Опыт профессиональной деятельности.
опыты и эксперименты на тему

Рыбина Вера Ивановна

Сказка - это одна из доступных форм детского творчества, в которой развиваются все психические процессы, осуществляется коррекция памяти, речи, внимания, развивается деское воображение и фантазия. Осуществление коррекции и формирование эмоционально - волевой сферы детей при помощи сказки было выбрано мной, так как сказка является именно той сферой творчесва, в которой дети утверждают свои способности, познают себя и переживают чувство гордост от того, что они создают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская общеобразовательная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 4»

«Утверждаю»

Директор школы

__________________ Курдюмова Н.И.

Опыт

профессиональной деятельности

Рыбиной Веры Ивановны,

воспитателя

                                            г. Тула, 2016 г.

                                                                                  Сказка по лесу идет –

Сказка за руку ведет, –

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод!

Сказка умница и прелесть,

С нами рядышком живёт,

В сказке солнышко горит!

Справедливость в ней царит!

Сказка умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт!

Почему именно сказка?

  • Во-первых, потому, что они более других произведений фольклора известны детям. Сказки покоряют богатством вымысла, своими образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.
  • Во-вторых, сказка создаёт структуру интеллекта ребёнка.
  • В-третьих, в процессе слушания и сочинения сказки происходит знакомство с родным языком.

Сказка – это школа народного красноречия. Следовательно, сказка полезна также как средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.

Сказка учит добру, взаимовыручке,  взаимопониманию, воспитывает нравственные качества. Она даёт нашим детям всё, что так им необходимо.

Я решила осуществлять коррекцию и формирование эмоционально – волевой сферы детей, так как сказка является одной из первых сфер творчества, в которой дети утверждают свои способности, познают себя, переживают чувство гордости от того, что они создают.

Сказка – это одна из доступных форм детского творчества, в которой развиваются все психические процессы, осуществляется коррекция памяти, речи, внимания, развивается воображение и детская фантазия.

Создавая свою сказку, ребёнок испытывает радость, утверждает свою способность к творческому мышлению.

На протяжении 15 лет я работаю с детьми по этой теме. И результатом этой работы являются 4 сборника сказок, в которых собраны сказки, сочиненные детьми.

Для создания той или иной сказки мной были разработаны занятия, на которых решались реальные задачи. Решение данных задач зависело от выбранной темы. Для того, чтобы Вы имели представление об этих занятиях, я предлагаю Вашему вниманию конспекты.

Занятия по сочинению сказки могут быть разной тематики, но все они дают положительные результаты, к ним относятся:

  1. Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушения поведения и других проблем психического характера.
  2. На занятиях происходит коррекция самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снятие агрессивности, в том числе негативизма, расторможенности и пр.
  3. Развитие творческого потенциала личности, создание позитивного настроения.
  4. Создание целостной физически и психически здоровой  личности.

Работа по сочинению сказки должна быть построена на положительных эмоциях, только тогда дети будут с удовольствием и желанием сочинять свои сказки непохожие друг на друга.

Свои сочинения ребята записывали в альбомы, которые они оформили.

Затем я отредактировала сказки детей и оформила их в книги.

Сказки детей представляют собой уникальный материал, который наиболее полно выражает своеобразие внутреннего мира ребенка. Ведь не зря веками, даже тысячелетиями люди отрабатывали и формировали по крупинкам психотерапию для детей, развивали детскую любознательность и взаимосвязь разных явлений языка.

В моей работе, на первом месте не стояла задача – научить детей грамотно писать. Главной целью было развитие детской фантазии, желания сочинять и, конечно, душевное и эмоциональной состояние детей.

Анализируя детские сказки можно сказать, что увеличение изобразительно – выразительных средств в сказке учащихся объясняется развитием детской фантазии, дети пытаются по-новому увидеть знакомые предметы, у них появляются новые ассоциации, в их речи увеличивается число эпитетов, сравнений, сказочных выражений.

Делая анализ детских сказок, я обратила внимание на то, что дети научились сочинять сказки, т.е. овладели механизмом создания сказки.

15 лет мы вместе с детьми путешествовали по разделам сказок: «Разноцветные сказки», «Умные сказки», «Волшебные сказки» и «Сказки о животных».

Взрослели дети, взрослели и их сказки. В их сочинениях появились более серьёзные сказки. Психологические задачи этих сказок заключались в погружении учащихся в проблемное поле. Ответы на вопросы по содержанию сочиненной сказки дают возможность определить субъективные особенности и отношение к данной проблеме, в том числе и неосознанные учеником. Жанр сказки удобен для этой цели по разным причинам. Проблема, поставленная в сказке, понимается не как наказание и не как попытка заглянуть в душу. Придумать выход из положения в сказке легче, ведь в сказке можно все. К тому же всем известно, что сказки обязательно заканчиваются хорошо.

Для диагностики нравственного состояния использовались вопросы, беседы, сочинения, тестирования, стихотворения. Результатом диагностики являются детские сказки. Это, например,

  • «Сказка о забывчивой Фее» (тема – «Человек неповторимый»),
  • «Очень печальная сказка» (тема – «Война против человека и человечества»),
  • «Мальчик – чудовище» (тема «Опасность агрессивности в отношениях между людьми»,
  • «Сказка о мальчике, который не умел играть» (тема – «Роль социальных норм в жизни человека»).

С помощь этих сказок я разговаривала с детьми и понимала, что те вопросы, которые встают перед ребёнком, и трудности, которые возникают у него, не только его, но и мои. Однако решение должно быть его собственным. Неважно сам он его придумал, увидел в сказке или ещё где-то: «Оно твоё собственное, если ты его принимаешь и соглашаешься с ним, оно тебе поможет».

Задавая детям домашнее задание, я обратила внимание, что родители активно участвовали в сочинении домашних сказок.

Я провела ряд бесед и консультаций по работе со сказкой и пришла к выводу, что проблема нравственного воспитания сегодня приобретает особую актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Всё чаще мы замечаем проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс особенно необходимым.

Нравственное воспитание детей – достаточно сложный процесс. С течением времени, ребёнок постепенно овладевает общепринятыми в обществе нормами поведения и взаимоотношений. Но путь этот долгий и не всегда эффективный, и он не обеспечивает глубины в освоении норм. Поэтому так важна роль семьи, с помощью которой этот процесс осуществляется.

В каждой семье есть свои традиции – это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, нерегламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи.

Работая с детьми по сочинению сказки, я пришла к выводу, что одной из наиболее значимых и ценных  традиций является воспитание в семье посредством сказки.

Почему сказка?

  • Сказка близка и понятна и взрослым и детям;
  • Слушая или сочиняя сказку, взрослый совместно с ребёнком чувствует неизведанное, переживает эмоциональную встряску, фантазирует, воображает;
  • Сочиняя сказку, взрослый помогает ребёнку сказать своё «Я», а для взрослого, сказка – это мостик в детство, она вводит его в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь.

Я поняла, что семейные сказки несут в себе волшебство, мораль, нравственность. Сказки, сочиненные родителями и детьми содержат правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, просьбы, высказывания уважительного отношения к старшим. В них утверждаются нравственные законы жизни.

В.П. Аникин указывал, что «Сказка – это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хоть и воображение, но и пример истинного поведения человека». Поэтому так важно, читать, слушать и сочинять сказки не только в детстве. Каждый взрослый в глубине души верит в чудо, в волшебство. Он обращается в мир сказок. В трудных ситуациях все мы надеемся, что вот сейчас, все разрешиться неким образом, непонятным и  непредсказуемым.

Сказка используется в работе с семьей с целью укрепления контактов внутри семьи и приобщения её к семейному чтению.

В работе с родителями тематика бесед, консультаций, родительских собраний и лекций ориентирована на воспитание духовно-нравственной сферы ребёнка в семье.

Одним из важнейших направлений в работе является укрепление многоступенчатых внутрисемейных связей на основе совместного с ребенком чтения литературного материала сочинении их собственных сказок.

Материал, предлагаемый родителям, включает: сказки, рекомендации, домашние задания, консультации.

Цель использования данного материала – установление духовных контактов детей с родителями, поскольку этот материал ориентируется на семейное чтение, как способ приобщения детей к народным семейным традициям.

В 2012 году наш класс участвовал в конкурсе «Крапивная история». Дети вместе с родителями сочиняли сказки о крапиве, все участники были награждены свидетельствами, благодарственными письмами и подарками директора заповедника музея – усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная поляна».

В ноябре 2013 года в нашем классе прошел конкурс на «Лучшую присказку» и «Лучшую семейную сказку», семья Картушиных, Левиных и семья Жеребчук – были награждены грамотами.

В декабре 2014 года родители представили на конкурс «Новогоднюю сказку».

В марте 2015 года была организована выставка рисунков «Сказка нашей семьи». Сказки нашего класса были опубликованы в газете «По щучьему велению № 3 (140)» февраль 2016 года. 

В 2016 году мой 9 «Б» выпускной класс, жаль расставаться с ребятами и родителями, на протяжении 5 лет у нас сложились теплые, доверительные  отношения, только в тесном контакте с родителями мы шли к общей цели.

А сейчас я опять вернулась к сказке, именно в сказках ставятся проблемы воспитания у детей чувства прекрасного, формирование моральных черт способствует формированию нравственных ценностей, идеала.

Идеал для ребёнка – далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный ребёнком в детстве, во многом определит его как личность в будущем.  

Взрослому же человеку сказка помогает поменять направление жизни, изменить своё поведение, отношение к вещам, людям, а главное отношение к самому себе. 

Получается, что если основываться на том, что у человека заложено стремление к прекрасному, то значит, развивая в человеке художественные наклонности и приобщая его к творчеству, можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности. А духовность и есть красота внутреннего мира человека.

В сочиненных детьми сказках отражается жизненный опыт детей, суждения и представления личностного характера – о своем здоровье, добре, зле, природе и мире в целом и отдельных добрых поступках в частности. Детские сказки, сочиненные совместно с родителями, учат взрослого «говорить на языке ребёнка».

Итак, заканчивая обобщать свой опыт работы, я ещё раз хочу сказать о том влиянии, которое сказка оказывает на детей.

  • Во-первых, у детей улучшилась речь, дети научились правильно говорить, стали более чувствительны к красоте слова, обогатился их словарный запас;
  • Во-вторых, дети стали добрее по отношению друг к другу;
  • В-третьих, мои ребята стали стремиться выразить себя не только результатах своей учёбы, но во внутреннем духовном мире, им уже не хочется быть только пассивными потребителями духовных благ и ценностей, они хотят быть творцами.

Сказка воспитывает в детях самостоятельность, развивает их инициативу и умение принимать решения. И, конечно же, самое главное, сказка играет большую роль в духовной жизни ребёнка.

Не зря, В.А. Сухомлинский не представляет жизнь детей не только без слушания, но и без создания сказки самими детьми.

Так давайте все вместе, сумеем построить воспитание детей так, чтобы они на всю жизнь сохранили волнующие воспоминания о сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт внедрения интерактивных методов развития коллектива в профессиональной деятельности педагога

В работе дано описание и анаиз упражнений и разминок использованных во внекласнной работе классного руководителя...

Позитивный опыт профессиональной деятельности педагога

обобщение опыта работы по позитивному общению педагога с детьми...

Позитивный опыт профессиональной деятельности педагога

обобщение опыта работы по позитивному общению педагога с детьми...

«Опыт профессиональной педагогической деятельности учителя черчения Ципиной А.И, по внедрению новых компьютерных технологий в процесс преподавания предмета «Черчение» раздел «Технология».

Результаты реализации программы по черчению и мои методические наработки с внедрением новейших компьютерных технологий для повышения качества образования по предмету "Черчение" раздел "Технология"....

Опыт профессиональной деятельности.

Опыт профессиональной деятельности....