ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехника и электроника
методическая разработка по теме
Программа учебной дисциплины "Электротехника и электроника" разработанная на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования 140407 «Электрические станции, сети и системы» (базовой подготовки).
Организация – разработчик: ГОУ СПО «Балаковский автомобильно – электромеханический техникум»
Разработчик: Головина Лидия Петровна - преподаватель физики, электротехники ГОУ СПО «Балаковский автомобильно – электромеханический техникум»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie8.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
2011 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 140407 «Электрические станции, сети и системы» (базовой подготовки).
Организация – разработчик: ГОУ СПО «Балаковский автомобильно – электромеханический техникум»
Разработчик:
Головина Лидия Петровна - преподаватель физики, электротехники
ГОУ СПО «Балаковский автомобильно – электромеханический техникум»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию
Федерального государственного учреждения
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы учебной дисциплины 4
- Структура и содержание учебной дисциплины 6
- Условия реализации учебной дисциплины 11
- Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины 12
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящим в состав укрупненной группы специальности 140407 «Электрические станции, сети и системы»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области энергетики.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
- правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
- рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
- снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
- собирать электрические схемы;
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
- основные законы электротехники;
- основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
- основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
- параметры электрических схем и единицы их измерения;
- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
- свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
- способы получения, передачи и использования электрической энергии;
- устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
- характеристики и параметры электрических и магнитных полей
1.4. Рекомендованное количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента – 135 часов, в том числе
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 90 часов;
самостоятельной работы студента – 45 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 20 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 45 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | - |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 45 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника и электроника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи | |||
Тема 1.1. Методы расчета цепей постоянного тока | Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения, закон Ома для участка цепи, работа, мощность | 8 | 1 |
Электрические цепи: понятие, классификация, условное изображение, элементы, условные обозначения, методы расчета. | 1 | ||
Источники тока: типы, характеристики, единицы измерения, способы соединения, закон Ома для полной цепи. | 1 | ||
Резисторы: понятие, способы соединения, схемы замещения | 1 | ||
Сложные электрические цепи: понятие, законы Кирхгофа, метод контурных токов, метод узловых напряжений | 1 | ||
Нелинейные электрические цепи: понятие, элементы, характеристики | 1 | ||
Лабораторные работы | 4 | ||
Последовательное соединение проводников и проверка падения напряжения в отдельных проводниках. | 2 | ||
Параллельное соединение проводников и проверка 1го правила Кирхгофа | 2 | ||
Практические занятия: | 4 | ||
Нахождение сопротивления резистора по его вольтамперной характеристике | 2 | ||
Расчет простой цепи постоянного тока. | 2 | ||
Тема 1.2. Цепи переменного тока | Переменный ток, действующее значение | 10 | 1 |
Активное, индуктивное и емкостное сопротивление | 1 | ||
Последовательные и параллельные цепи с RLC | 1 | ||
Трехфазный ток, трехфазные цепи | 1 | ||
Соединение в звезду, треугольник | 1 | ||
Лабораторные работы | 4 | ||
Исследование трехфазной цепи переменного тока при соединении приемников по схеме «звезда» (или «треугольник) | 2 | ||
Испытание однофазного трансформатора | 2 | ||
Контрольная работа по расчету цепей постоянного и переменного тока | 2 |
Тема 1.3. Магнитные цепи. | Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет. | 4 | 1 |
Магнитное поле: понятие, характеристики, единицы измерения Магнитные свойства веществ: классификация, строение, характеристики, единицы измерения. | |||
Практические занятия | 4 | ||
Нахождение магнитной индукции и напряженности по кривой намагничивания. | 2 | ||
Расчет напряженности, индукции и магнитного потока для участка, узла и контура магнитной цепи. | 2 | ||
Тема 1.4. Электромагнитная индукция. | Электромагнитная индукция: явление, закон, правило Ленца. | 10 | 1 |
Вихревые токи: понятие, учет, использование | |||
Самоиндукция: явление, закон, учет, использование | |||
Индуктивность: понятие, расчет, единица измерения | |||
Взаимоиндукция: понятие, характеристики, единицы измерения | |||
Тема 1.5. Электрические машины и трансформаторы | Электромагнитные устройства и трансформаторы | 4 | 1 |
Конструкция и принцип действия трансформатора. | 1 | ||
Режимы трансформатора: холостой ход, короткое замыкание, режимы нагрузки. КПД | 1 | ||
Асинхронные двигатели. Вращающееся поле. Принцип действия и конструкция. Характеристики и применение. | 1 | ||
Машины постоянного тока: конструкция, принцип действия, схемы включения, характеристики, особенности применения. | 1 | ||
Синхронные машины: конструкция, принцип действия, схемы включения, характеристики, особенности применения. | 1 | ||
Лабораторные работы | 4 | ||
Испытание асинхронного двигателя (с короткозамкнутым ротором) | 2 | ||
Изучение неуправляемых выпрямителей | 2 | ||
Практические занятия | |||
Нахождение параметров трансформатора по его внешней характеристике и зависимости КПД от нагрузки. | 2 | ||
Составление схем соединения трехфазных трансформаторов. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Метод эквивалентного генератора Параллельное соединение L, R, C Нелинейные цепи Методы расчета магнитных цепей Машины постоянного тока Синхронные машины | 30 | ||
Раздел 2. Электронные устройства | |||
Тема 2.1. Электронные компоненты | Полупроводники, их собственная и примесная проводимость | 6 | 1 |
P-n переход, п/п диод, его характеристики | |||
Транзистор биполярный, принцип действия, схемы включения. | |||
Транзистор полевой, принцип действия, схемы включения. | |||
Стабилитрон. Тиристор. Светодиод и диодная матрица. | |||
2.2. Узлы аналоговой электроники | Тиристорные усилители, нагрузочная прямая, рабочая точка, классы усилителей | 6 | 1 |
Выпрямители переменного тока, источники питания | |||
Усилители постоянного тока. Дифференциальные усилители | |||
Операционные усилители, основное уравнение, схемы включения | |||
Компараторы. Генераторы | |||
Лабораторные работы | 4 | ||
Изучение аналогового сумматора | 2 | ||
Тема 2.3. Базовые логические элементы цифровой техники | Цифровая электроника, системы счисления, двоичная система. | 2 | 1 |
Базовые логические элементы цифровой электроники | 1 | ||
Лабораторные работы | 2 | ||
Изучение работы регистров | 2 | ||
Тема 2.4. Узлы цифровой электроники | Функциональные узлы цифровой электроники. | 2 | 1 |
Дешифраторы, шифраторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики | 1 | ||
Лабораторные работы | 2 | ||
Изучение счетчиков электрических импульсов | 2 | ||
Тема 2.5. Структура микропроцессоров | Микропроцессор, программное управление | 2 | 1 |
Контрольная работа по системам счисления | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Источники. Изучение неуправляемых выпрямителей. Генераторы электрических импульсов. Двоичная система Преобразователь кодов. П/п память | 15 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Электротехника и электроника» и лаборатории
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – наглядных пособий «Электротехника и электроника»
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы различных материалов.
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- инструкции к проведению лабораторных работ;
- инструменты;
- приборы и приспособления
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- В.Е. Зайцев. Т.А. Нестерова. Электротехника, электроснабжение, электротехнология и электрооборудование. Москва изд. центр «Академия»
7-е издание 2010 г.
- Соколовский Г.Г. Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. Учебник ИЦ "Академия", 2006
- Шихин А.Я. электротехника. Москва, «Высшая школа», 2001 г.
Дополнительные источники:
1. Прошин В.М.Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2+3-изд., стер.) Уч.пос.НПО."Академия"2007+2008.
2. Гуржий А.Н. Электрические и радиотехнические измерения. Уч. пособие для НПО. М.: ИЦ "Академия", 2004.
3. Беспалов В.Я. Электрические машины. Уч.пособие. - М.: ИЦ "Академия", 2005 г.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками | лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов | лабораторная работа |
рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей | практическая работа |
снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями | лабораторная работа |
собирать электрические схемы | лабораторная работа |
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы | практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения | лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; | внеаудиторная самостоятельная работа |
основные законы электротехники | контрольная работа |
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин | лабораторная работа |
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств | лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках; | лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
параметры электрических схем и единицы их измерения | контрольная работа |
принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов | практическая работа |
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов | внеаудиторная самостоятельная работа |
свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов | лабораторная работа |
способы получения, передачи и использования электрической энергии | внеаудиторная самостоятельная работа |
устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов | внеаудиторная самостоятельная работа |
характеристики и параметры электрических и магнитных полей | лабораторная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Основы электроники и цифровой схемотехники
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, базовой подготовки....
Инновационные образовательные технологии в среднем профессиональном образовании: на примере преподавания спец дисциплины «Электротехника и электроника» студентам, обучающимся по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств
Система образования в России переживает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Все стандарты обучения пишутся с нового листа. Основой федеральных государственных образова...
Открытое занятие по учебной дисциплине "Электротехника и электроника", 2 курс, СПО
Презентация к открытому занятию по теме "Электрические машины переменного тока"...
Лекции и презентации для учебной дисциплины "Электротехника и электроника", тема "Однофазные цепи переменного тока", 2 курс, СПО
Лекции и презентации для учебной дисциплины "Электротехника и электроника", тема "Однофазные цепи переменного тока", 2 курс, СПО.Содержит лекционный материал, задачи, задания для в...
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 110809 Механизация сельского хозяйства.Рабочая пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Рабочая программа учебной дисциплины "Электротехника" программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля 23.01.09 «Машинист локомотива» ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащихсреднего профессионального образованиядля профессии 23.01.17...