Методическая разработка
материал
Об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_tehnologiyah.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.И.ГЛИНКИ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
на тему: «Об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий»
Гирон Наталья Леонидовна
2024г.
В период внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения современные технологии помогают педагогу прогнозировать результат личностного развития учащихся с различными возможностями в их учебной и исполнительской деятельности. Понятие «Современные образовательные технологии» (СОТ) – основополагающие модели организации работы с детьми педагогами любого профиля в области основного или дополнительного образования.
Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, прививает чувство коллективизма, что утрачено последнее время, повышают результативность учебы.
Применение (СОТ) актуально, педагогически целесообразно и необходимо: эффективность современных образовательных технологий способствует повышению результата в решении педагогических задач.
Приобщая детей к искусству через музицирование на инструменте необходимо опираться на природу искусства, как на модель человеческого общения – общения творца или созданных им художественных образов, а также общение творца с собственными художественными образами.
Занятия игре на музыкальном инструменте предоставляют уникальную возможность психологического общения, что является не только самостоятельной сферой человеческой жизни, но и, безусловно, необходимым, ничем не заменимым её элементом. Общение средствами искусства моделирует непосредственное. Продукты детского творчества отражают подсознательные желания, настроения и мысли человека, что позволяет использовать их для динамической оценки его состояния и развития.
По мнению ученых, образование в настоящее время во многом утратило свою основную составляющую деятельность по развитию культурной, творческой личности, системы ее ценностных ориентаций. В то же время позитивным явлением современности является тот факт, что в обществе начали признавать индивидуальные цели личности, уникальность каждого человека, его право на творчество и личностную стратегию развития.
Важной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного и познавательного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.
Таким образом, возникает необходимость не только поддерживать существующие образовательные структуры, но и создавать недостающие звенья системы, удовлетворяющие потребностям личности, общества, государства.
Особую значимость в этой связи приобретает педагогика искусства, актуализирующая роль культуры и искусства в воспитании духовно богатой, творческой личности. Для духовно-культурного и материального обустройства жизни современного общества необходима продуктивная деятельность людей, обладающих созидательными качествами творческой личности: социальной мобильности, восприимчивости к инновации, творческой активности, культурно-творческой инициативы. Этими областями могут быть научное, художественное, производственное творчество, так и исполнение музыкальных произведений различного жанра и т.п. В каждом из них реализуется творческий потенциал человека как система личностных характеристик, находящихся в сложном процессе взаимодействия.
С целью реализации целей и задач, стоящих перед современным педагогом прежде всего необходимо создать условия детям для творческой деятельности, гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
В результате применения в практической деятельности современных образовательных технологий (СОТ) решаются приоритетные гражданско - патриотические и духовно-нравственные аспекты образования.
Наиболее эффективны следующие СОТ:
-здоровьесберегающие,
-игровые технологии,
-технология разноуровневой дифференциации и проблемного метода,
-компетентностно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии,
-информационно-компьютерные технологии и коллективно-творческая деятельность (КТД), педагогика сотрудничества.
Современные образовательные технологии способствуют реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе. Использование СОТ дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, они вызывают у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогают возникновению целостного художественного образа.
Восприятие различных музыкальных произведений можно сочетать с собственной творческой деятельностью детей: пропеванием мелодий, театрализацией, созданием графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами.
Необходимо вовлекать в этот процесс каждого ребёнка, ведь в творческом процессе на основе живого интереса, личного желания реализовывать свои индивидуальные способности с помощью классических канонов обучения музыкальному искусству, воображение и образное мышление даёт ребёнку то, что ему нравится.
В процессе педагогической реализации различных вышеперечисленных современных образовательных технологий необходимо придерживаться следующих правил:
- подари ребёнку радость творчества, осознание индивидуальности;
- веди ученика от собственного опыта к общественному;
- будь не «над ним», а «рядом с ним»;
- радуйся вопросу, но отвечать не спеши, приучай обучающегося к поиску самостоятельного решения;
- учи анализировать, делать выводы и извлекать уроки на каждом этапе работы;
- критикуя, анализируй ученика в соответствии с создавшимися обстоятельствами и ситуацией, формируя в нём веру в свои силы.
Основополагающим принципом работы педагога дополнительного образования является личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Творческое развитие учащейся молодёжи определяется как личностно-мобилизирующий процесс, оказывающий существенное влияние на целостный характер формирования социально-ценных качеств личности, проявляющихся в сложной системе взаимодействия возрастных и индивидуальных особенностей, эстетического опыта, направленности на самореализацию в художественно-творческой и проектной деятельности.
Продуктивным результатом работы педагога является формирование компетенций учащихся в сфере музыкальной деятельности, что отвечает современным требованиям компетентностно-ориентированоого образования. Учебные, развивающие, воспитательные задачи обучения музыкально-теоретическим дисциплинам направлены на формирование компетентности обучающихся в сфере творческого музицирования: подбора, аккомпанемента, импровизации, аранжировки, что несомненно будет востребовано после окончания обучения.
Среди других современных образовательных технологий активно используется обучение в сотрудничестве. Оно эффективно в малых группах (ансамбле), а таковые формируются для занятий музыкально-теоретического цикла.
В работе с детьми разного возраста эффективны принципы развивающего обучения. Это даёт хорошие результаты, потому что базируется на знании детской психологии и особенностей развития. В сфере музыки идеи развивающего обучения получили разработку в трудах Г.М.Цыпина – российского музыковеда и специалиста в области музыкальной педагогики. Можно использовать разнообразные задания, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, воображения; принципы развивающего обучения, такие как обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, большой объем изучаемого материала, высокий темп прохождения изучаемого, осознание учениками процесса обучения, поддержание самостоятельности, творческой инициативы.
Положительные эффект дают следующие упражнения:
интонирование – упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления, снятия стресса;
психотерапевтические игры, развивающие интонационный слух детей, фантазию, повышающие самооценку;
импровизационные упражнения, как средство отображения настроения;
коллективное музицирование, играющее большую роль в развитии коммуникативных навыков;
дыхательные упражнения;
физические упражнения, снимающие мышечные зажимы.
В моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные ресурсы. Это касается носителей информации, которые позволяют привнести в учебной процесс аудио, видео материалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы. Тем самым обогащается процесс обучения и развития детей. Для плодотворной самостоятельной деятельности учеников я привлекаю возможности интернета. Это используется для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео и аудио материалами и др. Данная работа организуется и контролируется мною как педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные мною сайты). Это расширяет возможности обучения и развития детей, создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДМШ, понимание важности и необходимости собственной образованности.
Использую в образовательном процессе следующие электронные материалы:
Начинаю использовать на уроке электронные формы контроля: как самостоятельно разработанных тестов, так и взятые на сайте http://vneuroka.ru/;
Использование информационных компьютерных технологий помогает перейти на новую коммуникативную и интерактивную по своей форме технологию, основанную на методе постановки и решения учебной задачи.
Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Но одновременно применение ИКТ требует постоянного обучения, освоения нового самим педагогом.
Педагогический опыт работы с детьми позволяет сделать вывод, что дети посещают занятия специальности и музыкально-теоретического цикла с большим интересом и удовольствием. Это отслеживается при помощи мониторинга уровня удовлетворенности учащихся.
Диагностическое исследование удовлетворенности проводится по методике кандидата психологических наук, профессора Псковского государственного педагогического института Андреева А.А., заведующего кафедрой педагогики и психологии Псковского областного ИПКРО Е.Н.Степанова и представлено в моём самоанализе в форме таблицы и диаграммы.
Вопросы | Согласен | Затрудняюсь ответить | Не согласен |
Я иду на занятия по специальности с радостью. | 67% | 30% | 3% |
На уроке у меня обычно хорошее настроение | 70% | 26% | 4% |
На занятиях ансамблю я получаю много новых знаний | 85% | 15% | - |
Я часто использую знания, полученные на занятиях вне занятий | 36% | 51% | 13% |
Уроки в музыкальной школе помогают проявлять мое творческое воображение в различных жизненных сферах. | 66% | 33% | 1% |
У меня хороший педагог. | 85% | 15% | - |
Я могу свободно высказать свои мнение и пожелания в ходе занятий. | 70% | 25% | 5% |
Мне интересно общение с преподавателем не только на темы нашего предмета. | 90% | 10% | - |
На каникулах я скучаю по урокам в музыкальной школе и общению с преподавателем | 87% | 12% | 1% |
Итоги исследования.
Анализируя итоги исследования, можно наглядно увидеть высокий процент положительных реакций учащихся на процесс обучения и развития в ДМШ, что является оценкой продуктивной деятельности преподавателя по использованию современных образовательных технологий.
Использование современных образовательных технологий дали результаты в моей педагогической деятельности:
- здоровьесберегающие технологии позволили снизить количество пропусков занятий по причине заболеваний, несчастных случаев, травматизма на занятиях, переменах, дорожных происшествий с детьми в течение пяти лет.
- современные образовательные технологии (игровые, арт-терапия, сказко-терапия) делают занятия более интересными, насыщенными. Благодаря СОТ младшие школьники с желанием посещают занятия, при чем желание не ослабевает, а скорее возрастает и т.д., повысился эмоциональный настрой, что способствует сохранению контингента.
- технология разноуровневой дифференциации дает возможность повысить уровень независимо от природных данных. Свидетельством того является большое количество детей, участвующих концертах, конкурсах, фестивалях (в таблицах это отражено)
- в коллективно-творческой деятельности дети испытывают радость работы в коллективе, а итогом гордость от общего успеха.
- технология личностно-ориентированного обучения позволила подготовить призеров конкурсов разных уровней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...