Методическая разработка "Инновационные методы и технологии в успешном обучении на уроках географии"
методическая разработка

Фоминых Светлана Николаевна

«Тот, кто мало знает, малому может и учить...»(Н. А. Коменский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Инновационные методы и технологии для успешного обучения на уроках географии»

Современное образование требует нового подхода к методам преподавания в учебных заведениях. Чтобы научить своих учеников самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, учителям приходится изучать и использовать новые методики.
Но не все педагоги готовы к инновациям, большинство  из них пугает все неизведанное и новое, они негативно относятся к любым изменениям и тем самым лишают детей интересных и увлекательных уроков.

Опрос, проведенный мною среди учителей и учащихся школы перед написанием доклада, выявил следующие проблемы:

  1. все учителя и учащиеся имеют в наличии какие-либо гаджеты, но недостаточно осведомлены об их возможностях;
  2. учащиеся и учителя  чаще всего используют планшеты и смартфоны для общения, развлечения, покупок, поиска нужной информации, но не в учебных целях;
  3. «традиционный стиль» обучения в школе никак не задействует интернет-опыт учеников и их пользовательские навыки.

Актуальность и новизна данной методической разработки объясняется тем, что многие современные дети уже в начальной школе свободно владеют портативными устройствами: планшетами, смартфонами, цифровыми диктофонами, плеерами, причем лучше своих родителей и педагогов. А почему навыки детей не использовать в целях обучения детей, а педагогам научиться использовать инновации на своих предметах, что приведет к эффективности и качеству обучения.

В  своей  деятельности,  я  реализую это  через  использование инновационных методов и технологий работы на уроках географии.

Объект исследования: различные инновационные образовательные технологии и приложения  для обучения на уроках географии

Предмет исследования: повышение медиаграмотности учителей и усиление мотивации учащихся в обучении через использование инновационных технологий и методов на уроках.

Гипотеза исследования: применение инновационных технологий и методов  на некоторых этапах урока различных предметов позволит учителю повысить познавательный интерес учащихся к предмету, научит их добывать необходимую информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач, т.е. поможет развить способности учащихся к самообразованию и самоконтролю.

Цель: применение  инновационных  технологий    на  уроках различной направленности  для повышения  эффективности  образовательного  процесса  и  повышения мотивации   учащихся  к изучению  предмета.  

Задачи:  

  • Формирование положительной мотивации к изучению предмета.  
  • Расширение знаний обучающихся по предмету.
  • Развитие творческих способностей личности.
  • Применение полученных знаний в нестандартных ситуациях и на других предметах.
  • Повысить медиаграмотность учителей и обучающихся.

Использование современных технологий обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. А ведь без знаний о Земле личность не состоится. Это аксиома. География рождает мысли и чувства добрые, великие.

Из опыта работы самыми продуктивными технологиями, которыми я рекомендую пользоваться всем учителям различной направленности:

  1. Метод проектов

Проектная деятельность очень сложна и многообразна. В школьной географии выделяю следующие методические условия реализации проектного обучения:

  • взаимодействие учителя и учащихся;
  • реализация проектного цикла;
  • учебно-методическое сопровождение учащихся в методе проектов;
  • самостоятельность учащихся.

Более подробная информация об этом методе мною была изложена в методической разработке «Проектная деятельность на уроках географии» (приложение)

  1. Технология геймификации

Геймификация — внедрение игровых приемов в неигровые процессы. Я создаю сценарий игры, намечаю роли участников, моделирую ситуацию, задания и цели урока — за игрой важно не забыть о теме, которую необходимо выучить. Также даю чёткие правила, понятные ребёнку, сюжет и возможность победить. Недостижимые задания демотивируют — каждый должен отличиться и заработать баллы. Дух соперничества в игре — это хорошо, но я делаю упор на сотрудничество и командную работу учеников, а все свои достижения учащиеся наблюдают в игре Classcraft. За правильно выполненные задания начисляю баллы. Уровни отражают, насколько умён игрок, а рейтинг — прогресс каждого участника и команды в целом. Домашнюю работу дети делают в игре Minecraft, на уроках мы выполняем задания, побеждая Крипера, злого нубика, который все время нам мешает для достижения поставленных задач.

  1. Технология мобильного обучения

С помощью мобильного обучения учащиеся могут определять координаты по карте, находить азимут, загружать электронные учебники, приложения с тренажерами, интеллектуальными играми и т.д. При помощи программы считывания QR-кодов зашифровываю условия задачи на атмосферное давление и влажность или ссылки на полезные сайты. С помощью мобильных приложений и встроенных датчиков мы собираем информацию об окружающей среде в образовательных и исследовательских целях.

  1.  Технология интегрированного обучения

В своей практике использую интегрированные уроки. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин: интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.     Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.

Таким образом, введение именно этих технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся. Эти  технологии сегодняшнего дня, дающие возможность учащимся по-новому представлять изучаемый материал, систематизировать его. Для учителя — это расширение возможности применения на уроке наглядности и творчества, а в глазах детей интерес к своему предмету.

Отзывы учителей, которые благодаря моей методической разработке стали применять в своей педагогической деятельности инновационные технологии представлены в приложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС

Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельностиТехнология (в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)Поэтому каждый урок должен быть построен...

Успешность обучения на уроках географии

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в рамках реализации программы ФГОС....

методическая разработка«Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС»

Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда ОлдингтонаНичему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.  Современный ...

Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии.

Использование  технологии проблемно-диалогического  обучения на уроках географии....

Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»

Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках г...

Система работы с детьми ОВЗ. Модели, технологии, методы, приёмы и формы успешного обучения.

В условиях инклюзивного образования, обеспечение возможности получения качественного образования детям с ОВЗ ложится на учителей обычных общеобразовательных школ....