Мой опыт профессионального самообразования
материал по теме
Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования, что я и делаю как учитель - предметник и классный руководитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Moy_opyt_professionalnogo_samoobrazovaniya.docx | 904.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико - ориентированная работа
«Мой опыт профессионального самообразования»
План работы
1. Самообразование, мотивы, этапы, достижения.
2. Самообразование педагога.
3.Направления самообразования
4. Источники самообразования.
5. Формы самообразования
6. Составляющие процессы самообразования
7.Результат самообразования
8.Заключение
9. Литература
Никогда не прекращайте
вашей самообразовательной работы
и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились,
сколько бы вы ни знали,
знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.
Рубакин Н.А.
1. Самообразование, мотивы, этапы, достижения.
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Если процесс образования …:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.
2.Самообразование педагога.
В гимназии, где я работаю, ведётся научно-практическая и научно-исследовательская деятельность всего педагогического коллектива. Учителя интенсивно занимаются самообразованием.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учителю нужно учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие
к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества.
Реализовать свой творческий потенциал. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Мне интересно раскрывать себя не только в проведении уроков, но и в подготовке внеклассных мероприятий. Мой класс активно принимает участие в школьных концертах, мы вместе готовим сценки, конкурсы, переделываем песни. Раньше я не могла составлять сценарии выступлений, наша совместная работа с детьми в этом направлении дала свои результаты. Выступления моих учащихся запоминаются, нравятся. Мы выступаем не только в рамках школы, но и на уровне района. И это привело к тому, что моим учащимся предложили вести районный бал выпускников, с чем они превосходно справились.
Районный бал выпускников.
Ведущие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Повышать свое профессиональное мастерство, осваивать современные педагогические идеи и технологии.
- Получить интеллектуальное удовлетворение.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно и учиться чему –то новому. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать? Когда я училась вождению автомобиля, мне было интересно узнавать и применять новую информацию, в корне отличную от моей профессиональной деятельности. В гимназии я всегда стараюсь задействовать своих учеников по максимуму. Сборная по футболу, волейболу, совет гимназии, всевозможные соревнования не обходятся без нас. Наша активность «привела» меня в руководители команд учащихся 8-х, 10-х классов «Школа безопасности» вместе с учителем ОБЖ. И вот уже не один год мы побеждаем в районе, занимаем призовые места на региональном уровне, а в 2008г победили в г. Руза и дважды выступали на областных соревнованиях в г.Звенигород (в 2008 г. заняли 2место с командой 10-х классов). В прошлом году в возрастной ценз попали мои восьмиклассники. И вновь первые в районе и участники соревнований в г. Руза.
На экскурсии в ПСО-1 Подготовка к соревнованиям вместе со спасателями
Победители районных соревнований «Школа безопасности».
Участники соревнований в г. Руза
Мотивация направлена на достижение успеха в личностно-профессиональном росте.
3. Направления самообразования учителя.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.
Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби
4. Источники самообразования.
Процесс самообразования предполагает самостоятельно добывать знания из различных источников, использовать эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. В гимназии я могу обратиться за материалами к администрации, зав. нашей кафедрой. Так же приходиться использовать свои источники знаний:
• Телевидение
• Газеты, журналы
•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
В имении графа Уварова
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В Финляндии. У памятника Сибелиусу
В Санкт-Петербурге. У Эрмитажа
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
5.Формы самообразования учителя
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
6. Составляющие процесса самообразования
Если представить мою деятельность в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту :
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий. Рекомендую всем сайт творческих учителей и фестиваль педагогических идей.
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями и к этому приобщаю своих учеников. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
Катание на лошадях Катание на санках
Катание с горки Катание на коньках
7.Результат самообразования
Личный план самообразования
На основании выбранной темы разрабатываю личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели «Повышение эффективности обучения»
• задачи
• предполагаемый результат (см. ниже)
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Прекрасно, если от проделанной работы получаешь удовлетворение.
И в личном плане самообразования обязательно прописываю результаты, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
• повышение качества преподавания предмета (показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
• разработанные методические пособия, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Мне приходилось работать над различными темами, углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения («Подготовка к ЕГЭ по математике») или которая является предметом особого интереса («Применение технологий развивающего обучения на уроках математики», «Применение инновационных технологий на уроках математики»). Отчетные работы проходят в форме докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом на научно – практических конференциях, обмен опытом на заседании кафедры, выступления на РМО.
Приятно отметить, что некоторые мои материалы нашли отклик не только учителей нашей кафедры, но и заинтересовали остальных (например, моя методика игровых моментов на уроке применяется учителями истории, ОБЖ, биологии). Её можно применять на разных этапах урока и проводя урок – обобщение. Мой опыт при подготовке учащихся к ЕГЭ вызвал интерес у учителей района. Разработанным комплектом раздаточного материала по предмету (карточки, тесты) и собранными вариантами ЕГЭ пользуются и учителя нашей гимназии. От этой работы я получила не только богатый дидактический материал, но и удовлетворение: мои ученики хорошо написали ЕГЭ по математике, многие поступили на бюджетные места в ВУЗы (МАДИ, МАИ, РГСУ и др)
8. Заключение.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
9.Литература:
Электронный педагогический словарь www.dictionary.fio.ru
www.festival.1september.ru
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - ИТО-2003
Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных
информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей. Казань: Центр инновационных технологий. 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Позитивный опыт профессиональной деятельности педагога
обобщение опыта работы по позитивному общению педагога с детьми...
Позитивный опыт профессиональной деятельности педагога
обобщение опыта работы по позитивному общению педагога с детьми...
Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы
Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны Программа ...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
«Опыт профессиональной педагогической деятельности учителя черчения Ципиной А.И, по внедрению новых компьютерных технологий в процесс преподавания предмета «Черчение» раздел «Технология».
Результаты реализации программы по черчению и мои методические наработки с внедрением новейших компьютерных технологий для повышения качества образования по предмету "Черчение" раздел "Технология"....
Опыт профессиональной деятельности.
Сказка - это одна из доступных форм детского творчества, в которой развиваются все психические процессы, осуществляется коррекция памяти, речи, внимания, развивается деское воображение и фантазия. Осу...
Опыт профессиональной деятельности.
Опыт профессиональной деятельности....