Педагогические образовательные технологии
методическая разработка на тему
образовательные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 104.5 КБ |
portfolio.doc | 29 КБ |
tehno.doc | 48 КБ |
zdorovesozidanie.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектное обучение. Виды проектов
Признаки | Виды проектов |
Уровень творчества | - исполнительский - конструктивный - творческий |
Содержание | - монопредметные - межпредметные - надпредметные |
Назначение | - учебные - личные (семейные) - общественные - производственные |
База выполнения | - школьные - внешкольные (УДО, семья, производство) - комплексные |
Количественный состав исполнителей | -индивидуальные - групповые - коллективные |
Возрастной состав исполнителей | - одновозрастной - разновозрастной |
Продолжительность выполнения | - мини-проекты (несколько занятий) - четвертные - полугодовые - годовые - многолетние |
Рабочий лист 1
Определим ключевые слова по теме «Метод проектов»
- Метод проектов возник в начале нынешнего столетия в США.
- Его называли также методом проблем.
- Основоположники метода проектов Дж. Дьюи и В.Х.Килпатрик.
- Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании
- Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях.
- Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни.
- Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска
- Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века
- Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, занимавшаяся разработкой метода проектов.
- Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Рабочий лист 2.
Внимательно изучите текстовую информацию в нижеследующей таблице. Выделите ключевые слова. Обсудите разницу в словарных и педагогических значениях понятий, которые Вы будете использовать при изучении темы «Метод проектов».
Словарное значение | Педагогическое значение | |
1. | Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов). | Метод - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. |
2. | Проект - 1. разработанный план сооружения; 2. Предварительный текст какого-либо документа; 3. Замысел, план. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов). Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов; замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта (проф. Е.С. Полат) | Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. |
3. | Проблема – задача, требующая разрешения, исследования. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов). Проблема - ( от греч. рroblema - - задача, задание) – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. (Словарь «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, М., 1990) | Проблема – задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации. |
4. | Проблемная ситуация – содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. (Словарь «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, М., 1990) | Проблемная ситуация - обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения. |
Основные подходы к проектированию и
организации учебной деятельности учащихся
Процесс педагогического проектирования и управления учебной деятельностью школьников анализируется с позиции трех подходов: технологического, личностно- ориентированного и индивидуально-ориентированного.
На современном этапе педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день. Становится очевидным, что процесс накопления и эмпирического отбора систем обучения должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому способствует технологизация процесса обучения.
Любая педагогическая технология должна обладать определенными признаками. В.А.Сластенин предлагает следующий перечень признаков педагогической технологии:
- диагностично заданная цель, т.е. корректно измеримые понятия, операции, деятельность, освоенные учащимися, как ожидаемый результат обучения и способы его диагностики;
- представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения посредством переконструирования изучаемого материала в виде определенных блоков, частей;
- достаточно жесткая логика этапов усвоения материала путем четкого выстраивания последовательности шагов, основанной на внутренней логике и ведущей к результату;
- адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе участников учебного процесса друг с другом и с информационной техникой;
- личностно-мотивированное обеспечение деятельности учителя и ученика (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
- указание границ допустимого отступления от алгоритмической и от свободной, творческой деятельности учителя;
- применение в учебном процессе новейших средств и способов представления информации.
Многие другие ученые работают над проблемой педагогической технологии (В.М.Шепель, М.Чошанов, И.П.Волков, М.В.Кларин, В.В.Гузеев, В.К.Дьяченко, М.М.Поташник, М.В.Левит, Т.В.Машарова, В.В.Сериков, П.И.Пидкасистый и многие др.). Мы придерживаемся определений педагогической технологии В.М.Монаховым и В.А.Сластениным, так как считаем, что именно в этих определениях воедино собраны социально-психологический, научный и деятельностный факторы. В.М.Монахов определяет: педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В.А.Сластенин считает, что педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет ряд преимуществ.
Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент.
Во-вторых, технология, в которой цель определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В-четвертых, в отличие от методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предполагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся. Следовательно, технологический подход в проектировании учебной деятельности учащихся играет основополагающую роль. Четко выстроенная структура учебного процесса, основанная на содержании учебного материала, придает процессу проектирования учебной деятельности определенность, системность, предсказуемость. Все это позволит целенаправленно двигаться к желаемому результату.
Нельзя переоценить значение личностно-ориентированного и индивидуально-ориентированного подходов в обучении, центральное место в которых занимают понятия «личность» и «индивидуальность». Нередко данные понятия употребляются как синонимы. Рассмотрим их содержательную сущность. Личность – человек как член общества (Русский толковый словарь). Индивидуальность – личность, обладающая свойствами, присущими только ей. Исходя из приведенных определений, можно сказать, что понятие личность более широкое, чем индивидуальность. И среди качеств, присущих личности и определяемых данным обществом, найдется несколько, принадлежащих индивидуальности. Задача современного педагога – выявить их и построить образовательный процесс с учетом их развития.
Чтобы наиболее полно понять сущность индивидуально-ориентированного и личностно-ориентированного подходов и использовать их в проектировании учебной деятельности учащихся, сравним по некоторым аспектам традиционное обучение с индивидуально-ориентированным и личностно-ориентированным подходами. Самым главным недостатком традиционного обучения, на наш взгляд, является ориентация «на среднего» ученика. По мнению В.Д. Шадрикова, это ставит в фрустационную ситуацию до 40% учащихся, а до 20% учащихся не способны развить свои способности, так как не учитывается их природная структура интеллекта, качественное своеобразие способностей каждого ученика и их уровень развития.
При использовании индивидуально-ориентированного подхода происходит индивидуализация обучения, в результате которой идет движение от индивида к учебной деятельности, а не наоборот, как в традиционном обучении. Только изучив способности, индивидуальные особенности учащихся, учитель может приступать к проектированию учебной деятельности учащихся. Личностно-ориентированный подход ставит в центр внимания педагога уникальную целостную личность ребенка, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи ученику знаний и социальных норм в традиционном обучении здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Другой основной отличительной особенностью индивидуально-ориентированного и личностно-ориентированного подходов по сравнению с традиционным обучением является активность учащихся. Если в традиционном обучении учащийся является пассивным «потребителем» знаний, в лучшем случае (что, кстати, формирует потребительскую гражданскую позицию) или просто присутствует на уроке, то индивидуально-ориентированный и личностно-ориентированный подходы предполагают становление ученика «добытчиком» знаний, что само собой увлекает, создает внутреннюю предрасположенность к учению.
Охарактеризуем сходство и различие личностно и индивидуально ориентированных подходов. Сходство в том, что и личностно-ориентированный, и индивидуально-ориентированный подходы являются разновидностью гуманно-ориентированного подхода в обучении, который, по мнению В.С. Кукушина, отличается своей гуманной сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Он «исповедует» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Гуманная педагогика, утверждает Ш.А.Амонашвили, прежде всего, должна способствовать реализации природы каждого человека, стремлению к его развитию, страсти к свободе и потребности взросления. Гуманная парадигма ориентирует учителя на то, чтобы сделать ребенка своим единомышленником, добровольным и заинтересованным сотрудником, соратником, превратить в равноправного участника, соавтора собственного образования.
В гуманно-ориентированном подходе соединились лучшие традиции русской школы (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой), школы советского периода (С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, АС.Макаренко, Ш.А.Амонашвили) и зарубежных педагогов (Ж.Ж.Руссо, К.Роджерс, Я.Корчак) в области психолого-педагогической практики и науки.
Отличие личностно-ориентированного и индивидуально-ориентированного подхода заключается в следующем. Главными рычагами в личностно-ориентированном подходе являются закономерности развития коллектива, группы, при этом в полном объеме учитывается индивидуальный потенциал каждого члена группы. В индивидуально-ориентированном подходе акценты расставляются на закономерностях развития индивидуальности, на индивидуальных способностях и потребностях школьников, из которых складываются цели развития всего коллектива, группы. Другими словами, личностно-ориентированный подход осуществляет развитие индивидуальности через коллектив, а индивидуально-ориентированный – развитие коллектива через индивидуальность.
Индивидуально-ориентированный подход в обучении предполагает обеспечение учета при обучении индивидуальных особенностей, способностей и потребностей школьников. Перечислим основные принципы индивидуально-ориентированного подхода
1. Принцип гуманистической ориентации воспитания. Данный принцип предполагает рассмотрение ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.
- Принцип социальной адекватности воспитания. Соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.
- Принцип индивидуализации воспитания учащихся. Определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
- Принцип социального закаливания детей. Включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоление негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
- Принцип создания воспитывающей среды. Создание в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Важно единство коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочение этого коллектива. В каждом классе, на каждом уроке должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Взаимная ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.
Таким образом, индивидуально-ориентированный и личностно-ориентированный подходы к обучению являются не взаимоисключающими, а, напротив, удачно дополняют друг друга, синтезируя в себе формирование качеств личности, необходимых для обучения и успешной социализации, и, развитие в каждой личности исключительной индивидуальности. А интеграция данных подходов с технологическим позволит добиться планомерности, последовательности, структурированности в проектировании учебной деятельности учащихся.
Сравнительная характеристика
двух подходов к обучению и воспитанию
Признаки | Социоцентрический подход (в центре – интересы общества и педагога) | Гомоцентрический подход (в центре – интересы и потребности ребенка) |
1. Общая характеристика | Авторитарная педагогика. Преимущественная ориентация на интересы общества и государства. | Педагогика сотрудничества. Ориентация на интересы личности. Индивидуально-ориентированный подход. |
2. Понимание социализации | Передача опыта старших поколений младшим | Преобразование накопленного опыта в совместной деятельности старших и младших |
3. Понимание воспитания | Целенаправленное воздействие на личность по формированию социально-значимых качеств личности | Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого в процессе совместной деятельности и общения с целью развития личности последнего |
4. Характер отношений участников педагогического процесса | Отношения субъект-объектные, подчинение учеников учителю, отношения подавления | Сотрудничество, субъект-субъектные, взаимопонимание |
5. Основная форма взаимодействиия | Вопрос-ответ, монолог, манипуляция | Дискуссия, беседа, диалог, сотрудничество |
6. Способ определения целей образования | Цели для детей определяются программами, документами, учителем | Цели определяются в зависимости от запросов и возможностей учащихся; Совместно педагогом, учащимися, родителями |
7. Программы образования | Определяются государством. Одновариантные. | Создаются участниками воспитательного процесса. Многовариантные. |
8. Характер содержания образования | Характерен набор догматов и категоричные суждения. Разграничение учебной и внеучебной работы. | Характерны различные точки зрения, полярные установки. Интеграция учебной и внеучебной работы. |
9. Формирующийся характер мышления | Стереотипность, догматичность мышления. | Гибкость, многомерность, системность, критичность мышления. |
10. Подходы к методике обучения и воспитания. | 1) задается жесткая программа действий воспитателя 2) обязательность участия всех, гонка за массовостью 3) внешний контроль за деятельностью и поведением детей, анализ и оценка педагогом 4) ориентация на внешнюю сторону мероприятия 5) дела для развития коллектива | 1) создаются условия для выбора видов деятельности, самоопределения 2) ориентир на разный уровень возможностей, добровольность 3) взаимоконтроль и самоконтроль учащихся, скрытый контроль со стороны педагога 4) ориентация на отношения 5) проводятся дела для развития индивидуальности |
11. Отношение к ребенку | Давление на индивидуальность, негативные ожидания от ребенка и его родителей, ориентация на желания педагога | Разаитие индивидуальности каждого ребенка, ориентация на ребенка, подход с позиции «успешный ребенок», опора на положительное ребенка и родителей |
12 Позиция педагога | Непосредственный руководитель и организатор | Педагог сопровождает, консультирует, оказывает помощь, педагог – рядовой участник, позиция «я вместе с вами», скрытая педагогическая позиция |
13. Позиция ребенка | Пассивный участник, исполнитель, зритель, слушатель | Активный участник, организатор, созидатель творец |
14. Стиль управления | авторитарный | демократический |
15. Критерии качества образования | 1) количество и качество проведенных мероприятий 2) сформированность ЗУНов 3) оценка эффективности осуществляется самими педагогами | 1) развитие индивидуальности ребенка 2) развитие отношений ребенка с окружающим миром 3) оценка эффективности осуществляется самими участниками |
16. Результаты воспитания | Качества: Исполнительный, Аккуратный, Требовательный, Пассивный, Инфальтильность, Умеет приспосабливаться Стереотипность | Творчество, Инициативность, Самостоятельность, Чувство собственного достоинства |
Предварительный просмотр:
Технология открытого образования «Портфолио»
(американская технология, возникшая в 80-е годы, прообразом является портфолио, которое создавали фотомодели, модели)
Портфолио – набор работ и документов по следующим разделам:
- «портрет»
(в виде эссе или сочинения, рисунков или комиксов, коллажа, кластера, герба и девиза, ответы на вопросы анкеты)
- «коллектор»
(картотека литературы, которой человек пользуется при работе)
- «рабочие материалы»
(творческие работы ученика, рефераты, рисунки, стихи и т.д.)
- «достижения»
(суммируются материалы, грамоты, награды, лучшие контрольные работы и т.д.)
Функции «Портфолио»:
- постановка цели и стремление к ее выполнению
- систематизирующая
- содержательная
- мотивирующая (осознание себя как субъекта обучения)
Достоинства Портфолио:
- смещение акцента с внешней оценки на самооценку
- смещение акцента учителя с того, что ребенок не знает и не умеет на то, что он знает и умеет
- интеграция количественной и качественной оценки (ученический портфолио лучше обсуждать 1 раз в четверть, но обсуждать обязательно)
Для оценки рекомендуется разбить содержание портфолио на 5 категорий:
40% 1) обязательные работы (к.р.)
30% 2) поисковые работы (проекты, решение задач повышенной сложности, решение сложных проблем)
15% 3) ситуативные материалы (лабораторные работы, практическое применение знаний)
10% 4) описательные (добровольные) материалы (необязательные материалы, которых нет в школьном курсе, рефераты)
5% 5) внешние работы (отзывы учителей, родителей, одноклассников)
Уровни оценки портфолио:
I самый высокий уровень:
– учебное портфолио должно всесторонне содержать основные категории;
- должно свидетельствовать о больших усилиях и очевидном прогрессе;
- должно показывать развитие умений не только в рамках предмета, но и в надпредметных умениях;
- должно показывать высокий уровень самооценки и творчества;
- оригинальное оформление свидетельствует об изобретательности ученика;
II высокий:
демонстрирует солидные знания и умения, но в нем могут отсутствовать элементы ситуативной и описательной категорий, может быть недостаточно выражены оригинальность и творчество;
III средний:
присутствуют описательные и поисковые категории, которые показывают владение учеником материалом в рамках программы;
IV слабый:
представлены отрывочные сведения из разных категорий и отдельные листы с заданиями.
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в области профессионального образования. Проектирование педагогической технологии
Когда педагог оказался неподготовленным в данной области педагогических знаний, в большинстве своем он не видит различий между методикой и технологией. Если методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает два принципиальных момента:
- Технология – это гарантированность конечного результата;
- Технология – это проект будущего учебного процесса.
Итак, педагогическая технология – это иерархизированная и упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение определенного планируемого результата, в рамках нашей темы – это государственный образовательный стандарт. Итак, второй вывод: педагогическая технология – это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата.
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
Дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в которых господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. (или др. название - антропоцентрические технологии). В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания.
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство, в субъект-объектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок лучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Экзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не обобщение, а приобщение к истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становить центром информационного взаимодействия со Вселенной.
Классификационные параметры ТО (традиционное обучение)
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
|
|
Сущность ЛО образования (личностно-ориентированного)
Таким образом, цель ЛО – не сформировать, не воспитать, а найти, поддержать, развить человека и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания, необходимые для самобытности личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
ТРЕБОВАНИЯ
к технологиям личностно-ориентированного обучения
Диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества выбора содержания и способов учения и поведения. Все они обладают свойством универсальности. Значит, любая педагогическая технология может стать личностно0-ориентированной, если будет отвечать указанным требованиям.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК
Опора на субъективный опыт.
Первая позиция.
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. окультурить) и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания Обсуждая их на уроке, учитель и формирует «коллективное» знание как результат «окультуривания» индивидуальных «семантик», а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.
Знание психофизических особенностей.
Вторая позиция.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д.
Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. В роли равноправных партнеров.
Третья позиция.
При подготовке к уроку надо заранее спроектировать возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия.
РЕКОМЕНДАЦИИ
к проведению урока.
- использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъективного опыта относительно предложенной темы;
- поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую;
- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работам;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
- при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
- при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
Целевые ориентации педагогики сотрудничества
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
- Гуманно-личностный подход к ребенку.
- Единство обучения и воспитания.
Концепция технологии сотрудничества
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество практикуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕБЕНКУ
Гуманно-личностный подход ставим в центр школьной образовательной системы развития всей целостной совокупности качеств личности.
Он объединяет следующие идеи:
А) Новый взгляд на личность представляют следующие позиции: * личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность;
- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
- личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
- каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
- приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.)
Б) Гуманизация и демократизация педагогических отношений: гуманное отношение к детям включает:
- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическую веру в ребенка;
- сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения;
- приоритет положительного стимулирования;
- терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
- уравнение ученика и учителя в правах;
- право ребенка на свободный выбор;
- право на ошибку;
- право на собственную точку зрения;
- соблюдение Конвенции о правах ребенка;
- стиль отношений учителей и учеников: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
В) Ученье без принужденья. Ученье без принуждения характеризует:
- требовательность без принуждения, основанная на доверии;
- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
- замена принуждения желанием, которое порождает успех;
- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
- применение косвенных требований через коллектив.
Г) Новая трактовка индивидуального подхода.
Новая трактовка индивидуального подхода включает:
- отказ от ориентировки на среднего ученика;
- поиск лучших качеств личности;
- применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов).
- учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
- прогнозирование развития личности;
- конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Д) Формирование положительной Я-концепции личности.
. Для этого в первую очередь необходимо:
- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя).
- Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;
- Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
- Предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности – «В каждом ребенке – чудо, ожидай его!»
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№ п/п | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | Более 90% |
2 | Число видов учебной деятельности (чтение, письмо, беседа, рассказ, наглядные пособия, ответы на вопросы, решения примеров). | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности. | Не более 10 мин | 11-15 мин | Более 15 мин |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности. | Смена не позже чем через 7-10 мин | Смена через 11-15 мин | Смена через 15-20 мин |
5 | Число видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельные работы) | Не менее 3 | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания. | Не позже чем через 10-15 мин | Через 15-20 мин | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (число). | 2-3 | 1 | нет |
8 | Место и длительность применения ТСО. | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы. | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. |
10 | Физкультминутки. | Две за урок состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого. | 1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью. | Отсутствуют |
11 | Психологический климат. | Преобладают положительные эмоции. | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционального индифферентный. | Преобладают отрицательные эмоции. |
12 | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности. | Не ранее чем через 40 мин. | Не ранее чем через 35-37 мин. | Менее чем через 30 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Современные педагогические образовательные технологии....
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Педагогические/образовательные технологии в педагогической системе преподавателя
Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределен...
«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»
Доклад содержит описание современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...
1. Педагогические/образовательные технологии, используемые в образовательном процессе
Педагогические/образовательные технологии, используемые в образовательном процессе...