" Организация индивидуальных образовательных траекторий при подготовке к ОГЭ по математике»
материал для подготовки к егэ (гиа)
Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута по подготовке к ОГЭ по математике (теория и практика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный образовательный маршрут | 327.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете на тему
" Организация индивидуальных образовательных траекторий при подготовке к ОГЭ по математике»
Подготовила: учитель математики Карпова Е.В.
1. Вступление.
К 9 классу формируются группы учащихся, которые отличаются по уровню математической подготовки. Поэтому выбор заданий для подготовки к ОГЭ у них будет различным. Ученику, которому достаточно удовлетворительного результата совершенно нет необходимости тратить время на решение заданий второй части. А ученику с высоким уровнем подготовки нет необходимости постоянно упражняться в решении заданий базового уровня.
Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ОГЭ по математике. Результаты, полученные выпускниками на экзамене, это оценка не только ученика, но и работы учителя.
Учителю необходимо построить тематическое планирование подготовки к ОГЭ таким образом, чтобы осталось достаточное количество часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют отработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем в соответствии с тщательным анализом содержания экзаменационных работ.
2. Теория.
Для достижения высоких результатов педагогу следует проводить дополнительные занятия, на которых можно:
1. В начале урока, например, с помощью презентации повторять основные определения и упоминать алгоритмы решения задачи или примера.
2. Отрабатывать тему на упражнениях, при этом каждый учащийся выходит к доске, после чего учитель дает задание и каждый выполняет его самостоятельно в тетради в своем темпе, при этом учитель может пообщаться с каждым учеником и дать рекомендации по решению той или иной проблемы.
3. Проводить тематическое повторение, при этом разбирая актуальные задачи в формате ОГЭ.
При изучении отдельных учебных тем, учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений. Из банка заданий ОГЭ по математике формируются карточки из соответствующих модулей. Все отобранные типовые задачи разбиваются на учебные уровни сложностей.
Для того, чтобы отразить рекомендации по разработке индивидуального образовательного учащихся маршрута подготовки к ОГЭ по математике школьников, необходимо более подробно изучить этапы его реализации:
1. Подбор диагностических процедур осуществляется в соответствии с возрастом учащегося; текущего учебного плана; планируемых результатов.
2. Целеполагание и определение первостепенных задач.
3. Определение времени.
4. Педагогическо-организационный.
5. Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений. Этап 1. Подбор диагностических процедур осуществляется в соответствии с возрастом учащегося; текущего учебного плана; планируемых результатов. Диагностическая оценка – это форма предварительной оценки или предварительного тестирования, при которой учителя могут оценить сильные и слабые стороны учащихся, их знания и навыки перед их обучением. С помощью этой формы оценивания учителя могут планировать осмысленное и эффективное обучение и предоставлять учащимся индивидуальный подход к обучению. Цель диагностических оценок – помочь выявить пробелы в обучении и дать представление о понимании, которое может быть устранено в будущем обучении. Диагностические оценки предназначены для измерения сильных и слабых сторон учащихся, уровней знаний и навыков.
Этап 2. Целеполагание и определение первостепенных задач. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учеником и его родителями определяет цели и задачи образовательного маршрута. Цель маршрута – это общее заявление о том, что необходимо достичь ученику. Постановка целей дает представляет собой «дорожную карту», именно поэтому должны быть четко сформулированы на этапе планирования; являться долгосрочными, широкими и достижимыми. Педагогу необходимо совместно с учеником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ученика, его возможности и поставленные цели.
Этап 3. Определение времени. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учеником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося. Разработанный маршрут может осуществляться параллельно с получением базового образования или занятиями в профильных группах. У учеников есть разные потребности. Некоторые усваивают информацию сразу, в то время как другим требуется больше времени, чтобы идеи усвоились. Некоторым помогают дома, а другие пропускают занятия. К сожалению, в традиционных школьных условиях требования руководства по темпу и продвижения по возрасту затрудняют удовлетворение потребности в индивидуализации обучения. Способность педагога к дифференциации принципиально ограничена, если нет возможности изменить скорость обучения в зависимости от потребностей отдельных учащихся.
Этап 4. Педагогическо-организационный. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления индивидуального образовательного маршрута, определение содержания учебно-тематического плана и методов работы в рамках каждой индивидуальной образовательной программы и плана. Учитывая индивидуальные особенности личности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута. На этом этапе планируется психологическое, методическое, тьюторское и информационно-техническое обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов школьников, а, значит, и взаимодействие с разными учителями и специалистами в образовательном пространстве школы. Кроме того, стоит отметить, что на данном этапе делается акцент на самостоятельное обучение, потому как в классе с самостоятельным обучением учащиеся могут выполнять учебные задания со скоростью, соответствующей их личному уровню мастерства. Это означает, что они могут тратить больше 45 времени на изучение материала, с которым у них возникают трудности, пропускать темы, которые охватывают материал, который они уже знают, или повторять темы по мере необходимости. Более того, самостоятельность поддерживает социально-эмоциональные потребности учащихся. Поддержка учащегося, испытывающего эмоциональные трудности, требует времени, заботы и терпения: все, что ограничено при попытке провести лекцию или мероприятие для всего класса.
В результате работы над индивидуальным образовательным маршрутом по подготовке к ОГЭ по математике роли ученика и педагога на педагогическо-организационном этапе распределяются следующим образом:
Педагог осуществляет: 1. Структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
2. Сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
3. Регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности).
Ученик: 1. Концентрируется на выполнении конкретной поставленной задачи;
2. Выбирает источники и способы реализации индивидуального образовательного маршрута;
3. Приобретает навыки самоподготовки и самообразования.
Индивидуальный образовательный маршрут должен постоянно корректироваться с учетом продвижения учащегося и постановкой новых задач и представляет собой непрерывный цикл.
Следующей особенностью реализации индивидуального образовательного маршрута в ходе подготовки к ОГЭ по математике является содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся, которые предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими школьниками.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений в ходе индивидуального образовательного маршрута используются:
− стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
− текущие проверочные работы;
− тестовые диагностические работы;
− устный опрос.
Применяемыми технологиями для реализации индивидуального образовательного маршрута в ходе подготовки к ОГЭ по математике с учетом обязательного решения задач КИМов, согласно В. Д. Колдаеве, могут выступать:
− технология разноуровневого обучения;
− работа в мобильных группах по уровню подготовленности;
− работа в парах и по мини группам;
− карточки с теоретическим минимумом и алгоритмом решения заданий;
− тематические тренажеры;
− тесты для подготовки к ОГЭ;
− элементы игровых технологий;
− проблемное обучение;
− здоровьесберегающие технологии;
− современные информацинно-коммуникационные технологии с использованием интерактивного оборудования;
− собственные и авторские презентации к урокам.
Вспомогательные средства презентации помогают аудитории более четко понять сообщение говорящего двумя способами: они помогают уточнить и помогают подчеркнуть, понять сложные идеи или процессы, а также могут показать, какие идеи являются наиболее важными.
Этап 5. Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений. Результаты диагностики после внедрения индивидуального образовательного маршрута можно сравнить с оценками перед его внедрением. Они могут показать потенциальные улучшения учащихся в определенных областях. Эти оценки позволяют корректировать учебную программу в соответствии с потребностями учащегося. Теория изменений – это методология, которая требует от разработчиков вмешательства (например, инициативы по достижению успеха учащихся) продумать, почему вмешательство приведет к желаемым результатам. Чтобы разработать теорию изменений, необходимо проследить за долгосрочными целями (например, сократить время), определить необходимые предварительные условия для этого результаты, описать как разработанное вмешательство в маршрут приведет к соответствующим изменениям. Самооценка как широкий спектр механизмов и методов, с помощью которых учащиеся описывают (т.е. оценивают) и, возможно, присваивают достоинства или ценность (т.е. оценивают) качества своих собственных учебных процессов и продуктов:
− объективно размышлять и критически оценивать свой прогресс и развитие навыков;
− выявить пробелы в их понимании и возможностях;
− понять, как улучшить свою работу;
− учиться самостоятельно и мыслить критически.
Самоконтроль относится к способности замечать собственные действия, исследовать последствия этих действий и готовности использовать эти наблюдения для улучшения поведения и мышления в будущем.
Каждый из педагогов при подготовке детей к экзаменам проводит тренировочные тесты и отслеживает результаты достижений (продвижений) учащихся. При работе с индивидуальным образовательным маршрутом эти тестирования должны быть действительно тренировочными. Пробный экзамен по математике позволяет педагогу выделить основную и периферийную информацию по уровню готовности обучающихся, для которых реализуется индивидуальный образовательный маршрут. По результатам пробного экзамена выявляются наиболее распространенные ошибки, и, соответственно, на этапе целеполагания и педагогическо-организационном происходит ликвидация пробелов в знаниях, выявленных в ходе написания пробных тренировочных работ по математике.
Анализ результатов тренировочной работы должен происходить следующим образом: проверенная работа с подсчитанными баллами и оценкой выдаются учащемуся, оглашаются критерии оценивания, демонстрируются правильные ответы, идет процесс самопроверки, чтобы исключить случайные ошибки учителя. Далее определяется цикл занятий по теме (от 4 до 7 уроков); формулируются образовательные результаты и формы образовательной деятельности; разрабатывается вариативный дидактический материал по теме для каждого образовательного результата. Координация работы по индивидуальному образовательному маршруту осуществляется с учетом полученных результатов, после представления обучающимися индивидуального образовательного маршрута, определения времени и места консультаций.
Подготовка к разработке индивидуального образовательного маршрута предусматривает:
1) составление и уведомление обучающихся образовательных учреждений, их родителей общего перечня образовательных услуг и ресурсов образовательного учреждения в соответствии с перечнем образовательных услуг и ресурсов, выносимых каждым субъектом сетевого взаимодействия;
2) разработку и утверждение рабочего учебного плана образовательного процесса в рамках сети;
3) перераспределение между субъектами сетевого взаимодействия учебной нагрузки в соответствии с утвержденным рабочим учебным планом;
4) составление единого для всех субъектов сетевого взаимодействия:
− годового календарного обучающего графика;
− режим работы образовательных учреждений;
− режима занятий учащихся;
− расписания занятий.
Кроме того, педагогу при составлении и реализации индивидуального маршрута следует учитывать особенности личностного развития учащихся: это поможет предотвратить возникновение фрустрации, нервных срывов. У учащегося 9 класса уже сформирована способность к целеполаганию, т.е. он может сам определить и сформулировать цель.
Обязательными условиями реализации маршрута являются:
− снятие жесткой регламентации в деятельности старшеклассников,
− создание ситуации выбора в учебной и внеучебной деятельности через использование различных форм учебной и внеучебной работы,
− предоставление возможности самостоятельно решать возникающие проблемы, исходить из сложных ситуаций.
В. Д. Колдаев представляет методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по математике:
1. Развивать вычислительные навыки, на каждом уроке использовать упражнения для устного счета, показывать приемы и способы устных вычислений.
2. Отрабатывать и проводить зачетные работы, мини-диктанты на знание правил и формул.
3. Постоянно совершенствовать учебные навыки на практике, обучать общим универсальным приемам и подходам к решению задач соответствующих типов.
4. Проводить тренировочные и диагностические работы по типу ОГЭ. Разбирать типичные ошибки.
5. Рекомендовать обучающие сайты, где собран теоретический материал, а также сервисы, где учащиеся могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме online.
6. Составлять план индивидуальной работы с каждым обучающимся график консультаций. Вести учет выполнения домашних работ и бланк ликвидации пробелов по той или иной теме.
7. Постоянное усовершенствование удачных методических приемов и технологий. 8. Использовать в работе сборники разных авторов по подготовке к ОГЭ, для того чтобы понимать разную формулировку задач.
Рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута школьника:
1. Индивидуальная работа с учащимися проводится в урочное время, а также в форме индивидуального консультирования, самостоятельной работы учащегося по предмету во внеурочное время.
2. Индивидуальная работа с учащимися организуется в рамках содержания образовательной программы по предмету. По усмотрению учителя возможно изучение дополнительных тем, которые не включены в базовое содержание предмета.
3. При изучении отдельных учебных тем учитель определяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введения дополнительных понятий, вопросов, практических умений, типов решения задач и т.д. Дополнительный материал отрабатывается учеником под руководством учителя. Преобладает самостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.
4. Учителем планируются дополнительные задания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематические сообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение, работа над рефератом, творческая работа с дополнительной литературой и т.д.
5. Для работы с успевающими учащимися учителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы. Они могут носить различный характер: тесты, задачи, упражнения повышенного уровня сложности, олимпиадные задания, задания из материалов ОГЭ, выступления перед классом с презентациями и т.д.
6. По мере работы с учеником учителем накапливается соответствующий дидактический материал и выстраивается методическая система при работе со слабоуспевающими учениками.
7. Индивидуальная работа организуется при наличии образовательного запроса ученика и родителей. Считаем, что, кроме вышеперечисленного, для реализации принципа индивидуализации подготовки к экзамену и в ходе обеспечения базовой математической подготовки, и для удовлетворения потребностей тех учащихся, кто проявляет интерес к математике, важно добавить работу с открытым банком заданий ОГЭ по математике на сайте ФГБНУ «ФИПИ». Для учащихся с высоким уровнем математической обученности можно также использовать анализ решений задач ОГЭ повышенного и высокого уровня сложности учащимися прошлых лет с соответствующим анализом выставленных экспертами за решение данных задач оценок. Данные материалы учащихся, сдавших ОГЭ по математике в предыдущие годы и материалы для предметных комиссий, также представлены на официальном сайте ФИПИ.
Таким образом, выше названные рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута по подготовке к ОГЭ по математике позволяют не только освоить необходимый материал для сдачи экзамена, ликвидировать проблемы в знаниях в оптимальном для каждого учащегося режиме, но и развить его способности, опираясь на интересы и потребности, овладеть навыками самостоятельной работы, решать проблемы развития личности, ее готовности к выбору, целеполаганию через содержание образования.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов предполагает дифференцированную подготовку девятиклассников с разным уровнем математической обученности. Для учащихся 1 и 2 группы предлагается линейная структура маршрута по подготовке к ОГЭ по математике. Для учащихся со средним уровнем математической обученности решение задач предполагает развитие умений математического обоснованного рассуждения, потому как во второй части ОГЭ по математике ответы необходимо писать развернуто, поясняя ход рассуждений. Для учащихся с высоким уровнем математической обученности предлагается индивидуальный образовательный маршрут в виде логарифмической спирали
Колдаев В. Д. Инновационные подходы к структурированию содержания индивидуальных образовательных маршрутов обучения для ОГЭ / В. Д. Колдаев // ЭСГИ. – 2019. – №4 (24). – С. 140–144.
3. Из опыта работы.
Индивидуальный образовательный маршрут — это система, изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний.
Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.
Структура проектирования образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
1 этап – Распределение учащихся по уровням знаний: Высокий; Средний («группа роста»); Низкий («группа риска»).
2 этап - алгоритм создания ИОМ: – Постановка цели маршрута; – Выбор способов реализации (форм и методов работы, форм и методов контроля); – Оформление маршрутного листа.
3 этап - Подведение итогов – это диагностические работы.
Наибольшие трудности, учащиеся испытывают при выполнении заданий ГИА по геометрии, а ведь для общего развития ученика, геометрия делает больше чем все остальные школьные предметы. Выстраивать логические цепочки, доказывать свою точку зрения, находить связи между элементами и объединять их в целое. Всему этому, можно научиться решая задачи по геометрии. Для развития мышления геометрия не заменима. В то же время, при возможности выбора учащиеся отказываются от решения геометрических задач ОГЭ и ЕГЭ. Как преодолеть эти сомнения и страхи?
Для преодоления этого, начиная с 7 класса, ученик оформляет Теоретическая тетрадь, в которой указаны:
Название формулировок | Формулировка | Чертеж |
Ведение такой тетради позволяет создать собственный справочник теоретического материала, облегчает подбор теорем для решения задач, название формулировок сокращает оформление решения, чертежи на которых условия теоремы выделены одним цветом, вывод другим, предупреждает путаницу между условием и заключением.
Отработка теоретических и практических знаний учащихся по геометрии осуществляется на различных этапах урока. При организации устной работы, применяется решение задач на готовых чертежах.
При подготовке к ОГЭ маршрут должен в первую очередь носить компенсирующий характер, т.е. быть направленным на ликвидацию пробелов, выявленных по результатам контрольных работ. Способы выявления пробелов знаний учащихся по геометрии:
Отслеживание посещаемости учащихся.
Анализ самостоятельных и контрольных работ.
Учет самостоятельных запросов учащихся.
Анализ диагностических и тренировочных работ.
Подготовку к ОГЭ реализуются через различные формы организации деятельности учащихся:
Групповые занятия.
Домашняя самостоятельная работа. Повторив тему с учителем, ребенок получает домашнее задание на несколько дней. В назначенное время задание проверяется и оценивается.
Дополнительные занятия по уровню знаний.
Консультации по графику.
Дополнительные задания в онлайн – режиме.
Использование открытого банка заданий на сайте ФИПИ, решу ОГЭ и использование образовательного портала.
ЛИСТ УСПЕШНОСТИ
Работа с ЛУ:
-заполнение листа;
-анализ работ;
-критерии оценивания;
-виды задач;
Работа над ошибками:
-отработка заданий;
-отработка заданий вызвавших трудности;
-работа в паре с более сильным учеником.
Дети с ОВЗ также работают с ЛУ.
Уровень подготовки детей 9 класса наглядно отражается в ЛУ:
-видна динамика;
-перспектива успешной сдачи экзамена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной образовательной траектории учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении через элективные курсы.
Доклад на РМО учителей математики из опыта работы по преподаванию элективных курсов, способствующиз развитию учащихся....
Программа эффективной подготовки к ЕГЭ, как составляющая индивидуальной образовательной траектории старшеклассника.
ПРОГРАММА подготовки к ЕГЭ Цель программы - разработка индивидуальной стратегии для эффективной подготовки и успешной сдачи ЕГЭ.Программа состоит из 5 частей: "Уверенность", "Гр...
Карта индивидуальной образовательной траектории по подготовке к ЕГЭ по информатике
Построение индивидуальной траектории обучения информатике предоставляет ученику возможность осваивать содержание изучаемого материала на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможнос...
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ по подготовке к ЕГЭ по информатике
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ по подготовке к ЕГЭ по информатике поможет ученику составить индивидуальный план....
Индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к ОГЭ по математике
Индивидуальный образовательный маршрут по подготовки к ОГЭ по математике учащейся 9 «Б» класса...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося подготовки к ЕГЭ по математике базового уровня
План индивидуально й подготовки учащегося к сдаче ЕГЭ по базовой математике...
Реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника при подготовке к государственной итоговой аттестации: система диагностики и мониторинга образовательных результатов, механизм устранения пробелов в знаниях.
Актуальность данной проблемы несомненна уже потому, что предмет «обществознание» - сегодня самый востребованный на итоговой аттестации. И если за последние годы по остальным предметам коли...