Выступление на августовском семинаре учителей математики
статья по теме
В выступлении дан анализ работы районного МО учителей математики и намечены основные направления работы в 2011-2012 уч.году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_sekcii_uchiteley_matematiki..doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на секции учителей математики. Август 2011 г.
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы проводим традиционный августовский семинар по теме: «Актуальные проблемы преподавания математики и физики и пути их преодоления». На семинаре мы подводим итог прошедшего учебного года, поговорим о перспективах преподавания математики в 2011 – 2012 учебном году, поделимся опытом работы.
Качественное математическое образование является одним из ключевых ресурсов, обеспечивающих инновационное развитие России, сильным конкурентным преимуществом нашей страны.
Несмотря на имеющиеся проблемы и сложности, Российское математическое образование остаётся лучшим в мире - большинство наших выпускников успешно овладевают математическими навыками, знают математику лучше своих сверстников в других странах, а выпускники специализированных и математических школ успешно продолжают образование и становятся замечательными учеными и инженерами.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на оптимизацию вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение его качества, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Ориентированность на знания и использование новых технологий, активное стремление расширить жизненный горизонт, установка на рациональное использование собственного времени и проектирование будущего, активное поведение, здоровый и безопасный образ жизни - таковы требования к личности человека нового времени.
Современное образование предполагает при изучении математики сохранение традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования, освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Школьное математическое образование включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности. Подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Иначе на сегодняшний момент сформулированы цели и требования к результатам обучения, соответственно этому изменились акценты в преподавании предмета. При изучении математики предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических умений проводить рассуждения и доказательства. Наряду с этим сейчас уделяется достаточно большое внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Новые задачи, стоящие перед страной требуют обновления и совершенствования математического образования, обеспечения качественного математического образования для всех и предоставления возможностей развития математических способностей мотивированным и одаренным детям.
ЕГЭ выявил существенные проблемы в первую очередь в массовом математическом образовании - существенный процент учащихся не осваивает программы, не овладевает базовыми математическими компетенциями.
Сейчас стало возможным обеспечить индивидуализацию обучения - уделить достаточно внимания тем, кому математика нужна для продолжения образования, восстановить или освоить заново базовые математические навыки тем, у кого есть проблемы, обеспечить интересные занятия для гуманитариев.
В обучении математике следует больше уделять внимания практическим задачам, не снижая общего объема математических упражнений, наполнять их реальным содержанием, в старшей школе выделять время на повторение программы средней школы, больше решать текстовых, арифметических задач.
При обучении математике следует деликатно относиться к изучению сложных теоретических разделов анализа, уделяя в массовой школе больше внимания содержательным вопросам, сокращая время на абстрактные теоретические построения, которые остаются непонятыми большинством, и которые стоит подробно рассматривать лишь в профильном, углубленном курсе.
В соответствии с Законом об образовании разработка образовательной программы относится к компетенции образовательного учреждения, что возлагает на него ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, но и позволяет адаптировать учебный процесс под возможности и потребности конкретных школьников, разумеется, осваивая весь объем Федеральном государственного образовательного стандарта.
В прошедшем учебном году общеобразовательные учреждения Торбеевского района продолжали работать по реализации приоритетного национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Основные направления национальной образовательной стратегии, это:
1. Обновление образовательных стандартов общего образования.
2. Создание современной инфраструктуры.
3. Обеспечение условий для сохранения здоровья и развития физической культуры.
4. Создание системы поддержки талантливых детей.
5. Развитие учительского потенциала.
В 2010-2011 уч.году общеобразовательные учреждения осуществляли обучение математике в 5-6 классах по программе Жохова, в 7-11 классах использовали сборники: составитель - Бурмистрова, реализована базовая подготовка школьников, профильная и углубленное изучение математики. В учебном процессе использовались учебники в 5-6 классах авторов Виленкин и др., в 7-9 классах алгебра (Алимов, Макарычев), в 10-11 кл. Алгебра и начала математического анализа (Колмогоров, Колягин, Алимов), Геометрия 7-9, 10-11 (Атанасян).
Учителя района проводили целенаправленную подготовку к ЕГЭ и ГИА.
Из 234 учащихся 9 класса района на «5» выполнили 65 (27,8 %) , на «4» - 114 (48,7%), на «3» - 53 (22,6 %), на «2»- 2 (0,9 %). Хотя результаты неплохие, но мы знаем, что большое количество учащихся, не осваивают программный материал.
В 2010–2011 учебном году продолжилось формирование системы контроля качества образования через проведение районных контрольных и диагностических работ, через процедуры независимой оценки качества образования при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов государственных образовательных учреждений.
В 2011–2012 учебном году планируется серьезно усилить работу по снижению уровня неуспеваемости учащихся. В первую очередь эти дети должна быть выявлены и взяты под контроль.
Главное, что определяет качество нашего математического образования - наши замечательные учителя, которые сами знают и любят математику, умеют решать задачи, могут прочитать, понять, проверить решение ребенка (а не сверить ответ!), указать ошибку, дать правильный совет.
Многие учителя организуют работу научных обществ, научно-исследовательскую деятельность учащихся, которые выступают с докладами на научно-практических конференциях. В прошедшем учебном году учащиеся Торбеевской СОШ №3 принимали участие в Бахтинских чтениях в г.Саранске. Ученик 6 «б» кл. Клоков Артём (учитель Чапайкина В.И.) представил исследовательскую работу: «Старинные меры длины» и занял 1 место, Валя Кондрашкина из 9 «а» кл. (учитель Коршунова Т.И.) защищала работу: «Графы на железной дороге».
В этом году очень активно участвовали в международном математическом конкурсе «Кенгуру» - 382 учащихся района!
Наши учащиеся уже не первый год принимают участие в Межрегиональной олимпиаде школьников «САММАТ», которая проходит в два этапа. В отборочном туре олимпиады «САММАТ – 2011», проходившей в январе, участвовали 48 учащихся из них 13 стали призёрами и вышли во второй тур. В заключительном туре, проходившем 13 марта в г.Саранск двое учениц нашего района стали призёрами: Козяева Татьяна 6 кл. (учитель Кирдяшкина П.А.) и Ратникова Наташа (учитель Нуштаева Н.В.).
Ежегодно в районе проводится предметная олимпиада для учащихся 7-11 классов, определены победители и призёры. Но к сожалению у нас нет призёров республиканской олимпиады. Нам есть над чем работать!
Возрастание роли олимпиад, увеличение количества и массовости математических соревнований учащихся требуют большего числа учителей, которые могут квалифицированно организовывать математические соревнования, проверять работы учащихся в соответствии с «олимпиадными» критериями, которые отличатся от критериев ЕГЭ и контрольных работ.
Серьезным направлением работы является постоянное совершенствование педма-
стерства учительских кадров. Учителя математики постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещая курсы повышения квалификации, районные семинары, посещая уроки своих коллег, работая над своей методической темой, занимаются самообразованием.
В течение учебного года методическим объединением были проведены теоретические семинары и семинары - практикумы.
1.1 О переходе на ФГОС в образовательных учреждениях района.
1.2 Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении курса алгебры ( Сургодьская СОШ)
2.1 Актуальные проблемы математического образования.
2.1 Методическая целесообразность решения задач различными способами (Торбеевская СОШ №1)
3.1 Проектная деятельность учащихся.
3.2 Технология системного усвоения знаний по математике. (Лопатинская ОШ)
4.1 Система оценки знаний учащихся на уроках математики. (Краснопольская СОШ)
За 2011 год успешно подтвердили первую категорию 5 учителей математики.
Я думаю, что все члены нашего многочисленного РМО стремятся быть или стать совершенным учителем. Качество знаний учащегося, его успешность обучения находятся в прямой зависимости от профессионализма учителя.
Эффективность курсовой подготовки видится в понимании современного подхода к обучению, применении новых технологий обучения в том числе информационных, повышении дифференциации при подготовке к итоговой аттестации.
Состояние преподавания в школах предметов физико-математического профиля изучалось во время комплексных проверок, тематических, контрольных срезов по линии РОО, изучения работы учителя в ходе аттестации.
Проверки, данные отчетов показывают, что учителя в большинстве своем знают требования программы, учитывают их при поурочном и тематическом планировании, стараются выполнять программу и ее практическую часть.
С внедрением в нашу жизнь инновационных процессов, мы математики тоже не остаемся в стороне. Сейчас почти каждый учитель осознал, какой эффект в использовании ИКТ. Широко используются ИКТ нашими учителями на своих уроках и во внеклассной работе, причём, используют не только готовые ЦОРы, но и создают свои. На каждом семинаре учителя использовали ИКТ при проведении открытых уроков.
Опираясь на сказанное, в 2011 /2012 учебном году рекомендуем:
1. Руководителям школьных методических объединений учителей математики обеспечить возможность реализации новых подходов к преподаванию предмета. Процесс обновления образования сделать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Необходимо создать условия для приращения профессиональных компетенций педагогов на основе обучения в сотрудничестве, осуществления исследовательской и проектной деятельности, самообразования, овладения информационно коммуникационными технологиями, связанными с решением насущных педагогических проблем.
2. Руководителям школьных методических объединений учителей математики обеспечить своевременность прохождения курсов повышения квалификации педагогов и возможность оказания им помощи в межкурсовой период, при этом необходимо ориентироваться на освоение учителями широкого спектра технологий и методик деятельностного типа, создание сетевых сообществ творчески работающих специалистов.
3. Учителям математики организовать профессиональную деятельность, связывая ее не только с формированием у обучаемых теоретических званий, но, особенно, умений практического характера, опыта творческого преобразования математической действительности. В работе необходимо широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий и электронных ресурсов, позволяющих обучаемым самостоятельно находить новые знания, необходимые для решения повседневных учебных и реальных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на теоретическом семинаре учителей математики на тему:"Метод "достраивания"при решении задач на медиану"
В материале придложен способ решения задач планиметрии методом дополнительных построений...
Интеллектуальные игры как деятельностный подход в обучении математике. Выступление на городском семинаре учителей математики.
В содержании дано значение и место интеллектуальных игр в обучении и воспитании учащихся, о возможности этих игр при подготовке к ЕГЭ, приведена технология математической игры "Домино"....
Выступление на районном семинаре учителей математики "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НООЛугвина Наталья Анатольевна, учитель математики ГБОУ школа № 467 Принципиальным отличием современного подхода в обучении является орие...
выступление на августовском семинаре
Тема выступления "Формирование социальных компетенций обучающихся средствами историко-краеведческого музея "Малый уголок Великой России - Аул Кошкуль".Выступала: Хабибулина Алла Валерье...
Выступление на августовском семинаре по теме "Применение наглядных методов на уроках музыки"
методический семинар преподавателей образовательной области "Искусство"....
Выступление на августовском семинаре 2022 г
Выступление на августовском семинаре работников образования по теме: "Комната детских инициатив"...
Выступление на кустовом семинаре учителей математики на тему: «Об уровневой дифференциации в моей практике»
Выступление на кустовом семинаре учителей математики на тему: «Обуровневой дифференциации в моей практике»...