Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей с ОВЗ.
методическая разработка

Татьяна Федоровна Татаринцева

Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Семицветик»

комбинированного вида» г. Минусинск

 

 

Программа коррекционно-развивающих занятий

по познавательному развитию

 детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Программу составила:

Педагог-психолог Татаринцева Т.Ф.  

 

 

 

 

 

2022

г.Минусинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционно-развивающих занятий  направлена на развитие и коррекцию познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер дошкольников, наиболее эффективной социализации и адаптации в обществе.

Основополагающей целью программы является оказать своевременную психологическую помощь в процессе психического, психофизиологического и личностного развития ребёнка на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Программа составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).  

Также при разработке программы учитываются особенности разных групп детей с ОВЗ. Например, для детей с РАС или ЗПР — методики, ориентированные на развитие когнитивных способностей и социальной адаптации. 

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, движение, индивидуальную и коллективную деятельность, что способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, тактильного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Реализация программы осуществляется в рамках непосредственно реабилитационной деятельности с детьми 2 раза в неделю по 15-20 минут. Закрепление программного материала происходит в совместной деятельности с воспитателями и специалистами и самостоятельной деятельности детей. 

 

ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ

  1. Расширять и обогащать представления детей о ближайшем  окружении.     

Учить детей дифференцировать предметы по величине, форме, цвету, другому признаку.    
      Закреплять и расширять у детей умения выделять и называть основные части тела (голова, руки, ноги, шея, живот, спина, пальцы). Учить детей показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос; на голове — уши, волосы. 
      Закреплять названия продуктов, имеющих разные вкусовые признаки (сладкий, горький, кислый, солёный).      
      Учить складывать разрезную картинку из двух, трех, четырех, пяти, шести  частей.   
      Формировать у детей ориентировку в пространстве группы (у окна, у двери).

      2. Формировать познавательное отношение к окружающей действительности.

      Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их признаками (разбирание, вкладывание, комбинирование, складывание и т. п.). Поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в процессе занятия.

      3. Обогащать сенсорный опыт ребёнка.

      Формировать элементарные представления об основных свойствах цвета, формы, величины, пространства.   
      Развивать элементарные представления о:   
      -цвете (воспринимать разнообразные цвета, различать 6 основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный; называть 4 цвета, понимать названия других цветов; выбирать из шести предметов 1—2 указанных цветов независимо от формы и величины);
     - форме (воспринимать разнообразные формы, различать контрастные формы: круг, квадрат; треугольник,   называть 3—4 формы; определять форму независимо от величины и цвета);      
      -величине (воспринимать разнообразные по величине предметы, различать по длине и высоте; понимать слова
длинный — короткий, высокий — низкий; правильно называть: большой и маленький; понимать: выделять величину независимо от формы и цвета);
      -пространстве (воспринимать разнообразные по размерам пространства, различать расположение предметов относительно своего тела, понимать слова:
около,  впереди, позади, вверху, внизу; правильно называть: около, впереди, вверху, внизу; понимать  предлоги:  около; на, под, за, в, из-за, из);

- соотносить 2—3 предмета по цвету при выборе из нескольких цветов, узнавать предметы по сочетанию 2—3 свойств (цвет, форма, величина);    
      соотносить 2—3 предмета по форме, при выборе из нескольких представленных форм, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, форма, величина);      
      соотносить 2—3 предмета по величине при выборе из нескольких, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, форма, величина).

Продолжать развивать ориентировочно-познавательную деятельность:               
      Развивать  действия с предметами (матрешки, пирамидки, вкладыши) по слову с опорой на восприятие, выполнять взаимосвязанные действия (раскладывать — собирать, открывать — закрывать и др.), выбирать предметы из нескольких по заданному образцу, раскладывать предметы в порядке уменьшения—увеличения.       
      Привлекать словесными поручениями внимание к предмету, побуждать находить его в окружающей обстановке, выделять предмет с заданными свойствами, управлять действиями ребенка с предметами на основе словесных указаний при восприятии предмета.         
      Способствовать пробуждению интереса к окружающему: игрушкам и дидактическим материалам, пособиям (вкладыши, матрешки, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины и формы с комплектами вкладок).  

  1. Развивать эмоционально-волевую сферу. Учить ребёнка распознавать эмоции, используя карточки с изображениями, игры и сказки. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

                                            Перспективное планирование.

Конспект

Тема занятия

№1

«Игры разминки»

№2.

«Знакомимся с нашими игрушками»

№3.

«Игры на развитие навыков общения»

№4.

«Закончи рисунок»

№5.

«Угостим игрушки фруктами»

№6.

«Овощи-Фрукты»

№7

«Игры на развитие мелкой моторики»

№8.

«Игры с крупами»

№9.

«Человек и части тела»

№10.

«Правая и левая»

№11.

«Знакомимся с одеждой»

№12.

«Одежда»

№13.

«Обувь»

№14.

«Игры с счётными палочками»

№15.

«Животные»

№16.

«Игры с ватой»

№17.

«Дикие животные»

№18.

«Собери картинку»

№19.

«Птицы»

№20.

«Домашние птицы»

№21.

«Зима»

№22.

«Город. Дома»

№23.

«Транспорт»

№24.

«Новый Год»

№25.

«Развлечения»

№26.

«Мебель»

№27.

«Посуда»

№28.

« Продукты»

№29.

«Магазин»

№30.

«Военная техника»

№31.

«Семья»

№32.

«Мамин праздник»

№33.

«Весна»

№34.

«Деревья»

№35.

«Цветы»

№36.

«Насекомые»

 

Конспект №1.

«Игры – разминки»

«Шалтай-Болтай».

Цель занятия: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.

«Разминка».

Большие ноги (Задавая ритм, ходите и бегаете):

Шли по дороге: (шагая широко, говорите низким голосом)

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Маленькие ножки (бег мелким шагом с произнесением

текста)

Бежали по дорожке: (тонким голосом)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Можно проводить релаксационные игры, упражнения на дыхание с целью снятия напряжения, они будут полезны для детей с ОВЗ.

Конспект №2.

«Знакомимся с нашими игрушками».

Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме.

Катать машинку. Одевать куклу. Возить мишку. Бросать мяч. Крутить юлу.

Мяч-катать, кормить,бросать.

Мишку-катать, кормить,одевать.

Куклу-наряжать, кормить,водить.

Машинку-катать, мыть, ремонтировать ,заправлять.

Конспект №3

«Игры на развитие навыков общения»

Игры помогают ребенку научиться понимать других людей, правильно выражать эмоции и т.д.

«Позови мячом».

Ход занятия: ребята стоят (сидят) в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

«Ситуации».

Ход занятия: необходимо предлагать детям разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации: Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.  Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь? Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

«Волшебная палочка».

Игра направлена на развитие навыков общения, умения понять чувства другого.  Правила игры:. Детей нужно разбить на пары.  У одного ребенка в руках «волшебная палочка» (например, карандаш). Ребенок с «волшебной палочкой» касается партнера и  задает вопрос «Что мне для тебя сделать?». Тот, до кого дотронулась «волшебная палочка» предлагает какое-либо действие - спеть, попрыгать, рассказать историю и т.д.  После того как действие выполнено, можно поменять пары.

Конспект №3.

«Такие разные овощи».

Цель: Познакомить детей с натуральными овощами. Посмотреть и назвать их форму, цвет, попробовать на вкус.

Ход занятий:  Показать красоту фактуры листьев капусты,яркость и насыщенность цвета у свеклы и моркови, золотистость лука и т.п.

Упражнять детей в названии овощей (лук,морковь,свекла,капуста,картофель,горох…)

Конспект №4.

«Закончи рисунок»

Цель: развитие пространственных представлений и воображения, графических навыков.  Материалы: незаконченные изображения, рабочие тетради, простые карандаши.

Конспект №5.

«Угостим игрушки фруктами».

Цель: Упражнять детей в различении фруктов и правильном использовании в речи их названия.

Ход занятия: Снимаем с дерева плоды- лимон, яблоко, груша, слива, апельсин… Сажаем игрушки за стол и угощаем их игрушками-заменителями «Фруктами».

Конспект №6.

«Овощи-Фрукты».

Цель: Закреплять умение различать овощи и фрукты.

Ход занятия:  Из общей корзины нужно повесить или посадить на грядку фрукты и овощи. Знать где, что растет. На большом дереве- фрукты. На грядке- овощи. Закрепляем пройденный материал.

Конспект №7.

«Игры на развитие мелкой моторики»

Для детей с ОВЗ необходимо совершенствование ручной моторики, что способствует развитию речевой функции, подготовке детей к овладению письму. Виды деятельности на развитие мелкой моторики:  конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала

по образцу, затем по памяти и произвольно.  Раскладывание и складывание разборных игрушек:  матрешек, пирамидок, чашечек, кубиков.  Складывание из палочек геометрических фигур, букв. Обведение контуров предметных изображений. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами. Расстегивание и застегивание пуговиц, ремешков, шнурование.  Работа с мозаикой. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Конспект №8.

«Игры с крупами»

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики.

«Волшебные рисунки».

Необходимо взять яркий цветной поднос. Тонким слоем рассыпать по нему крупу (манку, пшено, рис и т.д.). Провести пальчиком ребенка по крупе - получится контрастная линия.

Позволить ребенку самому "нарисовать" на крупе все, что захочется. После этого приступить к рисованию узоров, предложенных на рисунках.

«Прячем ручки».

Насыпать гречневую крупу в глубокую миску и предложить ребенку опустить в нее руки: "Где твои ручки? Спрятались. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?" Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

«Покорми птичек». В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек - это могут быть воробушки, или курочки, уточки. "Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давайте насыпать птичкам зернышки. Кушайте, птички, зернышки!"

«Дождь, град». Эта игра обусловлена фактурой материала - мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках. Словесно обозначьте действия ребенка: «Ой, дождь пошел!» (гречка, рис), «Ой! Град начался!» (горох, фасоль).

Конспект №9.

«Человек и части тела»

Цель: Знать строение человека.

Ход занятия: Показать строение человека на картинке. Проговорить каждую часть тела. Сложить правильно части в игре «Собери пазлы». Собранного человека приклеиваем правильно  на альбомный лист.

Конспект №10.

«Правая и левая».

Цель: Закрепляем знания «правый» и «левый».

Ход занятия: детям на правую ручку и ножку привязываем красные ленточки, а на левую- синие. И по команде психолога под музыку поднимаем руки по очереди, и топаем ножками. Проговариваем все вместе « Наша правая рука с красной ленточкой», «Наша левая нога с синей ленточкой.

Конспект №11.

«Знакомимся с одеждой».

Цель: Побуждаем различать и называть одежду.

Ход занятия: Рассматриваем свою одежду и радуемся по поводу того, что видим красивые застежки и рисунки. Называем вещи, которые одеваем на куклу- юбка, кофта, платье, штаны, футболка… 

Конспект №12.

«Одежда».

Цель: Закреплять знания по теме «Одежда», активизировать речевой словарь. Развивать мышление.

Ход занятия: Психолог предлагает одеть бумажного мальчика и девочку,  выбирая одежду из общих вещей. Наряжать и называть предмет одежды.

 

Конспект №13.

«Обувь».

Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать непроизвольную память, мышление, внимание.

Ход занятия: Найти свою пару обуви. В конверте лежат картинки с обувью, разрезанные по вертикали. Нужно найти правильно пару обуви.

Конспект №14.

«Игры с счётными палочками»

Рассмотреть вместе с ребенком картинки, выложенные из спичек. Обсудить, на что они похожи. После этого приступить к выкладыванию рисунков по образцам. Если ребенок хорошо справляется с заданием, попросить его выложить рисунки из палочек по памяти.

Конспект №15.

«Животные»

Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к животным.

Ход занятия: Психолог просит ребенка познакомиться с некоторыми животными – кошка,собака,тигр,лиса…(показывает на картинки или мягкие игрушки). Ребенок здоровается с животными и гладят их,называя ласковыми словами.

 

Конспект №16.

«Игры с ватой»

Вата - очень нежный и приятный на ощупь материал. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие.

«Снег идёт»

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Наблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.

Конспект №17.

«Дикие животные».

Цель: обобщать знания детей о диких животных. Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам.

Ход занятия: На панно картинка с изображением леса. Рядом в сундучке предметные картинки животных: медведь, лиса, заяц, волк, белка…Ребенок достаёт из сундучка картинку, называет животного и ставит рядом с лесом.

 

Конспект №18.

«Собери картинку»

Цель: научить детей визуально сравнивать детали, правильно соединять их в единое целое, определять форму и расцветку изображённых объектов.

Ход занятия: детям (ребенку) предлагаются разрезные изображения из 2-6 частей различной конфигурации. Собрать целое изображения.

Конспект №19.

«Птицы».

Цель: Воспитывать любовь к птицам.

Ход занятия: Дать основные определения для птиц. Показать картинки птичек и вслух вместе со всеми ребятами перечислить строение птички : Голова, клюв, тело,покрытое перьями, лапки, крылья.

Конспект №20.

«Домашние птицы»

Цель: Прочитать детям(ребенку)  рассказы, выучить загадки про птиц.

Ход занятия: Психолог показывает красочные картинки с домашними птицами: утка,петух, курица,гусь… А ребята(ребенок), с помощью педагога «заселяют» их в свои домики( на панно деревенский двор).

Конспект №21.

«Зима».

Цель: Обогащать представления детей об изменениях в природе и смене погоды.

Ход занятия:  Познакомить с признаками Зимы( со снегом). Показать, что снег может быть липким и из него можно лепить.

Конспект №22.

«Город. Дома»

Цель: Обобщать материал по теме «Дом» Развивать мышление, память, фонетические процессы.

Ход занятия: Психолог собирает вместе с детьми( ребенком) дом из пазлов и при этом задает вопросы: 1.Сколько стен в доме? 2.Для чего нужна крыша? 3. Для чего нужны окна?...

Конспект №23.

«Транспорт»

Цель:  Побуждать детей различать по внешнему виду  и называть несколько  видов транспорта.

Ход занятия: Познакомить с игрушкой «Паровоз с вагонами» . Рассмотреть игрушку, научиться различать детали. Предложить поиграть в поезд. 

Конспект №24.

«Новый Год»

Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Поощрять проявления положительных эмоций.

Ход занятия:  Познакомить с главными гостями праздника- Дед Мороз, Снегурочка. Объяснить, что все водят хоровод вокруг наряженной елочки.  

Конспект №25.

«Развлечения».

Цель: Вызывать у детей чувства радости.

Ход занятия:  С использованием новой игрушки Деда Мороза провести подвижную игру «Убегу- Догони». Играя, психолог меняет направление движения.

 

Конспект №26.

«Мебель».

Цель: Закреплять знания о мебели. (стол, стул,шкаф). Обогащать словарь по теме.

Ход занятия: Психолог загадывает загадки. На панно выставляются картинки-отгадки.

Загадки:

  1. Под крышей четыре ножки- а на крыше суп да ложки.
  2. Под домом четыре ножки, ав доме чьи-то одежки.
  3. Под крышей четыре ножки, а на крыше нет ни супа ни ложек, есть спинка.

Конспект № 27.

«Посуда»

Цель: Учить составлять описательный рассказ по плану. Активизировать предметный словарь. Развивать ассоциативное мышление.

Ход занятия: Занятия с картинками, изображающими предметы посуды с недостающей деталью, картинки с деталями посуды. Задание- найти недостающую деталь и составить картинку. Назвать, что изображено на картинке.

Конспект №28.

« Продукты».

Цель: Обогащать словарь по теме.

Ход занятия: В корзинке лежать продукты. Психолог рассказывает детям(ребенк) о том, что можно кушать некоторые продукты сырыми, а некоторые нужно обязательно приготовить.

Конспект №29.

« Магазин».

Цель: Научить игре в магазин.

Ход занятия: Дать простые объяснения о сюжетной игре «Магазин». Научить культурно «играть» роль продавца и покупателя.

Конспект №30.

« Военная техника».

Цель: Различать «Военную» технику от обычной.

Ход занятия: Рассмотреть картинки с различной техникой.  Найти отличия (по цвету). Рассказать об армии. 

Конспект №31.

« Семья».

Цель: Воспитывать любовь к своим родным. Знать состав своей семьи.

Ход занятия: Познакомить детей со словами ( брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка). Рассказать о каждой семье ребенка, заучить. 

Конспект №32.

« Мамин праздник».

Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа по стихотворению с опорой на картинки.

Ход занятия: Картинки с изображением «Весны», подснежника, улыбающейся женщины с изображением цифры 8. Выставляется картинка: мальчик и девочка поздравляют маму. Прочитать стихотворение:

Когда снег сойдёт в лесу,

Обнажив валежник,

Кто приветствует весну? —

Маленький подснежник!

Конспект №33.

« Весна». 

Цель: Активизировать глагольный и предметный словарь. Развивать общие речевые навыки, память, мышление.

Ход занятия: Понять и запомнить стихотворение:

Весна пришла, и тёплые ладошки. 

Своих лучей несёт во все окошки.

Теплее дни, уже набухли почки, и ждут свой час зелёные листочки.

Повторное чтение стихотворения с опорой на картинки.

Конспект №34.

« Деревья».

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Знать 1-2 названия дерева.

Ход занятия: Перед детьми лежат картинки с листьями клена и рябины. Каждый ребенок прикрепляет на дерево соответствующий лист, сопровождая свои действия речью.

Конспект №35.

« Цветы».

Цель: Обобщать материал по теме. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику.

Ход занятия: На панно различные цветы. Познакомить детей со строением цветка. (стебель, листья…) 

Конспект №36.

« Насекомые».

Цель: Обобщать материал по теме «Насекомые». Развивать мышление, память.

Ход занятия: Предметные картинки с насекомыми. Уточнить количество лапок у каждого вида насекомых, назвать все части тела ( крылья, усы, голова, лапки, глаза…)

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по итогам освоения всего курса коррекционно-развивающих занятий  данной программы. Обследование познания детей осуществляется  два раза в год. Основной метод обследования: индивидуально. Обследование детей осуществляется психологом. В ходе    реализации программы достигаются следующие результаты: у детей формируется позитивная самооценка, расширяется круг общения со сверстниками, положительные изменения в интеллектуальном развитии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа по исправлению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья " Коррекционно-развивающая  работа по исправлению дефектов развития  детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой

Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...