РП 6"А" класса
рабочая программа (6 класс)
Программа по сопровождению учащихся 6 "А" класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tyutora_chld._6a_2.docx | 928.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по тьюторскому сопровождению составлена в соответствии с Адаптированной Основной Общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СКОШИ -2 на 2023-2024 учебный год и на основании нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026.
- Учебного плана АООП (вариант 1), на 2023-2024 учебный год ГБОУ СКОШИ -2.
- СанПин 2.4 3648 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования и организациями воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие учащегося с педагогами и специалистами образовательной организации. Разработана с целью определения единых подходов в организации тьюторского сопровождения обучающихся в школе и способствует развитию личностных качеств, которые помогут школьникам адаптироваться в обществе, а также приобретению ими определенного навыка поведения, опыта, развитию общения среди сверстников.
Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального образовательного маршрута ребенка, применения профессионального тьюторского инструментария. В свою очередь тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения. При условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.
Цель тьюторского сопровождения: индивидуальное сопровождение учащегося школы в образовательном процессе и создание условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся.
Задачи:
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация - включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых умений, самостоятельности, развитие жизненной компетентности, в том числе социальных навыков.
4. Формирование знаний, умений и навыков у детей с учетом образовательной программы. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
5. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
6. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:
• формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
• оказание родителям эмоциональной поддержки;
• содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
7. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Список тьюторантов 6 «а» класса
- Руслан 2008гр.
- Дарья 2010гр.
- Олег 2008гр.
Реализация программы предусматривает несколько этапов:
- Диагностико-мотивационный этап: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах,психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамики в развитии детейс ОВЗ.
- Проектировочный этап: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуальных программ развития.
- Реализационный этап: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для учащихся с ОВЗ служб и специалистов школы.
- Аналитический этап: оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Организация деятельности тьютора
Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы
Деятельность тьютора и тьюторанта
Действие тьюторанта | Действие тьютора |
Ребенок с ОВЗ и учитель | |
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции | привлекает внимание ребенка к учителю: · «Смотри на (имя учителя), слушай...»; · «Смотри на доску»; · «Возьми ручку, пиши»; · «Открывай учебник»; · «Открывай дневник» и т.п. |
Ребенок с ОВЗ и тьютор | |
Ребенок выполняет рекомендации тьютора | · следит за организацией рабочего пространства · ученика; · соотносит задания учителя с возможностями ученика; · если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; · если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя. |
Ребенок с ОВЗ и другие ученики | |
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему | - наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» - «На» - «Спасибо. На, возьми обратно». |
Ребенок с ОВЗ и родители | |
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков - встречает родителей и прощается с тьютором | помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы - помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. |
Календарно-тематическое планирование
Содержание работы тьютора на 2023-2024 учебный год
по основным направлениям
№ | Содержание деятельности | Сроки | направление |
Пополнение нормативно-правовой и методической базы | В течение года | Информационное обеспечение | |
Обновление банка данных воспитанников | Диагностико-аналитическое | ||
Индивидуальные консультации с учащимися, родителями (с законными представителями), классными руководителями Участие в педагогическом совете школы, на заседаниях комиссий | По необходимости по общешкольному плану, графику работы ПМПК | Учебно-методическое | |
Оформление дневника наблюдений тьютора | сентябрь-май | ||
Составление данных учащихся, охваченных тьюторским сопровождением Проведение диагностик, наблюдение Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов | сентябрь | Диагностико-аналитическое | |
Проведение диагностик, наблюдение Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов | октябрь | Диагностико-аналитическое | |
Проведение диагностик, наблюдение Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения Составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого тьюторанта Оформление дневника наблюдений тьютора | ноябрь | Учебно-методическое | |
Оформление наглядного и печатного материала:
| Декабрь Апрель | Учебно-методическое | |
Проведение диагностик, наблюдение Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов | Январь | Диагностико-аналитическое | |
Проведение диагностик, наблюдение Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов | Февраль | Диагностико-аналитическое | |
Проведение диагностик, наблюдение Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов | Март | Диагностико-аналитическое | |
Проведение диагностик, наблюдение Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов Анализ медицинских карт | Апрель | Диагностико-аналитическое | |
Анализ работы тьютора за 2023-2024 учебный год | Май |
Содержание программы тьюторского сопровождения во внеурочное время
Название мероприятия | Сроки | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
День знаний | 1 сентября | Присутствие на торжественной линейке. |
Ярмарка «Золотая осень» | 21 сентября | Подготовка к мероприятию, изготовление блюд и выпечек на продажу, присутствие на празднике, подготовка к конкурсам «Дары осени» |
День матери | конец ноября | Подготовка к мероприятию, изготовление открыток, присутствие на празднике, подготовка к конкурсу. |
Новогодний праздник | конец декабря | Подготовка к мероприятию: украшение класса; участие в новогоднем празднике. |
День защитника Отечества | 23 февраля | Подготовка к мероприятию, изготовление поздравительных открыток, участие в конкурсе стенгазет. |
Проводы Масленицы | конец февраля | Подготовка к мероприятию, участие в празднике. |
Международный женский день | 8 марта | Подготовка к мероприятию, изготовление поздравительных открыток, присутствие на празднике. |
День Победы | 9 мая | Подготовка к мероприятию, присутствие на празднике |
Экскурсии | В течение года | Посещение музеев, библиотек, театров, кинотеатров. |
Игры | В течение года | Дидактические настольные игры, «Лото», «Домино», «Шашки», коммуникативные игры, подвижные игры. |
Прогулки на улице | В течение года | Игры с мячом, подвижные игры, катание на качелях, экскурсии в парк. |
Последний звонок | 25 мая | Присутствие на торжественной линейке. |
Результаты тьюторского сопровожденияи формы их фиксации
Результатами работы тьютора в образовательной организации являются:
- успешное включение в образовательный процесс и социальная адаптация в образовательной среде;
- освоение культурно-гигиенических навыков, расширение возможностей самостоятельного выполнения необходимого действия.
- развитие коммуникативных способностей обучающегося и жизненных компетенций: адекватного поведения, основ произвольной деятельности, умений общаться со взрослыми и сверстниками, выражать свои потребности и желания;
- динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося. Фиксация результатов работы тьютора отражается в портфолио обучающегося и в дневнике наблюдений тьютора.
Таким образом, программа тьюторского сопровождения представляет собой организацию движения ребёнка в образовательном процессе, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями, а также его успешная адаптация в социальной среде.Тьютор выступает в роли проводника ребёнка в образовательном пространстве, помогает в преодолении социальных, физиологических и психологических барьеров.
Список литературы:
1. Мухорина В. А. Образовательная программа «Тьюторы» / В. А. Мухорина // Завуч, - 2016. - № 2 - С.12-18.
2. Синюгина Т.Ю. О предоставлении услуг тьюторского сопровождения и (или) сопровождения ассистента/ Т.Ю.Синюгина//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, - 2019. - №3 - с. 16-19.
3. Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 264-267.
4. Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская Л.В. Методические рекомендации к проведению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья// Коррекционная педагогика, - 2019. - №3 (81). - с.5-14.
5. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. –М.: МГППУ, 2012.-57с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование уроков литературы 9 акласс
алендарно-тематическое планирование уроков литературы 9 а класс. УМК под редакцией Коровиной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В ЕГЭ» ДЛЯ 11 АКЛАССА
В 2008 году закончился эксперимент по введению единого государственного экзамена. С 2009 года для всех выпускников ЕГЭ становится обязательным. Поэтому данный элективный курс представляет интерес для ...
Технологическая карта урока английского языка в 3 аклассе по учебнику Святловской Е.А. Magic Rainbow
Технологическая карта урока английского языка в 3 аклассе по учебнику Святловской Е.А. Magic Rainbow...