Программа "Искусственный интеллект"
методическая разработка (6 класс)
Актуальность программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусственный интелект» определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного цикла.
Адресат программы
- дети с 14 по 17 лет.
- программа доступна для различных категорий обучающихся (детей с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации и проявляющих выдающиеся способности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvennyy_intellekt_moy.docx | 315.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусственный интеллект» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
1. | Закон | «Об образовании в | Российской Федерации» |
от | 29 | декабря 2012 | г. N 273-ФЗ |
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ от 27 июля 2022 г. N 629)
- СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28)
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242)
- Уставом МБОУ «Средняя школа № 2».
Направленность
- Естественнонаучная
Актуальность программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусственный интелект» определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного цикла.
Адресат программы
- дети с 14 по 17 лет.
- программа доступна для различных категорий обучающихся (детей с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации и проявляющих выдающиеся способности)
По продолжительности реализации – одногодичная. Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий 30 минут. Количество часов по программе в год – 34 часов.
Форма организации образовательного процесса
– групповая.
Формы проведения занятий:
- обучающее занятие (комбинированное),
- занятие - презентация;
- занятие - исследование,
- занятие-беседа
- практикум
Цель программы
- дать учащимся базовое представление об анализе данных и реализации основных методов анализа данных на языке Python, познакомить с терминологией искусственного интеллекта. и научить применять некоторые из его методов для решения практических задач.
Задачи программы
- развить познавательный интерес к изучению естественных наук;
- познакомить с терминологией искусственного интеллекта;
- научить применять некоторые из его методов для решения практических задач.
Виды заданий
Обучающие:
- приобретение определенных знаний, умений, навыков;
- способствовать овладению компьютера;
- научить работать с информацией, преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
Развивающие:
- развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности;
- развить умение самостоятельно добывать знания на практике; Воспитательные:
- формирование ценностных ориентиров, личностных качеств;
- воспитать чувство товарищества;
- сформировать гражданскую позицию, патриотизм. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты:
- формирование информационной и алгоритмической культуры,;
-формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
- развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
- умение представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
- умение использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение работать в паре и коллективе: эффективно распределять обязанности и нести ответственность за результаты своего труда и результаты работы в команде.
Личностные результаты:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- развитие способности мотивировать свои действия и выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
- восприятие речи учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к обучающимся;
- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач в работе.
Учебный план
№ п/ п | Название разделов, тем занятий | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Все го | Теор ия | Практи ка | |||
1 | Тема 1. Введение в машинное обучение | 2 | 1 | 1 | Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование. |
2 | Тема 2 Анализ данных в электронных таблицах | 4 | 2 | 2 | Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование. |
3 | Тема 3 Основы языка программирования Python | 4 | 2 | 2 | Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование. |
4 | Тема 4 Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование | 2 | 1 | 1 | Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование. |
5 | Тема 5 Компьютерное зрение | 2 | 1 | 1 | Самостоятельн ый эксперимент Собеседование. |
6 | Тема 6 Машинное обучение в искусстве | 2 | 1 | 1 | Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование. |
7 | Тема 7 Машинное обучение в науке | 2 | 1 | 1 | Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование. |
8 | Тема 8 Голосовые помощники | 4 | 2 | 2 | Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование. |
9 | Тема 9 | 4 | 2 | 2 | Самостоятельн |
Машинное обучение в спорте | ый эксперимент. Собеседование. | ||||
10 | Тема 10 Проект «Искусственный интеллект в образовании» | 4 | 2 | 2 | Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование. |
11 | Тема 11 Итоговое занятие. Повторение | 4 | 2 | 2 | Собеседование. |
Итого | 34 | 17 | 17 |
Содержание учебного плана
Раздел 1 Введение в машинное обучение 2 ч)
Учащиеся должны знать понятие информации, различие между понятиями
«информация», «данные».
Учащиеся должны уметь: ● приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технических системах; ● структурировать информацию, выделять основные понятия и взаимосвязи между ними.
Раздел 2. Анализ данных в электронных таблицах (4ч.)
Учащиеся должны уметь: ● возможности электронных таблиц для хранения, анализа и представления данных;
ученик получит возможность: ● вводить и редактировать данные в электронных таблицах; ● выполнять вычисления с помощью электронных таблиц; представлять данные в виде диаграмм и графиков.
Раздел 3. Основы программирования на Python (4 ч.)
Учащиеся должны знать: ● понятия «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя»; ● основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; ● реализацию основных алгоритмических структур в выбранном языке программирования.
Учащиеся научатся: ● составлять алгоритмы для решения простых задач в словесной форме, на алгоритмическом языке и на выбранном языке
Раздел 4. Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование.
Учащиеся должны знать: роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование.
Раздел 5. Компьютерное зрение
ученик научится: применять математические методы решения задач анализа и классификации изображений; понимать возможности и границы применимости методов обработки и анализа изображений. разрабатывать алгоритмы обработки, анализа и распознавания изображений;
решать прикладные задачи обработки, анализа и распознавания изображений.
ученик получит возможность:
научиться разрабатывать вычислительные алгоритмы для решения задач анализа и
классификации изображений;
познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
овладеть навыками самостоятельной работы и освоения новых дисциплин;
познакомиться с предметным языком обработки, анализа и распознавания изображений, навыками описания решения задач и представления полученных результатов.
Раздел 6 Голосовые помощники
ученик научится: применять голосовых помощников для поиска информации
Раздел 7 Машинное обучение в искусстве Машинное обучение в науке Машинное обучение в спорте
ученик получит возможность: познакомиться с машинным обучение в науке спорте и искусстве.
Календарный учебный график
№ п / п | Месяц | Тема занятия | Кол- во часов | Форма занятия | Форма контроля | ||||
1 | Сентябр ь | Вводное занятие. Введение в машинное обучение | 1 | Эвристическ ая беседа. | Собеседовани е. | ||||
2 | Сентябр ь | Введение в машинное обучение | 1 | Занятие - презентация | Самостоятел ьн ое исследовани е | ||||
3 | Сентябр ь | Анализ данных в электронных таблицах | 1 | Занятие - практику м | Самостояте льн ое исследован ие | ||||
4 | Сентябр ь | Анализ данных в электронных таблицах. | 1 | Занятие - практикум | Самостояте льн ый эксперимен т | ||||
Сентябр ь | Анализ данных в электронных таблицах) | 1 | Занятие- практикум | Проект | |||||
5 | Октябрь | Анализ данных в электронных таблицах | 1 | Занятие- презентаци я | Эвристичес кая Беседа | ||||
6 | Октябрь | Основы программирования на Python | 1 | Занятие - презентация | Устный опрос | ||||
7 | Октябрь | Основы программирования на Python | 1 | Занятие - практикум | Самостояте льн ый эксперимен т | ||||
8 | Октябрь | Основы программирования на Python | 1 | Занятие - практикум | Собеседован ие | ||||
9 | Ноябрь | Основы программирования на Python | 1 | Занятие - практикум | Собеседован ие | ||||
1 0 | Ноябрь | Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование | 1 | Занятие- практикум | Собеседован ие | ||||
1 1 | Ноябрь | Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование | 1 | Занятие - практикум | Собеседован ие | ||||
1 2 | Ноябрь | Компьютерное зрение | 1 | Занятие - практикум | Самостояте льн ый эксперимен т.С обеседовани е | ||||
1 3 | Декабрь | Компьютерное зрение | 1 | Занятие - практикум | Собеседован ие | ||||
1 4 | Декабрь | Машинное обучение в искусстве | 1 | Занятие - практикум | Собеседован ие | ||||
1 5 | Декабрь | Машинное обучение в искусстве | 1 | Занятие - практикум | Самостояте льн ый эксперимен т.С обеседовани е | ||||
1 6 | Декабрь | Голосовые помощники. | 1 | Занятие - практикум | Самостояте льн ый эксперимен т.С обеседовани е | ||||
1 7 | Декабрь | Голосовые помощники | 1 | Занятие - практикум | Самостояте льн ый эксперимен т.С обеседовани е | ||||
1 8 | Январь | Голосовые помощники | 1 | Занятие - практикум | Собеседован ие | ||||
1 9 | Январь | Голосовые помощники | 1 | Занятие- презентация | Эвристичес кая Беседа | ||||
2 0 | Январь | Машинное обучение в искусстве | 1 | Занятие – практикум | Самостояте льн ый эксперимен т.С обеседовани е | ||||
2 1 | Февраль | Машинное обучение в спорте | 1 | Занятие – практикум | Собеседован ие | ||||
2 2 | Февраль | Машинное обучение в спорте | 1 | Занятие – практикум | Собеседован ие | ||||
2 3 | Февраль | Машинное обучение в спорте | 1 | Занятие- практик ум | Эвристическ ая беседа | ||||
2 4 | Февраль | Машинное обучение в спорте | 1 | Занятие- практик ум | |||||
2 5 | Март | Проект «Искусственный интеллект в образовании» | 1 | Занятие- практик ум | |||||
2 6 | Март | Проект «Искусственный интеллект в образовании» | 1 | Занятие- практик ум | |||||
2 | Март | Занятие- | |||||||
7 | практик | ||||||||
- 2 | Проект «Искусственный интеллект в образовании» | 1 | ум | ||||||
8 | |||||||||
2 9 | Апрель | Проект «Искусственный интеллект в образовании» | 1 | Занятие- практик | |||||
ум | |||||||||
3 0 | Апрель | Проект «Искусственный интеллект в образовании» | 1 | Занятие- практик | |||||
ум | |||||||||
3 | Апрель | Занятие- | |||||||
1 | Итоговое занятие | 1 | практик | ||||||
ум | |||||||||
3 | Апрель | Занятие- | |||||||
2 | Итоговое занятие | 1 | практик | ||||||
ум | |||||||||
3 | Май | Занятие- | |||||||
3 | Итоговое занятие | 1 | практик | ||||||
ум | |||||||||
3 | Май | Занятие- | |||||||
4 | Итоговое занятие | 1 | практик | ||||||
ум | |||||||||
Методическое обеспечение
- компьютер, проектор;
- ресурсы сети Интернет.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллект- шоу
Игра «Интеллект- шоу» проводилась в рамках Недели естественных наук и поэтому включает в себя вопросы и задания из разных областей наук о природе- биологии, химии, физики и др. Вопросы разные- и серь...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Методическое пособие "Метод интеллект-карт - эффективная подготовка к ЕГЭ"
Данное методическое пособие предлагает использование инновационного метода обучения – метода интеллект-карт, который обеспечивает решение важнейших проблем образования: использование информационных ре...
«Исследование связной речи учащихся с нарушением интеллекта и приемы ее коррекции».
В данной работе проводится анализ связной речи учащихся с нарушением интеллекта. Работа содержит самостоятельные высказывания учеников на заданную тему. Целью исследования было определение дефектов св...
Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта
В статье рассказывается о формах и методах работы по коррекции и развитиии личности ребенка....
Здоровьесберегающие технологии: коррекция и развитие интеллекта методом кинезиологии.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОМ КИНЕЗИОЛОГИИ.Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.Мишель де МонтеньДля ребенка 6 - 17 лет средой жизне...
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта
Работа представляет собой обобщение опыта по данной теме...