Проект: «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников с нарушениями речи».
проект
Цель данного проекта - формирование у детей умений общаться, выражать собственные мысли, чувства и действия, оценивать и понимать других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД « ЛАСТОЧКА»
Логопедический проект:
«Коммуникативные игры как средство социализации
дошкольников с нарушениями речи».
Составитель :
учитель-логопед
Хазикова Оксана валерьевна
г. Десногорск
2022
Актуальность
С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. Детям с речевыми нарушениями тяжелее общаться и они испытывают трудности в общении. Не общаясь полноценно с другими детьми, ребёнок не может в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью и социализироваться в обществе. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Одной из актуальных проблем воспитания является развитие у детей коммуникативных навыков. Коммуникативная игра помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, развивает способность к совместным действиям в разных жизненных ситуациях. Их можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.
Проект направлен на привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим его людям.
Цель проекта – формирование у детей умений общаться, выражать собственные мысли, чувства и действия, оценивать и понимать других людей.
Задачи:
∙ Актуализировать знания педагогов и родителей о роли игры для полноценного развития ребёнка.
∙ Познакомить педагогов, родителей и различными видами коммуникативных игр.
∙ Сформировать практические навыки по применению разнообразных коммуникативных игр и социального доверия у детей и научить организовывать их самостоятельно.
∙ Мотивировать педагогов на использование коммуникативных игр в своей работе.
∙ Создать положительный эмоциональный настрой и атмосферу взаимного доверия у детей.
Проблема.
Занимаясь с детьми на логопедическом пункте, я увидела, что дети с нарушениями речи испытывают трудности в общении, не умеют налаживать контакты и не могут социализироваться в обществе. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей коммуникативных навыков является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за детьми я увидела, что у детей формируется неуверенность, низкая самооценка. Они начинают проявлять агрессию и вступать в конфликты. Именно поэтому я решила внедрить проект «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников с НР».
Гипотеза.
Активное использование детьми коммуникативных игр приведет к развитию коммуникативных навыков, благодаря которым, дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги приобретут необходимые знания и навыки для проведения коммуникативных игр, а родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний о роли общения для полноценного развития каждого ребёнка..
Описание проекта.
Данный проект долгосрочный, проводится в течение учебного года рассчитан на детей, педагогов и родителей. Он знакомит детей, педагогов и родителей с коммуникативными играми, обучает их пониманию других людей, развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях с другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствует социализации ребёнка в обществе.
9.Сроки выполнения 2022-2023 учебный год.
10. Тип проекта: информационный, игровой.
11.По продолжительности: долгосрочный.
12.По характеру контактов: внутри логопедического пункта
13.По количеству участников: 25 человек
14.Участники проекта: учитель-логопед, дети, педагоги, родители.
15.Материально-техническая база проекта. Проект реализуется на базе МБДОУ «Детский сад «Ласточка».
Материально-техническая база:
- игровые зоны в группах;
- атрибуты для коммуникативных игр;
- методическая литература;
- наглядный материал;
- картотеки коммуникативных игр;
- ИКТ (музыкальный центр, компьютер).
16.Прогнозируемый результат:
У дошкольников:
1.Появляется осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Развивается способность к произвольной регуляции своей деятельности.
3. Формируются навыки общения со сверстниками.
4. Развивается умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
∙ видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
∙ согласовывать своё поведение с поведением других детей;
∙ видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
∙ помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
∙ свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере.
5.Дети с речевыми нарушениями не будут бояться вступать в контакт и начнут активнее общаться.
6.У детей снизится уровень тревожности и страхов.
У педагогов:
1.Повысится профессиональный уровень.
2.Сформируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей.
У родителей:
1.Повысится уровень знаний о психологии ребёнка.
2.Улучшаются взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Содержание деятельности |
I этап Организационный | 1. Изучение научно-методической литературы. 2.Разработка плана проекта. 3. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. 4.Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей. 5.Создание условий для проведения коммуникативных игр в группах. 6.Изготовление атрибутов для коммуникативных игр. 7.Информирование родителей о предстоящей работе. 8.Анкетирование родителей «Умеет ли мой ребёнок общаться». 9.Проведение беседы и наблюдения за детьми с целью диагностики навыков общения у детей и социализации.
|
II этап Деятельный | 1.Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, развивающих игр, бесед и др. 2.Обучение детей организации коммуникативных игр в свободной деятельности. 3.Проведение развивающих занятий по формированию коммуникативных навыков. 4.Консультация родителей по теме: «Как научить ребенка общаться», «Развиваемся – играя», «Самооценка ребенка». 5.Семинар-практикум педагогов по теме «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников с НР». 6.Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения». |
III этап. Заключительный | 1.Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников с НР» 2.Тренинг для детей, педагогов и родителей «Мир в котором мы живём». 3.Составление картотеки коммуникативных игр. |
Продукты реализации проекта:
Разработка тематических бесед и консультаций по теме « Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»; Составление картотеки коммуникативных игр для детей с НР.
Оценка результатов проекта
По окончании работы над проектом учитель-логопед повысил профессиональную компетентность в вопросах развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели разными видами коммуникативных игр. Дети стали активней и продуктивней общаться, уменьшилось количество конфликтных ситуаций.
Заключение и выводы
Обучая навыкам общения детей с НР в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей с нарушениями речи положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям всем участникам было интересно участвовать в проекте. Мы вместе с педагогами, детьми и родителями узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, научились общаться и договариваться. Дети стали дружнее, увереннее, больше общаться, уменьшилось количество конфликтных ситуаций, улучшилась продуктивность занятий.
Считаю, что цели и задачи проекта были достигнуты . Проект был полезен всем и детям, и педагогам, и родителям.
Литература.
1. Картушина М. Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. -М. Скрипторий-2019.
2. Н.А. Сорокина Подвижные игры и упражнения для детей С ОНР. М.Владос,- 2020.
3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2020.
4. Слюсарь К.Н. Игровые коррекционно-логопедические занятия с детьми с ОНР. М:Владос, 2015.
5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2018.
6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением речи.
Правильная речь является одним из важных предпосылок дальнейшего развития ребенка, процесса социальной адаптации. Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности реб...

Игра как средство социализации и коррекции интеллектуальных нарушений у детей
В статье рассмотрены ресурсы использования игровой деятельности в коррекции интеллектуального и социального развития детей олигофренов, возможное место игры в режиме дня воспитанников коррекционной...
Презентация Тема: "Театрализованные игры, как средство социализации дошкольников".
Презентация Тема: "Театрализованные игры, как средство социализации дошкольников"....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: « Весна »
Уважаемые коллеги!Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражат...

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннег...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...