Адаптация при переходе учащихся в среднее звено ОУ.
консультация по психологии (5 класс)
Психологические особенности адаптационного периода при переходе в 5-ый класс. Рекомендации для учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_perehoda_v_srednee_zveno._adaptatsiya_pyatiklassnikov.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация пятиклассников
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной и школьной тревожности.
Все это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе:
- новые учителя
- непривычное расписание (новый режим).
- много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены
- новые дети в классе, классный руководитель
- в средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими
- возросший темп работы
- другие нормы оценок
- новые, непривычные требования к оформлению работ
- необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов:
- усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.
- для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.
Все психологические особенности постепенно начинают проявляться в возрасте 10-11 лет – при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться непростым.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие такой готовности:
- сформированность основных компонентов учебной деятельности, спешное усвоение программного материала;
- новообразования младшего школьного возраста:
– произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
– рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;
– мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
– способность к саморегуляции; - качественно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с учителями и одноклассниками;
- ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).
Признаки успешной адаптации:
· удовлетворенность ребенка процессом обучения;
· ребенок справляется с программой;
· степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
· удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
· усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
· нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
· стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
· нежелания выполнять домашние задания.
· негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
· жалобы на те или иные события, связанные со школой.
· беспокойный сон.
· трудности утреннего пробуждения, вялость.
· частые жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь?
• Помогите ребенку выучить имена новых учителей. Поделитесь своим опытом перехода в среднее звено школы.
· Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
· Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
· Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
· Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
· Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
· Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
· Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Материал подготовила педагог-психолог Мелдер В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы
Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...
Адаптация учащихся в среднем звене
Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности....
Родительское собрание в 5-х классах ««Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене»
Методическая разработка данного родительского собрания раскрывает тему кризисного этапа в школьной жизни ребенка – переход в среднее звено. На собрании дается физиологическое и психологическое обоснов...
Деятельность педагога - психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.
Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической н...
5 класс - что нужно знать о переходе школьников в среднее звено
В работе школьного психолога есть несколько ключевых временных моментов. Переход из начальной школы в среднее звено - один из них. Этот процесс требует пристального внимания со стороны учителей, родит...
Пакет контрольно-измерительных материалов для измерения уровня адаптации при переходе учащихся из начальных классов в средние (5 класс)
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это...
Пакет контрольно-измерительных материалов для измерения уровня адаптации при переходе учащихся из начальных классов в среднее звено.
Пакет контрольно-измерительных материалов для измерения уровня адаптации при переходе учащихся из начальных классов в среднее звено....