Программа "Искусственный интеллект"
методическая разработка (6 класс)

Трищенкова Наталья Геннадьевна

Актуальность программы

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусственный интелект» определяется запросом со стороны детей и их  родителей на программы естественнонаучного цикла.

Адресат программы

- дети   с 14 по 17 лет.

  • программа доступна для различных категорий обучающихся (детей с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации и проявляющих выдающиеся способности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvennyy_intellekt_moy.docx315.33 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ADM\Desktop\2024-10-12 2\2 001.jpg

Пояснительная записка

Дополнительная        общеобразовательная общеразвивающая        программа «Искусственный интеллект» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

1.

Закон

«Об        образовании        в

Российской        Федерации»

от

29

декабря        2012

г.        N        273-ФЗ

  1. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ от        27        июля        2022        г.        N        629)

  2. СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября        2020        г.        N        28)
  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

(Распоряжение   правительства    РФ    от    31    марта    2022    года    N    678-р)

  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242)
  2. Уставом МБОУ «Средняя школа № 2».

Направленность

  • Естественнонаучная

Актуальность программы

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусственный интелект» определяется запросом со стороны детей и их  родителей на программы естественнонаучного цикла.

Адресат программы

- дети   с 14 по 17 лет.

  • программа доступна для различных категорий обучающихся (детей с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации и проявляющих выдающиеся способности)

По продолжительности реализации – одногодичная. Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий 30 минут. Количество часов по программе в год – 34  часов.

Форма организации образовательного процесса

– групповая.

Формы проведения занятий:

  • обучающее занятие (комбинированное),
  • занятие - презентация;
  • занятие - исследование,
  • занятие-беседа
  • практикум

Цель программы

  • дать учащимся базовое представление об анализе данных и реализации основных методов анализа данных на языке Python, познакомить с терминологией искусственного интеллекта. и научить применять некоторые из его методов для решения практических задач.

Задачи программы

  • развить познавательный интерес к изучению естественных наук;
  • познакомить с терминологией искусственного интеллекта;
  • научить применять некоторые из его методов для решения практических задач.

Виды заданий

Обучающие:

  • приобретение определенных знаний, умений, навыков;
  • способствовать овладению компьютера;
  • научить работать с информацией, преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

Развивающие:

  • развитие        мотивации        к        определенному        виду        деятельности,        потребности        в саморазвитии, самостоятельности;
  • развить умение самостоятельно добывать знания на практике; Воспитательные:
  • формирование ценностных ориентиров, личностных качеств;
  • воспитать чувство товарищества;
  • сформировать гражданскую позицию, патриотизм. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты:
  • формирование информационной и алгоритмической культуры,;

-формирование        представления        о        компьютере        как        универсальном        устройстве обработки информации;

  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
  • умение        представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
  • умение использовать справочную литературу и другие источники информации.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение работать в паре и коллективе: эффективно распределять обязанности и нести ответственность за результаты своего труда и результаты работы в команде.

Личностные результаты:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • развитие способности мотивировать свои действия и выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
  • восприятие речи учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к обучающимся;
  • умение        оценивать        собственную        учебную        деятельность:        свои        достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач в работе.

Учебный план

№ п/

п

Название разделов, тем занятий

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Все го

Теор ия

Практи ка

1

Тема 1.

Введение в машинное обучение

2

1

1

Самостоятельн ый

эксперимент. Собеседование.

2

Тема 2

Анализ данных в электронных таблицах

4

2

2

Самостоятельн ый

эксперимент. Собеседование.

3

Тема 3

Основы языка программирования Python

4

2

2

Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование.

4

Тема 4

Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование

2

1

1

Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование.

5

Тема 5

Компьютерное зрение

2

1

1

Самостоятельн ый эксперимент Собеседование.

6

Тема 6

Машинное обучение в искусстве

2

1

1

Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование.

7

Тема 7

Машинное обучение в науке

2

1

1

Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование.

8

Тема 8

Голосовые помощники

4

2

2

Самостоятельн ый эксперимент. Собеседование.

9

Тема 9

4

2

2

Самостоятельн

Машинное  обучение в спорте

ый

эксперимент. Собеседование.

10

Тема 10

Проект «Искусственный интеллект в образовании»

4

2

2

Самостоятельн ый

эксперимент. Собеседование.

11

Тема 11

Итоговое занятие. Повторение

4

2

2

Собеседование.

Итого

34

17

17

Содержание учебного плана

Раздел 1 Введение в машинное обучение 2 ч)

Учащиеся должны   знать   понятие   информации,   различие   между   понятиями

«информация», «данные».

Учащиеся должны уметь: ● приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технических системах; ● структурировать информацию, выделять основные понятия и взаимосвязи между ними.

Раздел 2. Анализ данных в электронных таблицах (4ч.)

Учащиеся должны уметь: ● возможности электронных таблиц для хранения, анализа и представления данных;

ученик получит возможность: ● вводить и редактировать данные в электронных таблицах; ● выполнять вычисления с помощью электронных таблиц; представлять данные в виде диаграмм и графиков.

Раздел 3. Основы программирования на Python (4 ч.)

Учащиеся должны знать: ● понятия «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя»; ● основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; ● реализацию основных алгоритмических структур в выбранном языке программирования.

Учащиеся научатся: ● составлять алгоритмы для решения простых задач в словесной форме, на алгоритмическом языке и на выбранном языке

         Раздел 4. Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование.

 Учащиеся должны знать: роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и     регулирование.

Раздел 5. Компьютерное зрение

ученик научится: применять математические методы решения задач анализа и классификации изображений; понимать возможности и границы применимости методов обработки и анализа изображений. разрабатывать алгоритмы обработки, анализа и распознавания изображений;

решать прикладные задачи обработки, анализа и распознавания изображений.

ученик получит возможность:

научиться разрабатывать вычислительные алгоритмы для решения задач анализа и

классификации изображений;

познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

овладеть навыками самостоятельной работы и освоения новых дисциплин;

познакомиться с предметным языком обработки, анализа и распознавания изображений, навыками описания решения задач и представления полученных результатов.

Раздел 6 Голосовые помощники

ученик научится: применять голосовых помощников для поиска информации

     Раздел 7 Машинное обучение в искусстве Машинное обучение в науке Машинное    обучение в спорте

ученик получит возможность: познакомиться с машинным обучение в науке спорте и искусстве.

Календарный учебный график

п

/ п

Месяц

Тема занятия

Кол- во часов

Форма занятия

Форма контроля

1

Сентябр ь

Вводное занятие. Введение в машинное обучение

1

Эвристическ ая беседа.

Собеседовани е.

2

Сентябр ь

Введение в машинное обучение

1

Занятие - презентация

Самостоятел ьн ое исследовани е

3

Сентябр ь

Анализ данных в электронных таблицах

1

Занятие - практику м

Самостояте льн ое исследован ие

4

Сентябр ь

Анализ данных в электронных таблицах.

1

Занятие - практикум

Самостояте льн ый эксперимен т

Сентябр ь

Анализ данных в электронных таблицах)

1

Занятие- практикум

Проект

5

Октябрь

Анализ данных в электронных таблицах

1

Занятие- презентаци я

Эвристичес кая Беседа

6

Октябрь

Основы программирования на Python

1

Занятие - презентация

Устный опрос

7

Октябрь

Основы программирования на Python

1

Занятие - практикум

Самостояте льн ый эксперимен т

8

Октябрь

Основы программирования на Python

1

Занятие - практикум

Собеседован ие

9

Ноябрь

Основы программирования на Python

1

Занятие        - практикум

Собеседован ие

1

0

Ноябрь

Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование

1

Занятие- практикум

Собеседован ие

1

1

Ноябрь

Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование

1

Занятие        - практикум

Собеседован ие

1

2

Ноябрь

Компьютерное зрение

1

Занятие        - практикум

Самостояте льн ый эксперимен т.С

обеседовани е

1

3

Декабрь

Компьютерное зрение

1

Занятие        - практикум

Собеседован ие

1

4

Декабрь

Машинное обучение в искусстве

1

Занятие        - практикум

Собеседован ие

1

5

Декабрь

Машинное обучение в искусстве

1

Занятие        - практикум

Самостояте льн ый эксперимен т.С обеседовани

е

1

6

Декабрь

Голосовые помощники.

1

Занятие        - практикум

Самостояте льн ый эксперимен т.С обеседовани

е

1

7

Декабрь

Голосовые помощники

1

Занятие        - практикум

Самостояте льн ый эксперимен т.С обеседовани

е

1

8

Январь

Голосовые помощники

1

Занятие        - практикум

Собеседован ие

1

9

Январь

Голосовые помощники

1

Занятие- презентация

Эвристичес кая Беседа

2

0

Январь

Машинное обучение в искусстве

1

Занятие – практикум

Самостояте льн ый эксперимен т.С

обеседовани е

2

1

Февраль

Машинное  обучение в спорте

1

Занятие – практикум

Собеседован ие

2

2

Февраль

Машинное  обучение в спорте

1

Занятие – практикум

Собеседован ие

2

3

Февраль

Машинное  обучение в спорте

1

Занятие- практик ум

Эвристическ ая беседа

2

4

Февраль

Машинное  обучение в спорте

1

Занятие- практик ум

2

5

Март

Проект «Искусственный интеллект в образовании»

1

Занятие- практик ум

2

6

Март

Проект «Искусственный интеллект в образовании»

1

Занятие- практик ум

2

Март

Занятие-

7

практик

- 2

Проект «Искусственный интеллект в образовании»

1

ум

8

2

9

Апрель

Проект «Искусственный интеллект в образовании»

1

Занятие- практик

ум

3

0

Апрель

Проект «Искусственный интеллект в образовании»

1

Занятие- практик

ум

3

Апрель

Занятие-

1

Итоговое занятие

1

практик

ум

3

Апрель

Занятие-

2

Итоговое занятие

1

практик

ум

3

Май

Занятие-

3

Итоговое занятие

1

практик

ум

3

Май

Занятие-

4

Итоговое занятие

1

практик

ум

Методическое обеспечение

  • компьютер, проектор;

  • ресурсы сети Интернет.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллект- шоу

 Игра «Интеллект- шоу» проводилась в рамках Недели естественных наук и поэтому включает в себя вопросы и задания из разных областей наук о природе- биологии, химии, физики и др. Вопросы разные- и серь...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Методическое пособие "Метод интеллект-карт - эффективная подготовка к ЕГЭ"

Данное методическое пособие предлагает использование инновационного метода обучения – метода интеллект-карт, который обеспечивает решение важнейших проблем образования: использование информационных ре...

«Исследование связной речи учащихся с нарушением интеллекта и приемы ее коррекции».

В данной работе проводится анализ связной речи учащихся с нарушением интеллекта. Работа содержит самостоятельные высказывания учеников на заданную тему. Целью исследования было определение дефектов св...

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта

В статье рассказывается о формах и методах работы  по коррекции и развитиии личности ребенка....

Здоровьесберегающие технологии: коррекция и развитие интеллекта методом кинезиологии.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОМ КИНЕЗИОЛОГИИ.Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.Мишель де МонтеньДля ребенка 6 - 17 лет средой жизне...