«Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение периода обучения»
опыты и эксперименты по технологии
Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение периода обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение периода обучения»
Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые.
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
Гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.
В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает предмет – «Технология». Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные.
Талантливый ребенок, какой он?
Обладает:
- отличной памятью,
- высоким уровнем мышления и интеллекта,
- хорошо развитой речью и хорошим произношением
- большим словарным запасом.
- широким кругозором
- отличается любознательностью и наблюдательностью
- способен сосредоточиться на нескольких видах деятельности
- быстро схватывает новый материал
- самостоятельно достигает поставленной цели
- легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями
- выполняет задания повышенной трудности
- умеет искать, анализировать, обобщать
Очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.
В практике своей работы я пользуюсь разными технологиями. В работе с одаренными детьми часто использую проектные и информационно – коммуникативные технологии. Они делают процесс обучения интересным; расширяют познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
работа с родителями одаренных детей
включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
формирование и развитие сети дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.
II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную..
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе.
Одарённые дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей современного образования. Одним из важнейших требований к современному процессу обучения является требование развития у школьников творческих подходов к деятельности
Готовых рецептов работы с одаренными детьми зачастую нет и быть не может. Ведь каждый ребенок – это личность и к этой личности надо подобрать свой ключ. Вот здесь надо школьника не просто похвалить или поставить «пять», но и мотивировать его к дальнейшим действиям другими методами.
Проблема выявления одарённых детей очень сложная и следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.
В своей работе применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.
Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленные на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины.
Заинтересовать современного ребенка чем-то трудно, но можно, если вы сумеете убедить его в том, что в дальнейшем все, что он делает сейчас, все, к чему сейчас стремится, принесет ему большую пользу.
Уроки технологии открывают широкие горизонты для выявления и развития одарённости, специальных умений.
Целями и задачами моей работы с одарёнными детьми является их выявление и создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Для развития одарённости подростков в своей работе использую как традиционные урочные, так и внеурочные формы и методы работы. В своей работе применяю различные инновационные педагогические технологии (развивающего обучения, уровневой дифференциации, компьютерные, проектные), которые стимулируют, направляют и ускоряют развитие личности, в том числе и одарённых детей.
Очень важен первый контакт учителя с детьми. Именно на первом уроке закладывается система отношений с педагогом, начинается формирование уровней познавательной активности учащихся, которая является одним из показателей одарённости. «Чтобы ребёнок чем-то занялся, он должен вначале удивиться!», вниманию детей представляю слайдовую презентацию о разделах технологии, об умениях, которые им предстоит приобрести, знакомлю с выставкой работ учащихся и достижениями профессионалов и народных умельцев. Предлагаю викторину и небольшую диагностическую анкету. Положительная мотивация занятий побуждает к деятельности, ориентирует их на успех.
Чтобы систематизировать свои представления об «Интеллектуальном портрете» детей использую наблюдения других педагогов и родителей учеников
Одним из критериев одарённости является широта проявлений в различных видах деятельности: практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Все эти виды деятельности на уроках технологии обеспечивают возможность развития и проявления одарённых детей.
На уроках 5-8 классах по моделированию изделий, материаловедению, кулинарии, обработке материалов наряду с репродуктивными и частично-поисковыми задачами ставлю задачи творческие. Например: составить кроссворд, разрешить ситуацию, предложить модель, подобрать цвет и отделку, составить авторский рисунок узора, найти старинный рецепт приготовления напитка или блюда, изучить обряд, вспомнить сказки, легенды, поверья, связанные с темой занятия. Этот приём способствует самостоятельности мышления, инициативности и творчеству, развиваются умения, оттачивается мастерство.
Проектная деятельность в 5-8 классах кроме развития специальных умений развивает исследовательские и мыслительные умения и навыки, активно-творческие ученики выполняют познавательные задания различной сложности, в основе которых лежит сравнение, самостоятельно выдвигают гипотезы.
Решая проблему изготовления продукта проекта, развиваю исследовательские навыки детей: способность анализировать, делать выводы, проводить аналогии, способность к ассоциативному мышлению. Для этого предлагаю ряд упражнений: на ассоциации, «звёздочка обдумывания»- перечень критериев, анализ существующих идей, диаграмма «Паучок». Эти упражнения реализуют потенциальную одарённость ребёнка, обеспечивают определённое развивающее влияние на исходные психические возможности ребёнка.
Ученики активно-творчески исследуют различные технологии современных производств, проводят исследования о востребованности профессий на рынке труда.
Наряду с урочной деятельностью выявлению и развитию одарённых детей способствует внеурочная работа. Творческую одарённость ребёнка, высший уровень исполнения его деятельности, преобразовываю и развиваю участием этих детей в выставках народных умельцев СДК п. Мирный, участием в проектах («Имидж девушки», «Интерьер жилого дома»), внеурочной деятельности «Мастерица».
К 75 летию Победы в Великой Отечественной войне обучающиеся изготовили в технике папье –маше модели военной техники времен Великой Отечественной воны. Новрузова Наргиз признана победителем в открытом заочном конкурсе творческих работ «Техника, с которой победили» ГАУ ДПО «СОИРО» Детский технопарк «Кванториум».
В КОНЦЕПЦИИ преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы содержание предметной области «Технология» осваивается через учебные предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ» и выстроено в модульной структуре. Во внеурочную деятельность «Робототехника и системы автоматического управления» для 8 класса вынесен модуль «Робототехника». Курс ориентирован на сборку и программирование роботов фирмы «Амперка», технологии умного дома и интернета вещей. Используемый язык программирования роботов Амперка JavaScript.
Обучающиеся 8класса с удовольствием выполнят проекты данного курса.
Всякий ребёнок нуждается в поощрении. Информация о достижениях ребёнка публикуется на школьном сайте. Dnevnik.ru, награждается благодарственным письмом и грамотой школы, информируются родители, обеспечивается участием в олимпиадах различного уровня.
В каждом классе есть ученики, в которых сочетаются творчество, скромность, высокий интеллект, внимательное отношение ко всему, и, что особенно меня радует, у них есть очень важный стимул – побеждать. А ведь порой цена этих побед – трудная работа над собой. Неталантливых детей нет. Необходимо только научить их раскрыть свои способности, таланты, поверить в себя. И здесь моя главная задача, как учителя и наставника, – вовремя прийти на помощь.
Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении моей работы в школе, я пытаюсь достичь этого.
Открытый урок «Художественные ремесла» (5 класс).
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку и учиться вместе со сверстниками, и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, и вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.
- База данных одаренных детей.
- Тестирование одаренных детей.
- Анкетирование
- Динамика успехов одаренных детей
Диагностика
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе индивидуализированного образования. На каждого учащегося оформляется диагностическая карта личностных качеств. (Применяемые методики: Методика «Ценности ориентации» М.Рокича; методика «Определение коммуникативных и организаторских склонностей»; методика «Самооценка личности» и др.
Выводы
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.
Анализ работы с одаренными детьми дает возможность осознанно выбирать предпочтительные, оптимальные методы и технологии обучения, воспитания и развития личности одаренных детей. Работа с одаренными детьми на учебных и внеклассных занятиях с внедрением и использованием современных педагогических технологий, в том числе технологии уровневой дифференциации, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), метода проектов, проблемного обучения в процессе обучения технологии, организации исследовательской деятельности школьников открывает широкие возможности для углубления и расширения технологических знаний и способствует формированию технологической культуры, воспитанию гражданственности и патриотизма, становлению личности школьника как полноправного члена общества, несущего ответственность за будущее страны и своей малой Родины. Активно внедряю в свою практику технологию исследовательского обучения, широко применяю нетрадиционные формы обучения, которые развивают у учащихся нестандартное мышление, ведущее к принятию ими неординарных решений при выполнении задач творческого характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие системы поддержки талантливых детей.
Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...
Система поддержки талантливых детей
одаренные дети...
Cоздание системы поиска и поддержки одаренных детей.
Методические рекомендации по созданию системы поиска и поддержки одаренных детей....
Развитие системы выявления и поддержки талантливых детей в спорте.
В данном материале предложены тесты для подготовки теоретческого тура по олимпиаде ф.к., так же примерный комплекс упражнений по гимнастике, баскетболу....
Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)
Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...
Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности
Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин...
Естественнонаучная направленность дополнительного образования как система поиска одаренных и талантливых детей
Естественнонаучная направленность дополнительного образования...