Годовой отчет учителя-логопеда
материал по теме
Годовой отчет учителя-логопеда о проделанной коррекционной и методической работе за 2012-2013 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchet_uchitelya-logopeda.docx | 45.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы учителя – логопеда МБДОУ № 14
за 2012-2013 учебный год
Цель коррекционно – педагогического воздействия на 2012 – 2013 уч. год - оказание квалифицированной помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи
Задачи:
1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности детей логопедической группы и детей других групп ДОУ;
2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению общего недоразвития речи детей, зачисленных специалистами ПМПК в логопедическую группу;
3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры дефекта;
4. Оказание консультативной педагогам и родителям по вопросам диагностики, выявления особенностей развития речи и коммуникации у детей дошкольного возраста.
1. Организационная работа.
В начале учебного года в старшую логопедическую группу МБДОУ № 14 были зачислены 12 человек. В марте 2013 года специалистами ПМПК был зачислен 1 ребенок.
Диагностика речевых нарушений, целью которой являлось - выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности детей – логопатов, показала, что у детей наблюдается следующее: у 3 детей - ОНР, III уровень, у 7 детей - ОНР, III –II уровень, у 3 детей – ОНР, II, уровень.
Кроме нарушения речи, у детей были выявлены вторичные недостатки развития ВПФ (неустойчивость внимания, трудности запоминания и воспроизведения пройденного материала, сниженная мыслительная деятельность, трудности при решении задач разной направленности). У большинства детей наблюдались недостаточная сформированность просодических компонентов речи: громкость, темп, четкость, логическое ударение.
Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Результаты наблюдений за динамикой речевого развития отмечались в «Дневнике логопеда».
После того, как определилась степень нарушений речевых компонентов, были разработаны планы коррекционно – педагогической работы (перспективный, тематический, индивидуальный, план по подготовке к овладению грамотой).
2. Коррекционно – педагогическая работа.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.
Вся коррекционно – педагогическая деятельность строилась на основе программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»/ Под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
В начале года были определены основные направления логопедической работы по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста.
Коррекционное воздействие по всем направлениям осуществлялось в течение всего дня: в режимных моментах, НОД (фронтального, подгруппового, индивидуального типа).
НОД строились по принципам:
- Единое тематическое направление (согласно календарно – тематическому плану);
- «От простого к сложному»;
- Чередование разных видов деятельности;
- Опора на сохранные звенья речевой системы.
На протяжении всего года велась работа в обычных тетрадях в клетку и в дидактических тетрадях. Выполнялись следующие виды заданий:
- на развитие ориентировки на листе,
- на развитие логического мышления, внимания, памяти,
- закрепление навыков написания букв, их элементов, слогов, коротких слов и др.
Фронтальные занятия проводились каждый день, но были разделены по видам:
1. Формирование фонетической стороны речи, подготовка к овладению грамотой:
- развитие артикуляционного аппарата;
- знакомство с буквой;
- формирование фонематических операций: представлений, восприятия,, анализа, синтеза;
- работа над слоговой структурой слова.
2. Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи:
- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:
- работа над словом и предложением;
- активизация словаря;
- формирование навыков составления рассказов, пересказов, заучивания стихотворений.
Широко использовались упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики в виде логоритмики (совместно с музыкальным руководителем), пальчиковой гимнастики на всех занятиях.
В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование. Была пополнена методическая копилка - приобретены дидактические игры по технологии В.В.Воскобовича.
Закреплению приобретаемых речевых навыков в процессе логопедических занятий способствовала преемственность в работе с воспитателями логопедической группы (через беседы, тетради взаимосвязи, консультации), а также с родителями путём личного контакта, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми (задания по индивидуальным тетрадям взаимосвязи).
В январе был проведен промежуточный логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи у детей старшей логопедической группы. На основе итогов мониторинга был определен дальнейший образовательный маршрут коррекционно-педагогического воздействия.
3. Методическая работа.
В октябре были обследованы дети всех групп ДОУ. Результаты первичной диагностики фиксировались в таблице по речевому развитию.
Возраст | Количество обследованных детей | Фонетический дефект | ФФНР | ОНР,I – II уровень | ОНР, III уровень | Заикание | Сложный дефект |
Первая младшая группа | 20 | 6 | - | 5 | 9 | - | - |
Вторая младшая группа | 20 | 11 | 3 | 3 | 4 | - | - |
Средняя группа | 23 | - | 3 | 2 | 7 | - | 3 |
Старшая группа | 21 | 8 | 3 | - | 2 | 2 | - |
Подготовительная группа | 25 | 5 | 2 | - | 1 | - | 1 |
Дети, посещающие другие ДОУ | 5 | 1 | - | - | 3 | - | 1 |
Дети, не посещающие ДОУ | 3 | - | 1 | - | 2 | - | - |
Итоги диагностики показали о необходимости оказания практической и консультативной помощи по вопросам развития и коррекции речи. В связи с наличием в ДОУ детей, имеющих те или иные проблемы в развитии речевой системы.
С этой целью была разработана система консультативной поддержки родителям и педагогам ДОУ. Консультативный пункт функционировал с ноября по май. За это время для родителей и педагогов ДОУ были подготовлены следующие консультации: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Виды работы педагога по развитию диалоговой речи детей дошкольного возраста». Также для педагогов было проведено занятие для детей старшего возраста по направлению «Формирование звукового анализа и синтеза» и практикум «Методы и приемы автоматизации звуков в повседневной жизни».
Кроме этого, по необходимости оказывалась консультативная помощь по вопросам речевого развития и коррекции дефектов речи в индивидуальном порядке.
С февраля функционирует группа по подготовке к школе детей «Ступеньки к школе».
В течение года велась работа в интернет – ресурсах: «Социальная сеть работников образования» (адрес страницы: http://nsportal.ru/user/53415), http://www.maaam.ru/users/natasvg.
Участие в мероприятиях города и района:
1. Проведение мастер-класса для воспитателей в рамках курсовой подготовки на тему: «Подготовка к овладению грамотой посредством игр В.В.Воскобовича».
2. Выступление на педсовете «Речевые игры для всех возрастов».
3. Участие в районном этапе конкурса «Учитель года -2013»
В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями.
Совершенствовалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете дидактическим материалом и играми по всем разделам коррекционного плана.
Осуществлялся подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
4. Работа с родителями логопедической группы
В начале сентября, в рамках логопедического обследования, с целью уточнения наличия или отсутствия каких – либо заболеваний, которые тем или иным образом могли повлиять на речевое развитие и возникновение речевых нарушений, был изучен анамнез, особенности развития каждого ребенка (медицинские карты).
Затем, было проведено родительское собрание, на котором родители получили информацию о речевом заключении и пути коррекции. Также родители были ознакомлены с программами, на основе которых будет идти коррекционно – педагогический процесс и подготовка к школьному обучению.
В течение года с родителями велась разного вида работа:
- Родительские собрания:
«Давайте знакомиться»
«Наши первые успехи»
«Итоги коррекционной работы за год»
- Консультации:
1. «ОНР. Пути преодоления»;
2. «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка»
3. «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
- Семинар – практикум:
«Игры со звуками»
- Памятки:
«Учим стихотворения»;
««Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома»
- День открытых дверей (посещение родителями занятий, участие в режимных моментах в группе)
Обсуждались вопросы речевого развития детей, особенности развития словаря и грамматического строя речи, формирования фонематического восприятия, приемы формирования связной речи и т.д.
Помимо этого, родителям детей, имеющим сложные речевые нарушения, с целью обследования и назначения необходимого лечения, были даны рекомендации по обращению к специалистам города: невропатологу и детскому психиатру, а также к специалистам Краевого перинатального центра г. Хабаровска и специалистам Регионального диагностического центра г. Комсомольска – на – Амуре.
В конце учебного года был подведен общий итог работы за год.
Сравнительная характеристика речи детей
за 2012 – 2013 уч. годы
Ф. И. ребенка | Начало года (2012 г.) | Конец года (2013 г.) | |||||||||
Звукопроиз ношение | Фонематические операции | Лексический строй речи | Грамматический строй речи | Связ ная речь | Звукопроиз ношение | Фонемати ческие операции | Лексический строй речи | Граммати ческий строй речи | Связная речь | ||
Отчет о работе учителя-логопеда детского сада №14
Веклич Н.В.
в логопедической группе за 2-х летний период обучения: 2010 - 2011 учебный год
2011 – 2012 учебный год
Отчётный период | Количество детей, зачисленных в группу | Выпущено | Рекомендовано направить | Выбыло по разным причинам | |||||||||
Всего | ОНР, III уровень | ОНР, II – III уровень | ОНР, II уровень | ОНР, II – I уровень | ОНР, I уровень | Всего | С чистой речью | Со значительными улучшениями | В массовую школу | В логопедическую группу для продолжения работы | В общеразвивающую группу детского сада | ||
1-й год | 11 детей | 4 реб. | 5 детей | 2 реб. | - | - | 2 реб. | 9 детей | 1 реб. | 10 детей | - | - | |
2-й год | 11 детей | 9 детей | 2 реб. | - | - | - | 10 детей | 8 детей | 2 реб. | 7 детей | - | 3 реб. | 1 реб. |
Учитель-логопед _______________( _____________________)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план учителя-логопеда
План включает все направления работы логопеда на школьном логопункте....
Годовой отчет учителя-логопеда. Таблица.
В отчете представлено количество учащихся, занимающихся на логопункте....
Годовой план учителя-логопеда
Данный годовой план включает в себя задачи и направления по всем разделам коррекционной педагогики....
Годовой отчет учителя-логопеда
годовой отчет...
Годовой отчет учителя-логопеда.
В годовом отчете представлены количественные показатели работы за 21-22 учебный год, перечислены консультации практической направленности для родителей, совместные практикумы и мастер-классы, анализ п...
годовой отчет учителя - логопеда
годовой отчет учителя - логопеда...
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой план учителя-логопеда...