Методическая разработка "Инновационные методы в работе концертмейстера с вокальным коллективом"
методическая разработка
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_metody_v_rabote_kontsertmeysterambudo_vyazemskaya_dshi_im.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского
Методическая разработка:
«Инновационные методы в работе концертмейстера с вокальным коллективом»
Автор:
концертмейстер Вяземской
ДШИ им. А.С. Даргомыжского
Новичкова Н.В
Вязьма 2023 г.
.
Одной из задач современных образовательных учреждений становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей; самоопределение личности ребенка, создание условий для ее самореализации и интеграции в мировую и национальную культуру; дифференцированный подход и вариантность в обучении, формирование у обучающихся высокого уровня восприятия знаний и воспроизведение их в целостном объеме.
Система образования ориентирована на современные и перспективные виды деятельности. Это диктует поиск новых образовательных форм, педагогических технологий.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
- Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
- Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
- Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога В.М Монахов).
- Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (МВ.Кларин).
Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам обучающий, выступающий не как объект, а как субъект обучения.
Вокальный коллектив - это живой организм, постоянно растущий и изменяющийся, удивительное существо, несущее энергетику оптимизма и обаяния; особый исполнительский инструмент, нежный, гибкий и отзывчивый, способный на самое искреннее и непосредственное выражение человеческих чувств. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать...
Педагогу предстоит решить главный вопрос: как создать по-настоящему художественный детский вокальный коллектив? Это большая и увлекательная работа, полная экспериментов и ошибок, анализа и размышлений.
Руководитель коллектива должен помнить, что главной особенностью работы с детским вокальным коллективом является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, музыкальной грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение музыкального кругозора) и исполнительства. Только такой комплексный подход позволит вокальному коллективу полноценно развиваться, при этом раскрывая способности каждого отдельно взятого ребенка.
Не секрет, что сложный процесс освоения навыков пения требует от обучающихся огромной эмоциональной увлеченности и сосредоточенности, и только чередование характера и методов учебной деятельности способно преодолеть чувство усталости в процессе занятия.
Для поддержания устойчивого интереса участников в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.
Что же такое инновации? Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Инновационный подход в обучении распространяется на содержание образования, методы преподавания и формы контроля качества обучения.
Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий требует от современного педагога дополнительного образования знания основных тенденций инновационных изменений и возможность их применения в собственной практике.
Очень важно понять, какой результат мы должны получить в процессе воспитания с помощью инновационных воспитательных технологий.
Как говорил Сенека, римский философ и драматург: "Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным".
В одной методической статье говорилось, что целью инновационной деятельности в воспитательном процессе является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Но любой опытный педагог скажет, что это крайне неверное суждение.
Применительно к детскому пению следует отметить, что именно традиции, опыт прошлых поколений, и обусловили исключительное значение вокальной музыки в нашей культуре. Именно пение на протяжении столетий являлось выражением русского духа, русской художественной натуры, национального характера.
Следуя лучшим образцам исполнительства, эффективнее совмещать традиционный и инновационный подход в обучении, тем самым прививая детям лучшие традиции пения и решая вопрос повышения качества обучения c использованием инновационных образовательных технологий.
А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет вокальный коллектив.
При выборе репертуара педагог должен знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара; должен уметь моделировать для каждого занятия все новые "комплексы" музыкального материала, а так же гибко реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни.
Репертуар должен содержать по возможности обширный и интересный музыкальный материал, включая народные песни и музыку композиторов-классиков, сочинения a cappella, произведения собранные по тематическому принципу и стилистическому единству и т.д.
Работая с таким благодатным репертуаром на занятиях, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.
- Личностно ориентированные технологии. Они предусматривают диагностику личностного роста, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Эти технологии музыкального образования являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже проводя занятия в группах, педагог обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого обучающегося.
- Проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование у обучающихся критического мышления, умений и навыков активного речевого общения, положительных эмоций, а также организация деятельности педагога по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения. Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на занятиях вокалом, хотя многие из методов этой технологии уже широко применяются в практике и являются скорее традиционными.
- Нетрадиционные формы занятий. Ягненкова Н.В. в статье "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор - А.А. Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий урока:
3.1. интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
3.2.уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.;
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
- Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.
Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся. Это позволяет привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
3.3 Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.;
3.4 Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, телепередача и т.д.;
3.5. Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная и т.д.;
3.6. Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: утренник, инсценировка, "посиделки" и др.
3.7. Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы при работе в вокальном коллективе.
- Взаимоконтроль. Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому обучающемуся сообщить о своих успехах, снятие неуверенности у слабых детей, развитие певческих навыков обучающихся, интенсификация опроса. Группа разбивается на "педагога" и "обучающегося". "Обучающиеся" отвечают своим "педагогам". Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.
- Игровые технологии обучения. В современной общеобразовательной практике они получили большое распространение (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.). Эти технологии характеризуются наличием игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможностей альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериев оценки результатов работы.
Применяются игры познавательные, театрализованные, имитационные, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.
Один из элементов игровой технологии на занятиях с детьми младшего школьного возраста - вокальная импровизация.
Игра естественно включает детей в процесс познания музыки, активизирует важнейшие психические процессы: эмоции, внимание, память, интеллект. Игра – это всегда проблемная ситуация, требующая поиск инициативы, творчества.
Оттенок игры можно придать любой «строгой» на первый взгляд работе. На занятиях с вокальным коллективом, в разнообразных играх обучающимся предлагаются роли «композитора», «дирижера».
Ролевые и дидактические игры помогают младшим школьникам не только приобрести новые знания, но и развивают воображение, артистичность, а главное - интерес к музыке.
Игра «композитор» выявляет степень музыкальности детей, служит росту творческих возможностей.
Занятия вокальной импровизацией дают обучающимся возможность почувствовать интонационную основу музыки.
Данную игру можно использовать в трех формах:
- диалоговая импровизация;
- импровизация на заданный текст;
- импровизация на заданный жанр.
Лучше начинать всегда с диалоговой импровизации, когда педагог, а затем и более продвинутый обучающийся пропевает вопрос. Остальным предлагается допеть музыкальную фразу. Игра заключается в том, чтобы не пропевать мелодию, пропетую товарищем, иначе выбываешь из игры.
Применение игровых технологий имеет большой развивающий эффект, позволяющий каждому ребенку реализовать свое стремление к самовыражению, развивается музыкальный слух, чувство ритма, творческая фантазия.
Музыкальные игры-импровизации вносят элемент соревновательности, вызывают у детей позитивные эмоции.
А сохранение эмоционального тонуса занятия является важнейшим фактором развития творческих способностей детей.
Таким образом, изложенные инновационные формы и методы работы на занятиях с вокальным коллективом, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса, поэтому их необходимо активно внедрять в практику работы, но при этом не забывать о важности воспитания в духе лучших традиций вокальной культуры.
Не стоит забывать о нравственной ценности традиций в целом. Ведь именно они служат оплотом всего лучшего, что накоплено человечеством.
Что как не традиции, опыт прошлых поколений, обычаи родного края могут сформировать в человеке самые лучшие нравственные устои. А развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
В заключение хочется отметить: нововведения в образовании - это веление времени. Но ограничиться одними новыми технологиями и инновационными методиками недостаточно. Главным критерием ценности инновации является ее способность устранить дефект. Если инновация служит целям "украсить", "пустить пыль", "утвердиться", она никому не нужна, а ее внедрение лишь приводит к неоправданным затратам сил, времени.
Используемая литература
- Абрамова О. А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000
- Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. – Л.: ЛОЛГК, 1986
- Живов Л. О работе концертмейстера. – Спб., 1998
- Крючков Н. Искусство аккомпанемента, как предмет обучения. – М.: Музыка, 1998
- Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. – М.: Академия, 2002
- Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. - М.: Радуга, 1987
- Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления
педагога. – М.: Музыка, 1996 - Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство/Пер. с англ. - Минск: ООО «Попурри», 1997
- Красильников И.М. Электронное и музыкальное творчество в системе художественного образования/ И.М. Красильников – Дубна: Феникс, 2007.
- Сахарова С.П. Воспитание концертмейстера: сборник методических статей / С.П. Сахарова. – Ростов-на-Дону: Изд – во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2001.
- Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. – СПб: 1999.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.
- Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.
- Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь - М., 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Особенности речевой подготовки участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива»
Особенности и значение речевой подготовки на зянятиях эстрадным вокалом для обучающихся разных возрастных категорий....
Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ
При использовании инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно‐воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыще...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...
Методическая разработка "Инновационные методы и технологии в успешном обучении на уроках географии"
laquo;Тот, кто мало знает, малому может и учить...»(Н. А. Коменский)...
Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с хоровыми коллективами»
Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от занятий с вокалистами, солистами-инструменталистами и имеет свои специфические особенности....
Формирование правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.
Формирование правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.Практические рекомендации...
О работе над формированием правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом в МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»
Никто уже не спорит, что учить считать и читать ребенка нужно еще до школы, но немногие убеждены в необходимости раннего музыкального развития. Чаще всего музыкальные занятия, проводимые в детских сад...