Выступление на методическом объединении по плану подготовки к педагогическому совету «Современные технологии коррекционной работы с детьми с РАС и ТМНР»
статья

Шалыгина Оксана Владимировна

Выступление на методическом объединении по плану подготовки к педагогическому совету «Современные технологии коррекционной работы с детьми с РАС и ТМНР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении по плану подготовки к педагогическому совету «Современные технологии коррекционной работы с детьми с РАС и ТМНР»

Подготовила: Шалыгина О.В.

Тема: О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР.

Главная особенность ФГОС в уходе педагогики от «знаниевой» и движении к «компетентностной», то есть учащийся должен не заучивать, перерабатывать получаемую от учителя информацию, а сам являться субъектом познавательной деятельности – формулировать тему и цели урока на основе анализа проблемной ситуации, делать выводы, самостоятельно оценивать результаты своей работы. Таким образом, можно сказать, что современный урок с учетом требований ФГОС представляет собой целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся в ходе образовательного процесса, с позиции субъект-субъектного взаимодействия.

Таким образом, можно выделить основные требования к современному уроку:

  • Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
  • Учитель - организатор, а не информатор
  • Высокая степень речевой активности учащегося
  • Достижение личного результата учащимся

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на развитие универсальных учебных действий.

Основными аспектами современного урока с учетом требований ФГОС являются:

  • Субъект-субъектный подход. Учитель и ученик являются равноправными участниками образовательного процесса. Учитель больше не является транслятором знаний, информации, учитель стал организатором целенаправленного педагогического взаимодействия, в рамках которого учащемуся предоставляется право самостоятельного открытия новых знаний, поиска, анализа и систематизации информации, формулирования выводов и самостоятельного оценивания своей учебной деятельности. Таким образом можно воспитать человека, который сможет самостоятельно развиваться и учиться на протяжении всей жизни.
  • Принцип метапредметности. Данная педагогическая позиция позволяет воспитывать гражданина современного общества, обладающего универсальными учебными действиями. Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
  • Деятельностный подход. Данный подход позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, осуществлять научный поиск. Важно заметить, что отработав навык самостоятельного получения знаний в дальнейшей жизни учащиеся (к тому моменту уже выпускники) смогут продолжать дальнейшее саморазвитие. Кроме того данный подход позволяет учащимся проявить самостоятельность и учит брать ответственность за результат своих знаний на себя, что позволит в перспективе вырастить ответственного и активного гражданина.
  • Коммуникативность образовательного процесса. В данном подходе речь идет о взаимодействии учащихся на уроке друг с другом и с учителем. В наше время (век развития социальных сетей и разнообразных мессенджеров) коммуникативная компетентность развита достаточно слабо, хотя и является по сути одной из важнейших.
  • Рефлексивность. Не менее важен навык самооценивания и умение объективно анализировать свою собственную деятельность. Модель современного урока предполагает неоднократное создание ситуаций для учащихся, в рамках которых они могут оценить свою деятельность, деятельность одноклассников, отследить изменения своего эмоционального состояния, все это позволяет вырастить человека, способного к объективной оценке.
  • Импровизационность образовательного процесса. В силу того, что образовательный процесс строится на равных между учителем и учащимися, учителю требуется быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения. Это позволяет сделать урок более динамичным, интересным для учащихся, раскрыть в ходе урока наиболее актуальные вопросы.

Сегодня, подробнее хотелось бы рассказать о структуре современного урока с учетом требований ФГОС для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Дети с ТМНР требуют особого подхода в реализации образовательного процесса. Рассмотрим структуру урока по ФГОС для учащегося 3 класса с ТМНР на примере изучения нового материала: домашние животные – собака.

Организационный момент – приветствие, подготовка к занятию, принятие физиологически правильной учебной позы. На данном этапе урока ученик здоровается с учителем за руку, пробует улыбнуться при встрече. Здесь же происходит и первая рефлексия урока – ученик оценивает положение тела в пространстве как подходящее или неподходящее для начала обучения.

Мотивация к учебной деятельности - проявление положительного отношения к предстоящей деятельности. Важно отметить, что этот этап не только о том, что учитель должен заинтересовать ребенка темой нового урока, но и ученик должен проявить интерес к изучению этой темы. На этом же этапе формируется интерес ученика к достижению личного результата. Важно помнить, что каждый ученик является уникальным и неповторимым, а при работе с особыми детьми эта уникальность многократно возрастает. При работе с детьми с ТМНР нет требований к возрастному освоению материала, поэтому на передний план выходит теория личных достижений ученика, что всецело перекликается с требованиями к современному уроку.

Актуализация знаний. Любой урок по ФГОС должен быть основан на учете предыдущего опыта ученика. В данном случае мы можем предложить ребенку прослушать аудиозапись собачьего лая. Это позволит ученику вспомнить образ собаки и самостоятельно понять тему урока.

Так как данный пример разработки урока по ФГОС рассчитан для неговорящих детей, то цель самостоятельно они, конечно, не сформулируют. Однако, соблюдение требования к партнёрству в организации урока реализуется через предоставление ученику права выбора учебного содержания. В контексте рассматриваемого примера это может быть реализовано посредством выбора карточек с изображениями возможных разделов урока или посредством постановки вопросов учителем на которые ученик отвечает при помощи невербальных и жестовых средств общения. Таким образом ученик самостоятельно выберет интересные ему разделы для изучения из предложенных учителем.

Обязательным требованием для проведения урока в начальной школе является физкультурная минутка. Учитывая физиологические особенности учеников (нарушенное развитие мелкой моторики рук) физкультурная минутка проводится в виде пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика в данном случае не только позволяет реализовать здоровьесберегающую технологию, но и повышает интерес к занятию, провоцирует ученика на проявление активности, любознательности.

Открытие нового знания. На уроках по открытию нового знания это ключевой этап. Ученику дается возможность самостоятельного зрительного и тактильного знакомства с изучаемым предметом. Данная возможность реализуется в самостоятельном исследовании учеником игрушки собаки: визуально, тактильно. В процессе обследования игрушки ученик находит «части тела» собаки по их функциональному описанию.

Первичное закрепление. Учитывая особенности развития познавательной сферы учащихся этап первичного закрепления изученного материала проводится после изучения каждого блока информации.

Открытие нового знания. На данном этапе ученику предоставляется возможность самостоятельного исследования качеств шерсти собаки. Таким образом на данном этапе урока ученик в доступной ему форме осуществляет самостоятельный поиск информации. После обследования учеником шерсти собаки от учителя звучит характеристика качеств шерсти.

Также в рамках урока реализуется метапредметный подход - ученик получает знания о характерных проявлениях «настроения» собаки: виляет хвостиком или рычит. Более подробно с характерными проявлениями «настроения» собаки ученик знакомится доступным и безопасным способом в рамках пальчиковой гимнастики, которая в данной ситуации не только работает на развитие мелкой моторики пальцев, повышение интереса к уроку, но и продолжает формировать новое знание о возможных формах поведения собаки.

Продолжается открытие нового знания для ученика с выбора интересного для него раздела: «что собака ест», «где собака спит». Ученик вновь участвует в формировании образовательного процесса, проявляя личную заинтересованность, субъектность и коммуникацию с учителем.

Ученику предоставляется возможность самостоятельного визуального и тактильного исследования коврика для собаки и его свойств, специального корма для собаки, миски. Данный раздел получения нового знаний сопровождается краткими комментариями учителя об объектах, их свойствах и функциональном назначении уже после обследования их учеником.

Первичное закрепления знаний данного раздела происходит через предоставление ученику возможности проявления заботливого отношения к домашнему животному – ученику дается возможность накормить или уложить собаку.

Рефлексия деятельности, проводимая в конце урока способствует развитию коммуникативных навыков, в том числе навыков жестового общения, свободному выражению эмоций, планированию учебного содержания на следующем уроке.

Урок построен таким образом, что ученик является полноправным субъектом образовательного процесса, осуществляет рефлексию на каждом этапе урока в виде проявления эмоциональной реакции, является активным участником коммуникации с учителем.

Говоря о современном уроке по ФГОС стоит обратить внимание на еще один важный аспект - планирование урока начинается с планирования ожидаемых результатов, и именно здесь отражается основное отличие урока по ФГОС для учащихся массовой школы и учащихся с ТМНР: вместо универсальных учебных действий формируются базовые учебные действия.

В остальном же структура современного урока по ФГОС для разных типов учащихся не отличается, однако имеет свои особенности, основанные на индивидуальных образовательных потребностях учащихся и особенностях их психического и физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении классных руководителей по теме: "Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями".

Данный доклад основывается на высказывании  В.А. Сухомлинского о том,  что  учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственнос...

Статья "Современные технологии коррекционной работы детей с РАС и ТМНР"

Соременные технологии реализации АООП Вариант 2...

«Современные технологии коррекционной работы с детьми с РАС и ТМНР»

Выступление на методическом объединении по плану подготовки к педагогическому совету...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

«Современные технологии коррекционной работы с детьми РАС и ТМНР» (формирование жизненных компетенций)

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни....

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....