"Деловая игра по речевому развитию для педагогов."
методическая разработка

Кузнецова Елена Валерьевна

Проведение деловой игры, как практической части педагогического совета, очень эффективно помогает закрепить полученные знания, повысить профессиональную компетентность педагогов в ДОУ по речевому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_pedagogov.docx27.24 КБ
Файл buklet_dlya_pedagogov_pedsovet_20.02.24.docx683.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Деловая  игра  для  педагогов ДОУ»

 

 Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.

           Цель: совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников в образовательном учреждении, как практико-ориентированная часть педсовета .

           Задачи:

-повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей  в осуществлении задач речевого развития;

-развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания;

-развивать творческую активность участников.

1-е задание                                              Разминка

1)  *Что нам помогает  говорить?

*Что мы с вами слышим и произносим?

*Какие бывают звуки?

*Как узнать гласные звуки?

*назовите гласные первого ряда, второго ряда?

*каким цветом обозначают согласные звуки?

*где живут звуки?

*назовите звуки , которые бывают всегда согласными твердыми? Согласными мягкими?

*Сравните звуки М и Л  ?

*Сравните звуки С и Ш?

*Сравните звуки  Д и Р ?

2)    Команды  быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.

  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  • Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  • Детей 5 лет нельзя научить произносить  буквы.  (Да. Произносятся звуки.)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного

произведения. (Да)

  • Формирование звуковой культуры речи  относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

2-е задание

 «Конкурс с пословицами»

1 карточка:

 «Переведи» пословицу на русский язык (кто быстрее).

- Сын леопарда – тоже леопард (Африка)       -              Яблоня от яблони недалеко падает.

- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)               -        В тихом омуте черти водятся.

- «Кто надеется на ужин соседа, тот останется голодным» ( Германия) – На чужой каравай рот не разевай»

- «Леди покинула фаэтон, и лошади помчались быстрее». – Баба с воза, кобыле легче.

Назовите пословицы про дружбу.

2 карточка:

«Переведи» пословицу на русский язык (кто быстрее). - -Молчаливый рот – золотой рот. (Германия)                   -   Слово – серебро, а  молчание – золото.

 - Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)           -  Язык до Киева доведет.

  - « После обеда приходиться платить». (Англия) -    Любишь кататься, люби и саночки возить.

  - « Куда лопата ведет, туда вода течет» ( Тибет) -   Куда иголка, туда и ниточка.

Назовите пословицы про здоровье.

3 карточка:

-  «Верблюда под мостом не спрячешь». (Афганистан)          -         Шила в мешке не утаишь.

- «Ошпаренный петух от дождя убегает». (Франция)           -   Обжегшись на молоке, дует на воду.

- «Все пошли и ты догоняй».                                                -  Семеро одного не ждут.

- « Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец». (Вьетнам) – Тише едешь дальше будешь.

Назовите пословицы про труд и работу.

3-е Задание 

                             Конкурс  «Говори правильно» (конкурс капитанов)

*Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара сильно карала

Карла за кражу коралла!

*Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.

* Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Если бы Карл у Клары не крал кораллы,

То Клара у Карла не крала б кларнет.

4-е задание

    Конкурс «Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой»

  1.  Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.  

    =   (2-ая младшая группа)

  1. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки.

       = (Средняя группа)

  1. Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

      =  (Подготовительная к школе группа)

4-е задание 

 Конкурс «Составьте из предложенных букв название сказки» 

Команды получают карточки с заданием  и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

кашечрохав    («Хаврошечка»)

боклоко            («Колобок») 

зоркомо            («Морозко»)

 2 команда

очвокамйюд     («Дюймовочка»)

дыродйом         («Мойдодыр»)                            

гукароснеч      («Снегурочка»)

3 команда

комерет           («Теремок»)

щеинакатар     («Тараканище»)

рожахико         («Жихорка»)

Рефлексия.

Ведущий: Коллеги, встаньте в круг. Возьмите  по одной букве. Я хочу обратить ваше внимание на стихотворение Вадима Шефнера:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать,

И предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить…

Я  предлагаю вам  себя  похвалить!  Подберите  слово-определение,  которое начинается        с заданного        звука.        

Например,        мне        попалась буква Д:  «Я – добродушная»

Спасибо всем за работу!!!



Предварительный просмотр:

Технология «Азбука общения»

Технология «Азбука общения» позволяет развить навыки межличностного общения со взрослыми и сверстниками. Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

img0.jpg

http://im2-tub.yandex.net/i?id=23974377-07-24http://im2-tub.yandex.net/i?id=23974377-07-24http://im2-tub.yandex.net/i?id=23974377-07-24

«Логоритмика»

 «Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

zeLzGI0tOq0B8yQhY6JGn0WNwj47IO66X39PP-mLGdZn-nC58vXBf31HO3Tm9OMtB8hVw9ebWaNxdIqGWU-Q5Dsr.jpg

Буклет для педагогов

 по теме

«Современные технологии речевого  развития дошкольников»

 

 

               

Подготовила: Кузнецова Е.В.

г. Нижневартовск 2024

Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:

  • беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
  • выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
  • иллюстрирование, составление диафильма, комиксов;
  • народные песни, потешки, пестушки;
  • игры-иллюстрации (дети иллюстрируют пословицы, поговорки, сказку);
  • загадки (для овладения описательной формой речи).

В этот перечень можно добавить следующие современные технологии:

  • логотренинги
  • пальчиковые игротренинги
  • кинезиологические упражнения
  • мнемотехники
  • ТРИЗ
  • сказкотерапия
  • сочинительство
  • синквейн
  • экспериментирование
  • информационно-коммуникативные технологии

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк, написанное по следующим правилам:

1. Кто? Что? – одно существительное   (Весна).

2.Какой? Какая? Какое? – два прилагательных  (долгожданная, тёплая).

3. Что делает? – три глагола  (оживляет, воодушевляет, согревает).

4. Что автор думает?  – фраза из 4-х слов (Чудесная пора пробуждения природы).

5. Кто? Что? – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом  (Солнце).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.

Плюсы синквейна:

  • изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;  
  • отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
  •  дети учатся соблюдать интонацию; - значительно активизируется словарный запас;
  •  совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
  • активизируется и развивается мыслительная деятельность;
  •  совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; 
  •  дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Технология  Синквейн

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Последовательность работы:

  • Подбор слов-предметов.
  • Подбор слов-действий, которые производит данный объект.
  • Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».
  • Подбор слов – признаков к объекту.
  • Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».
  • Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.

img14.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игра в речевом развитии детей".

Консультация для родителей "Игра в речевом развитии детей"  с детьми 6-7 лет....

Мастер - класс. Деловая игра как способ развития социальной компетентности у учащихся на уроках географии.

В работе рассмотрены: основные функции деловой игры, технология, основные принципы социализации взаимодействия....

Деловая игра- как средство развития социальных навыков

Методический материал разработан мною ранее, использован в работе и был представлен  на городском МО соц.педагогов....

Роль игры в речевом развитии ребенка

Консультация для педагогов и родителей...

Квест-игра по речевому развитию детей "Дорогами русских традиций: встречаем масленицу"

Нетрадиционная форма речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Интерактивные мультимедийные логопедические игры для речевого развития

В статье рассматриваются интерактивные мультимедийные логопедические игры. Освещаются возможности применения электронного дидактического пособия «Логопедический тренажер «Автоматизация зву...

"Буклет по речевому развитию для педагогов."

Буклет содержит методические материалы-помощь педагогам ДОУ...