Статья "Использование сохранных анализаторов в развитии зрительно-двигательной координации дошкольников с нарушением зрения"
методическая разработка по теме
Данная статья знакомит со специальными методами и приемами для развития зрит ельно-двигательной координации у детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnye_tehnologii_v_razvitii_zritelno.doc | 332.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сохранных анализаторов в развитии зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения.
Зрительно-двигательная координация (ЗДК). Что же это такое?
Как говорят учёные, - это контроль зрения за движением руки. У детей с нарушением зрения возникают трудности зрительно-двигательного процесса, в связи с этим задерживается становление ЗДК, сложно идёт подготовка руки ребёнка к письму, а это отражается на успешности обучения в школе.
Данный аспект недостаточно разработан в тифлопедагогических исследованиях. Таким образом, проблема детей стала нашей проблемой.
ЗДК обеспечивается и качеством зрительного восприятия и сохранностью моторного компонента, поэтому в своей работе мы опирались на физиологические механизмы, которые отражены в работах М. И. Земцовой. Она считает, что «огромные возможности компенсации зрительной недостаточности основываются на сохранных корковых замыкательных механизмах, с помощью которых при опоре на зрительный, кожный, слуховой, двигательный и другие сохранные анализаторы, образуются сложные функциональные системы связей».
Так же за основу мы брали работы И. М. Сеченова, который предвидел важную роль в двигательной проекционной области, где прежде всего объединяются нервные импульсы со всех органов чувств. Он указывал, что мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения, связывают их в единое целое.
Именно Сеченову принадлежат слова о том, что «20 двигательных связей сильнее, чем 20 зрительных». Рассматривая двигательные связи как компонент моторной памяти, можно предположить, что зрительно-моторная память (ЗМП) представляет собой один из важнейших механизмов ЗДК.
А. А. Люблинская указывала, что «6 – 7-летний возраст – сензитивный период для развития многих двигательных способностей». Использование благоприятного периода для развития ЗДК поможет решить нашу проблему.
Представим некоторые клинические формы зрительных нарушений детей экспериментальной группы, в составе которой 3 человека - слабовидящие и 9 детей с амблиопией и косоглазием:
- Частичная атрофия зрительных нервов;
- Оперированная отслойка сетчатки;
- Врожденная миопия различной степени;
- Гиперметропический астигматизм;
- Нистагм;
- Птоз;
- Косоглазие и амблиопия различной степени;
При обследовании детей были использованы следующие методики:
- обследования зрительного восприятия (Л. В. Рудакова);
- выявление динамической координации (Н. И. Озерецкий);
- развитие зрительно-моторной памяти (А. Ф. Ануфриева, С. Н. Костромина).
Были выявлены особенности зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации и зрительно-моторной памяти.
Дети с нарушением зрения
Дети без зрительной патологии
Уровень развития зрительного восприятия у детей нормы значительно выше, низкого уровня нет вообще.
А у детей с нарушением зрения снижено не только зрительное восприятие, но и ЗМП, так как снижен зрительный контроль (что ребёнок не сумел рассмотреть, то он и не запомнил).
Если сравнивать ЗДК, то у нормы всего 10% низкого уровня, в то время как у детей с нарушением зрения этот процент очень велик (65%).
Были выявлены особенности зрительно-двигательной координации и зрительно-моторной памяти у детей с нарушением зрения.
- Снижен зрительный контроль;
- Частые возвратные движения глаз;
- Трудность удержания в поле зрения ориентира;
- Тремор;
- «Рваное» резание ножницами и др.
- Снижен зрительный контроль;
- Частые возвратные движения глаз;
- Трудность удержания в поле зрительного ориентира;
- Тремор;
- «Рваное» резание ножницами;
Мы выявили взаимосвязь и взаимообусловленность изучаемых процессов: - ЗДК, с одной стороны, обеспечивается развитием зрительного восприятия, а, с другой стороны, обеспечивает совершенствование зрительного восприятия, как психического процесса. – ЗМП, как механизм ЗДК, даёт возможность повысить не только уровень ЗДК, но и зрительного восприятия в целом.
В ходе педагогических наблюдений было отражено, какими сохранными анализаторами как преобладающими, пользуются 12 детей с нарушением зрения:
- зрительный анализатор – используют все дети, но не в полной мере;
- слуховой анализатор – из 12-ти детей используют как главный четверо;
- тактильно-кинестетический анализатор – использует один ребенок;
- двигательный анализатор – используют как ведущий семь человек.
И это не удивительно, так как возраст 6-7 лет является сензитивным для развития движений (как отмечает А. А. Люблинская). Каждый из детей вырабатывает свой способ познания мира.
Позвольте заметить, что дети не пользуются в полной мере сохранными анализаторами, т.к. они недостаточно развиты и требуют специальной разработки; к тому же отсутствуют методики по развитию функций сохранных анализаторов.
Важно научить каждого ребенка осознанно использовать свое остаточное зрение и сохранные анализаторы с целью обогащения чувственного опыта, запечатления его в звеньях памяти, что будет способствовать развитию ЗДК.
Так какие же приемы коррекционно-педагогического процесса ориентируют ребенка на использование сохранных анализаторов и ЗМП?
Мы представляем Вам ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ приемов по уровням развития зрительного восприятия и ЗДК, где каждый предыдущий уровень является составной частью последующего.
Для детей низкого уровня зрительного восприятия и ЗДК, которым требовалась существенная помощь и научение использовать каждый прием, нами применялись:
- прием опосредованного запоминания: например, ребенок писал графические элементы, сравнивая движения руки со знакомым ему движением («Как будто я сматываю клубок, завязываю узелки, вращаю педали»)
- прием совместного движения «рука в руке» важен, чтобы ребенок воспринял движение не только зрением, которое неполноценно, но и кинестетически. Необходимо передать ребенку правильное мышечное ощущение, «вложить» зрительно-двигательный образ в руку.
Эффективным для детей низкого уровня оказался также прием
- оречевления деятельности по обследованию, где задействованы не только тактильно-мышечные ощущения, но и слуховой анализатор.
Для детей среднего уровня, которым необходима стимулятивная поддержка педагога, мы применили следующие приемы:
- выработка точных изолированных движений, которые помогают развивать тонкие пальцевые дифференцировки и кожно-мышечную чувствительность.
- развитие соощущений помогает связать в единое целое зрительные, двигательные, слуховые ощущения (например, при обследовании букв, цифр из бархатной бумаги) и, затем, опознать на ощупь.
-трансформация – это - изменение модальности поступающей информации по одному каналу и осознанная фиксация её по другому (если ребенок ошибался в выборе направления движения – звенел колокольчик, таким образом, зрительно - двигательные ощущения переводились – трансформировались в слуховые; на этой основе дети контролировали свои действия).
Для детей высокого уровня, которые активны и самостоятельны в познавательной деятельности, мы применили:
- прием переноса навыка в новые условия. Например, при письме требуется мгновенная перестройка двигательных навыков. Двигательный навык должен быть пластичным, иметь несколько степеней свободы. Поэтому дети учились начинать движения с любого места последовательности и в обратном порядке.
- прием многопланового обследования – это представление движений через обведение указкой, пальцем по шершавой поверхности, широкое прорисовывание в воздухе одной или обеими руками. Рисование двумя руками одновременно развивает межполушарное взаимодействие, координацию движений, что расширяет функциональные возможности мозга ребенка. Не смотря на сложность заданий, дети с желанием осваивали данную технику, сами отмечали, что становятся более умелыми, координированными, перестают дрожать руки.
- прием алгоритмизации, например, движений в танце, помогает детям отсрочено воспроизвести танец либо другую информацию по памяти. Алгоритмы дети запоминают, двигаясь у зеркала, зарисовывая движения, либо обводя информативные знаки и описывая в речи, т.е. опираются на кинестетику и слуховой анализатор.
- прием выделения главного в виде плана: например, дети запоминали план выхода из лабиринта, проговаривая сколько каких поворотов выполнят и, обследуя план тактильно, затем выходили из лабиринта без плана и выводили товарищей, возвращаясь в обратном направлении.
Представляем результативность нашей работы по развитию ЗДК за три года.
Первая диаграмма показывает, как проявляла себя ЗДК тех детей, с которыми мы работали в I год обучения. Обратите внимание, что на другой диаграмме на конец года проявилась позитивная динамика – появился высокий уровень. Мы только начали использовать приемы, о которых шла речь.
Во II год мы работали с другими детьми (5 – 6 лет). Так же видим положительную динамику: так, например, средний уровень был снижен на начало года и стал высоким к концу.
В начале III года высокого уровня не было совсем, низкий - еще отмечался у нескольких детей, а к концу года низкий уровень пропал, а высокий появился.
Таким образом, использование приемов по развитию ЗДК с опорой на сохранные анализаторы ведет к позитивным результатам.
Нами подтверждена необходимость коррекционно-педагогического сопровождения в подготовке дошкольников с амблиопией и косоглазием к овладению графическими умениями письма в школе, показан и обоснован механизм, с помощью которого тифлопедагог-практик может осуществить такое сопровождение, разработана система коррекционно-педагогических приемов развития моторной памяти и показано их дифференцированное использование в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями дошкольников. При целенаправленной коррекционной работе по развитию ЗМП и становлению ЗДК в дошкольный период детства вполне реально предупредить трудности обучения грамоте первоклассников с нарушениями зрения и существенно облегчить процесс формирования навыка письма и чтения, т.е. оптимизировать процесс школьного обучения.
Литература:
1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: «Ось», 1999. - 224 с. 2. Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание ос новных физиологических систем организма детей дошкольного возраста — М.: Педагогика, 1983. - 159 с.
3. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительно го восприятия у детей с нарушением зрения. - М., 1990. - 57 с.
4.Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения.//Дефектология. - 1998, № 4. - С. 72 – 79.
5.Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
6.Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с
7.Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Артюкевич Е.В. Дети с амблиопией и ко соглазием. - СПб.: РГПУ, 1999. - 86 с.
8.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зре ния. - М.: Просвещение, 1998. - 118 с. 9. Сековец Л.С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с монокулярным зрением. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора пед. наук. – М., 2002. – 46с.
10.Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей до-шко льного возраста.-М.: Педагогика, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кружковой работы как формы коррекционной деятельности с дошкольниками с нарушением зрения
Программа работы кружка по развитию цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения...
Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения.
В статье представлены рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения .Материал полезен не только педагогам ,но и родителям для самос...
Методические рекомендации родителям по развитию предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения Часть № 1
Материал содержит методические рекомендации родителям по организации детской деятельности, способствующей развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения....
Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи
В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...
Устранение вербализма у дошкольников с нарушениями зрения и речи в процессе формирования временных представлений
В работе представлен опыт педагога по работе над словарём с детьми с патологиями зрения, имеющими речевые нарушения....
Круглый - стол для родителей на тему: "Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения"
В данной статье вниманию родителей предлагаются игры и упражнения для детей, имеющих нарушения зрительного восприятия, которые можно использовать в домашних условиях....
консультация для родителей "Развитие зрительно - моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения"
В консультации описывается опыт работы по использования вышивания на картоне с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими зрительные нарушения....