Доклад "Из опыта преподавания математики на уроках в 7Б и 8А классах в ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» на примере урока по теме «Обыкновенные дроби"
методическая разработка

Кандалова Вера Павловна

Доклад "Из опыта преподавания математики на уроках в 7Б и 8А классах в ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» на примере урока по теме «Обыкновенные дроби"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении:

«Из опыта преподавания математики на уроках в 7Б и 8А классах в ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» на примере урока по теме «Обыкновенные дроби»

Дата: 31.10.2022

Докладчик: Кандалова В.П. (учитель-дефектолог)

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - для нас это одна из наиболее острых в практике ГБОУ ТРОЦ «Солнышко».

Опыт обучения математики в классах АООП ООО УО (В.1) показывает, что учить всех и учить хорошо при традиционном построении учебного процесса невозможно, поэтому одной из форм обучения является организация программы, которая ставит задачу по укреплению здоровья детей, стимулировании их развития, коррекции имеющихся в развитии отклонений и приобретает специфические особенности.

Учитывая особенности детей, планирование занятий приобретает иной характер.

Трудность обучения состоит в том, что нелегко дифференцировать материал из учебника. Для детей с нарушением интеллекта учебного материала крайне мало, поэтому мы разрабатываем собственные методические подходы к усвоению материала, опираясь на свой опыт.

  Цели и задачи предмета «Математика» в классах с АООП УО (В.1.):

  1. Подготовка учащихся с УО (ИН) к самостоятельной жизни, к овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде.
  2. Формирование того или иного математического понятия, знаний, умений, навыков на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.

Т.к. абстрактное мышление школьников с РАС и интеллектуальной недостаточностью развиты слабо, а также есть негибкость, ригидность мышления, то применяю собственные наработки с использованием наглядности, доступности, дидактического материала, связи другими предметами и с жизненными ситуациями. Поэтому большое место отводится привитию практических умений и навыков на уроках, связью с жизнью.

Учитывая неоднородность состава учащихся (на примере 8А класса) и их разные возможности в усвоении математических знаний, необходима дифференциация заданий к разным категориям детей по их обучаемости математике. Так, чтобы у ребенка поддержать и развить чувство успешности допускаю для некоторых использование калькулятора, использование таблицы умножения.

Программа по математике в целом определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, который доступен большинству учащихся. Использование УМК В.В. Эк (рабочая тетрадь по математике 8 класс), УМК Т.В. Алышева (рабочая тетрадь по математике 7 класс) дополняет

Чтобы закрепить новый прием вычислений или решение нового вида задач, приходится выполнять большое количество практических упражнений, причем темп работы таких учеников весьма медленен.

Основная задача уроков математики — коррекционно-развивающая, т.е. повышение уровня общего развития и коррекция недостатков познавательной деятельности.

И наша задача - это найти такие формы, методы и приёмы обучения, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным и результативным.

Учащиеся на уроках получают начальные знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Однако усвоение математики представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.

Итак, из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. В настоящее время возникла необходимость обучать детей, используя специальную методику проведения уроков математики.
  2. Психолого-педагогические особенности детей, отличающие их от сверстников, требуют пересмотра подхода к обучению в этих классах, используя специфические методики обучения.
  3. Учебная деятельность на уроках организуется в форме дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, направленная на коррекцию познавательных процессов.
  4. Учащиеся должны получать математические знания, прежде всего, на основе собственной практической деятельности.
  5. Обучение математике нельзя ограничивать условиями класса, его можно и нужно проводить как в классе, так и за его пределами.

Таким образом, условием будет являться дифференциация и индивидуализация процесса обучения и воспитания.

Урок по теме: «Обыкновенные дроби»

Класс: 8 «А»

Цель урока: Объяснить получение обыкновенной дроби путем деления целого на целое.

Необходимые приборы и материалы: учебник, ТПО, полоски цветной бумаги, разлинованные на 5 частей, круг, разделенный на 8 частей, квадрат, разлинованный на 10 частей, яблоки, конфеты шоколадные.

Ход урока:

  1. Постановка проблемы: Нам необходимо разделить две конфеты между тремя мальчиками. Как это сделать? (ребята предлагают решения):

Возьмем одну конфету и разделим ее на 3 равные части. Каждый получит по доле. Затем другую конфету разделим тоже на 3 равные части. Каждый получит еще по  доле.

Сколько же получил каждый мальчик?

Каждый мальчик получил по  конфеты (аккуратно делим и распределяем между учениками. Ученики это должны видеть).

Запишем: 2 : 3 = .

  1. Сравнение дробей: давайте попробуем с вами разделить одно яблоко на 4 равные части.

Берём яблоко, делим его на 4 равные доли. Каждая долька – это четвертая часть от целого яблока (раздаю детям)

Сравним  долю яблока и . (2 дольки больше, чем одна долька)

Что больше:  или ?  Учащиеся наглядно убеждаются в том, что .

Так же сравниваются .  Записываем в тетрадь

Обратите внимание на знаменатели и числители сравниваемых дробей. Вывод: среди дробей с одинаковыми знаменателями дробь с бо́льшим числителем оказывается бо́льшей.

Закрепление материала:

Запишем ряд дробей

Учитель: Расскажите и покажите, как получить эти дроби, используя полоски бумаги. Отметьте эти дроби на полосках (Сначала на знаменатели всех записанных дробей (знаменатели всех дробей одинаковые), а затем на их числители (числители разные) и с помощью чертежа сравните эти дроби. Вывод делают ученики сами: при одинаковых знаменателях та дробь больше, у которой числитель больше. 

Для вывода правила рассмотрим (на круге, квадрате) еще ряд дробей с одинаковыми знаменателями, но разными числителями и сравним их.

Вывод: Доли, которые сравниваются, одинаковые, но количество этих долей разное. Следовательно, чем больше долей, тем дробь больше.

Предлагаю вам следующий ряд: сравнить дроби:  ,

Задание: запишите их от меньшей к большей (и наоборот);

  1. назовите наименьшую (наибольшую) дробь из данного ряда дробей;
  2. назовите из данного ряда дробей дроби, которые меньше , но больше .
  3. изобразите каждую из этих дробей на полосках и сделайте вывод

 «Из ряда дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой числитель больше».

Чтобы предупредить формальное усвоение детьми знаний по этой теме, механическое использование правил сравнения дробей, необходимо время от времени требовать от них изображения и сравнения дробей.

Задание: Давайте сравним дроби с единицей (показать на полосках бумаги, на круге)

Введём понятие о правильной и неправильной дроби. Делаем запись в тетрадь (определения правильной и неправильной дроби)

Задание на дом: показать образование дробей  ,  на отрезках, полосках, кругах; Какие из дробей меньше единицы, какие равны единице, какие больше единицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План методического объединения ОППП ГБОУ ТРОЦ "Солнышко"

План методического объединения на 2019/2020 учебный год (разработанный аттестующимся)...

Опыт работы ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" в системе Московской электронной школы

Подготовка материала к выступлению группы учителей на XXX международной конференции "Современные информационные технологии в образовании"...

Открытый доклад на XXXI конференции ИТО-2020 "Создание учебных моделей на 3D принтере, используемых на уроках в ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

Доклад "Создание учебных моделей на 3D принтере, используемых на уроках в ГБОУ ТРОЦ «Солнышко».Мой доклад о том, как мы организовали моделирование в школе, какие существовали для нас ...

Презентация коррекционно-развивающего занятия в 5"Б" классе на тему "Человек" - 5Б класс для обучающихся ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" (дети с ТМНР)

С помощью потешек, веселых стихов и песенок-потешек учащиеся знакомятся с частями тела человека....

Презентация коррекционно-развивающего занятия на тему "Человек" - 5Б класс для обучающихся ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" (дети с ТМНР)

В презентации, с  помощью  веселых стихов и песенок-потешек, учащиеся знакомятся с частями тела человека....

Коррекционно-развивающее занятие на тему: "Дом" - 5"Б" класс для обучающихся ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" (дети с ТМНР)

Презентация, с помощью изображений и чистоговорок, знакомит учащихся с основными частями дома, внутренним строением и его содержанием....

Выступление на Методическом объединении учителей ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" Подготовка к аттестации педагогических работников ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» (из опыта подачи заявления и заполнения аттестационных таблиц) от 19.02.2024

Доклад-выступление на методическом объединениии учителй ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" от 19.02.2024 "Подготовка к аттестации педагогических работников ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» (из опыта ...