Педагогические образовательные технологии
методическая разработка на тему

образовательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc104.5 КБ
Microsoft Office document icon portfolio.doc29 КБ
Microsoft Office document icon tehno.doc48 КБ
Microsoft Office document icon zdorovesozidanie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектное обучение. Виды проектов

Признаки

Виды проектов

Уровень творчества

- исполнительский

- конструктивный

- творческий

Содержание

- монопредметные

- межпредметные

- надпредметные

Назначение

- учебные

- личные (семейные)

- общественные

- производственные

База выполнения

- школьные

- внешкольные (УДО, семья, производство)

- комплексные

Количественный состав исполнителей

 -индивидуальные

- групповые

-  коллективные

Возрастной состав исполнителей

- одновозрастной

- разновозрастной

Продолжительность выполнения

- мини-проекты (несколько занятий)

- четвертные

- полугодовые

- годовые

- многолетние

Рабочий лист  1

Определим ключевые слова  по теме «Метод проектов»

  • Метод проектов возник в начале нынешнего столетия в США.
  • Его называли также методом проблем.
  • Основоположники метода проектов Дж. Дьюи и В.Х.Килпатрик.
  • Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании
  • Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях.
  • Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни.
  • Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска
  • Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века
  • Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, занимавшаяся разработкой метода проектов.
  • Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.


Рабочий лист 2.

 Внимательно изучите текстовую информацию в нижеследующей таблице. Выделите ключевые слова. Обсудите разницу в словарных и педагогических значениях понятий, которые Вы будете использовать при изучении темы «Метод проектов».

Словарное   значение

Педагогическое значение

1.

Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов).

Метод - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности,  способ организации процесса познания.

2.

Проект -  1. разработанный план сооружения; 2. Предварительный текст какого-либо документа; 3. Замысел, план. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов).

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов; замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта (проф. Е.С. Полат)

Учебный проект - это        совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

3.

Проблема – задача, требующая разрешения, исследования. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов).

Проблема -  ( от греч. рroblema - - задача, задание) – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. (Словарь «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, М., 1990)

Проблема – задача,  содержащая противоречие,  не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.

4.

Проблемная ситуация – содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. (Словарь «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, М., 1990)

Проблемная  ситуация -  обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения.

Основные подходы к проектированию и

организации учебной деятельности учащихся

Процесс педагогического проектирования и управления учебной деятельностью школьников анализируется с позиции трех подходов: технологического, личностно- ориентированного и индивидуально-ориентированного.

На современном этапе педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день. Становится очевидным, что процесс накопления и эмпирического отбора систем обучения должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому способствует технологизация процесса обучения.

Любая педагогическая технология должна обладать определенными признаками. В.А.Сластенин предлагает следующий перечень признаков педагогической технологии:

- диагностично заданная цель, т.е. корректно измеримые понятия, операции, деятельность, освоенные учащимися, как ожидаемый результат обучения и способы его диагностики;

- представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения посредством переконструирования изучаемого материала в виде определенных блоков, частей;

- достаточно жесткая логика этапов усвоения материала путем четкого выстраивания последовательности шагов, основанной на внутренней логике и ведущей к результату;

- адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе участников учебного процесса друг с другом и с информационной техникой;

- личностно-мотивированное обеспечение деятельности учителя и ученика (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);

- указание границ допустимого отступления от алгоритмической и от свободной, творческой деятельности учителя;

- применение в учебном процессе новейших средств и способов представления информации.

Многие другие ученые работают над проблемой педагогической технологии (В.М.Шепель, М.Чошанов, И.П.Волков, М.В.Кларин, В.В.Гузеев, В.К.Дьяченко, М.М.Поташник, М.В.Левит, Т.В.Машарова, В.В.Сериков, П.И.Пидкасистый и многие др.). Мы придерживаемся определений педагогической технологии В.М.Монаховым и В.А.Сластениным, так как считаем, что именно в этих определениях воедино собраны социально-психологический, научный и деятельностный факторы. В.М.Монахов определяет: педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В.А.Сластенин считает, что педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет ряд преимуществ.

Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Во-вторых, технология, в которой цель определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, в отличие от методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предполагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся. Следовательно, технологический подход в проектировании учебной деятельности учащихся играет основополагающую роль. Четко выстроенная структура учебного процесса, основанная на содержании учебного материала, придает процессу проектирования учебной деятельности определенность, системность, предсказуемость. Все это позволит целенаправленно двигаться к желаемому результату.

Нельзя переоценить значение личностно-ориентированного и индивидуально-ориентированного подходов в обучении, центральное место в которых занимают понятия «личность» и «индивидуальность». Нередко данные понятия употребляются как синонимы. Рассмотрим их содержательную сущность. Личность – человек как член общества (Русский толковый словарь). Индивидуальность – личность, обладающая свойствами, присущими только ей. Исходя из приведенных определений, можно сказать, что понятие личность более широкое, чем индивидуальность. И среди качеств, присущих личности и определяемых данным обществом, найдется несколько, принадлежащих индивидуальности. Задача современного педагога – выявить их и построить образовательный процесс с учетом их развития.

Чтобы наиболее полно понять сущность индивидуально-ориентированного и личностно-ориентированного подходов и использовать их в проектировании учебной деятельности учащихся, сравним по некоторым аспектам традиционное обучение с индивидуально-ориентированным и личностно-ориентированным подходами. Самым главным недостатком традиционного обучения, на наш взгляд, является ориентация «на среднего» ученика. По мнению В.Д. Шадрикова, это ставит в фрустационную ситуацию до 40% учащихся, а до 20% учащихся не способны развить свои способности, так как не учитывается их природная структура интеллекта, качественное своеобразие способностей каждого ученика и их уровень развития.

При использовании индивидуально-ориентированного подхода происходит индивидуализация обучения, в результате которой идет движение от индивида к учебной деятельности, а не наоборот, как в традиционном обучении. Только изучив способности, индивидуальные особенности учащихся, учитель может приступать к проектированию учебной деятельности учащихся. Личностно-ориентированный подход ставит в центр внимания педагога уникальную целостную личность ребенка, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи ученику знаний и социальных норм в традиционном обучении здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Другой основной отличительной особенностью индивидуально-ориентированного и личностно-ориентированного подходов по сравнению с традиционным обучением является активность учащихся. Если в традиционном обучении учащийся является пассивным «потребителем» знаний, в лучшем случае (что, кстати, формирует потребительскую гражданскую позицию) или просто присутствует на уроке, то индивидуально-ориентированный и личностно-ориентированный подходы предполагают становление ученика «добытчиком» знаний, что само собой увлекает, создает внутреннюю предрасположенность к учению.

Охарактеризуем сходство и различие личностно и индивидуально ориентированных подходов. Сходство в том, что и личностно-ориентированный, и индивидуально-ориентированный подходы являются разновидностью гуманно-ориентированного подхода в обучении, который, по мнению В.С. Кукушина, отличается своей гуманной сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Он «исповедует» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Гуманная педагогика, утверждает Ш.А.Амонашвили, прежде всего, должна способствовать реализации природы каждого человека, стремлению к его развитию, страсти к свободе и потребности взросления. Гуманная парадигма ориентирует учителя на то, чтобы сделать ребенка своим единомышленником, добровольным и заинтересованным сотрудником, соратником, превратить в равноправного участника, соавтора собственного образования.

В гуманно-ориентированном подходе соединились лучшие традиции русской школы (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой), школы советского периода (С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, АС.Макаренко, Ш.А.Амонашвили) и зарубежных педагогов (Ж.Ж.Руссо, К.Роджерс, Я.Корчак) в области психолого-педагогической практики и науки.

Отличие личностно-ориентированного и индивидуально-ориентированного  подхода заключается в следующем. Главными рычагами в личностно-ориентированном подходе являются закономерности развития коллектива, группы, при этом в полном объеме учитывается индивидуальный потенциал каждого члена группы. В индивидуально-ориентированном подходе акценты расставляются на закономерностях развития индивидуальности, на индивидуальных способностях и потребностях школьников, из которых складываются цели развития всего коллектива, группы. Другими словами, личностно-ориентированный подход осуществляет развитие индивидуальности через коллектив, а индивидуально-ориентированный – развитие коллектива через индивидуальность.

Индивидуально-ориентированный подход в обучении предполагает обеспечение учета при обучении индивидуальных особенностей, способностей и потребностей школьников. Перечислим основные принципы индивидуально-ориентированного подхода

1.  Принцип гуманистической ориентации воспитания. Данный принцип предполагает рассмотрение ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

  1. Принцип социальной адекватности воспитания. Соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.
  2. Принцип индивидуализации воспитания учащихся. Определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
  3. Принцип социального закаливания детей. Включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоление негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
  4. Принцип создания воспитывающей среды. Создание в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Важно единство коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочение этого коллектива. В каждом классе, на каждом уроке должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Взаимная ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.

Таким образом, индивидуально-ориентированный и личностно-ориентированный подходы к обучению являются не взаимоисключающими, а, напротив, удачно дополняют друг друга, синтезируя в себе формирование качеств личности, необходимых для обучения и успешной социализации, и, развитие в каждой личности исключительной индивидуальности. А интеграция данных подходов с технологическим позволит добиться планомерности, последовательности, структурированности в проектировании учебной деятельности учащихся.

Сравнительная характеристика

двух подходов к обучению и воспитанию

Признаки

Социоцентрический подход (в центре – интересы общества и педагога)

Гомоцентрический подход (в центре – интересы и потребности ребенка)

1. Общая характеристика

Авторитарная педагогика.

Преимущественная ориентация на интересы общества и государства.

Педагогика сотрудничества. Ориентация на интересы личности. Индивидуально-ориентированный подход.

2. Понимание социализации

Передача опыта старших поколений младшим

Преобразование накопленного опыта в совместной деятельности старших и младших

3. Понимание воспитания

Целенаправленное воздействие на личность по формированию социально-значимых качеств личности

Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого в процессе совместной деятельности и общения с целью развития личности последнего

4. Характер отношений участников педагогического процесса

Отношения субъект-объектные, подчинение учеников учителю, отношения подавления

Сотрудничество, субъект-субъектные, взаимопонимание

5. Основная форма взаимодействиия

Вопрос-ответ, монолог, манипуляция

Дискуссия, беседа, диалог, сотрудничество

6. Способ определения целей образования

Цели для детей определяются программами, документами, учителем

Цели определяются в зависимости от запросов и возможностей учащихся;

Совместно педагогом, учащимися, родителями

7. Программы образования

Определяются государством. Одновариантные.

Создаются участниками воспитательного процесса. Многовариантные.

8. Характер содержания образования

Характерен набор догматов и категоричные суждения. Разграничение учебной и внеучебной работы.

Характерны различные точки зрения, полярные установки. Интеграция учебной и внеучебной работы.

9. Формирующийся характер мышления

Стереотипность, догматичность мышления.

Гибкость, многомерность, системность, критичность мышления.

10. Подходы к методике обучения и воспитания.

1) задается жесткая программа действий воспитателя

2) обязательность участия всех, гонка за массовостью

3) внешний контроль за деятельностью и поведением детей, анализ и оценка педагогом

4) ориентация на внешнюю сторону мероприятия

5) дела для развития коллектива

1) создаются условия для выбора видов деятельности, самоопределения

2) ориентир на разный уровень возможностей, добровольность

3) взаимоконтроль и самоконтроль учащихся, скрытый контроль со стороны педагога

4) ориентация на отношения

5) проводятся дела для развития индивидуальности

11. Отношение к ребенку

Давление на индивидуальность, негативные ожидания от ребенка и его родителей, ориентация на желания педагога

Разаитие индивидуальности каждого ребенка,

ориентация на ребенка,

подход с позиции «успешный ребенок»,

опора на положительное ребенка и родителей

12 Позиция педагога

Непосредственный руководитель и организатор

Педагог сопровождает, консультирует, оказывает помощь, педагог – рядовой участник, позиция «я вместе с вами», скрытая педагогическая позиция

13. Позиция ребенка

Пассивный участник, исполнитель, зритель, слушатель

Активный участник, организатор, созидатель творец

14. Стиль управления

авторитарный

демократический

15. Критерии качества образования

1) количество и качество проведенных мероприятий

2) сформированность ЗУНов

3) оценка эффективности осуществляется самими педагогами

1) развитие индивидуальности ребенка

2) развитие отношений ребенка с окружающим миром

3) оценка эффективности осуществляется самими участниками

16. Результаты воспитания

Качества:

Исполнительный,

Аккуратный,

Требовательный,

Пассивный,

Инфальтильность,

Умеет приспосабливаться

Стереотипность

Творчество,

Инициативность,

Самостоятельность,

Чувство собственного достоинства




Предварительный просмотр:

Технология открытого образования «Портфолио»

(американская технология, возникшая в 80-е годы, прообразом является портфолио, которое создавали фотомодели, модели)

Портфолио – набор работ и документов по следующим разделам:

  1. «портрет»

(в виде эссе или сочинения, рисунков или комиксов, коллажа, кластера, герба и девиза, ответы на вопросы анкеты)

  1. «коллектор»

(картотека литературы, которой человек пользуется при работе)

  1. «рабочие материалы»

(творческие работы ученика, рефераты, рисунки, стихи и т.д.)

  1. «достижения»

(суммируются материалы, грамоты, награды, лучшие контрольные работы и т.д.)

Функции «Портфолио»:

- постановка цели и стремление к ее выполнению

- систематизирующая

- содержательная

- мотивирующая (осознание себя как субъекта обучения)

Достоинства Портфолио:

  1. смещение акцента с внешней оценки на самооценку
  2. смещение акцента учителя с того, что ребенок не знает и не умеет на то, что он знает и умеет
  3. интеграция количественной и качественной оценки (ученический портфолио лучше обсуждать 1 раз в четверть, но обсуждать обязательно)

Для оценки рекомендуется разбить содержание портфолио на 5 категорий:

40%        1) обязательные работы (к.р.)

30%        2) поисковые работы (проекты, решение задач повышенной сложности, решение сложных проблем)

15%        3) ситуативные материалы (лабораторные работы, практическое применение знаний)

10%        4) описательные (добровольные) материалы (необязательные материалы, которых нет в школьном курсе, рефераты)

5%        5) внешние работы (отзывы учителей, родителей, одноклассников)

Уровни оценки портфолио:

I самый высокий уровень:

 – учебное портфолио должно всесторонне содержать основные категории;

-  должно свидетельствовать о больших усилиях и очевидном прогрессе;

-  должно показывать развитие умений не только в рамках предмета, но и в надпредметных умениях;

- должно показывать высокий уровень самооценки и творчества;

- оригинальное оформление свидетельствует об изобретательности ученика;

II высокий:

демонстрирует солидные знания и умения, но в нем могут отсутствовать элементы ситуативной и описательной категорий, может быть недостаточно выражены оригинальность и творчество;

III средний:

присутствуют описательные и поисковые категории, которые показывают владение учеником материалом в рамках программы;

IV слабый:

представлены отрывочные сведения из разных категорий и отдельные листы с заданиями.



Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в области профессионального образования. Проектирование педагогической технологии

Когда педагог оказался неподготовленным  в данной области педагогических знаний, в большинстве своем он не видит различий между методикой и технологией. Если методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает два принципиальных момента:

  1. Технология – это гарантированность конечного результата;
  2. Технология – это проект будущего учебного процесса.

Итак, педагогическая  технология – это иерархизированная и упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение определенного планируемого результата, в рамках нашей темы – это государственный образовательный стандарт. Итак, второй вывод: педагогическая технология – это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата.

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Дидактоцентрические технологии  отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в которых господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика,  приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

Личностно-ориентированные технологии  ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. (или др. название  - антропоцентрические технологии). В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания.

Гуманно-личностные технологии  отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство, в субъект-объектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок лучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Экзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не обобщение, а приобщение к истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становить центром информационного  взаимодействия со Вселенной.

Классификационные параметры ТО (традиционное обучение)

Положительные стороны

Отрицательные стороны

  • систематический характер обучения
  • упорядоченная, логически правильная подача учебного материала
  • организационная четкость
  • постоянное эмоциональное воздействие личности учителя
  • оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении
  • шаблонное построение, однообразие
  • нерациональное распределение времени урока
  • на уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания
  • учащиеся изолируются от общения друг с другом
  • отсутствие самостоятельности
  • пассивность или видимость активности учащихся
  • слабая речевая деятельность
  • слабая обратная связь
  • усредненный подход
  • отсутствие индив.обучения

Сущность ЛО образования (личностно-ориентированного)

Таким образом, цель ЛО – не сформировать, не воспитать, а найти, поддержать, развить человека и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания, необходимые для самобытности личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

ТРЕБОВАНИЯ

к технологиям  личностно-ориентированного обучения

Диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы  для принятия самостоятельных решений, творчества выбора содержания и способов учения и поведения. Все они обладают свойством универсальности. Значит, любая педагогическая технология может стать личностно0-ориентированной, если будет отвечать указанным требованиям.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК

Опора на субъективный опыт.

Первая позиция.

Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. окультурить) и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания Обсуждая их на уроке, учитель и формирует «коллективное» знание как результат «окультуривания» индивидуальных «семантик», а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.

Знание психофизических особенностей.

Вторая позиция.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным  программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д.

Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. В роли равноправных партнеров.

Третья позиция.

При подготовке к уроку надо заранее спроектировать возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия.

РЕКОМЕНДАЦИИ

к проведению урока.

  • использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъективного опыта относительно предложенной темы;
  • поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока  разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую;
  • создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работам;
  • обсуждение с детьми в конце урока  не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что  хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  • при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
  • при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Целевые ориентации педагогики сотрудничества

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
  • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  • Единство обучения и воспитания.

Концепция технологии сотрудничества

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество практикуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕБЕНКУ

Гуманно-личностный подход ставим в центр школьной образовательной системы развития всей целостной совокупности качеств личности.

Он объединяет следующие идеи:

А) Новый взгляд на личность представляют следующие позиции: * личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность;

  • личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
  • личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
  • каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
  • приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.)

Б) Гуманизация и демократизация педагогических отношений: гуманное отношение к детям включает:

  • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
  • оптимистическую веру в ребенка;
  • сотрудничество, мастерство общения;
  • отсутствие прямого принуждения;
  • приоритет положительного стимулирования;
  • терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

  • уравнение ученика и учителя в правах;
  • право ребенка на свободный выбор;
  • право на ошибку;
  • право на собственную точку зрения;
  • соблюдение Конвенции о правах ребенка;
  • стиль отношений учителей и учеников: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать,  а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

В) Ученье без принужденья. Ученье без принуждения характеризует:

  • требовательность без принуждения, основанная на доверии;
  • увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
  • замена принуждения желанием, которое порождает успех;
  • ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
  • применение косвенных требований через коллектив.

Г) Новая трактовка индивидуального подхода.

Новая трактовка индивидуального подхода включает:

  • отказ от ориентировки на среднего ученика;
  • поиск лучших качеств личности;
  • применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов).
  • учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
  • прогнозирование развития личности;
  • конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Д) Формирование положительной Я-концепции личности.

. Для этого в первую очередь необходимо:

  • видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя).
  • Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;
  • Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
  • Предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности – «В каждом ребенке – чудо, ожидай его!»



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Гигиенические критерии рациональной организации урока

 

п/п 

Факторы урока 

Уровни гигиенической рациональности урока 

Рациональный 

Недостаточно рациональный 

Нерациональный 

1

Плотность урока

Не менее 60%

и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности (чтение, письмо, беседа, рассказ, наглядные пособия, ответы на вопросы, решения примеров).

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.

Не более 10 мин

11-15 мин

Более 15 мин

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности.

Смена не позже чем через 7-10 мин

Смена через 11-15 мин

Смена через 15-20 мин

5

Число видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельные работы)

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания.

Не позже чем через 10-15 мин

Через 15-20 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (число).

2-3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО.

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы.

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

10

Физкультминутки.

Две за урок состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого.

1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью.

Отсутствуют

11

Психологический климат.

Преобладают положительные эмоции.

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционального индифферентный.

Преобладают отрицательные эмоции.

12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности.

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Современные педагогические образовательные технологии....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Педагогические/образовательные технологии в педагогической системе преподавателя

Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределен...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...

1. Педагогические/образовательные технологии, используемые в образовательном процессе

Педагогические/образовательные технологии, используемые в образовательном процессе...