Деление на десятичную дробь
методическая разработка (5 класс) по теме
Данный урок является обобщающим по теме: "Деление на десятичную дробь". Урок проводится в форме игры-путешествия. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
деление на десятичную дробь.rar | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой.
2.РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития интеллектуальных качеств – памяти, внимания, умения обобщать, выделять главное; для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, для развития логического мышления учащихся.
3.ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: содействовать развитию познавательного интереса к предмету, формированию положительного мотива к учению, культуре поведения на уроке.
Содержание темы. Данная тема программы 5 класса по математике учебников под редакцией Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова и др..
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
Организационные формы общения. Индивидуальная, коллективная, парная.
Форма проведения урока: урок- путешествие «По страницам детства …»,
посвящённый 300 – летию со дня рождения М. В. Ломоносова.
Оборудование для учителя: ноутбук; мультимедийный проектор, экран; презентация; песочные часы.
Оборудование для учащегося: учебник 5 класса; путевые листы; алгоритм деления и умножения десятичных дробей.
Структура урока:
l. Организационный момент.
2. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Подведение итогов путешествия.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
Ход урока
l. Организационный момент (2 мин).
Учитель.
- Ребята, вы слышите, какая тишина?!
В нашей школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к своей работе!
Захватим с собой путевые листы (Приложение 1), в которые будем заносить итоги нашего путешествия. В начале, пожалуйста, в своих листах отметьте галочкой, с каким настроением вы пришли на урок. В этом вам помогут смайлики настроения.
мне грустно \\ у меня отличное настроение \\ мне хорошо
ll. Мотивационная беседа (3 мин).
СЛАЙД № 2.
Учитель.
-«Математику уже за то любить стоит, что она в порядок ум приводит»,
это слова Михаила Васильевича Ломоносова.
В старину на Руси говорили, что умноженье – мученье, а с деленьем – беда. Тот, кто умел быстро и безошибочно делить, считался большим математиком. Сегодня мы проводим урок – путешествие «По страницам детства…», посвящённый великому математику, учёному, поэту и художнику, организатору отечественной науки и естествознания, нашему земляку Михаилу Васильевичу Ломоносову. 2011 год объявлен годом Ломоносова. Сколько же лет прошло со дня рождения Ломоносова? Вы ответите, если выполните действия (устно), запись на доске:
0,3 : 0,001= 300 ; 0,6 : 0,2 × 100 = 300 ; 18 : 0,06 = 300 ( лет).
За правильный ответ ученики заносят по 1 баллу в таблицу результатов в путевом листе.
- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? Какова цель урока? ( Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока). Учитель обобщает ответы учащихся.
lll. Актуализация опорных знаний (30 мин).
СЛАЙД № 3.
Учитель.
- Еще В.Г.Белинский писал: “Ломоносову воздвигнут памятник – и он вполне достоин этого; он – великий характер, примечательный человек; юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его великий образ”.
СЛАЙД № 4.
Учитель.
- Путешественникам иногда в пути помогают знатоки своего дела – экскурсоводы. Им и представляю слово.
Сообщение 1 экскурсовода (ученика) (Приложение 2).
Учитель.
- Как называлась деревня, в которой родился Ломоносов?
Задание 1.
- Для этого вам необходимо верно решить все примеры и буквы вписать в таблицу ответов, смотри путевой лист. При решении используй алгоритм деления (умножения) десятичных дробей (Приложение 3).За правильный ответ – 5 баллов.
1)5,8 : 0,1= М 2)29,6 : 10= Я 3)0,75 : 0,01= Н 4)496,1 : 100= И
5)5,97 : 0,01= К 6)48 : 100= Ш 7)5 : 10= С 8)3,6 : 0,1= А
58 | 4,961 | 0,48 | 36 | 75 | 4,961 | 75 | 0,5 | 597 | 36 | 2,96 |
СЛАЙД № 5. Учитель: «М.В.Ломоносов родился в д. Мишанинской близ Холмогор, что в 75 км от Архангельска. А рядом на слайде Дмитриевская церковь,
в которой крестили М. В. Ломоносова».
Задание 2. Работа в тетрадях .
Учитель.
- Ребята, давайте вместе решим задачу № 1454, стр. 222 вашего учебника (работа у доски).
-Кто самый решительный и справится с задачей?
Задача: За 2,4 ч мальчик прошёл 7,2 км. Сколько километров он пройдёт с той же скоростью за 1,6 ч?
Решение: 1)7,2 : 2,4=3 (км/ч)- скорость мальчика.
2)3 × 1,6=4,8 (км) – расстояние за 1,6 часа.
Ответ: 4,8 км.
За правильное решение и смелость ученик ставит себе 5 баллов.
Сообщение 2 экскурсовода (ученика) (Приложение 4).
Учитель.
- Чтобы нас не покинули силы во время путешествия мы выполним небольшую физкультминутку. Все смотрим на слайд, на девушку на слайде и на меня. СЛАЙД № 6 (текст физкультминутки с картинкой).
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели, вновь за дело (повторяем 2 раза).
Учитель.
- А теперь мы попытаемся выполнить очередное задание для сообразительных (работа по цепочке).
Задание 3.
2,5
а) Вычислите устно:
(задание записано на доске)
×5
- 5,5
Целое
да
нет
+1,4
: 0,2
610
: 2
:8
×11
×10
Ответ:
42; 4,2
СЛАЙД № 7. б) Найдите ошибку, если она есть (работа в парах). За каждый правильный ответ по 1 баллу.
22,7 : 10 = 227 14,3 : 0,1 = 1,43
23,3 : 10 = 2,33 23,565 : 0,01 = 235,65
3,14 : 100 = 0,314 0,123: 0,001 = 123
9,6 : 100 = 0,096 46,4 : 0,2 = 23,2
0,05 : 10 = 0,0005 3,6 : 0,06 = 600
Учитель.
- В 1727 г. отец М. В. Ломоносова одним из первых на Двине построил себе «новоманерный» корабль модели «гукор». Оно отличалось настолько хорошими мореходными качествами, что поморы прозвали его… Как ?
- Узнаете, если справитесь с уравнением. Вам предлагается на выбор решить любое из 2 уравнений, при правильном решении первого получаете 3 балла, а за второе – 4 балла. Указаны два ответа, один - правильный. Время решения - 4мин. (использую песочные часы).
Задание 4.
СЛАЙД № 8. Решите уравнения (самостоятельная работа в тетрадях).
а) 16 – 3,8х = 6,31 /3 балла/ б) 0,2с + 1,7с – 0,54 = 0,22 /4 балла/
А) 2,55 Б) 25,5 А) 4 Б) 0,4
СЛАЙД № 9. Ответы по решению уравнений:
а) 16 – 3,8х = 6,31 б) 0,2с + 1,7с – 0,54 = 0,22
3,8х = 16 – 6,31 1,9с = 0,22 + 0,54
3,8х = 9,69 1,9с = 0,76
Х = 9,69 : 3,8 с = 0,76 : 1,9
Х = 2,55 с = 0,4
Ответ: х = 2,55 Ответ: с = 0,4
СЛАЙД № 10 (2 картинки). Учитель: «Мы решали уравнения, чтобы узнать название корабля. Итак, это модель «гукора» – поморского судна. Корабль назывался «Чайка», и другого такого быстрого корабля у поморов не было». Сообщение 3 экскурсовода (ученика) (Приложение 5).
СЛАЙД№ 11. Юноша Ломоносов за книгой. Барельеф работы П. Забелло на памятнике Ломоносову.1892 г.
СЛАЙД № 12. Учитель:
- Ломоносов жадно тянулся к книгам. И северная деревня оказалась ими не скудна. В семье Дудиных он раздобыл « Грамматику» церковнославянского языка Мелентия Смотрицкого и напечатанную в 1703 году для навигацких учеников «Арифметику» Левонтия Магницкого, содержавшую сведения по геометрии, астрономии и навигации. Эти две книги Ломоносов назвал «вратами своей учёности».
- Давайте и мы посчитаем.
Задание 5. Тест. Подчеркните правильный ответ, помня алгоритм деления (умножения) десятичных дробей. Время на решение – 2 - 4 мин. (использую песочные часы).
1) 3,17 • 4,6; а) 14,582; б) 1458,2;
2) 0,4 • 0,16; а) 0,64; б) 0,064;
3) 0,045 • 0,1; а) 0,45; б) 0,0045;
4) 7,68 : 0,6; а) 1,28; б) 12,8.
5) 0,315 : 0,9; а) 0,35; б) 3,5;
.
СЛАЙД № 13. Проверка теста (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Учитель.
- Детей в поморских семьях воспитывали с большой суровостью. Послушание младших старшим и подчинение детей воле родителей считалось непреложным законом. Уважение и почтение к старшим было естественным и не вызывало протеста. Воспитанные в труде, дети росли здоровыми и крепкими, у них формировался сильный характер. Как и все дети, они охотно состязались между собой в ловкости и силе, во многом беря пример со взрослых.
Вот и мы с вами посоревнуемся.
Задание 6.
Найди значение выражения удобным способом, подчеркни правильный ответ (смотри путевой лист).
1). 16,34 : 4,3 + 22,36 : 4,3 а) 0,9; б) 9. /3 балла/
СЛАЙД№ 14 (2 картинки). Закат на Холмогорах. Белое море зимой.
Учитель.
- Детство и юность Ломоносова прошли среди удивительно красивой северной природы. Двинские просторы, изумрудно-зелёные заливные луга, богатство чистейших красок на небе и их отражение в воде, сполохи северного сияния – всё это развивало в нём эстетическое чувство, которое впоследствии помогло ему стать замечательным художником; всё это полюбил он на всю жизнь.
Михаил Васильевич был потомственным помором.
Но поморов немало, а Ломоносов один. Что же сделало его великим? Это загадка. Может быть, гений Ломоносова пробудила величавая природа Севера?
Множество тайн окружало его. Куда ни глянь – всё таинственно, загадочно, интересно…
- Всё от Бога, - объяснял отец. – Как Бог задумал, так и случается. А почему – человеку это узнать недоступно. Главное, своё дело хорошо делать, а лишние вопросы только мешают.
4. Подведение итогов путешествия (5 мин.)
Учитель.
- Вот и закончилось путешествие,
Результат нам узнать пора.
Кто же лучше всех потрудился,
Кто на уроке отличился?
- Подсчитаем суммарный балл за урок.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Какой самый интересный момент путешествия?
- Сообщения экскурсоводов понравились? Что запомнили?
- Награждение лучших путешественников памятными сувенирами.
5. Домашнее задание с комментированием (2мин.)
Стр.226, № 1492(в,г), №1493.
6.Рефлексия (2мин.) СЛАЙД № 15 и № 16.
На своём путевом листе отметьте своё настроение к концу урока. А также можете написать, за что вы себя можете похвалить, а за что поругать.
- Спасибо всем за урок! До новых путешествий!
Используемая литература и сайты:
1.Воскобойников В. М. Жизнь замечательных детей. Книга первая. – М.: Издательство Оникс, 2007. - 184 с.: - ил. – (Жизнь замечательных детей).
2.Ишлинский А. Ю., Павлова Г. Е. М. В. Ломоносов – великий русский учёный.- М.: Педагогика, 1986. – 128 с., ил. – (Б – чка Детской энциклопедии «Учёные – школьнику»).
3.Карпеев Е. П. М. В. Ломоносов: Имя Россия. Исторический выбор 2008 . – М.: АСТ: Астрель, 2008. -188 с.: ил.
4.Попова Л. П. Поурочные разработки по математике: 5 класс. – М.:ВАКО, 2008. – 496 с.
5.Попов М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс». –М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 95 с.
6.Математика. Итоговые уроки. 5 – 9 классы / авт. – сост. О. В. Бощенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 68 с.
7.Математика : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 21 – е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007. – 280 с.
8. http://www.ucheba.ru/referats/14560.html
9. http://pinega.edusite.ru/p57aa1.html
11. http://www.lomonosov300.ru/fotokonkurs_showfotos_87.html
12. http://www.pomorsu.ru/GenInfo/History/Make.htm
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О ваши -дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Рачеяьем вашим показать,
Что может- собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля раждать.Учитель.
- Ребята, давайте вспомним алгоритм деления ( умножения) десятичных дробей. (у учащихся он есть на руках).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- Алгоритм деления десятичных дробей.
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1. в делимом и делителе перенести запятую
вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
2. после этого выполнить деление на натуральное число.
Пример:
1). 12, 09 6 : 2, 24 = 1209,6 : 224 = 5,4
_ 1 2 0 9, 6 224
1 1 2 0 5, 4
_ 8 9 6
8 9 6
0
- Алгоритм умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, и т.д.
А) Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоят в множителе после единицы. Пример: 1) 0,035 • 1000 = 0035,= 35;
2) 2 ,9 • 100 = 2,90 •100 = 290;
3) 3,8 4 5 7 • 10 = 38,457.
Б) Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе.
Пример: 1) 9 6, 1 : 10 = 9,61;
3 3, 061 : 1000 = ,033061 = 0,033061.
- Алгоритм умножения десятичных дробей.
Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
1. выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
2. отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе. (Если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятую, то впереди пишут нуль или несколько нулей).
Пример: 1). 3, 3 5 2). 0, 2 5 4
× 2,6 × 0,0 3
2 0 1 0 0,0 0 7 6 2
⁺6 7 0__
8,7 1 0 = 8,71
Приложение 2.
Михаил Васильевич родился 19 ноября 1711 года в семье помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Их деревня находилась на одном из девяти островов в дельте Северной Двины, против Холмогор, Архангельской губернии. На самом большом острове разместилось десятка три деревень в один-два двора. «Деревнями» здесь называлось все владение, обычно одной семьи. К ним причислялись и пашни, и сенные покосы («пожни») на соседних заливных островах, и даже лесные «путики» на охоту.
Деревеньки лепились друг другу и нередко меняли названия. Согласно церковным книгам, в одной из них и родился Михайло. Позднее эта деревня слилась с соседней Денисовской, которая и прослыла родиной Ломоносова ещё при его жизни.
Приложение 4.
Каких-либо документальных сведений о детстве Ломоносова не сохранилось. До девяти-десяти лет он вел жизнь, общую всем его сверстникам: помогал родителям по хозяйству, играл в бабки и городки, зимой катался на санках, летом собирал грибы и ягоды, купался, учился грести. С ранних лет Ломоносов наблюдал природу во всем разнообразии ее проявлений и сроднился с ней. Когда М. В. Ломоносову исполнилось десять лет, отец стал каждое лето и каждую осень брать его с собой на рыбные промыслы в Белое и Баренцево море. Вместе со взрослыми на промысловом поприще работали и подростки. На судах они выполняли работы, которые полагается делать юнгам, а на берегу — припасали дрова, помогали приводить в порядок снасти, отбирали и обрабатывали рыбу. Рослый, физически сильный и сообразительный Михайло Ломоносов, по-видимому, быстро завоевал популярность среди своих сверстников.
Приложение 5.
С постройкой нового судна сфера деятельности В. Д. Ломоносова заметно расширилась. Теперь отец с сыном не только выезжали на рыбные промыслы, но и перевозили зерно, муку, соль, доставляя их и другие товары в Пустозерск, Соловецкий монастырь, Колу, на реку Мезень. Как надежному кормщику и добросовестному человеку Василию Дорофеевичу поручали особо ценные грузы, например мешки с золотыми и серебряными деньгами.
По воспоминаниям современников, отец Ломоносова «всегда имел в... рыбном промысле щастие». Слова эти относятся, по видимому, к тому периоду его жизни, когда он плавал на «Чайке». Уловы, которые Василий Дорофеевич привозил с промыслов после 1727 г., действительно были большими. Рыбным промыслом Ломоносовы занимались только поздней весной, летом и ранней осенью, а на зиму оставались дома. Здесь, у местного крестьянина Ивана Афанасьевича Шубного, Михайло Ломоносов выучился читать и писать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике в 5 классе. Тема "Деление на десятичную дробь"
Урок по математике в 5 классе по теме "Деление на десятичную дробь" Урок можно использовать для закрепления изученного материала или для проверки и коррекции знаний и умений....
Разработка урока математики в 5 классе по теме:Деление на десятичную дробь
Материал урока подводит учащихся к самостоятельной формулировке правила деления на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. Использование стихов, шарад и физкультминутки в стихотворной форме повышает интерес к изучен...
Математика-5. План-конспект урока по теме: «Деление на десятичную дробь»
Урок изучения нового материала по теме: "Деление на десятичную дробь". Учебник под редакцией И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича. Математика-5класс....
5 кл. Деление на десятичную дробь.
Цели: подвести учащихся к пониманию правила деления на десятичную дробь; научить выполнять деление на десятичную дробь; повышать вычислительную культуру учащихся....
Деление на десятичную дробь
Деление на десятичную дробь. Презентация к уроку математики....
Деление на десятичную дробь.
Презентация содержит занимательные задания по теме, исторический материал....
Умножение и деление десятичных дробей. Деление на десятичную дробь 5 класс
Умножение и деление десятичных дробей. Деление на десятичную дробь...