Педагогические технологии в работе учителя
материал
Условия реализации ФГОС диктуют учителю необходимость изменяться, совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности для формирования активного, самостоятельного, деятельного, творческого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические/образовательные технологии в работе учителя
Программы предмета русский язык и литература, разработанные мной, направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС. Режим доступа: Рабочие программы.Литература. Литература Бурятии; Рабочая программа Русский язык 5 класс, Рабочая программа Русский язык 11 класс; «Подготовка к написанию итогового сочинения». Программа элективный курс.
Применяемый мной учебно-методический комплект обеспечивает преемственность курсов русского языка и литературы в начальной школе и в последующих классах и позволяет проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Методологической основой педагогической деятельности является системно-деятельностный подход. Это даёт возможность рассмотреть учебный процесс как целостную систему.
Используемый деятельностный метод вбирает в себя продуктивные технологии:
- технология проблемного обучения; например, План-конспект урока "Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы" 5 класс
- технология исследовательской деятельности. Например, Исследовательские работы учащихся;
- технология проектной деятельности; например, Проект "Интеллектуальный марафон". «Прогулки с Пушкиным по аллеям современности»,
- здоровьесберегающие технологии; например, Поход на Роллердром.
- игровые технологии; например, Инсценировка «Сказка на новый лад». Режим доступа: https://nsportal.ru/user/1212381/video.
- технология развития критического мышления. Например, ТРКМ Прием "Сиквейн".
Технология проектной деятельности позволяет эффективно развивать критическое мышление, медиакомпетентность обучающихся, исследовательские способности учащихся, активизировать их творческую деятельность. В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В пособии «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие» / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007г. рассматриваются педагогические основы использования метода проектов в образовательной деятельности, проблемы и особенности организации проектов как наиболее динамичной формы образования. Метод проектов позволяет эффективно включить все компоненты учебной деятельности: постановка учебной задачи, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки.
- Проекты использую различные (групповые, индивидуальные; краткосрочные, среднесрочные; учебно-образовательные, смешанные). Проекты по времени проведения бывают кратковременные и длительные; по содержанию – посвященные одной проблеме, монопредметные или полипредметные (междисциплинарные). Например, Проект "Моя любимая книга", Проект "Галерея красивых людей".
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Поэтому, использую в работе технологию критического мышления – технология обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить (обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы). Называется также технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). ТРКМ ¬ это совершенная педагогическая технология, она имеет все ее признаки: научность, оптимальность, воспроизводимость, эффективность, программирование деятельности учителя и ученика. Авторами этого проекта являются американские педагоги Дж. Стил, К. С. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Авторами этой технологии разработаны основы обучения и учения, включающие в себя 3 стадии:
1) вызов (evocation),
2) осмысление содержания, реализация смысла (realization of meaning),
3) рефлексия (reflection).
Первая стадия и вызов, другими словами мозговой штурм (брейнсторминг), используется как способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Учитель задает ученикам проблемную ситуацию, которая строится из предметных значений, и учащиеся сознательно выбирают способ практического действия в соответствующих обстоятельствах. Например, на стадии вызова можно использовать кластеры, корзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм.
Главная задача второй стадии обучения и учения технологии, осмысления содержания или реализация смысла состоит в том, чтобы поддержать активность учащихся, их интерес, соотнести новую информацию с уже известной (использовать в решении тех или иных проблем свой жизненный опыт).
Третьей стадией познавательной деятельности в этой технологии является стадия реф-лексии. Именно на стадии рефлексии происходит закрепление полученных знаний учащимися, что позволяет им перестраивать свои прежние представления о предмете, включать в них новые понятия и знания.
Примеры использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы:
Приём №1 «Что я знаю»
1)Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
Приём №2 «Свободное письмо»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по
данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания,
рисунки);
3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2¬3 минут, фиксация
идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём №3 «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание:«¬¬¬»?;
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
На уроках русского языка ассоциации применяю чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок. Визуальная ассоциация имеет место быть. Например, при запоминании.
Тема «Гласные после шипящих» предполагает запоминание исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют. Некоторые обучающиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше, чтобы это был сюжет, который легко можно представить в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют»
Приём №4 «Ключевые слова»
1) Озвучивание темы;
2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать
определения;
3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов.
Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.
Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует.
Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским.
Приём №5 «Кластер»
Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её (целесообразно использовать перед стадией осмысления). Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер ¬ (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.
Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.
Приём № 6 «Синквейн»
Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов:
• В первой строчке тема называется одним словом.
• Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
• Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
• Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
• Пятая строчка – это словорезюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн «Фразеологизм»:
Емкое, меткое
Уточняет, обогащает, развивает
Это перлы, самородки и самоцветы языка
Фраза.
При повторении темы «Морфология» на стадии рефлексии составляем синквейн «Морфология»
Многословная, велика
Изучать, понимать, разбирать части речи
Как велик и разнообразен русский язык
Мощь и сила
Приём № 7 «Эссе»
Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы:
Что узнал и чему научился на уроке?
Что хотел бы узнать?
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность,
проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием № 8 «Инсёрт»
Один из приемов технологии развития критического мышления используемый при работе с текстом, с новой информацией.
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
2. Заполняется таблица
3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.
4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.
5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
Путем введения в обучение элементов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы идет большая организация самостоятельной деятельности учащихся. Развивается творческий потенциал ребёнка и увеличивается активность.
Активно использую в своей педагогической деятельности игровую технологию. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроках русского языка и литературы является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. Он пишет: «Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной - 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова и др .
В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей.
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает в той или иной степени
- снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала,
- вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что,
несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка и литературы способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
- ролевые игры на уроке;
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Например, Поход в музей.
Педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В своей педагогической работе использую следующие методы работы:
- аудиовизуальный метод обучения – это обучение посредством интенсивного использования средств зрительной и слуховой наглядности. Эти средства используются как основные при объяснении и закреплении (активизации) учебного материала.
- объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, анализ языка, показ, инструктаж).
- репродуктивные методы (пример, демонстрация, использование средств наглядности, упражнения, экскурсии).
- методы проблемного изложения материала (проблемная ситуация, познавательная игра, обобщение, учебные дискуссии).
- обучение в сотрудничестве (обучение в малых группах, где работа проводится по принципу «вертушки»).
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно - ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из нескольких человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
После завершения заданий всеми группами организую либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, например, упражнение), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные.
Когда я убеждаюсь, что материал усвоен всеми учащимися, раздаю уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала (проверка уровня обучаемости). Тест учащиеся выполняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Это работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.
- эмоционально-смысловой метод (ролевая игра, система коммуникативных заданий)
- частично-поисковый метод (наблюдение, самостоятельная работа)
- исследовательский метод (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование, наблюдение над языковыми явлениями, сопоставление, алгоритмы).
- индивидуальная творческая деятельность (степень самостоятельности учащихся в учебном процессе). Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний обучающихся на основе интерактивных методов. Например, творческие задания - такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизведения информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для меня, как педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
• не имеет однозначного и односложного ответа или решения
• является практическим и полезным для учащихся
• связано с жизнью учащихся
• вызывает интерес у учащихся
• максимально служит целям обучения
Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта их работ:
• мультимедийная презентация;
• рекламный проспект;
• дневник-путешествие;
• картограмма;
• заочная экскурсия;
• коллекция;
• таблица;
• схема;
- коллаж; Режим доступа: https://nsportal.ru/albom/2020/01/30/tvorcheskaya-rabota-po-romanu-m-zusaka-knizhnyy-vor .
• серия иллюстраций; Режимдоступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2020/01/29/semyon_matafonov.jpg?itok=Jwes2dUh.
- сочинение; например, Сочинение. Творческие работы учащихся. См также «Подготовка к написанию итогового сочинения». Программа элективный курс.
• словарь;
• справочник;
• слайд-шоу;
• фотоальбом;
• письменный отчёт;
- рассказ; например, Машина времени. Рассказ. Творческая работа ученика
• видеоролик;
• сказки-малышки и т.д.
- дифференциация
Используя в своей педагогической деятельности технологии разноуровневого обучения, я провожу психолого-педагогическую диагностику, позволяющую определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, что помогает продумать план занятия в зависимости от готовности класса, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся и предполагает различные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную. Цель разделения состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствии с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.
Дифференциация позволяет отслеживать результаты каждого ученика и применять разноуровневые учебные задания для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики, т.е. индивидуальную коррекцию и контроль знаний и умений учащихся. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями позволяет учащимся последовательно переходить от простого к сложному. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.
Для формирования регулятивных учебных операций, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения, использую приёмы, позволяющие школьникам контролировать свою речь, выполнять свои действия по заданному образцу, адекватно оценивать свою работу и исправлять ошибки.
Например:
- памятки разного вида
- алгоритмы действий
- схемы, таблицы
- модели
- технологические карты
- технические средства обучения, использование на уроках технических средств обучения позволяют успешно развивать познавательные интересы учащихся, делать более продуктивным процесс обучения. Именно поэтому применяю в своей работе информационно-коммуникационные технологии (показ видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, проецирование иллюстрированного материала, презентации и др.) Использую демонстрацию мультимедийных презентаций, видео-уроки на следующих этапах: актуализации знаний, открытия новых знаний. Все это повышает результативность обучения:
-повышается интерес к учебе;
-обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
-не допускается переутомления на уроке;
-обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
-развитие речи, логического мышления;
-развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;
-вырабатывается активная позиция детей.
В результате использования ИКТ в учебной и внеклассной деятельности мною создана методическая копилка мультимедийных материалов, презентации по русскому языку и литературе, рабочие программы. Немалая часть презентаций, наглядно-иллюстративных, экскурсионных материалов по литературе, виртуальных путешествий, тестов по русскому языку и литературе создана совместно с детьми. Например, Презентации выступлений, докладов, мастер-классов.
Просмотр и обсуждение видеофильмов. На уроках использую как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. Перед показом фильма ставлю перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Во время просмотра могу остановить фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. В конце обязательно совместно с учениками подводим итоги и делаем выводы.
ЭОР стали неотъемлемой частью образовательного процесса, в работе использую:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов . Режим доступа: http://school-collection.edu.ru;
- Корпорация Российский учебник. Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/predmet-literatura/;
- Сервис «Лента времени». Режим доступа: http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/sredstva-vizualizatsii-informatsii/96-timelines;
- Портал создания сказок. «Сказки маленькой птички». Режим доступа: https://littlebirdtales.com/home/default/;
- «Филологический портал». Режим доступа: http://www.philology.ru/;
- Сайт «Культура письменной речи». Режим доступа: http://gramma.ru/;
- Русский Викисловарь. Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0–
- Сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов). Режим доступа: http://slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050;
- Грамота.Ру (справочно- информационный Интернет-портал «Русский язык»). Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/;
10 .Уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование). Режим доступа: http://urokirus.com/online/;
11. "Русский Медвежонок - языкознание для всех", Конкурс. Режим доступа: http://www.rm.kirov.ru/.
- методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (тест, опрос, зачет, экзамен и т.п.).
На каждом этапе обучения использую диагностические мероприятия, позволяющие выявить уровень сформированности важнейших УУД и определить дальнейшую педагогическую стратегию для достижения каждым учеником метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов в соответствии с ФГОС. С помощью тестирования можно определить уровень информированности учащихся или их отношение к обсуждаемой теме. Подход к формулировке вопросов тестов выбираю корректным: они должны быть составлены грамотно, четко, на понятном языке. Например, Олимпиадные задания для 5-11 классов, Дидактический материал.
- внеурочная деятельность обучающихся.
Через организацию внеурочной деятельности обучающихся (спортивно-оздоровительную, духовно-нравственную, социальную, общеинтеллектуальную) создаю условия для развития у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Учитывая интересы учащихся, способности и возрастные возможности, я разрабатываю и провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность, развивается эмоциональная сфера, опыт публичного выступления.
- также одним из важнейших условий обучения школьников, благотворно влияющее на формирование у них положительного отношения к учёбе и познавательный интерес, является применение здоровьесберегающих технологий. Цель использования данной технологии – укрепление физического и психического здоровья ребенка, обучение навыкам его сохранения. Для этого применяю технологию оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
• правильная организация урока. Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является: показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; проявлением и тренировкой познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
• учет зоны работоспособности учащихся. Биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Поэтому уроки организую так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечали усталости. Уделяю внимание оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Для этого меняю виды деятельности на уроке (работа с учебником, работа в тетрадях, у доски, устные ответы и т.д.), слежу за формированием осанки у учащихся.
• проведение внеклассных мероприятий о здоровье. В настоящее время становится все более актуальным и необходимым пропаганда здорового образа жизни среди современных детей. И требует умелого подхода и особенных стараний педагогов и родителей.
Основным механизмом достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы является системно-деятельностный подход. Его методологическую основу составляет совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания. Использование в педагогической деятельности современных образовательных технологий способствует достижению положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ. Выбор технологий определяется многими факторами, в том числе: доминирующими целевыми установками общества и школы, конкретными целями образовательного процесса, особенностями класса, наличием материально-технических, морально-психологических и эргономических условий, личностными особенностями учителя.
Применяемая мной система педагогической деятельности способствует:
• развитию мотивации к учению, интеллектуальной, творческой деятельности обучающихся;
• реализации системно-деятельностного подхода в обучении;
• реализации требований современной информационно-образовательной среды;
• достижению стабильно высоких результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам внутренних и внешних мониторингов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт " Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя математики и физики. 2 часть"
Материал по представлению педагогического опыта Бородулиной Л.В....

Презентация "Использование технологии педагогического дизайна в работе учителя-предметника"
Основной целью педагогического дизайна является создание и поддержка для обучающегося среды, в которой, на основе рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных р...

Современные педагогические технологии в работе учителя физической культуры
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности...

Презентация обобщения педагогического опыта «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё боль...

Педагогические технологии в работе учителя
В статье дается описание педагогических технологий, которые учитель применяет в своей работе. Также дается анализ применения перчисленных технологий....

Педагогический проект «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДО»
Материал содержит цели, задачи и план проекта...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...