Годовой отчет учителя-логопеда
материал по теме

Бондаренко Наталья Владимировна

Годовой отчет учителя-логопеда о проделанной коррекционной и методической работе за 2012-2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_uchitelya-logopeda.docx45.17 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы учителя – логопеда МБДОУ № 14

 за 2012-2013 учебный год

Цель коррекционно – педагогического воздействия на 2012 – 2013 уч. год  - оказание квалифицированной помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи

Задачи:

1.        Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности детей логопедической группы и детей других групп ДОУ;

2.         Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению общего недоразвития речи детей, зачисленных специалистами ПМПК в логопедическую группу;

3.        Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития  детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры дефекта;

4.        Оказание консультативной педагогам и родителям по вопросам диагностики, выявления особенностей развития речи и коммуникации у детей дошкольного возраста.

1. Организационная работа.

        В начале учебного года в старшую логопедическую группу МБДОУ № 14 были зачислены 12 человек. В марте 2013 года специалистами ПМПК был зачислен 1 ребенок.

Диагностика речевых нарушений, целью которой являлось -  выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности детей – логопатов,  показала, что у детей наблюдается следующее: у 3 детей - ОНР, III уровень, у 7 детей  - ОНР, III –II уровень, у 3 детей – ОНР, II, уровень.

        Кроме нарушения речи, у детей были выявлены вторичные недостатки развития ВПФ (неустойчивость внимания, трудности запоминания и воспроизведения пройденного материала, сниженная мыслительная деятельность, трудности при решении задач разной направленности). У большинства детей наблюдались недостаточная сформированность просодических компонентов речи: громкость, темп, четкость, логическое ударение.

Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Результаты наблюдений за динамикой речевого развития отмечались в «Дневнике логопеда».

После того, как определилась степень нарушений речевых компонентов, были  разработаны планы коррекционно – педагогической работы (перспективный, тематический, индивидуальный, план по подготовке к овладению грамотой).

2. Коррекционно – педагогическая работа.

Целью работы являлось воспитание  у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие  речевых и неречевых процессов.

Вся коррекционно – педагогическая деятельность строилась на основе программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»/ Под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

В начале года были определены основные направления логопедической работы по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционное воздействие по всем направлениям осуществлялось в течение всего дня: в режимных моментах, НОД (фронтального, подгруппового, индивидуального типа).  

НОД строились по принципам:

  • Единое тематическое направление (согласно календарно – тематическому плану);
  • «От простого к сложному»;
  • Чередование разных видов деятельности;
  • Опора на сохранные звенья речевой системы.

На протяжении всего года велась работа в обычных тетрадях в клетку и в дидактических тетрадях. Выполнялись следующие виды заданий:

-  на развитие ориентировки на листе,

-  на развитие логического мышления, внимания, памяти,

- закрепление навыков написания букв, их элементов, слогов, коротких слов и др.

Фронтальные занятия проводились каждый день, но были разделены по видам:

1.     Формирование фонетической стороны речи, подготовка к овладению грамотой:

- развитие артикуляционного аппарата;

- знакомство с буквой;

- формирование фонематических операций: представлений, восприятия,, анализа, синтеза;

-  работа над слоговой структурой слова.

2. Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи:

- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:

- работа над словом и предложением;

- активизация словаря;

- формирование навыков составления рассказов, пересказов, заучивания стихотворений.

Широко использовались  упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики в виде логоритмики (совместно с музыкальным руководителем), пальчиковой гимнастики на всех занятиях.

В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование. Была пополнена методическая копилка - приобретены дидактические игры по технологии В.В.Воскобовича.

Закреплению приобретаемых речевых навыков в процессе логопедических занятий способствовала преемственность в работе с воспитателями логопедической группы (через беседы, тетради взаимосвязи, консультации), а также с родителями путём личного контакта, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми (задания по индивидуальным тетрадям взаимосвязи).

В январе был проведен промежуточный логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи у детей старшей логопедической группы. На основе итогов мониторинга был определен дальнейший образовательный маршрут коррекционно-педагогического воздействия.

3. Методическая работа.

В октябре были обследованы дети всех групп ДОУ. Результаты первичной диагностики фиксировались в таблице по речевому развитию.

Возраст

Количество обследованных детей

Фонетический дефект

ФФНР

ОНР,I – II уровень

ОНР, III уровень

Заикание

Сложный дефект

Первая младшая группа

20

6

-

5

9

-

-

Вторая младшая группа

20

11

3

3

4

-

-

Средняя группа

23

-

3

2

7

-

3

Старшая группа

21

8

3

-

2

2

-

Подготовительная группа

25

5

2

-

1

-

1

Дети, посещающие другие ДОУ

5

1

-

-

3

-

1

Дети, не посещающие ДОУ

3

-

1

-

2

-

-

Итоги диагностики показали о необходимости оказания практической и консультативной помощи по вопросам развития и коррекции речи. В связи с наличием в ДОУ детей, имеющих те или иные проблемы в развитии речевой системы.

С этой целью была разработана система консультативной поддержки  родителям и педагогам ДОУ. Консультативный пункт функционировал с ноября по май. За это время для родителей и педагогов ДОУ были подготовлены следующие консультации: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»,  «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Виды работы педагога по развитию диалоговой речи детей дошкольного возраста». Также для педагогов было проведено занятие  для детей старшего возраста по направлению «Формирование звукового анализа и синтеза» и практикум «Методы и приемы автоматизации звуков в повседневной жизни».

Кроме этого, по необходимости оказывалась консультативная помощь по вопросам речевого развития и коррекции дефектов речи в индивидуальном порядке.

С февраля функционирует группа по подготовке к школе детей «Ступеньки к школе».

В течение года велась работа в интернет – ресурсах: «Социальная сеть работников образования» (адрес страницы: http://nsportal.ru/user/53415),  http://www.maaam.ru/users/natasvg.

Участие  в мероприятиях города и района:

1. Проведение мастер-класса для воспитателей в рамках курсовой подготовки на тему: «Подготовка к овладению грамотой посредством игр В.В.Воскобовича».

2.  Выступление на педсовете «Речевые игры для всех возрастов».

3. Участие в районном этапе конкурса «Учитель года -2013»

 В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями.

Совершенствовалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете дидактическим материалом и играми по всем разделам коррекционного плана.

Осуществлялся  подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.

4. Работа с родителями логопедической группы

        В начале сентября, в рамках логопедического обследования, с целью уточнения наличия или отсутствия каких – либо заболеваний, которые тем или иным образом могли повлиять на речевое развитие и возникновение речевых нарушений, был изучен анамнез, особенности развития каждого ребенка (медицинские карты).

        Затем, было проведено родительское собрание, на котором родители получили информацию о речевом заключении и пути коррекции. Также родители были ознакомлены с программами, на основе которых будет идти коррекционно – педагогический процесс и подготовка к школьному обучению.

В течение года с родителями велась разного вида работа:

  • Родительские собрания:

«Давайте знакомиться»

«Наши первые успехи»

«Итоги коррекционной работы за год»

  • Консультации:

1. «ОНР. Пути преодоления»;

2. «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка»

3. «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»

  • Семинар – практикум:

 «Игры со звуками»

  • Памятки:

«Учим стихотворения»;

««Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома»

  • День открытых дверей (посещение родителями занятий, участие в режимных моментах в группе)

Обсуждались вопросы речевого развития детей, особенности развития словаря и грамматического строя речи, формирования фонематического восприятия, приемы формирования связной речи и т.д.

Помимо этого, родителям детей, имеющим сложные речевые нарушения, с целью обследования и назначения необходимого лечения, были даны рекомендации по обращению к специалистам города: невропатологу и детскому психиатру, а также к специалистам Краевого перинатального центра г. Хабаровска и специалистам Регионального диагностического центра г. Комсомольска – на – Амуре.

        В конце учебного года был подведен общий итог работы за год.

Сравнительная характеристика речи детей

за 2012 – 2013 уч. годы

Ф. И. ребенка

Начало года (2012 г.)

Конец года (2013 г.)

Звукопроиз

ношение

Фонематические операции

Лексический строй речи

Грамматический строй речи

Связ

ная речь

Звукопроиз

ношение

Фонемати ческие операции

Лексический строй речи

Граммати

ческий строй речи

Связная речь

Отчет о работе учителя-логопеда детского сада №14

Веклич Н.В.

в логопедической группе  за 2-х летний  период  обучения:  2010 - 2011  учебный год

                                                                                                                                         2011 – 2012  учебный год

Отчётный

период

Количество детей, зачисленных в группу

Выпущено

Рекомендовано направить

Выбыло по разным причинам

Всего

ОНР, III уровень

ОНР, II – III уровень

ОНР, II уровень

ОНР, II – I уровень

ОНР, I уровень

Всего

С  чистой  речью

Со  значительными улучшениями

В  массовую  школу

В логопедическую  группу для  продолжения  работы

В  общеразвивающую группу  детского  сада

1-й год

11 детей

4 реб.

5 детей

2 реб.

-

-

2 реб.

9 детей

1 реб.

10 детей

-

-

2-й год

11 детей

9 детей

2 реб.

-

-

-

10 детей

8 детей

2 реб.

7 детей

-

3 реб.

1 реб.

Учитель-логопед   _______________(  _____________________)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план учителя-логопеда

План включает все направления работы логопеда на школьном логопункте....

Годовой отчет учителя-логопеда. Таблица.

В отчете представлено количество учащихся, занимающихся на логопункте....

Годовой план учителя-логопеда

Данный годовой план включает в себя задачи и направления по всем разделам коррекционной педагогики....

Годовой отчет учителя-логопеда.

В годовом отчете представлены количественные показатели работы за 21-22 учебный год, перечислены консультации практической направленности для родителей, совместные практикумы и мастер-классы, анализ п...

годовой отчет учителя - логопеда

годовой отчет учителя - логопеда...

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой план учителя-логопеда...