Мастер-классы
методическая разработка
Учителем накоплен большой опыт транслирования практических результатов своей профессиональной деятельности на республиканском и муниципальном уровнях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Формирование этно-экологических навыков
на уроках в начальной школе»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию экологических навыков на уроках в начальной школе.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию
экологических навыков на уроках в начальной школе;
предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию экологических навыков на уроках в начальной школе;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию экологических навыков на уроках в начальной школе, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер- класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Продолжительность проведения: 30 минут
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании экологических навыков на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приёмы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход проведения мастер-класса
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте, мои друзья!
Встречи с вами рада я!
А чтоб мастер – класс был веселей
На приветствие приглашаю всех гостей.
Уважаемые коллеги, встаньте в круг, положите руки на плечи друг другу, почувствуйте тепло и поддержку товарищей, изобразите «волну». Вот мы и передали тепло своей души друг другу.
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложить руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)
Присаживайтесь на свои места. Надеюсь, что наш мастер – класс пройдёт для нас всех плодотворно.
- Все вы знаете, что формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Основой экологической подготовки должны быть знание законов живой природы и понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.
Перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу.
Младшего школьника нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, и поэтому оберегать экологические качества окружающей среды - значит, заботься о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
Необходимо развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Собирая по крупицам историю своего края, изучая его флору и фауну, дети вырастают патриотами своей малой Родины. Не только овладевают определенными знаниями и умениями, в них развивается эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду своего края.
В младшем школьном возрасте главное заложить фундамент знаний о связях в природе и изучение самобытности народов, которые будут способствовать формированию этноэкологической культуры личности.
Начальные основы экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках по ознакомлению с окружающим миром, но и на уроках русского языка, математике, чтения.
Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, можно подбирать задания экологического характера.
Эти упражнения, на мой взгляд, воспитывают бережное отношение детей к природе, раскрывают эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей.
Мы сегодня с вами будем работать и в группах, и фронтально. Итак, мы начинаем.
Конечно, «коньком» среди всех предметов по формированию экологических навыков является урок окружающего мира.
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей
«Экологический светофор»
С помощью этой методики можно развивать:
- представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
- умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
- расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование:
- Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
- Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.
Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.
В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.
На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.
- Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
- Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
- Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.
Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора.
Загадки Лесовичка.
Кузя и Маркеша весело шагают по тропинке. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками. Хорошо! Вот и лес.
Маркеша. Смотри, Кузя, какой-то старичок сидит прямо на травке –муравке.
Кузя. Да это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!
Лесовичок. День добрый! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?
Выберите правило вежливости:
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
- Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
- Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Маркеша. Мы выбрали правила вежливости. А вы, ребята, выбрали?
Первый урок, математика.
1. Устный счет.
- Ребята, сейчас нам с вами предстоит разгадать одно слово. Для этого нам нужно устно решить примеры.
40 – 3 ·7 = 19 О 58 : 2 – 9 = 20 Г 33 – 4 · 4 = 17 Э 96 : (10 – 4) = 16 Я (8 + 7) · 5 = 75 К (54 + 27) : 9 = 9 И 68 : 17 · 6 = 24 Л | На слайде табличка 17 75 19 24 19 20 9 16 | Э К О Л О Г И Я |
Молодцы, ребята!
Итак, мы сегодня будем говорить об экологии. Давайте с вами вспомним, что такое ЭКОЛОГИЯ?
Ответы детей.
Правильно, экология – это взаимодействие живых организмов с окружающей средой.
А сейчас решим задачу на логическое мышление
Ребята, давайте отправимся в путешествие по нашей Бурятии. Представьте, мы поехали на автобусе в село Бичура. Ведь там находится самая длинная деревенская улица в мире, она имеет длину 17 км. Это улица Коммунистическая в деревне Бичура занесена в книгу Рекордов Гиннеса. По дороге нам встретились 5 грузовых машин и 3 легковых. Сколько всего машин ехало в с. Бичура?
Дети: 1 автобус, остальные ехали навстречу.
- С логикой всё в порядке.
Продолжаем путешествие и приближаемся к заводу «Селенгинский ЦКК». Который был основан в 1959 году, это завод по производству сульфатной небелёной целлюлозы. Но если сброс отходов в реку уменьшился еще в 1990х, то загрязнение воздуха работой завода актуально по сей день.
- А что ещё является основным загрязнителем воздуха в нашем районе? (Ответы)
- Конечно, это автотранспорт. Если говорить про Бурятию в целом, то большой проблемой является загрязнение воздуха автомобильными выхлопами.
К сожалению, у нас нет достоверных данных, в которых было бы сказано, сколько тонн загрязняющих веществ выбрасывается в воздух, но я предлагаю вам решить задачу с придуманными числами.
За год завод «Селенгинский ЦКК» выбросил в воздух 58 млн. тонн загрязняющих веществ, автотранспорт 26 млн. тонн. Сколько всего тонн выброса вредных веществ попало в воздух? (84 млн. тонн)
На территории Бурятии три заповедника. Площадь Джергинского заповедника 238100 тыс.га, что на 72400 га больше Байкальского и на 136500 тыс га меньше Баргузинского. Вычислите площадь Байкальского и Баргузинского заповедников.
Решение:
1)238100-72400=165700 (га)-площадь Байкальского заповедника.
2)238100+136500=374600 (га)- площадь Баргузинского заповедника.
Ответ:165700 га, 374600 га.
- Умнички, справились с заданием!
А теперь урок русского языка.
- Попробуем все вместе составить синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». В этих строчках человек высказывает своё отношение к проблеме. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например:
1.Река
2. Полноводная, широкая
3. Течёт, поит, шумит
4. Река – водная артерия земли
5. Жизнь
- Вам нужно составить синквейн со словом земля. Какая орфограмма встретилась в этом слове? (безударная гласная в корне слова). Как её проверить?
- Земля
- Плодородная, щедрая
- Кормит, радует, растит
- Земля - наш дом
- Матушка, кормилица, жизнь
-Молодцы, продолжаем.
- А что же можно сделать на уроках литературного чтения.
Во-первых, нужно привлечь внимание детей к экологическим проблемам.
А с этой целью прочитаем стихотворение Алексея Ерошина, которое называется «Про рыбалку», а заодно потренируем ваше внимание. Давайте обыграем это стихотворение: я буду читать основной текст, а про Витю будете читать вы, про Егора – вы, …
Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.
Коля – шкурку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
- А теперь, ребята, будем учиться анализировать стихотворение.
Вопрос:
- Откуда в реке взялись эти предметы?
- Куда же пропала рыба?
- Что же теперь делать? Какой выход из этой ситуации?
- Молодцы! Надеюсь, что вы никогда не будете загрязнять природу.
- Это ведь не только класс, кабинет, но ещё и экскурсия. Ведь здоровьесбережение это ещё один аспект экологии – экологии здоровья.
«Письмо зелёному другу»
Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.
“Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”
Далее предлагаю детям: “Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.
Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п.
«Секретный разговор»
Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.
Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: “О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..” Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.
Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.
«Лес благодарит и сердится»
Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, тундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:
- спасибо;
- рассердиться на тебя;
При анализе детских работ рекомендуется обратить внимание на следующее:
- Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
- Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
- Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).
- Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.
- Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также, какие практические дела дети выдвигают на первый план.
- А теперь попадём мы с вами на урок технологии.
- Бытовые отходы всё больше и больше «крадут» место в природе. А ведь что – то можно использовать и для того, чтобы наша жизнь стала хоть чуточку краше. А сделанное что – то из чего – то ещё больше поможет вдохновить нас, с уважением относиться к природе. Сегодня мы попробуем сотворить такую красоту, это будет бабочка из пластиковой бутылки.
Чтобы сделать бабочку, нам понадобится:
- пластиковая бутылка (основная часть бутылки должна быть ровной, без тиснений);
- ножницы;
- два черных водостойких маркера (тонкий и средний). Можно заменить тонкий маркер черной ручкой;
- рисунок бабочки;
- краски «Гуашь»;
- блестки;
- клей;
- стразы.
Берем пластиковую бутылку 1,5 или 2л, отрезаем от нее с помощью ножниц горлышко и дно. Оставшуюся среднюю часть бутылки разрезаем вдоль. Таким образом, получаем ровный прямоугольник из пластика.
Затем берем нарисованную на бумаге бабочку (можно распечатать рисунок из интернета). Рисунок не должен содержать очень мелких деталей, линии должны быть четкими.
Подкладываем рисунок под пластиковую заготовку и осторожно обводим его тонким маркером или черной ручкой. Не двигаем рисунок во время переноса на пластик, а заготовку держим плотно прижатой (можно положить по краям что-то для веса). После того как все линии перенесены, можно немного обрезать пластиковую заготовку по периметру, чтобы она не сворачивалась.
После этого приступаем к раскрашиванию нарисованной бабочки. Для этого нужно взять краски «Гуашь». Цвет красок выбирайте на свой вкус, но так, чтобы они сочетались друг с другом. Красиво получается, когда используется не менее трех-четырех цветов. Нельзя забывать о симметрии.
Поднесите бабочку к свету и внимательно осмотрите. Если где-то контуры подтерлись или остались пробелы, необходимо закрасить их черным маркером. Вообще контуры желательно еще раз обвести черным маркером (особенно если первый раз вы рисовали их ручкой).
Вырезаем бабочку по контуру. Опять же, если где-то вы обрезали слишком много, контурные линии нужно восстановить маркером. Можно также обвести маркером бабочку с обратной стороны.
Когда бабочка вырезана, можно нанести на нее немного блесток. Для этого можно использовать блестки, если нанести их на капельки клея. Делать надо очень осторожно, чтобы не переборщить. Желательно использовать тоненькую кисточку.
Теперь остались стразы. Аккуратно наносим немного клея на туловище бабочки и приклеиваем 1-3 стразы в ряд. После этого осталось лишь дождаться полного высыхания поделки, и бабочка из пластиковой бутылки готова!
Молодцы! А теперь оцените работу нашего мастер – класса с помощью светофорика: зелёный, жёлтый, красный. (зелёный – отлично, жёлтый – хорошо, красный - удовлетворительно).
Одним из методов развития этоноэкологической культуры школьников является метод проектной деятельности. Проектная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требует от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей.
Одной из задач проектной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе, к охране природной среды, базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуры народа совместного проживания.
Цель данных направлений проекта – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и изучение самобытности народов Бурятии.
В процессе работы по исследованию родного края каждый новый учебный год учащиеся, педагоги входят в выбранную ими проектную лабораторию и занимаются по разным направлениям в своих группах:
- 1 направление: «Животный мир Бурятии». Цель – составить брошюру о животной фауне Бурятии
- 2 направление: «Красная книга нашей местности». Цель проекта – составить Красную книгу своей местности, выявив, какие растения являются редкими на его территории, какие растения, произрастающие там, официально включены в Красную книгу
- 3 направление: «Лесная аптека». Цель проекта – познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себя в классе. Лесная аптека открыта для родителей. Дети расскажут им о собранных растениях, своих походах-исследованиях.
- 4 направление: «Природа - наш друг». Цель проекта - составить серию брошюр наблюдений за природой
Исследовательская работа средствами прогулок, походов, экскурсий способствует появлению у школьников живого познавательного интереса, с использованием уже имеющихся опыта, знаний, которые дети получили на уроках окружающего мира также в процессе жизни. Ребята учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения.
Таким образом, экологическое воспитание младших школьников через исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении и проявления национального самосознания, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.
Подведём итоги.
Я узнал…
Я буду…
Я смогу…
- Спасибо всем за работу! Мне было приятно с вами поработать.
Предварительный просмотр:
Формирования функциональной грамотности младших школьников
на уроках русского языка
Бабинцева Г.С.
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 19», г.Улан-Удэ
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка у младших школьников.
Задачи:
- раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.
Ход мастер-класса
I. Вступление
Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности. Этот предмет является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Русский язык как учебная дисциплина играет важную роль в подготовке ребенка к жизни в современном информационном пространстве.
Однако если попросить наших учеников расположить уроки по степени их привлекательности, то русский язык не займет у большинства из них верхнюю строчку рейтинга.
Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Что же такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Приемы, представленные в данном мастер-классе, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. Эти приёмы знакомы учителям, недаром говорят, что «всё новое - это давно забытое старое».
Все приёмы можно условно разделить на 3 группы:
приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие
1. мыслительную деятельность ребенка;
2. приёмы, которые учат работать с информацией;
3. приёмы формирования грамотного письма.
II. Основная часть
- Приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например:
1. Сегодня первая буква алфавита — это «А», но когда-то первой была «Я» и только потом они поменялись местами.
2. В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
3. Долгое время в русском языке не существовало буквы «ё» — вплоть до 1873 года.
4. Практически все слова, которые в русском языке начинаются на букву «А», были заимствованы из иностранных языков. Истинно русскими в этом отношении являются всего три слова. А именно «авось», «азбука» и «аз».
5. Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.
6. Удивить ребят можно, если собрать их творческие работы (рассказы, сказки, сочинения) и создать в программе Flip PDF электронную книгу и представить на уроке внеклассного чтения, например. Электронную книгу можно создавать совместно с детьми или в группах на уроках технологии и во внеклассной деятельности (Демонстрационный материал)
Используя данные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний.
Способ «вхождения» в урок - прием "Отсроченная отгадка".
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
Прием «Проблемная ситуация»
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:
- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?
Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».
Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.
Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.
Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?
Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.
«Метод кейсов»
В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?
Во-первых, ситуация взята из жизни или приближенна к реальной.
Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.
В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.
Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.
- Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.
- Приемы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.), приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.
Алгоритм (схема последовательности действий) - один из самых эффективных приемов, который организует мыслительную и практическую деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Актуален прием как при работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм.
«Опорный конспект» – это лаконичное изложение информации с использованием символов, условных знаков, расположенных с учетом логики рассуждений.
Работа с опорным конспектом зависит от задач, которые необходимо реализовать на уроке. На первом уроке модуля дети «вычитывают» информацию. Здесь может использоваться прием «Отсроченная отгадка». Что-то в опорном конспекте для детей остается загадкой. Это побуждает к обращению к дополнительным источникам, к самостоятельному знакомству с еще не изученным материалом.
На последующих уроках опорный конспект служит основой для монологического высказывания по теме, основой для взаимоопроса.
«Прием Толстые и тонкие вопросы» («толстые» вопросы – на понимание, «тонкие» - по содержанию) или прием «Дотошный ученик» (ученик, который сможет задать наибольшее количество вопросов одноклассникам по изучаемой теме) для составления алгоритма морфологического разбора.
Приемы «Своя опора», «Ключевые слова»
Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др.
- Предлагаю составить схему с ключевыми словами к теме «Глагол» (тема изучена, идёт закрепление знаний)
Для систематизации информации и развития монологической речи эффективен прием «Шаг за шагом». Прием заключается в следующем: каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. В «слабом» классе можно составлять рассказ «по цепочке». Задача остальных: оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный прием эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.
Таким образом, данные приемы учат не только работать с информацией, но и позволяют сделать урок динамичным и интересным для ребенка.
3. Приемы формирования грамотного письма.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Как добиться грамотного письма у детей? Самое главное, заинтересовать детей, и не столько занимательным материалом, сколько тем фактом, что они занимаются серьезным делом на уроке. Именно серьезное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению. Я всегда говорю детям, что если они, будучи взрослыми, напишут записку, объявление или деловую бумагу с ошибками, то их не будут уважать. Я им настойчиво объясняю, почему нельзя писать с ошибками. Такой текст с трудом читается, его смысл не сразу доходит, а иногда понимается искаженно.
Формированию грамотности способствуют несколько факторов.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Прием «Ошибкоопасное место»
Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».
Важным элементом в формировании грамотного письма является работа над ошибками. Работе над ошибками может предшествовать рефлексивный прием «Цветные поля», который показывает степень комфортности ребенка, с одной стороны, и его самооценку, с другой. Например, красный – означает «Исправьте, пожалуйста, мои ошибки». Синий – «Выделите, пожалуйста, допущенные ошибки, а я сам исправлю». Зеленый – «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, а я сам найду и исправлю».
Прием «Лови ошибку»
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами.
А вот в третьем и четвёртом классах этот приём я часто использую в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов.
А вот пример применения приёма «Лови ошибку» для создания проблемной ситуации. Например, на уроке при изучении темы «Удвоенные согласные» дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:
Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.
Слова «беззаботный», «осенний» и «конный» некоторыми детьми будут включены в группу удвоенные согласные в корне. Если это первый урок по теме, то возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные? А если это этап первичного закрепления, то выявляются недочеты в усвоении темы.
Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.
Приём "Ребусы" При работе со словарными словами использование ребусов, шарад дает возможность зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов в непроизвольной форме. Приём "Лесенки слов" Составление кроссвордов со словарными словами – одно из любимых домашних заданий. А потом ребята на уроке обмениваются кроссвордами с друг другом и таким образом закрепляют знания правописания словарных слов. Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию.
Приём "Щёлкаем орешки" (лексический диктант) Лексические диктанты дети воспринимают как загадки и дали этому виду работы свое название: «щелкаем орешки».
Приём "Лишнее слово" "Лишнее слово" можно проводить как подведение к новому материалу. Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога и просим найти лишнее слово с обоснованием своего выбора.Находя и аргументируя «лишнее» слово, дети превосходно развивают креативное мышление.
Приём "Дровосек" Прием "Дровосек" основывается на методе дробления словарного слова на значимые части 1) В-ОК-ЗАЛ = Около ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом;
2)ПЕС-СИ-МИ-СТ = даже музыкальный пес не развеселит такого человека: ПЁС + нота СИ + нота МИ;
Приём "Письмо по памяти"
1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор и т.д.); 2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е. 3) записать словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова "арбуз" и т.п.
III. Заключительный этап.
Рассмотренные приемы и методы меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций. Однако знание приемов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться в системе. При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить.
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.
3. Учите детей учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Формирование функциональной грамотности младших школьников обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников, делает их интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
Желаю успехов в работе!
Использованная литература и интернет-сайты:
1. А. Гин, Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс, 2002
2. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей \Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
3. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Журнал «Начальная школа», №8, 1990 год.
4. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
5. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа:
6. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения\ Режим доступа:
www.pedagogiemoderne.ru/index/kultura_umstvennogo_truda/0-44
7.Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют: - личностные результаты - метапредметные результаты Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
Критерии функционально грамотной личности 1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация. 2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи. 3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе. 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Приёмы, способствующие формированию функциональной грамотности младших школьников можно условно разделить на 3 группы: приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка; приёмы, которые учат работать с информацией; приёмы формирования грамотного письма.
Приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка. Удивляй! Яркое пятно Отсроченная отгадка Проблемная ситуация Провокационный вопрос Метод кейсов
Приём «Удивляй!» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. - Сегодня первая буква алфавита — это «А», но когда-то первой была «Я». - Практически все слова, которые в русском языке начинаются на букву «А», были заимствованы из иностранных языков. Истинно русскими в этом отношении являются всего три слова. А именно «авось», «азбука» и «аз». - Слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела. Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
Приём «Яркое пятно» В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, различные опыты, а вот при работе с младшими школьниками, ярким пятном служат фрагменты мультфильма, задачи, ребусы, кроссворды, шуточные стихотворения, инсценировки, сказки. При использовании приема «яркое пятно» у детей возникает желание изучить тему, которая была сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. Уникальность данного приёма в том, что его можно использовать на любом этапе урока.
В своей работе я часто использую погружение детей в сказку, т.к. сказка близка и интересна детям. Они с радостью погружаются в мир фантазий и волшебства и «открытие» нового знания для них становится тем «волшебством», которые они сами творят, поэтому и более интересным, уроки, где учитель объявляет тему урока. В некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни. Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы. Одни в группу сестры, вторые - брата. Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата? А И Ж М Н Щ Ы У Д О Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата? Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?
Приём «Проблемная ситуация» Ребята получают задание: - Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо… Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка? Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются « омофонами ». - провокационный вопрос - мозговой штурм - корзина идей
«Метод кейсов» ситуация взята из жизни или приближенна к реальной; варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор; данный метод создает ситуацию успеха. Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода. - Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.
Приемы, которые научат ребенка работать с информацией Алгоритм (схема последовательности действий) - один из самых эффективных приемов, который организует мыслительную и практическую деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм. Опорный конспект – это лаконичное изложение информации с использованием символов, условных знаков, расположенных с учетом логики рассуждений. Наиболее эффективно использование опорного конспекта, если учитель применяет модульное обучение, например, при изучении частей речи. Работа с опорным конспектом зависит от задач, которые необходимо реализовать на уроке.
- Толстые и тонкие вопросы («толстые» вопросы – на понимание, «тонкие» - по содержанию) - Своя опора (учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний) - Ключевые слова (можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. ) - Шаг за шагом (каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. Задача остальных: оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный прием эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.
Приемы формирования грамотного письма Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности Формированию грамотности способствуют несколько факторов. Зрительный фактор Слуховой фактор Рукодвигательный фактор
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний письмо с пропусками “дырками” - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре; можно построить опорные схемы; “ диктант” с обоснованием;
Слуховой фактор Пишущий ученик всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Учитель развивает фонематический слух. - найди опасное место - светофор - ошибкоопасные места - лови ошибку В этом тексте 22 ошибки! Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей. - цветные поля (красный – означает «Исправьте, пожалуйста, мои ошибки»; синий – «Выделите, пожалуйста, допущенные ошибки, а я сам исправлю»; зеленый – «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, а я сам найду и исправлю».)
Рукодвигательный фактор Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Словарная работа является важным элементом в формировании грамотного письма учащихся Приём "Ребусы" При работе со словарными словами использование ребусов, шарад дает возможность зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов в непроизвольной форме. Приём "Письмо по памяти" 1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор и т.д.); 2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е . и т.д.; 3) записать словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова «арбуз" и т.п. Составление кроссвордов со словарными словами – одно из любимых домашних заданий. А потом ребята на уроке обмениваются кроссвордами с друг другом и таким образом закрепляют знания правописания словарных слов. Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию.
Приём "Лишнее слово" "Лишнее слово" можно проводить как подведение к новому материалу. Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога и просим найти лишнее слово с обоснованием своего выбора. Находя и аргументируя «лишнее» слово, дети превосходно развивают креативное мышление. Приём "Дровосек" Прием "Дровосек" основывается на методе дробления словарного слова на значимые части 1) В-ОК-ЗАЛ = Около ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом; 2)ПЕС-СИ-МИ-СТ = даже музыкальный пес не развеселит такого человека: ПЁС + нота СИ + нота МИ;
При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества. Учите детей учиться. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Желаю успехов в работе! Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
Использованная литература и интернет-сайты: А. Гин, Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс, 2002 2. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей \Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69. 3. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Журнал «Начальная школа», №8, 1990 год. 4. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 5. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: 6. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения\ Режим доступа: www.pedagogiemoderne.ru/index/kultura_umstvennogo_truda/0-44 7.Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https :// sites.google.com / site / sisdpodhod
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л.Н. Толстой
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всём мире, в том числе и в России. В эпоху интернета и электронных средств хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
Идея компетентностного подхода - один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Обеспечение компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения информации, подлежащей усвоению. Речь идёт о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход рассматривается как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.
к - креативность… о - организованность… м -модернизация… п - планирование… е - единство… т - толерантность… е - единомышленники… н - новизна… т - творчество… н - научность… о - осведомлённость… с - сотрудничество… т - терпимость… ь
Под ключевыми компетенциями младшего школьника подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике. Надо заметить, что в начальной школе формируется не собственно компетентность, а самостоятельность в решении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (в т. ч. знаний, умений и навыков) в средства разрешения проблем.
В начальной школе на уроке можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как: - извлечение основного содержания прочитанного или услышанного; - точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме; - исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии; - сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания; - планирование действий и времени; - оценка результатов своей деятельности и т. д.
Изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом , но и субъектом обучения. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы . Все учителя сталкиваются с тем, что материала в учебнике много, всего не успеть. Это дает возможность ребенку выбрать задание по силам и по собственному выбору. Уровень сложности он определяет сам, при этом развивая в себе навыки самоорганизации.
Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Например, на уроке обучения грамоте или литературному чтению составить рассказ по серии картинок можно предложить в группе. Это дает возможность развивать коммуникативную компетентность. По математике работа в группе или в паре может применяться на любом этапе. Например при закреплении темы “Решение задач”, где группа получает задание: “Составь задачу”, используя рисунок (схему), предложи ее для решения своим одноклассникам.
70 % урока дети должны работать самостоятельно. Самый продуктивный урок , это урок, где учителя мало . Проблемные ситуации, обучение через деятельность, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля. В конце каждого урока проводится рефлексия, причем вопросы, задаваемые учителем, должны быть направлены на саморазвитие ученика, на умение дать самооценку своей работе. “Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?”
Известно, что компетенции приобретаются в процессе деятельности. - А как вы думаете для чего в геометрии нужен циркуль? (чтобы чертить круги) - Все согласны? - Нарисуйте в воздухе круг. Формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе изучения математического понятия «окружность»
- Опять наши мнения разошлись. Чтобы узнать какая из этих фигур круг, и как называется другая фигура, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Возьмите заготовку на столе, положите в тетрадь и простым карандашом обведите её . - Вы с детства знакомы с кругом и окружностью. Где мы можем встретить их в жизни? (циферблат часов, колесо, обруч и т.д.) - Верно. Я на урок тоже принесла такой предмет из жизни. (дети рассматривают крышку для консервирования) Крышка это какая фигура (круг) Правильно. В каждой крышке для более прочного закрытия по внутреннему краю прокладывают вот такую резинку. ( вынимают резинку из крышки) А эта какая фигура? (окружность) Молодцы! - Итак, что такое окружность? (это граница круга)
Для того, чтобы повысить интерес учащихся к математике, можно в качестве домашнего задания предложить им найти информацию об окружности, окружность в древности. Ученики могут узнать эти сведения у родителей, использовать детские энциклопедии, запросить информацию на сайте Интернета и др. Для ответа на любой вопрос из предложенного нами учащимся придется воспользоваться помощью одноклассников или родителей. Таким образом, у младших школьников формируется умение организовывать свою работу, сотрудничать и работать в группе. Нахождение ответа хотя бы на один из предложенных вопросов показывает, что приобретение компетенций базируется как на опыте, так и на деятельности самих учащихся.
- Проверяем. Какое слово у вас получилось? Модель - Что такое модель? Модель – это уменьшенная или увеличенная копия какого-либо реального объекта. - Как вы считаете, есть ли модель Земли? - Как она называется? Глобус - Я думаю, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока ? - Какую цель поставим на урок? - А что вы хотели бы узнать о глобусе? 1.Что такое глобус? 2.Какие глобусы самые древние? 3.Какие бывают глобусы? 4.Как устроен глобус? Урок окружающего мира 2 класс. Тема «Глобус – модель Земли»
- А сейчас мы перенесемся в ЛАБОРАТОРИЮ, работая в которой мы узнаем, как устроен наш глобус. Это сложная работа. Внимательно изучите наш объект – глобус. 1. Отметьте галочкой ту картинку, на которой изображен предмет похожий на глобус (шар). 2. Раскрасьте круг таким цветом, которого больше всего на глобусе. (голубой) Почему? Найдите океаны. Назовите их: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Современные ученые выделяют Южный океан около Антарктиды. -Кто знает что такое Антарктида? (материк). -Найдите все материки. Сколько их? 6: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Евразия. - Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершить это движение? - Этот стержень не просто служит для опоры глобуса, он изображает земную ось, вокруг которой вращается наша планета . Домашнее задание: при помощи пластилина изготовить модель Земли.
– Сегодня на урок я вам приготовила видеозагадки , попробуем их разгадать « Красная площадь» – В какой стране находится этот объект? Как вы определили? – Какой ориентир вам в этом помог? Фото скульптуры «Мать Бурятия» – Определите, в каком городе находится этот объект? – Как определили? Какой ориентир помог? Фотография улицы Ленина «Арбат» г.Улан -Удэ – Какую улицу я задумала? (ул. Ленина.) – Как определили? Ориентир? – Что может являться ориентиром ? – Как могут помочь нам эти ориентиры? Вывод: Ориентир выступает помощником при определении направления движения. – Давайте наши мнения сравним с научным понятием. У вас на партах карточки. Установите взаимосвязь между словами и правильно расположите их, чтобы получилось понятие «Ориентирование ». – Хорошо, что мы живем с вами в городе. Потому что эти ориентиры помогают в городе. А теперь закройте глазки и представьте, что мы в пустыне. Ничего нет. Куда идти. - Как вы думаете, что может быть ориентиром в пустыне? Урок окружающего мира 3 класс. Тема: «Ориентирование»
По её мнению, ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Она расшифровывает ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования: искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Т Технология формирования ключевых математических компетенций младших школьников Алевтины Владимировны Тихоненко.
Итак, чтобы в перспективе решить проблему качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, необходимо: 1. Пересмотреть взгляды на возможности каждого ребенка, так как все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно учителю нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области ; 2. Переформулировать цели образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения ; 3 . Отказаться от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ ; 4 . Изменить методы обучения, методы должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов.
Компетентностный подход к содержанию начального обучения подразумевает: постановку адекватных целей и прогнозирование конкретных, проверяемых результатов; грамотный отбор учебного материала (по определенным источникам, факторам, критериям); построение содержания по выделенным уровням. Важную роль играет выбор различных путей, методов, форм реализации компетентностного подхода в учебно-познавательной деятельности младших школьников. Вывод
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...

мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...