Деление на десятичную дробь
методическая разработка (5 класс) по теме

Данный урок является обобщающим по теме: "Деление на десятичную дробь". Урок проводится в форме игры-путешествия. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл деление на десятичную дробь.rar2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой.

2.РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития интеллектуальных качеств – памяти, внимания, умения обобщать, выделять главное; для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, для развития логического мышления учащихся.

3.ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:  содействовать развитию познавательного интереса к предмету, формированию положительного мотива к учению, культуре поведения на уроке.

Содержание темы. Данная тема программы 5 класса по математике учебников под редакцией Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова и др..

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Организационные формы общения. Индивидуальная,  коллективная,  парная.

Форма проведения урока:  урок- путешествие  «По страницам детства …»,

посвящённый   300 – летию  со дня рождения М. В. Ломоносова.

 

Оборудование для учителя: ноутбук; мультимедийный проектор, экран; презентация; песочные часы.

Оборудование для учащегося: учебник 5 класса;  путевые листы; алгоритм  деления  и умножения десятичных дробей.

Структура урока:

l. Организационный момент.

2. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Подведение  итогов путешествия.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия.

                                                                   

Ход урока

l. Организационный момент (2 мин).

Учитель.

- Ребята, вы слышите,  какая тишина?!

В нашей школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

 И приступим все к своей работе!

Захватим с собой путевые листы (Приложение 1), в которые будем заносить итоги нашего путешествия. В начале, пожалуйста, в своих листах отметьте галочкой, с каким настроением вы пришли на урок. В этом вам помогут смайлики настроения.

                                                                                         

      мне грустно  \\         у меня  отличное  настроение   \\           мне  хорошо

ll. Мотивационная беседа (3 мин).

СЛАЙД № 2.

Учитель.  

-«Математику уже за то любить стоит, что она в порядок ум приводит»,

это слова  Михаила  Васильевича  Ломоносова.

В старину на Руси говорили, что умноженье – мученье, а с деленьем – беда. Тот, кто умел быстро и безошибочно делить, считался большим  математиком. Сегодня  мы проводим урок – путешествие «По страницам детства…», посвящённый  великому математику, учёному,  поэту и художнику, организатору отечественной науки и естествознания,   нашему земляку  Михаилу Васильевичу  Ломоносову.    2011 год объявлен годом Ломоносова. Сколько же лет  прошло со дня рождения  Ломоносова? Вы ответите, если выполните действия (устно), запись на доске:

   0,3 : 0,001= 300 ;    0,6 : 0,2 × 100 = 300 ;   18 : 0,06 = 300 ( лет).                              

За правильный ответ ученики заносят по 1 баллу в таблицу результатов в путевом листе.

 - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? Какова цель урока?                   ( Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока). Учитель обобщает ответы учащихся.

lll. Актуализация опорных знаний (30 мин). 

 СЛАЙД № 3.

Учитель.

- Еще В.Г.Белинский писал: “Ломоносову воздвигнут памятник – и он вполне достоин этого; он – великий характер, примечательный человек; юноши                    с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его великий образ”.

СЛАЙД № 4.

 Учитель.

-   Путешественникам иногда  в пути помогают знатоки своего дела – экскурсоводы. Им и представляю слово.                                              

 Сообщение  1 экскурсовода (ученика) (Приложение 2).

Учитель.

- Как называлась  деревня, в которой родился Ломоносов?  

Задание 1.

- Для этого вам необходимо  верно решить все примеры и буквы вписать в таблицу ответов, смотри путевой лист. При решении используй алгоритм деления (умножения) десятичных дробей (Приложение 3).За правильный ответ – 5 баллов.

1)5,8 : 0,1=      М     2)29,6 : 10=       Я     3)0,75 : 0,01=      Н    4)496,1 : 100=        И

5)5,97 : 0,01=      К  6)48 : 100=       Ш    7)5 : 10=       С              8)3,6 : 0,1=           А   

         

58

4,961

0,48

36

75

4,961

75

0,5

597

36

2,96

СЛАЙД № 5. Учитель: «М.В.Ломоносов родился в д. Мишанинской близ Холмогор, что в 75 км от Архангельска. А рядом на слайде Дмитриевская церковь,

в которой крестили М. В. Ломоносова».

Задание 2. Работа в тетрадях .

Учитель.

- Ребята, давайте вместе  решим задачу № 1454, стр. 222 вашего учебника  (работа у доски).

-Кто самый решительный и справится с задачей?

Задача:  За 2,4 ч мальчик прошёл 7,2 км. Сколько километров он пройдёт с той же скоростью за 1,6 ч?

Решение: 1)7,2 : 2,4=3 (км/ч)- скорость мальчика.

                    2)3 × 1,6=4,8 (км) – расстояние за 1,6 часа.

Ответ: 4,8 км.

За правильное решение и смелость ученик ставит себе  5 баллов.

Сообщение 2 экскурсовода (ученика) (Приложение 4).

Учитель.

- Чтобы нас не покинули силы во время путешествия мы выполним  небольшую физкультминутку. Все смотрим на слайд, на девушку на слайде  и на меня.   СЛАЙД № 6 (текст физкультминутки с картинкой).

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли.

Повернулись влево, вправо,

Тихо сели, вновь за дело (повторяем 2 раза).

Учитель.

- А теперь  мы попытаемся выполнить очередное задание  для сообразительных    (работа  по цепочке).

Задание 3.  

2,5

а) Вычислите устно:

(задание записано на доске)

×5

- 5,5

Целое

да

нет

+1,4

: 0,2

610

: 2

:8

×11

×10

Ответ:

42;  4,2

 

СЛАЙД № 7.    б) Найдите ошибку, если она есть (работа в парах).  За каждый правильный ответ по 1 баллу.

22,7 : 10 = 227                  14,3 : 0,1 = 1,43

23,3 : 10 = 2,33                 23,565 : 0,01 = 235,65

3,14 : 100 = 0,314             0,123: 0,001 = 123

9,6 : 100 = 0,096               46,4 : 0,2 = 23,2

0,05 : 10 = 0,0005             3,6 : 0,06 = 600

Учитель.

- В 1727 г. отец М. В. Ломоносова одним из первых на Двине построил себе «новоманерный» корабль модели «гукор».  Оно отличалось настолько хорошими мореходными качествами, что поморы прозвали его… Как ?

- Узнаете, если справитесь с уравнением. Вам предлагается на выбор решить любое из 2 уравнений, при правильном решении первого получаете 3 балла, а за второе – 4 балла. Указаны два ответа, один  - правильный. Время решения  - 4мин. (использую  песочные  часы).

Задание 4.

СЛАЙД № 8. Решите уравнения (самостоятельная работа в тетрадях).  

а) 16  – 3,8х = 6,31      /3 балла/                         б) 0,2с + 1,7с – 0,54 = 0,22   /4 балла/

А) 2,55   Б) 25,5                                                             А) 4   Б) 0,4

СЛАЙД №  9.    Ответы по решению уравнений:

а)  16  – 3,8х = 6,31                       б) 0,2с + 1,7с – 0,54 = 0,22

3,8х = 16 – 6,31                                  1,9с = 0,22 + 0,54

3,8х = 9,69                                           1,9с = 0,76

Х = 9,69 : 3,8                                        с = 0,76 : 1,9

Х = 2,55                                                 с = 0,4

Ответ: х = 2,55                                    Ответ: с = 0,4

 СЛАЙД № 10 (2 картинки). Учитель: «Мы решали уравнения, чтобы узнать название корабля. Итак, это модель «гукора» – поморского судна.  Корабль назывался  «Чайка», и другого такого быстрого корабля у поморов не было». Сообщение 3  экскурсовода (ученика)  (Приложение 5).

СЛАЙД№ 11.  Юноша Ломоносов за книгой. Барельеф работы П. Забелло на памятнике Ломоносову.1892 г.

СЛАЙД №  12.   Учитель:

-  Ломоносов жадно тянулся к  книгам. И северная деревня оказалась ими не скудна. В семье  Дудиных он раздобыл « Грамматику» церковнославянского языка Мелентия Смотрицкого и напечатанную в 1703 году для навигацких учеников «Арифметику» Левонтия Магницкого, содержавшую сведения по геометрии, астрономии и навигации. Эти две книги Ломоносов назвал «вратами своей учёности».

- Давайте и мы посчитаем. 

Задание 5.  Тест.         Подчеркните правильный ответ, помня алгоритм  деления (умножения) десятичных дробей. Время на решение – 2 - 4 мин. (использую  песочные  часы).

                              1) 3,17 • 4,6;              а) 14,582;         б) 1458,2;                                        

                              2) 0,4 • 0,16;              а) 0,64;             б) 0,064;            

                              3) 0,045 • 0,1;            а) 0,45;             б) 0,0045;            

                              4) 7,68 : 0,6;              а) 1,28;             б) 12,8.

                              5) 0,315 : 0,9;            а) 0,35;             б) 3,5;                

.

СЛАЙД № 13.     Проверка теста (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Учитель.

- Детей в поморских семьях воспитывали с большой суровостью. Послушание младших старшим и подчинение детей воле родителей считалось непреложным законом. Уважение и почтение к старшим было естественным и не вызывало протеста. Воспитанные в труде, дети росли здоровыми и крепкими, у них формировался сильный характер. Как и все дети, они охотно состязались между собой в ловкости и силе, во многом беря пример со взрослых.  

 Вот и мы с вами посоревнуемся.

Задание 6. 

Найди значение выражения удобным способом, подчеркни правильный ответ           (смотри путевой лист).

1).  16,34 : 4,3 + 22,36 : 4,3          а) 0,9;         б) 9.            /3 балла/

СЛАЙД№ 14 (2 картинки).  Закат на Холмогорах. Белое море зимой.

Учитель.

- Детство и юность Ломоносова прошли среди удивительно красивой северной природы. Двинские  просторы, изумрудно-зелёные заливные луга, богатство чистейших красок на небе и их отражение в воде, сполохи северного сияния – всё это развивало в нём эстетическое чувство, которое впоследствии помогло ему стать замечательным художником; всё это полюбил он на всю жизнь.

Михаил Васильевич  был потомственным помором.

Но поморов немало, а Ломоносов один. Что же сделало его великим? Это загадка. Может быть, гений Ломоносова пробудила величавая природа Севера?

 Множество тайн окружало его. Куда ни глянь – всё таинственно, загадочно, интересно…

- Всё от Бога, - объяснял отец. – Как Бог задумал, так и случается. А почему – человеку это узнать недоступно. Главное, своё дело хорошо делать, а лишние вопросы только мешают.

 4. Подведение итогов путешествия (5 мин.)

Учитель.

- Вот и закончилось путешествие,

Результат нам узнать пора.

Кто же лучше всех потрудился,

Кто  на уроке  отличился?

- Подсчитаем суммарный балл за урок.

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Какой самый интересный момент путешествия?

- Сообщения экскурсоводов понравились? Что запомнили?

- Награждение лучших путешественников  памятными сувенирами.

5. Домашнее задание с комментированием (2мин.)

Стр.226, № 1492(в,г),  №1493.

6.Рефлексия (2мин.) СЛАЙД № 15 и № 16.

На своём путевом листе отметьте своё настроение  к  концу урока. А также можете написать, за что вы себя можете похвалить, а за что поругать.

- Спасибо всем за урок! До новых путешествий!

Используемая  литература  и  сайты:

1.Воскобойников В. М.  Жизнь замечательных детей. Книга первая. – М.: Издательство Оникс, 2007. - 184 с.: - ил. – (Жизнь замечательных детей).

2.Ишлинский А. Ю., Павлова Г. Е. М. В. Ломоносов – великий русский учёный.- М.: Педагогика, 1986. – 128 с., ил. – (Б – чка Детской энциклопедии «Учёные – школьнику»).

3.Карпеев Е. П.  М. В. Ломоносов: Имя Россия. Исторический выбор 2008 . – М.: АСТ: Астрель, 2008. -188 с.: ил.

4.Попова Л. П.  Поурочные разработки по математике: 5 класс. – М.:ВАКО, 2008. – 496 с.

5.Попов М. А.  Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс». –М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 95 с.

6.Математика. Итоговые уроки. 5 – 9 классы / авт. – сост. О. В. Бощенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 68 с.

7.Математика : учеб.  для  5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 21 – е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007. – 280 с.

8.  http://www.ucheba.ru/referats/14560.html

9.  http://pinega.edusite.ru/p57aa1.html

10.  http://www.historydata.ru

11. http://www.lomonosov300.ru/fotokonkurs_showfotos_87.html

12. http://www.pomorsu.ru/GenInfo/History/Make.htm

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,     
О ваши -дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Рачеяьем вашим показать,
Что может- собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля раждать.
Учитель.

- Ребята, давайте вспомним алгоритм деления  ( умножения) десятичных дробей. (у  учащихся он есть на руках).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  1. Алгоритм деления десятичных дробей.

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:

1. в делимом и делителе перенести запятую

вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

2.  после этого выполнить деление на натуральное число.

       Пример:  

            1). 12, 09 6 : 2, 24 = 1209,6 : 224 = 5,4

             _  1 2 0 9, 6    224

                 1 1 2 0        5, 4

                    _ 8  9  6  

                       8  9  6

                               0

  1. Алгоритм  умножения    и    деления   десятичных дробей на 10, 100,  и т.д.

А) Чтобы умножить    десятичную дробь на 10, 100, и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоят в множителе после единицы.     Пример: 1) 0,035  •  1000 = 0035,= 35;

                                                2) 2 ,9       •  100 = 2,90 •100 = 290;

                                        3)   3,8 4 5 7  •  10 = 38,457.

Б) Чтобы разделить  десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе.

             Пример: 1)  9 6, 1 : 10  =  9,61;

                             3 3, 061 : 1000 = ,033061 =  0,033061.

  1. Алгоритм умножения десятичных дробей.

Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:

1.  выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;

2.   отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе. (Если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятую, то впереди пишут нуль или несколько нулей).

Пример:        1).       3, 3 5         2).      0, 2 5 4

                                 ×  2,6                  ×   0,0 3

                                2 0 1 0              0,0 0 7 6 2

                              ⁺6 7 0__

                                8,7 1 0 = 8,71

Приложение 2.

Михаил  Васильевич  родился 19 ноября 1711 года  в семье помора  Василия Дорофеевича и Елены Ивановны  Ломоносовых. Их деревня находилась на одном из девяти островов в дельте Северной Двины, против Холмогор, Архангельской губернии.  На самом большом острове разместилось десятка три деревень в один-два двора.  «Деревнями» здесь называлось  все владение, обычно одной семьи. К ним причислялись и пашни, и сенные покосы («пожни») на соседних заливных островах, и даже  лесные «путики» на охоту.

 Деревеньки лепились друг другу и нередко меняли названия. Согласно церковным книгам, в одной из них  и родился  Михайло. Позднее   эта деревня слилась с соседней Денисовской, которая и прослыла родиной Ломоносова ещё при его жизни.

Приложение 4.

 Каких-либо документальных сведений о  детстве  Ломоносова  не сохранилось. До девяти-десяти лет он вел жизнь, общую всем его  сверстникам: помогал родителям по хозяйству, играл в бабки и городки, зимой катался на санках, летом собирал грибы и ягоды, купался, учился грести. С ранних лет Ломоносов наблюдал природу во всем разнообразии ее проявлений и сроднился с ней.  Когда М. В. Ломоносову исполнилось десять лет, отец стал каждое лето и каждую осень брать его с собой на рыбные промыслы в Белое и Баренцево море. Вместе со взрослыми на промысловом поприще работали и подростки. На судах они выполняли работы, которые полагается делать юнгам, а на берегу — припасали дрова, помогали приводить в порядок снасти, отбирали и обрабатывали рыбу. Рослый, физически сильный и сообразительный Михайло Ломоносов, по-видимому, быстро завоевал популярность среди своих сверстников.

Приложение 5.

С постройкой нового судна сфера деятельности В. Д. Ломоносова заметно расширилась. Теперь отец с сыном не только выезжали на рыбные промыслы, но и перевозили зерно, муку, соль, доставляя их и другие товары в Пустозерск, Соловецкий монастырь, Колу,  на реку Мезень. Как надежному кормщику и добросовестному человеку Василию Дорофеевичу поручали особо ценные грузы, например мешки с золотыми и серебряными деньгами.

По воспоминаниям современников, отец  Ломоносова «всегда  имел в... рыбном промысле щастие». Слова эти относятся, по видимому, к тому периоду его жизни, когда он плавал на «Чайке». Уловы, которые Василий Дорофеевич  привозил с промыслов после 1727 г., действительно были большими. Рыбным промыслом Ломоносовы занимались только поздней весной, летом и ранней осенью, а на зиму оставались дома. Здесь, у местного крестьянина Ивана Афанасьевича Шубного, Михайло Ломоносов выучился читать и писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике в 5 классе. Тема "Деление на десятичную дробь"

Урок по математике в 5 классе по теме "Деление на десятичную дробь" Урок можно использовать для закрепления изученного материала или для проверки и коррекции знаний и умений....

Разработка урока математики в 5 классе по теме:Деление на десятичную дробь

Материал урока подводит учащихся к самостоятельной формулировке правила деления на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. Использование стихов, шарад и физкультминутки в стихотворной форме повышает интерес к изучен...

Математика-5. План-конспект урока по теме: «Деление на десятичную дробь»

Урок изучения нового материала по теме: "Деление на десятичную дробь". Учебник под редакцией И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича.  Математика-5класс....

5 кл. Деление на десятичную дробь.

Цели: подвести учащихся к пониманию правила деления на десятичную дробь; научить выполнять деление на десятичную дробь; повышать вычислительную культуру учащихся....

Деление на десятичную дробь

Деление на десятичную дробь. Презентация к уроку математики....

Деление на десятичную дробь.

Презентация содержит занимательные задания по теме, исторический материал....

Умножение и деление десятичных дробей. Деление на десятичную дробь 5 класс

Умножение и деление десятичных дробей. Деление на десятичную дробь...