4.Доклад "Формирование функциональной грамотности"
методическая разработка

Колобова Оксана Владимировна
VI республиканская научно-практическая конференция учителей русского языка и литературы «Актуальные вопросы филологического образования: опыт ведущих практик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esee_it-effektivy_li_v_obrazovani.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Использование информационных технологий в учебном процессе в школе сделало ли образовательный процесс эффективным?

   Проблеме эффективности образования как важнейшему средству обеспечения его высокого качества уделяется большое внимание. Именно с повышением эффективности образования сегодня многие педагоги связывают и необходимость поддержки педагогических инноваций, одной из которых и стало использование информационных технологий в школьном образовании. Безусловно, информационные технологии значительно упростили многие энергозатратные  процедуры при обучении ,например, поиск необходимой информации по любому учебному предмету, возможность сравнения, анализа, контроля результатов обучения. Но вот выполнили ли ИТ-технологии задачу обучения, которая была сформулирована в концепции структуры и содержания общего среднего образования, принятой в 2000 году на Всероссийском совещании работников образования? А звучит она так: построение разносторонне развитой личности, которая сможет раскрыть свои творческие способности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. К сожалению, практика показывает, что построения разносторонне развитой личности как раз и не получается во многом из-за бесконтрольного увлечения ИТ-технологиями. Огромное количество информации в сети интернет не только затрудняет выбор качественного контента, но зачастую и полностью дезориентирует, желания что-либо познавать у подрастающего поколения не возникает совсем.

   Обучающиеся практически уже в начальной школе обращаются к интернет–ресурсам исключительно как к подсказке для решения любого вида затруднений. Даже учебные платформы, такие как «Я класс», «РЭШ», не являются достаточно серьезным источником для контроля усвоенных знаний. Также использование ИТ-технологии совсем не способствует социализации детей в коллективе, учитывая, что практически все свободное время дети проводят в гаджетах, особенно на уроках гуманитарного цикла использование цифровых технологий должно быть лимитировано: подростки в возрасте 12-14 лет не только не читают, но даже, читая на уроке, с трудом понимают смысл текста. Современным детям постоянно нужна дополненная реальность, создание собственной художественной реальности становится очень затруднительным, интернет- ресурсы фактически управляют новыми маленькими людьми. Отсюда откровенная зависимость от гаджетов во всем мире.

     Полностью отрицать пользу ИТ-технологии, конечно же, было бы ошибкой, время не стоит на месте: ведение документации, сохранение ценной информации, которая может использоваться неоднократно, визуализация теоретического материала--все это ,безусловно, делает работу педагога более продуктивной. В стремительно меняющемся мире невозможно стоять на месте. Нужно идти в ногу со временем. Новые технологии не только создают информационный шум, но и дают массу полезных и интересных возможностей: смотреть полезные фильмы, читать интересную литературу, любоваться шедеврами мирового искусства. Перефразирую известный афоризм про деньги: гаджеты –плохой господин, но хороший слуга. Не лучшая цель, но во многих случаях—отличное средство. Задача современного учителя и заключается в том, чтобы научить детей пользоваться техническими возможностями для познания мира. А вот как всколыхнуть это желание познания мира в маленьких людях? Как увлечь своим предметом? Особенно, когда речь идет о точных науках. Это вопрос остается открытым. Современное образование должно стать образцом сочетания вербальной и виртуальной коммуникации. Только гармоничное развитие педагогики даст результаты, позволяющие выпускнику раскрыть свои творческие способности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, а значит быть востребованным во взрослом мире, найти себя, а в конечном итоге чувствовать себя счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...