Обучение методпроекта талантливых детей
статья по теме

В этой статье в краткой форме описаны стратегии обучения одаренных детей методам проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_talantlivyh_detey_metodom_proektov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение талантливых детей методом проектов  

Проекты позволяют ученикам показать, чему они научились таким образом, что подчеркиваются их сильные стороны, интересы и творчество При тщательной организации проекты могут соответствовать интересам одаренных учеников в гетерогенном классе 

Обучение по методу проектов соответствует принципам дифференцированного подхода Томильсона (1995): 

  1. Обучение сфокусировано на концепции и принципах. 
  1. В проект встроены постоянные оценивания готовности и роста учеников. 
  1. Постоянно используется гибкое разбиение на группы. 
  1. Ученики являются активными исследователями. 
  1. Учителя направляют исследование. 

Разработка проектов для одаренных и талантливых учеников 

Продвинутые ученики хорошо справляются со сложными заданиями, которые требуют навыков решения проблем и мышления высокого уровня. Идеальные проекты “открывают множественные возможности для построения учениками знаний через исследование, обсуждение и спор” (Watters, 2000). Исследуя содержание и осваивая навыки они учатся решать сложные проблемы, соответствующие их возрасту и опыту. При этом ученики приобретают самостоятельность и начинают думать как математики, историки, ученые и писатели. 

Трцудные проекты привлекают и мотивируют талантливых учеников. Работа над задачей, требующей познавательных усилий, задает позитивное отношение к учебе и повышает внутреннюю мотивацию. Более того, успех в решении трудной задачи повышает самооценку и самоуважение, что побуждает к участию в проектах, сопряженных с трудностями и риском (Watters, 2000). 

Подгонка, видоизменение проектов 

Сами по себе проекты не обязательно рассчитаны на обучение талантливых учеников. Выбор возможностей может быть ограничен или ожидания могут не предполагать использования всех когнитивных способностей. Томильсон (1995) описывает несколько способов видоизменения проектов для всех учеников и в особенности для продвинутых учеников.

  1. Интерес—выбирайте темы, связанные с концепциями предмета через другие области, хобби и простое любопытство. 
  1. Учебный профайл - ученики учатся понимать свои собственные процесс научения, они могут выбирать проекты, которые соответствуют их предпочтениям и сильным сторонам. 
  1. От конкретного к абстрактному - одаренные и талантливые ученики часто могут работать с более абстрактными материалами и идеями, чем другие ученики. 
  1. От простого к сложному — продвинутые ученики выигрывают от участия в проектах, в которых объединены сложные ресурсы, источники, проблемы, навыки и цели. 
  1. От нескольких граней к многогранным проектам — одаренные ученики могут с успехом работать с проектами, объединяющими множество частей, направлений деятельности, планирования и выполнения. 
  1. От маленьких шагов к большим шагам — более одаренные ученики могут выполнять задачи, требующие более сложных когнитивных действий. 
  1. От структурированных к неоднозначным — позвольте ученикам рассуждать, чтобы они могли наилучшим образом продемонстрировать свое понимание концепций и это повысит их творческую активность и критическое мышление. 
  1. От меньшей независимости к большей независимости — одаренные ученики часто могут работать с небольшой поддержкой по планированию, дизайну и наблюдению за деятельностью, поскольку они владеют навыками самоуправления. 
  1. От быстрого к медленному — иногда ученики выигрывают от быстрого знакомства с содержанием, но иногда им нужно время для более глубокого изучения предмета. 

Стратегии обучения 

Все ученики выигрывают от дифференцированного подходы, поскольку у каждого есть области, в которых они сильны, и области, где им требуется дополнительная поддержка. На пути удовлетворения потребностей одаренных учеников учителя ожидают несколько заблуждений. Томильсон (1995) поясняет примеры неудачного дифференцированного обучения: 

Класс не дифференцирован, если одна и та же процедура оценивания применяется ко всем ученикам, но для некоторых учеников вопросы усложняются или некоторым ученика в качестве поощрения за раннее выполнение работы позволяется играть. Непозволительно обязывать более продвинутых учеников решать дополнительные математические задачи, делать дополнительные литературные обзоры или проходить дополнительное оценивание после выполнения обычной работы. 

Обучение в дифференцированном классе должно помогать ученикам реализовывать их потенциал. 

Оценивание Диффференцированное обучение для одаренных учеников зависит от точного и постоянного оценивания. Катарина Рид , учитель математики, которая преподает геометрию одаренным школьникам в обычном классе, поясняет - “Учитель должен оценить уровень понимания учебного материала и видоизменить деятельность таким образом, чтобы избежать повторов и зубрежки для тех, кто уже демонстрирует знание материала . 

Учителя могут отслеживать уровень понимания учениками важнейших концепций и то как они различными способами используют навыки высокого мышления. Поскольку продвинутые учении используют более сложные процессы познания, учителя должны дать им возможность описать свои мыслительные стратегии, чтобы их можно было оценить. Задавая ученикм соответствующие вопросы и выслушивая их обсуждение, учитель может понять какие мыслительные стратегии используют ученики, работая над проектом, и обеспечить необходимые пояснения и поддержку  Уоттерс  описывает важность выслушивания и толкования услышанного в отличии от оценивания услышанного: 

Интерпретация услышанного ведет к диалогу и постановке новых вопросов, что важно для получения учителем новой информации и дальнейшей поддержки в построении знаний через различные формулировки, вербализацию знаний и наблюдение роста понимания. 

Стратегия обучения 

Одаренные и талантливые ученики используют несколько стратегий учения самостоятельно, но как и все учащиеся они зачастую нуждаются в дополнительном обучении. Недостаточно просто ставить перед одаренными учениками более сложные задачи. Они нуждаются в инструкциях и поддержке в действиях и навыках, необходимых для успешного выполнения задач. 

  1. Поддержка ученика, примеры деятельности и инструкции являются важнейшими компонентами обучения навыкам высокого мышления. Эффективное обучения мышления обычно содержит шесть компонентов. Выбор соответствующего навыка или стратегии обучения 
  1. Метка или категоризация навыка 
  1. Выявление и моделирование навыка через размышление вслух 
  1. Направленная отработка навыка в парах или малых группах 
  1. Объяснение того, как и когда использовать этот навык или стратегию 
  1. Постоянное наблюдение и поддержка в том, насколько эффективно используется навык 

Метапознание 

Метопознание или "размышление о мышлении” отсылает нас к ментальным процессам, контролирующим и регулирующим то, как мы думаем. . Метапознание особенно важно в проектной деятельности, поскольку ученики должны принимать решение о выборе стратегий и о том как их использовать. Исследования Морзано (*Marzano’s 1998) 4000 различных учебных мероприятий показали, что наиболее эффективными для улучшения обучения были те, которые были направлены на процессы размышления учеников о процессах своего мышления и на то, как ученики осознают себя учащимися. 

Когда одаренные ученики работают над сложным проектом, которые требует напряженного мышления, инструкции в метапознании позволяют им подойти к проблеме так же, как это делают профессионалы данной предметной области. На их “успех влияет знание о том, как использовать полезные знания и понимание того как можно отказаться от непродуктивной и неподходящей для данного случая стратегии” (Watters, 2000). 

Гибкое разбиение на группы 

Метод проектов предполагает, что ученики объединяются в группы и работают вместе со сверстниками над решением проблем. Совместная работа над содержательной задачей может мотивировать учеников и обогатить процесс обучения, поскольку они поддерживают друг друга в планировании, принятии решений, решении проблем и и оценке достигнутого прогресса. 

Одаренные и талантливые ученики часто чувствуют, что их используют в работе группы, где на них возлагается дополнительная ответственность за достижение общего успеха. С другой стороны, продвинутые ученики, как и все остальные, нуждаются в обучении успешной совместной деятельности.

Обучение ожидаемым стратегиям совместной деятельности и установление базовых правил группового взаимодействия может уменьшить проблемы и повысить продуктивность работы группы. Различное разбиение учеников на группы для решения различных задач может учитывать их интересы при сохранении преимуществ совместного обучения. 

Гетерогенные группы пригодны для выполнения многих проектов, но некоторые задачи должны основываться на признании личных достижений учеников. Ученики могут объединяться в группы и по собственному выбору и по интересам. В своем классе Рид  (Catherine Reed 2000) сажает вместе учеников, которые демонстрируют особое понимание учебного материала, и они работают над углубленным изучением темы, которая изучается всем классом. Все ученики потенциально способны принимать участие в работе этой группы, если они показываю глубокие знания в определенной области. 

Дифференцированное обучение для талантливых и одаренных учеников 

Ключевым моментов в удовлетворении потребностей всех учеников в обычном классе, где есть и одаренные ученики, является предоставление возможностей. Томильсон (2000, 1995) выделяет три способа дифференцированного обучения. 

  1. По содержанию -- различные пути освоения учениками содержания учебного курса 
  1. По процессу -- разнообразие действий или процессов, в рамках которых ученики обретают понимание и осваивают информацию и идеи. 
  1. По продукту - разнообразие выбора способа демонстрации полученных знаний и учений. 

С тщательным планированием, оцениванием и творческой разработкой проекта талантливые ученики могут открыть свой потенциал и в обычном классе рядом с другими учениками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы поддержки талантливых детей.

Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...

Статья "Талантливые дети"

Статья-размышление об одном из пяти ведущих направлений президентской инициативы "Наша новая школа" - развитии системы поддержки талантливых детей....

Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

Школьная программа поддержки и развития способных, талантливых детей "Одаренные дети"

Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных спос...

«Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение периода обучения»

Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их   сопровождение в течение периода обучения...