Проект: «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников с нарушениями речи».
проект

Хазикова Оксана Валерьевна

Цель данного проекта - формирование у детей умений общаться, выражать собственные мысли, чувства и действия, оценивать и понимать других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kommunikativnye_igry.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД « ЛАСТОЧКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Логопедический проект: 

  «Коммуникативные игры как средство социализации  

   дошкольников с нарушениями речи».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

 

                           Составитель :                           

                                                               учитель-логопед

                                  Хазикова Оксана валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                г. Десногорск

                                                        2022

 

 

Актуальность

С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. Детям с речевыми нарушениями тяжелее общаться и они испытывают трудности в общении. Не общаясь полноценно с другими детьми, ребёнок не может в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью и социализироваться в обществе. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Одной из актуальных проблем воспитания является    развитие   у  детей коммуникативных навыков. Коммуникативная игра   помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения,  развивает способность к совместным действиям в разных жизненных ситуациях.   Их  можно использовать    на любых занятиях,  в повседневной деятельности в детском саду,   в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Проект направлен на привлечение  внимания  ребенка к самому себе и окружающим его людям.

Цель  проекта – формирование у детей умений общаться, выражать собственные мысли, чувства и действия, оценивать и понимать других людей.

 Задачи:

        Актуализировать знания педагогов и родителей о роли игры для полноценного развития ребёнка.

        Познакомить педагогов, родителей и различными видами коммуникативных игр.

        Сформировать практические навыки по применению разнообразных коммуникативных игр и социального доверия  у детей  и научить организовывать их самостоятельно.

        Мотивировать педагогов на использование коммуникативных игр в своей работе.

        Создать положительный эмоциональный настрой  и атмосферу взаимного доверия у детей.

Проблема.

Занимаясь с детьми на логопедическом пункте, я увидела, что дети с нарушениями речи   испытывают трудности в общении, не умеют налаживать контакты и не могут социализироваться в обществе. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что  формирование у детей коммуникативных навыков является  очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за детьми я увидела, что  у  детей формируется неуверенность, низкая самооценка. Они  начинают проявлять агрессию и вступать в конфликты. Именно поэтому я решила внедрить проект «Коммуникативные игры как средство социализации  дошкольников с НР».

Гипотеза.

Активное использование детьми  коммуникативных  игр  приведет  к   развитию коммуникативных навыков, благодаря которым,  дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для  адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию  их личности и подготовки к дальнейшей жизни;   педагоги приобретут необходимые знания и навыки для проведения коммуникативных игр, а родители приобретут необходимые навыки общения с детьми  старшего дошкольного возраста,  повысят свой   уровень психологических знаний о роли общения для полноценного развития каждого ребёнка..

Описание  проекта.

Данный  проект  долгосрочный, проводится в течение учебного года рассчитан на детей, педагогов и родителей. Он знакомит детей, педагогов и родителей с коммуникативными играми, обучает   их пониманию других людей, развивает  навыки общения в различных жизненных ситуациях с другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствует социализации ребёнка в обществе.

9.Сроки выполнения  2022-2023 учебный год.

10. Тип проекта: информационный, игровой.

11.По продолжительности: долгосрочный.

12.По характеру контактов: внутри логопедического пункта

13.По количеству участников: 25 человек

14.Участники проекта: учитель-логопед, дети, педагоги, родители.

15.Материально-техническая база проекта. Проект реализуется на базе МБДОУ «Детский сад «Ласточка».

Материально-техническая база:

-  игровые зоны в группах;

-  атрибуты для  коммуникативных игр;

- методическая   литература;

- наглядный материал;

- картотеки  коммуникативных игр;

- ИКТ (музыкальный центр, компьютер).

16.Прогнозируемый результат:

 У дошкольников:

1.Появляется осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.

2. Развивается способность к произвольной регуляции своей деятельности.

3. Формируются навыки общения со сверстниками. 

4. Развивается умение  разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:

        видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;

        согласовывать своё поведение с поведением других детей;

        видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;

        помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;

        свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере.

5.Дети с речевыми  нарушениями не будут бояться вступать в контакт и начнут активнее общаться.

6.У детей снизится уровень тревожности и страхов.

У педагогов:

1.Повысится профессиональный  уровень.

2.Сформируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей.

У  родителей:

1.Повысится  уровень знаний о психологии ребёнка.

2.Улучшаются   взаимодействия между  всеми участниками   образовательного процесса.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Содержание деятельности

I этап

Организационный

1.  Изучение научно-методической литературы.

2.Разработка плана проекта.

3. Составление  перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения.

4.Подборка  коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей.

5.Создание  условий для проведения  коммуникативных игр в группах.

6.Изготовление  атрибутов для коммуникативных игр.

7.Информирование родителей о предстоящей работе.

8.Анкетирование родителей «Умеет ли мой ребёнок общаться».

9.Проведение беседы и наблюдения за детьми с целью диагностики навыков общения у детей и социализации.

 

II этап

Деятельный

1.Формирование у детей элементарных знаний и представлений об  основах бесконфликтного общения через   активное использование различных этюдов, упражнений, развивающих игр, бесед и др.

2.Обучение  детей организации   коммуникативных игр   в свободной деятельности.

3.Проведение  развивающих занятий по формированию коммуникативных навыков.

4.Консультация родителей по теме: «Как  научить ребенка общаться», «Развиваемся – играя», «Самооценка ребенка».

5.Семинар-практикум педагогов по теме «Коммуникативные игры как средство  социализации дошкольников с НР».

6.Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения».

III этап.

Заключительный

1.Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников с НР»

 2.Тренинг для детей, педагогов и родителей «Мир в котором мы живём».

3.Составление картотеки коммуникативных игр.

Продукты реализации проекта:

Разработка тематических бесед и консультаций по теме « Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»; Составление картотеки коммуникативных игр для детей с НР.

Оценка результатов проекта

По окончании работы над проектом   учитель-логопед повысил профессиональную компетентность в вопросах развития   коммуникативной  деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта  стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста  овладели  разными видами коммуникативных игр. Дети стали активней и продуктивней общаться, уменьшилось количество конфликтных ситуаций.

Заключение и выводы

 Обучая навыкам общения  детей с НР в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей  с нарушениями речи положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.  По моим наблюдениям  всем участникам  было интересно участвовать  в проекте. Мы вместе с педагогами, детьми и родителями  узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, научились общаться и договариваться. Дети стали дружнее, увереннее, больше общаться, уменьшилось количество  конфликтных ситуаций, улучшилась продуктивность  занятий.

 Считаю, что цели и задачи   проекта были достигнуты . Проект  был полезен всем и детям, и педагогам, и родителям.

Литература.

1.     Картушина М. Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. -М. Скрипторий-2019.

2.     Н.А. Сорокина  Подвижные игры и упражнения для детей С ОНР. М.Владос,- 2020.

3.     Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2020.

4.     Слюсарь К.Н. Игровые коррекционно-логопедические занятия  с детьми с ОНР. М:Владос, 2015.

5.     Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2018.

6.     Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2020.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением речи.

Правильная речь является одним из важных предпосылок дальнейшего развития ребенка, процесса социальной адаптации. Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности реб...

Игра как средство социализации и коррекции интеллектуальных нарушений у детей

В статье рассмотрены ресурсы использования игровой деятельности в коррекции интеллектуального и социального развития детей олигофренов, возможное место игры в режиме дня воспитанников коррекционной...

Презентация Тема: "Театрализованные игры, как средство социализации дошкольников".

Презентация Тема: "Театрализованные игры, как средство социализации дошкольников"....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: « Весна »

Уважаемые коллеги!Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражат...

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннег...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...