Годовой отчет учителя - логопеда за 2023- 2024 уч.г
материал

Хазикова Оксана Валерьевна

Анализ работы - это результаты коррекционной работы логопеда , проделанной за учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_23_-_24.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение            « Детский сад « Ласточка»

муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

                                      Годовой отчет работы

                               за 2023 – 2024 уч.г.

Подготовила : учитель – логопед      1 квалификационной категории Хазикова О.В.

                                               

                                                г. Десногорск

                                                     2024 г.

Цель  работы на 2023 – 2024 учебный год : диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачами логопедической работы являлись :

- формирование звуковой стороны речи;

- формирование лексико- грамматического строя речи и словарного запаса;

-  развитие навыков связной речи;

- развитие психических процессов;

- оказание консультативной и практической помощи педагогам и родителям (законным представителям);

Свою работу реализовывала по следующим направлениям:

- аналитико – диагностическое;

- консультативно – просветительское;

- коррекционно – развивающее;

- организационно – методическое.

  1. Диагностическая работа.

В период с 1 по 15 сентября 2023 г. была проведена диагностика состояния устной речи детей старших и подготовительных к школе групп, позволившая выявить характерные особенности нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности каждого воспитанника.   Также было проведено обследование детей среднего  возраста , с целью выявления речевых нарушений у детей на ранних этапах развития и оказания им своевременной помощи. Выявлено 33 ребенка с нарушением речевого развития.

 Содержательными критериями   логопедического обследования стали:

 - проверка состояния артикуляционной, тонкой, мимической и общей    моторики.

 - обследование состояния звукопроизношения.

 - исследование сформированности слоговой структуры слова.

 - исследование связной речи

 - исследование словаря.

               Обследование речи детей старшего дошкольного возраста :                    

Группа

Осмотрено

Отсутствуют

Норма речевого развития

Нарушение звукопроизношения в разной степени

№ 1

 15 человек

   5 человек

10 детей

5 человек

№ 3

14 человек

6 человек

8 детей

6 человек

№4

19 человек

1 человек

10 детей

9 человек

№ 10

19 человек

1 человек

3 детей

16 человек

      № 12

  19 человек

1 человек

4 детей

15 человек

Таким образом, всего было обследовано 126 детей в возрасте 4 – 7 лет. Из них 73 ребенка (58%) имели нарушения устной речи. На основании результатов логопедического обследования на логопункт  было зачислено 25 детей: 10 человек - воспитанники старших групп и 15 человек – дети подготовительных групп. С данной категорией воспитанников было проведено вторичное углубленное логопедическое обследование с целью разработки индивидуального маршрута работы.

Перед собой ставила следующие задачи:

1. Выявление особенностей и трудностей в речевом развитии.

2. Определение структуры речевого дефекта.

3. Выбор методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

4. Постановка заключительного логопедического заключения.

Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:

  • Фонетический дефект – 16 детей (  64 %  из всего состава зачисленных на занятия);
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 9 детей (36  % );

Исходя из результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи :

- разработана рабочая программа учителя – логопеда;

- заполнены речевые карты;

- составлены индивидуальные программы коррекционной работы на каждого воспитанника;

- сформировано расписание индивидуальных и подгрупповых занятий;

- сформированы  подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей;

- составлен перспективный план коррекционно – логопедической работы .

Занятия  проводились 2 раза в неделю с каждым ребенком.

Основной работой логопедического пункта в течение года являлось устранение нарушений звукопроизношения. Работа по формированию грамматических категорий и развитию связной речи была включена в раздел автоматизации звуков. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, звуковому анализу слов и т д.)  была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2023-2024 уч.год.

Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила следующие результаты в развитии речи детей:

                                              Количество выпущенных детей

С чистой речью

     С улучшением

   Без улучшений

Оставлено для продолжения работы

   22 человека

                  ---

               ---

     3  человека

  1. Консультационно – просветительское  направление.

Целью данного направления является формирование единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей детей при совместной работе всех участников образовательного процесса.

В консультативной деятельности ставилась и решалась следующая задача:

- разработка конкретных рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем данной категории детей.

Консультации для педагогов и родителей детей, посещающих логопункт , проводились в индивидуальном режиме. В ходе консультирования предлагались результаты логопедических обследований ребёнка, обозначались проблемы речевого развития, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем.

В течение года для родителей в группе в ВК проводилась  пропаганда логопедических знаний в виде консультаций и сообщений с целью прибщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка.

  1.  Коррекционно-развивающая работа с детьми.

Коррекционно-развивающая работа была организована с сентября 2023 года по май 2024 года.

Исходя из результатов логопедического обследования в течение года с детьми проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.

Продолжительность индивидуальных занятий составляла 15мин и включала в себя :

- развитие органов артикуляционного аппарата;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие дыхания;

- коррекция звукопроизношения ( постановка и автоматизация звука, дифференция , коррекция искаженных звуков)

- развитие связной речи;

- обогащение словаря;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие психических функций;

Подгрупповые занятия проводились 2 раза в неделю с подгруппами ФФНР согласно календарно- тематического планирования, продолжительность подгрупповых занятий : старшие - 25 мин, подготовительные – 30 мин.

Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностического обследования в конце учебного года.

В течении учебного года с детьми средних групп вела кружковую работу по дополнительной общеразвивающей программе « Речецветик», целью которой является  комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха и моторики органов артикуляции.

4 .  Организационно – методическая работа.

В течение  учебного года проводилась работа по повышению квалификации:

- изучение новинок методической литературы;

- знакомство с инновационными технологиями;

- создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете;

-обновление оснащённости логопедического кабинета дидактическими пособиями ;

- разработка рабочей программы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников .

Принимала участие в педсоветах ДОУ.

Принимала участие в  методических объединениях учителей – логопедов.

Выступала на ГМО учителей – логопедов ДОУ с сообщением на тему:           « Особенности речевого развития у детей с расстройством аутистического спектра.»

В течение учебного года работала над темой по самообразованию:                   « Использование здоровьесберегающих технологий в системе    логопедического сопровождения детей с нарушениями речи» , целью которой было создание условий для развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.

Используемые технологии тесно перекликались с целями и задачами каждого занятия, этапами коррекционной работы и применялись с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Это способствовало  повышению речевой активности детей, снятию напряжения, восстановлению работоспособности и активизации познавательного интереса, а также улучшению  концентрации внимания и снижению трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Вывод

Запланированная работа на 2023 – 2024 учебный год была выполнена в неполном обьеме.  ( у некоторых детей в силу разных причин не все были поставлены и автоматизированы звуки согласно индивидуального плана коррекции компонентов речи).  

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий учебный год.

Положительными моментами в работе считаю следующее:

1 Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Положительный настрой воспитанников на проведение логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.

3. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий.

Отрицательными моментами считаю:

1. Из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития, допуску прежних ошибок.

2. Низкий контроль со стороны родителей за речью детей и выполнением рекомендаций.

Задачи на 2024 – 2025 учебный год :

- продолжать работу над развитием всех компонентов языковой системы детей с речевыми нарушениями;

- продолжать работу по использованию здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, совершенствовать полученные детьми навыки и умения;

- укреплять взаимосвязь с родителями, развивать интерес родителей к логопедической работе;

- добиваться положительной динамики в речевом развитии детей через внедрение новых технологий;

- повышать профессиональный уровень.

                          Учитель – логопед: Хазикова О.В./_______________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет учителя-логопеда. Таблица.

В отчете представлено количество учащихся, занимающихся на логопункте....

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда о проделанной коррекционной и методической работе за 2012-2013 учебный год....

Годовой отчет учителя-логопеда.

В годовом отчете представлены количественные показатели работы за 21-22 учебный год, перечислены консультации практической направленности для родителей, совместные практикумы и мастер-классы, анализ п...

годовой отчет учителя - логопеда

годовой отчет учителя - логопеда...

Годовой отчет учителя - логопеда за 2022- 2023 уч.г

Одним из видов документации учителя - логопеда в ДОУ является годовой отчет...