Главные вкладки
9.Педагогические/образовательные технологии
материал
Для достижения цели образовательном процессе активно используются нетрадиционные формы и современные технологии обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Основными принципами государственной политики в сфере образования по ФЗ «Об образовании»(№273) является воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит цель воспитание российской гражданской идентичности.
Целью Гимназии №14 является построение открытого образовательного пространства, способствующего становлению свободной, социально-активной, толерантной личности, стремящейся к самосовершенствованию. В связи с обозначенными приоритетами значимость филологического образования сегодня возрастает, оно становится важнейшим ресурсом социального, правового и культурного развития общества и его граждан. Основными результатами педагогической деятельности становится набор «ключевых компетенций» в интеллектуальной, гражданской, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.
Но не только гуманитаризация образования может решить данные проблемы, но и выход за рамки одного школьного предмета. Проблема эффективности обучения школьников в нашей стране очень актуальна. Закон РФ «Об образовании» ставит перед учителем задачу созидания личности школьника через обновления методов и содержания работы педагога. А это значит, что учитель обязан идти на эксперименты, риски, внедрение новых технологии.
Программы школьных курсов русского языка и литературы предполагают общую цель образовательного процесса, направленную на достижение метапредметных и предметных целей обучения, а это возможно достигнуть путём компетентностного подхода, который обеспечиваетформированиеиразвитиеязыковой,лингвистической,коммуникативнойикультурологическойкомпетенций.
Основной моей профессиональной целью педагогической деятельности является воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Эта цель и была основой для поиска средств ее реализации. В своей работе я использую технологии системно-деятельностного подхода, которые позволяют реализовать возможности учащихся через индивидуализацию и дифференциацию.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1.Регуляция учебной деятельности: освоение новых форм организации обучения и новых образовательных технологий, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности;
2.Создание условий для саморазвития, самореализации личности каждого ученика и формирования УУД:
• готовности к непрерывному образованию на основе умения учиться и сотрудничества с взрослыми и сверстниками,
• формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие высокой социальной и профессиональной мобильности, готовность к непрерывному образованию,
- привить навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.
В работе использую программы, учебники и учебные пособия, прошедшие Государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам. Программы предмета русский язык и литература, направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС.
В образовательном процессе активно используются нетрадиционные формы и новые технологии обучения:
- технология проблемного обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- технология проектной деятельности;
- технология развития критического мышления;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технология сотрудничества;
- технологии внеурочной деятельности;
- дистанционные технологии;
- технологии ИКТ;
- технология мастерских.
Сегодня преподавание русского языка и особенно литературы в школе переживает сложное время: разрушаются стереотипы, появляется новая, ранее неизвестная информация, меняется отношение к к явлениям действительности т.п. Всё это даёт простор для исследовательской и проектной деятельности ученика и учителя. Самое интересное обнаруживается в ходе работы и в последующей презентации результатов. Открытием для учеников становится мысль о незыблемости морально-нравственных ценностей, о вечности идеалов, о неизбежном уходе составляющих жизни в прошлое и приходе нового.
Так, например, материал к уроку по тексту О. Павловой, на мой взгляд, является универсальным. Он способствует философскому осмыслению действительности, формированию нравственных ценностей и убеждений. Данный материал можно использовать в любой возрастной группе учащихся. Кроме того, имеет значение тот факт, что для анализа взят текст современного автора. Через исследование языковых единиц раскрывается позиция автора, хотя начинается всё просто: найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, о чём диалог и тд . В ходе исследовательской деятельности формируется умение выражать собственное мнение, ставить цели, формулировать задачи и в конечном счете прививается уважительное отношение к слову , к чтению и литературе в целом. (не секрет, что читать дети в большинстве своём не любят, это точно выяснено, но при этом испытывают чувство вины, что мало читают; чтение – очень тяжелый умственный труд и далеко не все готовы к нему).
Заинтересовать подростков изучать художественную литературу и способствовать познавательной деятельности также может открытие новой информации, до этого им не знакомой. В качестве примера могу привести материалы к творческой мастерской по изучению творчества Мандельштама. В качестве примера можно рассмотреть стихотворение Осипа Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…»
Сам термин – поэзия серебряного века- настраивает учеников на позитивное отношение к материалу, вызывает некоторый эмоциональный подъём, ожидание необычного. Но выясняется, что многое, а иногда даже и всё, непонятно в художественном произведении.
При изучении литературы как искусства слова необходимо закрепить в головах учеников мысль, что смыслы худ. произведения постигаются только при многообразии подходов к нему. Формальное нахождение метафор и эпитетов и других средств выразительности – путь в никуда. И только исследуя творческую биографию поэта, ученики откроют драматизм ситуации и обречённость лирического героя, смогут ощутить неотделимость судьбы личности (как исторически значимой, так и нет) от судьбы страны, фатальную связь своей жизни с ходом истории. Вот только при этом условии возможна полноценная (с высоты возраста 17-летнего подростка) интерпретация эпитетов, метафор, стилистических фигур и тд. Такой деятельностный подход способствует формированию критического мышления, и как следствие – интерес к литературе.
На уроках по развитию речи (сочинение) также целесообразно применять технологию мастерских. Например, рассмотрим картину И И Шишкина «Корабельная роща». С точки зрения современного школьника – эта картина мало привлекательна: она похожа на фотографию, да- пейзаж, каких много, и получше видали, что называется… вот «Утро в сосновом бору» куда интереснее – там медведи …. (это реакция 6-классников). Можно заставить описать картину по стандартному плану. Опишут, потому что учительница сказала, не сделаешь - двойку поставит. Но если ученик знает, что такое корабельная роща, какова её судьба в конце 19 века, откуда родом сам художник - вот тогда уже и речемыслительная деятельность активизируется. Естественно, необходима систематизация отобранного материала, план. При данном подходе составление плана является активной мозговой деятельностью, а не рутинным действием.
Активно использую в своей педагогической деятельности игровую технологию. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроках русского языка и литературы является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. Он пишет: «Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной - 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова и др .
В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей.
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает в той или иной степени:
- снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала,
- вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка и литературы способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
- ролевые игры на уроке;
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок – КВН и т.д.);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы по русскому языку (театрализации, лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно - ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из нескольких человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
После завершения заданий всеми группами организую либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, например, упражнение), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные.
Когда я убеждаюсь, что материал усвоен всеми учащимися, раздаю уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала (проверка уровня обучаемости). Тест учащиеся выполняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Это работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.
Используя в своей педагогической деятельности технологии разноуровневого обучения, я провожу психолого-педагогическую диагностику, позволяющую определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, что помогает продумать план занятия в зависимости от готовности класса, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся и предполагает различные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную. Цель разделения состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствии с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.
Дифференциация позволяет отслеживать результаты каждого ученика и применять разноуровневые учебные задания для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики, т.е. индивидуальную коррекцию и контроль знаний и умений учащихся. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями позволяет учащимся последовательно переходить от простого к сложному. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.
Для формирования регулятивных учебных операций, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения, использую приёмы, позволяющие школьникам контролировать свою речь, выполнять свои действия по заданному образцу, адекватно оценивать свою работу и исправлять ошибки.
Например: памятки разного вида, алгоритмы действий, схемы, таблицы, модели, технологические карты, технические средства обучения,
Использование на уроках технических средств обучения позволяют мне успешно развивать познавательные интересы учащихся, делать более продуктивным процесс обучения. Именно поэтому я использую в своей работе информационно-коммуникационные технологии (показ видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, проецирование иллюстрированного материала, презентации и др.) Использую демонстрацию мультимедийных презентаций, видео-уроки на следующих этапах: актуализации знаний, открытия новых знаний. Все это повышает результативность обучения:
-повышается интерес к учебе;
-обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
-не допускается переутомления на уроке;
-обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
-развитие речи, логического мышления;
-развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;
-вырабатывается активная позиция детей.
В результате использования ИКТ в учебной и внеклассной деятельности мною создана методическая копилка мультимедийных материалов, презентации по русскому языку и литературе, рабочие программы. Немалая часть презентаций, наглядно-иллюстративных, экскурсионных материалов по литературе, виртуальных путешествий, тестов по русскому языку и литературе создана совместно с детьми.
Просмотр и обсуждение видеофильмов. На уроках использую как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. Перед показом фильма ставлю перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Во время просмотра могу остановить фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. В конце обязательно совместно с учениками подводим итоги и делаем выводы.
ЭОР стали неотъемлемой частью образовательного процесса:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов Режим доступа: http://school-collection.edu.ru;
- Корпорация Российский учебник. Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/predmet-literatura/;
- Сервис «Лента времени». Режим доступа: http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/sredstva-vizualizatsii-informatsii/96-timelines;
- Портал создания сказок. «Сказки маленькой птички». Режим доступа: https://littlebirdtales.com/home/default/;
- «Филологический портал». Режим доступа: http://www.philology.ru/ ;
- Сайт «Культура письменной речи». Режим доступа: http://gramma.ru/;
- Русский Викисловарь. Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0–
- Сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов). Режим доступа: http://slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050;
- Грамота.Ру (справочно- информационный Интернет-портал «Русский язык»). Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/;
10.Уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование). Режим доступа: http://urokirus.com/online/;
11. "Русский Медвежонок - языкознание для всех", Конкурс. Режим доступа: http://www.rm.kirov.ru/.
Через организацию внеурочной деятельности обучающихся (спортивно-оздоровительную, духовно-нравственную, социальную, общеинтеллектуальную) создаю условия для развития у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Учитывая интересы учащихся, способности и возрастные возможности, я разрабатываю и провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность, развивается эмоциональная сфера, опыт публичного выступления.
Для формирования гражданско - патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения, для расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о социальном начале человека мной подготовлены различные мероприятия. Например, Конкурс чтецов "Салют, Победа". Принимаем активное участие в Акции «Читаем детям о войне».
Также одним из важнейших условий обучения школьников, благотворно влияющее на формирование у них положительного отношения к учёбе и познавательный интерес, является применение здоровьесберегающих технологий. Цель использования данной технологии – укрепление физического и психического здоровья ребенка, обучение навыкам его сохранения. Для этого применяю технологию оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
• правильная организация урока. Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является: показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; проявлением и тренировкой познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
• учет зоны работоспособности учащихся. Биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Поэтому уроки организую так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечали усталости. Уделяю внимание оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Для этого меняю виды деятельности на уроке (работа с учебником, работа в тетрадях, у доски, устные ответы и т.д.), слежу за формированием осанки у учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Современные педагогические образовательные технологии....
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
Педагогические образовательные технологии
образовательные технологии...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Педагогические/образовательные технологии в педагогической системе преподавателя
Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределен...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»
Доклад содержит описание современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...