Урок - как система
методическая разработка по теме
Методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_kursa_171.doc | 71.5 КБ |
urok_kak_sistema.ppt | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
«СИСТЕМА УРОКА»
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
- РЕГЛАМЕНТ И ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ.
- РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
ЗАДАЧИ:
- Повысить интерес и активность детей на уроке.
- Расширить представление учителей о различных методах и формах преподавания.
- Определить методическую систему – как учить.
- Уметь руководителю после посещения урока ставить позитивные оцени – вначале, а критику - потом.
- Использовать современные технологии в преподавании биологии на современно этапе.
Основное изложение материала.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА.
Методы обучения – это система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению цели урока.
Обучение в школе делится на три основных этапа:
- ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.
Т.о. метод обучения – это система заданий, выполняемых учащимися.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- словесные, наглядные, практические
- репродуктивные, проблемно-поисковые
- индуктивные, дедуктивные
- работа под руководством учителя, самостоятельная работа
- познавательные игры, учебные дискуссии
ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Мотивация
- Научность
- Доступность, наглядность
- Структурирование
- Доведение до решения типовых задач
- Обеспечение внимания учащихся
Остановимся на мотивации. Мотивация – это создание и поддержание интереса к изучаемому материалу у учащихся. Чтобы учение было сознательным и успешным, ученик должен видеть, зачем ему предлагаемый материал. Материал должен предлагаться ученику так, чтобы он мог ответить на вопрос «А зачем это нужно?». Тип мотивации определяется возрастом и содержанием учебного материала.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Воспроизводящее
- Тренировочное
- Творческое (итоговое)
Здесь также необходима мотивация. Она заключается в создании ситуации успеха, в возрастании трудностей одного задания к другому, консультирование и оценивание всех учащихся.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.
- Устный
- Письменный
- Индивидуальный
- Фронтальный
- Программированный
- Лабораторный
- С помощью ТСО
Мотивация здесь состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим, особое внимание следует уделить контролю над домашней работой. Необходимо сократить выполнение домашней работы до 20 минут, контроль будет более эффективным.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.
Форма обучения – это способ его организации, учитывающий количество обучающихся в классе. Основные формы обучения это:
- Разделение учащихся на группы
- Характер взаимодействия учащихся внутри группы
- Характер воздействия учителя на работу групп.
Формы обучения делятся на:
- Индивидуальные
- Фронтальные
- Коллективные
Система средств обучения обеспечивает и научность, и мотивацию, и управление процессом усвоения (учебники, таблицы, экранные материалы, модели, тетради с печатной основой, карточки с заданиями, компьютер и т.д.) Правильная выбранная система средств обучения тоже работает на мотивацию учащихся.
РЕГЛАМЕНТ И ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ.
СКОЛЬКО НАПРАСНЫХ ТРЕВОЛНЕНИИ И НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ СВЯЗАНО С ПОСЕЩЕНИЕМ УРОКА. А НЕЛЬЗЯ ЛИ ОРГАНИЗОВАТЬ ЭТУ ПРОЦЕДУРУ ТАК, ЧТОБЫ ОНА НЕТ ПРЕДВЕЩАЛА НЕПРИЯТНЫХ НЕПРИЯТНЫХ СЮРПРИЗОВ? ИМЕННО ЭТО НАМ И ПРЕДСТОИТ РЕШИТЬ.
На урок ходят с разными целями. Например, родители – за тем, чтобы увидеть, как учится их ребенок, а методисты – для знакомства с педагогической новацией. В любом случае учитель нуждается в том, чтобы его заранее извещали о цели посещения. Обычно посещения регулируют специальными планами-графиками, которые доводятся до сведения каждого педагога. Необходимо заметить, что извещая учителя об этом, недопустимо даже интонационно выражать еме недоверие или неприязнь.
ПРИМЕРНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКОВ.
Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки:
- Без согласия учителя его уроки могут посещать руководители школы, управления образования, работники методических центров.
- Другие работники (ученые, педагоги, работники) посещают уроки только с разрешения директора школы.
- Родителям для посещения уроков, где обучаются их дети, согласия и разрешения учителя и руководства не требуются.
- Не допускается посещение урока лицам, не имеющим
отношение к учебно-воспитательному процессу.
- Не допускаются посещение уроков учащимися других классов.
- Посещать открытые уроки в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д. разрешается всем участникам.
По уважительным причинам учитель имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время.
Посещение урока:
- Посещение уроков регулируется специальным планом, утвержденных компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директором школы или ЗУВР)
- График посещения уроков в рамках плановых проверок доводится до сведения учителей в начале учебного года.
- Учителя дополнительно информируют о псещении накануне урока или в более ранние сроки.
- Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению.
- Учителя обязательно заранее знакомят с целями посещения урока.
- Учитель имеет право знать ФИО и должность посещающего урок, если тот является работником другой организации, и требовать от него предъявление служебного удостоверения.
- Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планом учителя, с учебной программой.
Другие работники к ознакомлению с этими документами допускаются только с разрешения учителя.
Ограничения для процесса наблюдения на уроке:
- Запрещается появляться на уроке после его начала.
- Запрещается покидать урок до его завершения.
- Руководство может прервать свое посещение толь в исключительном случае.
- Запрещается вмешиваться в ход урока.
- Во время урока запрещается беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д.
- Запрещается выражать свое отношение к учителю, учащимся и к уроку выражением лица, мимикой и т.д.
- Посещающий обязан выключить мобильный телефон.
- Во время письменных работ, посещающий по предварительному согласию с учителем может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.
Видеозаписи, аудиозаписи и т.д. разрешаются только с разрешения учителя и директора школы.
Наблюдение учебного процесса на уроке:
- Посещающий ведет запись своего наблюдения в спец.журналах.
- Различные виды съемок не должны нарушать ход урока.
- Ученикам запрещается вести видео- и аудиозапись.
- В конце урока посещающий по согласованию с учителем и директором может задать вопросы ученикам.
- Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе проверяющего.
- Посещающему запрещается сидеть за одним столом с учеником.
Посещающему запрещается задерживать учеников после урока.
Анализ посещенного урока:
- Должностные лица, посетившие урок, обязаны дать анализ урока.
- Работники других организации дают анализ лишь по просьбе учителя.
- Родители в интересах своего ребенка имеют право доводить свое мнение об уроке до сведения учителя и руководителей школы.
- Педагогам школы, посетившим урок, дается время на подготовку анализа и своего анализа по нему.
- Посетившего урок запрещается давать анализ урока на перемене.
- Анализ дается в день проведения урока по окончании учебных занятий.
- В ходе анализа не разрешается выступать работникам, не посетившим урок.
- Учитель имеет право на самоанализ своего урока перед выступлением посещавших урок и на заключительное слово о своем согласии или несогласии с выступающими.
- Учитель обязан реализовать рекомендации и замечания , высказанные должностными лицами.
- Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт учителя, обязан довести до сведения учителя свое мнение об этих сторонах его урока.
Посещение урока вовремя аттестации завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности учителя квалификационным требованиям той или иной категории.
Документы, отражающие посещение уроков:
Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом документа и должны иметь признаки документа.
- Сроки хранения таки документов – 5 лет.
- Посещение урока в рамках аттестации завершается составлением справки, имеющей статус и признаки документа.
- Учитель имеет право ознакомиться с записями посетивших его урок в рамках аттестации или плановых проверок.
- Учитель обязательно и под роспись должен быть ознакомлен со всеми документами, составленными после посещения уроков.
- Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими урок учителя.
ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКОВ.
Отсутствие документа, регламентирующего посещение урока – это источник конфликтных ситуаций и субъективных оценок работы учителя. Наблюдатель на уроке – ситуация стрессовая, она наносит неоспоримый вред здоровью учащихся и учителя, негативно отражается на знаниях, умениях и навыках учеников. Можно предложить свод правил, способствующих здоровым взаимоотношениям педагогов и руководства школы, который распространяется на посещение уроков.
- Начинать анализ урока с позитивных оценок.
- Не сравнивать одного учителя с другим.
- Не использовать суждение типа «мне этот методический прием понравился» вызывающие сомнения в объективности оценки.
- Оценивать педагогические явления только с точки зрения грамотности применения.
- Строить оценочные суждения только на основе научно-методической терминологии.
- Давать конкретные и вежливые оценки.
- Наблюдатель, преподающий другой предмет, не в праве анализировать урок; по просьбе учителя он может только дать оценку с общепедагогических позиций.
- Директор и его заместители, преподающие другой предмет, обязаны дать квалифицированный анализ урока.
- Посещающий педагог должен знать школьные основы науки, заложенной в учебный предмет.
- Должностное лицо высказывает свое мнение последним, после других выступающих.
- Анализ проводится под руководством «ведущего» - руководителя методического объединения или замдиректора курирующего предмет.
- Анализ урока протоколируется; учитель, урок которого анализируется, должен быть обязательно ознакомлен с протоколом.
- С протоколом обсуждения урока имеют право ознакомиться посетившие урок педагоги.
- Выступающий высказывает лишь собственное мнение.
Перед или в процессе обсуждения каждый может обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Методисты определяют методическую систему преподавания как структуру, состоящую из следующих основных элементов:
- Цели и задачи обучения (зачем учить?)
- Содержание (чему учить?)
- Методы.
- Формы.
- Средства обучения (как учить?)
Окончательный вид, методическая система принимает у каждого учителя, и в каждом конкретном классе - эта система может и должна претерпевать существенные изменения в зависимости от состава учеников. Сегодня необходимо говорить о том, как учить т.е о методах, формах и средствах обучения, способных сформировать и повысить мотивацию учащихся к успешному обучению.
Использованная литература.
- Сборник материалов и методических рекомендаций, подготовка и проведение педагогического совета. Составитель: руководитель СП МУОП ОМЦ ЦОУО ДО г. Москвы С.В.Полякова.
- Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования ДИРЕКТОР ШКОЛЫ , апрель 2008 года.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА. (Еще одна страница «петербургского текста".)" (11-й класс. 2 урока в системе)
Урок сконструирован в компетентностно-деятельностном подходе к обучению....
Урок - презентация по педагогике "Типы и структура уроков" в системе СПО
Данная презентация с использованием интерактивной доски используется для ознакомления с новым материалом. Благодаря такой подачи нового материала студенты узнают типы уроков, использ...
Итоговый урок из системы уроков по акробатике.
На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)
Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...