудакова);

- выявление динамической координации (Н. И. Озерецкий);

- развитие зрительно-моторной памяти (А. Ф. Ануфриева, С. Н. Костромина).

Были выявлены особенности зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации и зрительно-моторной памяти.

Дети с нарушением зрения

                                           

Дети без зрительной патологии

Уровень развития зрительного восприятия у детей нормы значительно выше, низкого уровня нет вообще.

А у детей с нарушением зрения снижено не только зрительное восприятие, но и ЗМП, так как снижен зрительный контроль (что ребёнок не сумел рассмотреть, то он и не запомнил).

Если сравнивать ЗДК, то у нормы всего 10% низкого уровня, в то время как у детей с нарушением зрения этот процент очень велик (65%).

Были выявлены особенности зрительно-двигательной координации и зрительно-моторной памяти у детей с нарушением зрения.

  1. Снижен зрительный контроль;                            
  2. Частые возвратные движения глаз;
  3. Трудность удержания в поле зрения ориентира;
  4. Тремор;
  5. «Рваное» резание ножницами и др.
  6. Снижен зрительный контроль;                            
  7. Частые возвратные движения глаз;
  8. Трудность удержания в поле зрительного ориентира;
  9. Тремор;
  10. «Рваное» резание ножницами;

Мы выявили взаимосвязь и взаимообусловленность изучаемых процессов: - ЗДК, с одной стороны, обеспечивается развитием зрительного восприятия, а, с другой стороны, обеспечивает совершенствование зрительного восприятия, как психического процесса. – ЗМП, как механизм ЗДК, даёт возможность повысить не только уровень ЗДК, но и зрительного восприятия в целом.

В ходе  педагогических наблюдений было отражено, какими сохранными анализаторами как преобладающими, пользуются 12 детей с нарушением зрения:

  1. зрительный анализатор  – используют все дети, но не в полной мере;
  2. слуховой  анализатор  – из 12-ти детей  используют как главный четверо;
  3. тактильно-кинестетический анализатор  – использует один ребенок;
  4. двигательный анализатор – используют как ведущий семь человек.

И это не удивительно, так как возраст 6-7 лет является сензитивным для развития движений (как отмечает А. А. Люблинская). Каждый из детей вырабатывает свой способ познания мира.

Позвольте заметить, что дети не пользуются в полной мере сохранными анализаторами, т.к. они недостаточно развиты и требуют специальной разработки; к тому же отсутствуют методики по развитию функций сохранных анализаторов.

Важно научить каждого ребенка осознанно использовать свое остаточное зрение и сохранные анализаторы с целью обогащения чувственного опыта, запечатления его в звеньях памяти, что будет способствовать развитию ЗДК.

Так какие же приемы коррекционно-педагогического процесса ориентируют ребенка на использование сохранных анализаторов и ЗМП?

Мы представляем Вам ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ приемов по уровням развития зрительного восприятия  и ЗДК, где каждый предыдущий уровень является составной частью последующего.

Для детей  низкого уровня зрительного восприятия и ЗДК, которым требовалась существенная помощь и научение использовать каждый прием, нами применялись:

  1. прием опосредованного запоминания: например, ребенок писал графические элементы, сравнивая движения руки со знакомым ему движением («Как будто я сматываю клубок, завязываю узелки, вращаю педали»)
  2. прием совместного движения «рука в руке»  важен, чтобы ребенок воспринял движение не только зрением, которое неполноценно, но и кинестетически. Необходимо передать ребенку правильное мышечное ощущение, «вложить» зрительно-двигательный образ в руку.

Эффективным для детей низкого уровня оказался также прием

  1. оречевления деятельности по обследованию, где задействованы не только тактильно-мышечные ощущения, но и слуховой анализатор.

Для детей среднего уровня, которым необходима стимулятивная поддержка педагога, мы применили следующие приемы:

- выработка  точных изолированных движений,  которые помогают развивать тонкие пальцевые дифференцировки и кожно-мышечную чувствительность.

- развитие соощущений  помогает связать в единое целое зрительные, двигательные, слуховые ощущения (например, при обследовании букв, цифр из бархатной бумаги) и,  затем, опознать на ощупь.

      -трансформация – это - изменение модальности поступающей информации по одному каналу и осознанная фиксация её по другому (если ребенок ошибался в выборе направления движения – звенел колокольчик, таким образом, зрительно - двигательные ощущения переводились – трансформировались в слуховые; на этой основе дети контролировали свои действия).

Для детей высокого уровня, которые активны и самостоятельны в познавательной деятельности, мы применили:

  1. прием переноса навыка в новые условия. Например, при письме требуется мгновенная перестройка двигательных навыков. Двигательный навык должен быть пластичным, иметь несколько степеней свободы. Поэтому дети учились начинать движения с любого места последовательности и в обратном порядке.
  2. прием многопланового обследования – это представление движений         через обведение указкой, пальцем по шершавой поверхности, широкое прорисовывание в воздухе одной или обеими руками. Рисование двумя руками одновременно развивает межполушарное взаимодействие, координацию движений, что расширяет функциональные возможности мозга ребенка. Не смотря на сложность заданий, дети с желанием осваивали данную технику, сами отмечали, что становятся более умелыми, координированными, перестают дрожать руки.
  3. прием  алгоритмизации, например, движений в танце, помогает детям отсрочено воспроизвести танец либо другую информацию по памяти. Алгоритмы дети запоминают, двигаясь у зеркала, зарисовывая движения, либо обводя информативные знаки и описывая в речи, т.е. опираются на кинестетику и слуховой анализатор.
  4. прием выделения главного в виде плана: например, дети запоминали план выхода из лабиринта, проговаривая сколько каких поворотов выполнят и, обследуя план тактильно, затем выходили из лабиринта без плана и выводили товарищей, возвращаясь в обратном направлении.

Представляем результативность нашей работы по развитию ЗДК за три года.

Первая диаграмма показывает, как проявляла себя ЗДК тех детей, с которыми мы работали в I год обучения. Обратите внимание, что на другой диаграмме на конец года проявилась позитивная динамика – появился высокий уровень. Мы только начали использовать приемы, о которых шла речь.

Во II год мы работали с другими детьми (5 – 6 лет). Так же видим положительную динамику: так, например, средний уровень был снижен на начало года и стал высоким к концу.

В начале III года высокого уровня не было совсем, низкий - еще отмечался у нескольких детей, а к концу года низкий уровень пропал, а высокий появился.

Таким образом, использование приемов по развитию ЗДК с опорой на сохранные анализаторы ведет к позитивным результатам.

Нами подтверждена необходимость коррекционно-педагогического сопровождения в подготовке дошкольников с амблиопией и косоглазием к овладению графическими умениями письма в школе, показан и обоснован механизм, с помощью которого тифлопедагог-практик может осуществить такое сопровождение, разработана система коррекционно-педагогических приемов развития моторной памяти и показано их дифференцированное использование в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями дошкольников. При целенаправленной коррекционной работе по развитию ЗМП и становлению ЗДК в дошкольный период детства вполне реально предупредить трудности обучения грамоте первоклассников с нарушениями зрения и существенно облегчить процесс формирования навыка письма и чтения, т.е. оптимизировать процесс школьного обучения.

Литература:

     1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: «Ось», 1999. - 224 с.                                                                                           2. Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание ос новных физиологических систем организма детей дошкольного возраста — М.: Педагогика, 1983. - 159 с.

     3. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительно го восприятия у детей с нарушением зрения. - М., 1990. - 57 с.

4.Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной   координации у старших дошкольников с нарушением зрения.//Дефектология. - 1998, № 4. - С. 72 – 79.

      5.Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

      6.Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с

       7.Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Артюкевич Е.В. Дети с амблиопией и ко соглазием. - СПб.: РГПУ, 1999. - 86 с.

     8.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зре ния. - М.: Просвещение, 1998. - 118 с.                                                                            9. Сековец Л.С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с монокулярным зрением. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора пед. наук. – М., 2002. – 46с.

     10.Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей до-шко льного возраста.-М.: Педагогика, 1980.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кружковой работы как формы коррекционной деятельности с дошкольниками с нарушением зрения

Программа работы кружка по развитию цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения...

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения.

В статье представлены  рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения .Материал полезен не только  педагогам  ,но и  родителям для самос...

Методические рекомендации родителям по развитию предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения Часть № 1

Материал содержит методические рекомендации родителям по организации детской деятельности, способствующей развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения....

Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...

Устранение вербализма у дошкольников с нарушениями зрения и речи в процессе формирования временных представлений

В работе представлен опыт педагога по работе над словарём с детьми с патологиями зрения, имеющими речевые нарушения....

Круглый - стол для родителей на тему: "Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения"

В данной статье вниманию родителей предлагаются игры и упражнения для детей, имеющих нарушения  зрительного восприятия, которые можно использовать в домашних условиях....

консультация для родителей "Развитие зрительно - моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения"

В консультации описывается опыт работы по использования вышивания на картоне с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими зрительные нарушения....