Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей с ОВЗ.
методическая разработка
Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Семицветик»
комбинированного вида» г. Минусинск
Программа коррекционно-развивающих занятий
по познавательному развитию
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программу составила:
Педагог-психолог Татаринцева Т.Ф.
2022
г.Минусинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционно-развивающих занятий направлена на развитие и коррекцию познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер дошкольников, наиболее эффективной социализации и адаптации в обществе.
Основополагающей целью программы является оказать своевременную психологическую помощь в процессе психического, психофизиологического и личностного развития ребёнка на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Программа составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Также при разработке программы учитываются особенности разных групп детей с ОВЗ. Например, для детей с РАС или ЗПР — методики, ориентированные на развитие когнитивных способностей и социальной адаптации.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, движение, индивидуальную и коллективную деятельность, что способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, тактильного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Реализация программы осуществляется в рамках непосредственно реабилитационной деятельности с детьми 2 раза в неделю по 15-20 минут. Закрепление программного материала происходит в совместной деятельности с воспитателями и специалистами и самостоятельной деятельности детей.
ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ
- Расширять и обогащать представления детей о ближайшем окружении.
Учить детей дифференцировать предметы по величине, форме, цвету, другому признаку.
Закреплять и расширять у детей умения выделять и называть основные части тела (голова, руки, ноги, шея, живот, спина, пальцы). Учить детей показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос; на голове — уши, волосы.
Закреплять названия продуктов, имеющих разные вкусовые признаки (сладкий, горький, кислый, солёный).
Учить складывать разрезную картинку из двух, трех, четырех, пяти, шести частей.
Формировать у детей ориентировку в пространстве группы (у окна, у двери).
2. Формировать познавательное отношение к окружающей действительности.
Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их признаками (разбирание, вкладывание, комбинирование, складывание и т. п.). Поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в процессе занятия.
3. Обогащать сенсорный опыт ребёнка.
Формировать элементарные представления об основных свойствах цвета, формы, величины, пространства.
Развивать элементарные представления о:
-цвете (воспринимать разнообразные цвета, различать 6 основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный; называть 4 цвета, понимать названия других цветов; выбирать из шести предметов 1—2 указанных цветов независимо от формы и величины);
- форме (воспринимать разнообразные формы, различать контрастные формы: круг, квадрат; треугольник, называть 3—4 формы; определять форму независимо от величины и цвета);
-величине (воспринимать разнообразные по величине предметы, различать по длине и высоте; понимать слова длинный — короткий, высокий — низкий; правильно называть: большой и маленький; понимать: выделять величину независимо от формы и цвета);
-пространстве (воспринимать разнообразные по размерам пространства, различать расположение предметов относительно своего тела, понимать слова: около, впереди, позади, вверху, внизу; правильно называть: около, впереди, вверху, внизу; понимать предлоги: около; на, под, за, в, из-за, из);
- соотносить 2—3 предмета по цвету при выборе из нескольких цветов, узнавать предметы по сочетанию 2—3 свойств (цвет, форма, величина);
соотносить 2—3 предмета по форме, при выборе из нескольких представленных форм, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, форма, величина);
соотносить 2—3 предмета по величине при выборе из нескольких, узнавать предметы по сочетанию свойств (цвет, форма, величина).
Продолжать развивать ориентировочно-познавательную деятельность:
Развивать действия с предметами (матрешки, пирамидки, вкладыши) по слову с опорой на восприятие, выполнять взаимосвязанные действия (раскладывать — собирать, открывать — закрывать и др.), выбирать предметы из нескольких по заданному образцу, раскладывать предметы в порядке уменьшения—увеличения.
Привлекать словесными поручениями внимание к предмету, побуждать находить его в окружающей обстановке, выделять предмет с заданными свойствами, управлять действиями ребенка с предметами на основе словесных указаний при восприятии предмета.
Способствовать пробуждению интереса к окружающему: игрушкам и дидактическим материалам, пособиям (вкладыши, матрешки, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины и формы с комплектами вкладок).
- Развивать эмоционально-волевую сферу. Учить ребёнка распознавать эмоции, используя карточки с изображениями, игры и сказки. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
Перспективное планирование.
Конспект | Тема занятия |
№1 | «Игры разминки» |
№2. | «Знакомимся с нашими игрушками» |
№3. | «Игры на развитие навыков общения» |
№4. | «Закончи рисунок» |
№5. | «Угостим игрушки фруктами» |
№6. | «Овощи-Фрукты» |
№7 | «Игры на развитие мелкой моторики» |
№8. | «Игры с крупами» |
№9. | «Человек и части тела» |
№10. | «Правая и левая» |
№11. | «Знакомимся с одеждой» |
№12. | «Одежда» |
№13. | «Обувь» |
№14. | «Игры с счётными палочками» |
№15. | «Животные» |
№16. | «Игры с ватой» |
№17. | «Дикие животные» |
№18. | «Собери картинку» |
№19. | «Птицы» |
№20. | «Домашние птицы» |
№21. | «Зима» |
№22. | «Город. Дома» |
№23. | «Транспорт» |
№24. | «Новый Год» |
№25. | «Развлечения» |
№26. | «Мебель» |
№27. | «Посуда» |
№28. | « Продукты» |
№29. | «Магазин» |
№30. | «Военная техника» |
№31. | «Семья» |
№32. | «Мамин праздник» |
№33. | «Весна» |
№34. | «Деревья» |
№35. | «Цветы» |
№36. | «Насекомые» |
Конспект №1.
«Игры – разминки»
«Шалтай-Болтай».
Цель занятия: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз.
«Разминка».
Большие ноги (Задавая ритм, ходите и бегаете):
Шли по дороге: (шагая широко, говорите низким голосом)
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Маленькие ножки (бег мелким шагом с произнесением
текста)
Бежали по дорожке: (тонким голосом)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Можно проводить релаксационные игры, упражнения на дыхание с целью снятия напряжения, они будут полезны для детей с ОВЗ.
Конспект №2.
«Знакомимся с нашими игрушками».
Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме.
Катать машинку. Одевать куклу. Возить мишку. Бросать мяч. Крутить юлу.
Мяч-катать, кормить,бросать.
Мишку-катать, кормить,одевать.
Куклу-наряжать, кормить,водить.
Машинку-катать, мыть, ремонтировать ,заправлять.
Конспект №3
«Игры на развитие навыков общения»
Игры помогают ребенку научиться понимать других людей, правильно выражать эмоции и т.д.
«Позови мячом».
Ход занятия: ребята стоят (сидят) в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.
«Ситуации».
Ход занятия: необходимо предлагать детям разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации: Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить. Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь? Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.
«Волшебная палочка».
Игра направлена на развитие навыков общения, умения понять чувства другого. Правила игры:. Детей нужно разбить на пары. У одного ребенка в руках «волшебная палочка» (например, карандаш). Ребенок с «волшебной палочкой» касается партнера и задает вопрос «Что мне для тебя сделать?». Тот, до кого дотронулась «волшебная палочка» предлагает какое-либо действие - спеть, попрыгать, рассказать историю и т.д. После того как действие выполнено, можно поменять пары.
Конспект №3.
«Такие разные овощи».
Цель: Познакомить детей с натуральными овощами. Посмотреть и назвать их форму, цвет, попробовать на вкус.
Ход занятий: Показать красоту фактуры листьев капусты,яркость и насыщенность цвета у свеклы и моркови, золотистость лука и т.п.
Упражнять детей в названии овощей (лук,морковь,свекла,капуста,картофель,горох…)
Конспект №4.
«Закончи рисунок»
Цель: развитие пространственных представлений и воображения, графических навыков. Материалы: незаконченные изображения, рабочие тетради, простые карандаши.
Конспект №5.
«Угостим игрушки фруктами».
Цель: Упражнять детей в различении фруктов и правильном использовании в речи их названия.
Ход занятия: Снимаем с дерева плоды- лимон, яблоко, груша, слива, апельсин… Сажаем игрушки за стол и угощаем их игрушками-заменителями «Фруктами».
Конспект №6.
«Овощи-Фрукты».
Цель: Закреплять умение различать овощи и фрукты.
Ход занятия: Из общей корзины нужно повесить или посадить на грядку фрукты и овощи. Знать где, что растет. На большом дереве- фрукты. На грядке- овощи. Закрепляем пройденный материал.
Конспект №7.
«Игры на развитие мелкой моторики»
Для детей с ОВЗ необходимо совершенствование ручной моторики, что способствует развитию речевой функции, подготовке детей к овладению письму. Виды деятельности на развитие мелкой моторики: конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала
по образцу, затем по памяти и произвольно. Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок, чашечек, кубиков. Складывание из палочек геометрических фигур, букв. Обведение контуров предметных изображений. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами. Расстегивание и застегивание пуговиц, ремешков, шнурование. Работа с мозаикой. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Конспект №8.
«Игры с крупами»
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики.
«Волшебные рисунки».
Необходимо взять яркий цветной поднос. Тонким слоем рассыпать по нему крупу (манку, пшено, рис и т.д.). Провести пальчиком ребенка по крупе - получится контрастная линия.
Позволить ребенку самому "нарисовать" на крупе все, что захочется. После этого приступить к рисованию узоров, предложенных на рисунках.
«Прячем ручки».
Насыпать гречневую крупу в глубокую миску и предложить ребенку опустить в нее руки: "Где твои ручки? Спрятались. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?" Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
«Покорми птичек». В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек - это могут быть воробушки, или курочки, уточки. "Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давайте насыпать птичкам зернышки. Кушайте, птички, зернышки!"
«Дождь, град». Эта игра обусловлена фактурой материала - мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках. Словесно обозначьте действия ребенка: «Ой, дождь пошел!» (гречка, рис), «Ой! Град начался!» (горох, фасоль).
Конспект №9.
«Человек и части тела»
Цель: Знать строение человека.
Ход занятия: Показать строение человека на картинке. Проговорить каждую часть тела. Сложить правильно части в игре «Собери пазлы». Собранного человека приклеиваем правильно на альбомный лист.
Конспект №10.
«Правая и левая».
Цель: Закрепляем знания «правый» и «левый».
Ход занятия: детям на правую ручку и ножку привязываем красные ленточки, а на левую- синие. И по команде психолога под музыку поднимаем руки по очереди, и топаем ножками. Проговариваем все вместе « Наша правая рука с красной ленточкой», «Наша левая нога с синей ленточкой.
Конспект №11.
«Знакомимся с одеждой».
Цель: Побуждаем различать и называть одежду.
Ход занятия: Рассматриваем свою одежду и радуемся по поводу того, что видим красивые застежки и рисунки. Называем вещи, которые одеваем на куклу- юбка, кофта, платье, штаны, футболка…
Конспект №12.
«Одежда».
Цель: Закреплять знания по теме «Одежда», активизировать речевой словарь. Развивать мышление.
Ход занятия: Психолог предлагает одеть бумажного мальчика и девочку, выбирая одежду из общих вещей. Наряжать и называть предмет одежды.
Конспект №13.
«Обувь».
Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать непроизвольную память, мышление, внимание.
Ход занятия: Найти свою пару обуви. В конверте лежат картинки с обувью, разрезанные по вертикали. Нужно найти правильно пару обуви.
Конспект №14.
«Игры с счётными палочками»
Рассмотреть вместе с ребенком картинки, выложенные из спичек. Обсудить, на что они похожи. После этого приступить к выкладыванию рисунков по образцам. Если ребенок хорошо справляется с заданием, попросить его выложить рисунки из палочек по памяти.
Конспект №15.
«Животные»
Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к животным.
Ход занятия: Психолог просит ребенка познакомиться с некоторыми животными – кошка,собака,тигр,лиса…(показывает на картинки или мягкие игрушки). Ребенок здоровается с животными и гладят их,называя ласковыми словами.
Конспект №16.
«Игры с ватой»
Вата - очень нежный и приятный на ощупь материал. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие.
«Снег идёт»
Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Наблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.
Конспект №17.
«Дикие животные».
Цель: обобщать знания детей о диких животных. Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам.
Ход занятия: На панно картинка с изображением леса. Рядом в сундучке предметные картинки животных: медведь, лиса, заяц, волк, белка…Ребенок достаёт из сундучка картинку, называет животного и ставит рядом с лесом.
Конспект №18.
«Собери картинку»
Цель: научить детей визуально сравнивать детали, правильно соединять их в единое целое, определять форму и расцветку изображённых объектов.
Ход занятия: детям (ребенку) предлагаются разрезные изображения из 2-6 частей различной конфигурации. Собрать целое изображения.
Конспект №19.
«Птицы».
Цель: Воспитывать любовь к птицам.
Ход занятия: Дать основные определения для птиц. Показать картинки птичек и вслух вместе со всеми ребятами перечислить строение птички : Голова, клюв, тело,покрытое перьями, лапки, крылья.
Конспект №20.
«Домашние птицы»
Цель: Прочитать детям(ребенку) рассказы, выучить загадки про птиц.
Ход занятия: Психолог показывает красочные картинки с домашними птицами: утка,петух, курица,гусь… А ребята(ребенок), с помощью педагога «заселяют» их в свои домики( на панно деревенский двор).
Конспект №21.
«Зима».
Цель: Обогащать представления детей об изменениях в природе и смене погоды.
Ход занятия: Познакомить с признаками Зимы( со снегом). Показать, что снег может быть липким и из него можно лепить.
Конспект №22.
«Город. Дома»
Цель: Обобщать материал по теме «Дом» Развивать мышление, память, фонетические процессы.
Ход занятия: Психолог собирает вместе с детьми( ребенком) дом из пазлов и при этом задает вопросы: 1.Сколько стен в доме? 2.Для чего нужна крыша? 3. Для чего нужны окна?...
Конспект №23.
«Транспорт»
Цель: Побуждать детей различать по внешнему виду и называть несколько видов транспорта.
Ход занятия: Познакомить с игрушкой «Паровоз с вагонами» . Рассмотреть игрушку, научиться различать детали. Предложить поиграть в поезд.
Конспект №24.
«Новый Год»
Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Поощрять проявления положительных эмоций.
Ход занятия: Познакомить с главными гостями праздника- Дед Мороз, Снегурочка. Объяснить, что все водят хоровод вокруг наряженной елочки.
Конспект №25.
«Развлечения».
Цель: Вызывать у детей чувства радости.
Ход занятия: С использованием новой игрушки Деда Мороза провести подвижную игру «Убегу- Догони». Играя, психолог меняет направление движения.
Конспект №26.
«Мебель».
Цель: Закреплять знания о мебели. (стол, стул,шкаф). Обогащать словарь по теме.
Ход занятия: Психолог загадывает загадки. На панно выставляются картинки-отгадки.
Загадки:
- Под крышей четыре ножки- а на крыше суп да ложки.
- Под домом четыре ножки, ав доме чьи-то одежки.
- Под крышей четыре ножки, а на крыше нет ни супа ни ложек, есть спинка.
Конспект № 27.
«Посуда»
Цель: Учить составлять описательный рассказ по плану. Активизировать предметный словарь. Развивать ассоциативное мышление.
Ход занятия: Занятия с картинками, изображающими предметы посуды с недостающей деталью, картинки с деталями посуды. Задание- найти недостающую деталь и составить картинку. Назвать, что изображено на картинке.
Конспект №28.
« Продукты».
Цель: Обогащать словарь по теме.
Ход занятия: В корзинке лежать продукты. Психолог рассказывает детям(ребенк) о том, что можно кушать некоторые продукты сырыми, а некоторые нужно обязательно приготовить.
Конспект №29.
« Магазин».
Цель: Научить игре в магазин.
Ход занятия: Дать простые объяснения о сюжетной игре «Магазин». Научить культурно «играть» роль продавца и покупателя.
Конспект №30.
« Военная техника».
Цель: Различать «Военную» технику от обычной.
Ход занятия: Рассмотреть картинки с различной техникой. Найти отличия (по цвету). Рассказать об армии.
Конспект №31.
« Семья».
Цель: Воспитывать любовь к своим родным. Знать состав своей семьи.
Ход занятия: Познакомить детей со словами ( брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка). Рассказать о каждой семье ребенка, заучить.
Конспект №32.
« Мамин праздник».
Цель: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа по стихотворению с опорой на картинки.
Ход занятия: Картинки с изображением «Весны», подснежника, улыбающейся женщины с изображением цифры 8. Выставляется картинка: мальчик и девочка поздравляют маму. Прочитать стихотворение:
Когда снег сойдёт в лесу,
Обнажив валежник,
Кто приветствует весну? —
Маленький подснежник!
Конспект №33.
« Весна».
Цель: Активизировать глагольный и предметный словарь. Развивать общие речевые навыки, память, мышление.
Ход занятия: Понять и запомнить стихотворение:
Весна пришла, и тёплые ладошки.
Своих лучей несёт во все окошки.
Теплее дни, уже набухли почки, и ждут свой час зелёные листочки.
Повторное чтение стихотворения с опорой на картинки.
Конспект №34.
« Деревья».
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Знать 1-2 названия дерева.
Ход занятия: Перед детьми лежат картинки с листьями клена и рябины. Каждый ребенок прикрепляет на дерево соответствующий лист, сопровождая свои действия речью.
Конспект №35.
« Цветы».
Цель: Обобщать материал по теме. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику.
Ход занятия: На панно различные цветы. Познакомить детей со строением цветка. (стебель, листья…)
Конспект №36.
« Насекомые».
Цель: Обобщать материал по теме «Насекомые». Развивать мышление, память.
Ход занятия: Предметные картинки с насекомыми. Уточнить количество лапок у каждого вида насекомых, назвать все части тела ( крылья, усы, голова, лапки, глаза…)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по итогам освоения всего курса коррекционно-развивающих занятий данной программы. Обследование познания детей осуществляется два раза в год. Основной метод обследования: индивидуально. Обследование детей осуществляется психологом. В ходе реализации программы достигаются следующие результаты: у детей формируется позитивная самооценка, расширяется круг общения со сверстниками, положительные изменения в интеллектуальном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/04/picture-825389-1475603657.jpg)
Коррекционно-развивающая работа по исправлению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья " Коррекционно-развивающая работа по исправлению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/26/picture-270264-1372207394.jpg)
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/08/picture-983526-1512681959.gif)
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в средней группе для детей ОВЗ.
Рабочая программа для детей средней группы с ОВЗ....
ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой
Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-1077903-1541341337.jpg)
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/01/picture-776398-1459524782.jpg)
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...