Проект « Вместе с мамой…Вместе с папой…»
проект
Проект направлен на включение в совместную коррекционную работу с учителем - логопедом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад « Ласточка»
Проект
« Вместе с мамой…Вместе с папой…»
Подготовила
учитель-логопед
Хазикова Оксана Валерьевна
Десногорск
Актуальность
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Семья для ребёнка дошкольного возраста — жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Родительская любовь обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту, психологический комфорт и жизненную опору.
Именно поэтому, одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы логопеда является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса социализации ребенка, имеющего речевые недостатки. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
В ходе коррекционно-образовательного процесса необходимо:
- помочь родителям понять, как важно своевременно и правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит суть взаимоработы логопеда, воспитателя и родителей,
- подчеркнуть единство требований к ребенку-логопату, необходимость закрепления достигнутых на занятиях результатов.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
- необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Содержание взаимодействия с семьей по
«Социально-коммуникативному развитию»
Обращать внимание родителей на развитие коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.
Рассказывать о ценности диалогического общения (обмен информацией, эмоциями, познание).
Демонстрировать уместность и ценность делового, эмоционального общения, показывать значение тёплого, доброго общения с ребёнком, не допускающего грубости.
Побуждать родителей помогать устанавливать взаимоотношения со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации.
Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме.
Показывать родителям влияние семьи и её членов на развитие и формирование характера, жизненных позиций, ценностей ребёнка. Рассказывать о важности игровой деятельности, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения. Помогать осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье.
Создавать мотивацию к зарождению новых и сохранению старых семейных традиций. Привлекать к сотрудничеству с детским садом. Сопровождать и поддерживать в реализации воспитательных воздействий.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции проблем речевого развития детей.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим уголком «Советы логопеда»
- периодически публиковать тематический материал для родителей на официальной странице детского сада в социальной сети « В Контакте».
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
При реализации проекта « Вместе с мамой. Вместе с папой…» мы рассчитываем на следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений у детей. В результате реализации данного проекта родители преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком. Родители перестанут отстраняться от совместных занятий с ребенком по исправлению речевого дефекта, так как овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем – логопедом коррекционный процесс позволит повысить эффективность совместной работы. Придет осознанное понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя – логопеда и родителей.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Эффективность данных результатов
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ДОУ |
положительная динамика речевого развития; | положительная оценка деятельности ДОУ; | положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; | благоприятные условия для профессионального роста педагогов; |
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта:
стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
- Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
- Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
- Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи у детей, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задача:
- разработать систему педагогических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития воспитанников с нарушениями речи.
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
- проведение семинаров-практикумов, мастер- классов, консультаций, домашней игротеки.
- проведение индивидуальных консультаций для родителей с детьми (по необходимости);
- создание информационно-методического уголка «Советы логопеда»
- сбор и изучение информации.
- подготовка отчета о работе и оформление результатов работы.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли первых « учителей» своих детей в обучении и воспитании.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
- Проанализировать эффективность коррекционно-образовательной работы с детьми и просветительской работы с родителями.
- Подведение итогов проекта и обобщение опыта работы в сети Интернет и на сайте ДОУ.
4 компонента в структуре
коррекционно-логопедической компетентности родителей
- мотивационно – целевой – постановка четкого видения целей и задач логопедической работы, формирование у родителей устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков детей;
- когнитивный – обучение теоретическим знаниям о специфике речевых нарушений детей, сущности логопедической работы по их устранению;
- деятельностный – организация занятий с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов;
оценочный – способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома .
Три уровня коррекционно – логопедической компетентности родителей
Высокий: предполагает четкое, осознанное понимание целей и задач логопедической работы, а также сформированность внутреннего мотива для взаимодействия с логопедом. Эти родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям, они очень ответственно подходят к этой работе. Выполняют домашние рекомендации логопеда.
Средний: недостаточное понимание целей, задач, а главное, необходимости оказания логопедической помощи. Считают, что речевые нарушения у ребенка являются издержками возраста и потом все пройдет. Такие родители выполняют рекомендации логопеда нерегулярно.
Низкий: отсутствие стремления участвовать в коррекционно – логопедическом процессе, они подчеркивают необязательность своего содействия [2].
Приложение 1
Анкетирование родителей
(по технологии изучения семьи Солодянкиной О.В.)
Цель: анализ отношений между взрослыми и детьми в семье.
- Кому из родителей ребенок отдает предпочтение? Кто чаще занимается с ребенком?
- Какие черты беспокоят вас в его характере? Обращается ли ребенок к вам за помощью?
- Как Вы оцениваете речевое развитие своего ребенка? Кажется ли оно Вам нормальным, или Вас что-то настораживает?
- Что Вы делаете для развития речи ребенка в семье?
- Какие книги Вы читаете ребенку? Какая книга у Вашего ребенка самая любимая?
- В какие речевые игры Вы играете с ребенком? Какие игры, направленные на развитие речи, есть у Вас дома?
- Как Вы организуете просмотр детских передач? Каким передачам Вы отдаете предпочтение?
- Инсценируете ли Вы дома небольшие сказки, стихи, рассказы?
- Беседуете ли Вы с ребенком? Как Вы это делаете? Даете ли возможность ему высказаться? На какие темы ведутся беседы?
Приложение 2
Анализ результатов анкетирования
1 группа: родители могут выявить лишь определенные явления и факты поведения ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают, пускают все на самотек;
2 группа: родители выражают свое эмоциональное отношение к фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку возможности проявить свои интересы;
3 группа: родители стараются дать анализ явлениям раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности;
4 группа: родители достаточно хорошо педагогически осведомлены и
Приложение 3
Диагностика работы по проекту
На основе целевых ориентиров сформулированы предполагаемые результаты освоения детьми программы. Дифференциация целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) произведена в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Основанием подобной дифференциации целевых ориентиров является научно-методический анализ психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования (Л.А. Венгер, А.П. Усова, Н.А. Ветлугина, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.Я. Михайленко, О.С. Ушакова, Л.А. Парамонова, Т.В. Тарунтаева, Е.Е. Шулешко, К.В. Тарасова, С.Л. Новосёлова, Э.И. Леонгард и др.).
Для проведения диагностики по проекту был взят показатель «Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме».
Для детей подготовительной группы данный показатель отслеживается по следующим направлениям развития:
• Управляет своим настроением, чувствами, сравнивает и оценивает свои и чужие поступки, понимает последствия своих поступков, их влияние на эмоциональное состояние людей.
• Умеет дружить, оказывает помощь, делится игрушками.
• Уважительно относится к себе, имеет чувство собственного достоинства; поддерживает уверенность в себе («Я могу!»). Умеет спокойно отстаивать своё мнение.
• Умеет слушать собеседника, не перебивая без надобности.
• Любит и уважает родителей и других членов семьи.
• Проявляет волевые качества: ограничивает свои желания, преодолевает препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняется требованиям взрослых и выполняет установленные нормы поведения.
• Проявляет интерес к жизни детей в школе и их учебному процессу.
• Проявляет настойчивость в достижении поставленных целей.
• Прислушивается к себе, к собственным переживаниям, эмоциональным состояниям.
• Договаривается с партнёрами по игре и распределяет роли.
• Использует знания об окружающем мире в играх.
• Обыгрывает проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре.
• Считается с мнением других и справедливо решает конфликты и ссоры.
• Использует во взаимодействии с другими людьми коммуникативные умения и социальные навыки.
Используемая литература:
1.«Социализация детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/02/17/sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-uchetom
2.«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения ФГОС ДОУ» https://.ru/files/mastier-klass-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-doshkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-v-dou.html
3.Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
4.Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недостатками фонематического строя речи. М.,1978.
5.Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. Дефектология. 1997. №5.
6.Перчаткина Е.С. Сотрудничество логопеда и родителей. Дошкольное воспитание. № 11 с 47-49.
7.Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М.,2007.
Перспективный план реализации проекта
( 2021 – 2022 уч.г)
Этап | Сроки | Методы, формы | Содержание работы |
1.Подготовительный | сентябрь | Анкетирование родителей. | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития. Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика». |
сентябрь | Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика речевого развития ребенка, беседы с родителями). | Изучение анамнеза и уровня развития каждого ребенка для дальнейшей коррекционной работы, индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку и родителям. | |
2 этап Основной | октябрь | Родительское собрание : «Логопедический пункт в ДОУ» | Ознакомление родителей с содержанием коррекционной работы на логопункте. Включение их в коррекционно-развивающий процесс, привлечение родителей на путь сотрудничества с учителем-логопедом. |
ноябрь | «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста». « Учимся правильно дышать» | Расширение представлений родителей об особенностях развития речи детей; ознакомление методам и приемам коррекционно-развивающего воздействия; ознакомление с игровыми методами в коррекции речи детей и различными видами дидактических пособий ; | |
декабрь | День открытых дверей. Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий . | Оказание помощи родителям через трансляцию основ практических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми. | |
январь | Родительское собрание « Обогащение речи дошкольников при помощи игровых приемов» | Ознакомление с игровыми методами в коррекции речи детей , различными видами дидактических пособий , использование наглядности :печатный материал (буклеты, памятки) для дополнительного изучения дома. | |
февраль | .Консультация : « Разговорная речь взрослого как игровое средство общения с ребенком дома.» | Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды; повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей. Беседа о ценности диалогического общения (обмен информацией, эмоциями, познание) | |
Март | Консультация « Подготовка руки ребенка к письму в школе» | Ознакомление методам и приемам коррекционно-развивающего воздействия, ознакомление с игровыми методами развития мелкой моторики детей , различными видами дидактических пособий и литературы. | |
3этап.Заключитель-ный | апрель | Мониторинг работы логопеда с родителями. Анкетирование родителей. | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей. |
май | Мониторинг детей | Выявление уровня речевого развития детей. | |
май | Родительское собрание «Итоги коррекционно-логопедической работы. Готовность ребенка к обучению в школе» | Подведение итогов работы. |
В результате входной и повторной диагностики были получены следующие результаты.
Входная диагностика в старшей группе (обследовано 10 детей):
30% - высокий уровень развития показателя «Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме»
70% - средний уровень развития показателя «Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме»
Входная диагностика в подготовительной группе (обследовано 15 детей):
40% - высокий уровень развития показателя «Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме»
80% - средний уровень развития показателя «Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме»
Повторная диагностика в старшей группе (обследовано 10 детей):
80% - высокий уровень развития показателя «Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме»
20% - средний уровень развития показателя «Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме»
Повторная диагностика в подготовительной группе (обследовано 15 детей):
90% - высокий уровень развития показателя «Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме»
10% - средний уровень развития показателя «Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме»
По результатам диагностики можно сделать вывод, что работа по проекту является эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Вместе мы - общественное мнение"
Социальный проект, направленный на профилактику аддиктивного поведения (курения) среди несовершеннолетних...

Социально- экономический проект "Вместе мы сделаем больше!"
Проект«Вместе мы сделаем больше!»Руководитель проектаСултанова Раиса ВалеевнаБашкирова Ирина ЕвгеньевнаСветлова Вера АлександровнаРуководитель организацииПрищепа Татьяна ВладимировнаПочтовый адрес,тел...
Проект. Вместе весело шагать
Проект. Вместе весело шагать...

Спортивное мероприятие ко Дню матери «Наши мамы - вместе с нами»
Спортивное мероприятие ко Дню матери «Наши мамы - вместе с нами»...

Проект «Вместе к успехам»
Цель проекта: создание условий для полноценного развития личности ребенка группы риска, как можно более полной реализации всех его способностей, а также его реабилитации, социальной адаптации и ...

Социальный семейный проект "Вместе в прошлое..." (участие в археологических раскопках в г. Нижнем Новгороде)
В данном проекте участвовали учащиеся школы МОУ СОШ № 24 Советского района города Нижнего Новгорода. Раскопки осуществлялись под руководством нижегородских архитекторов Татьяны Владимировны Гусевой и ...

Проект "Изготовление новогодней игрушки в технике папье - маше"
В работе дано подробное описание всех этапов выполнения проекта. Фактически проект может служить руководством к действию. Любой начинающий сможет выполнить поделку в технике папье - маше, ознако...