Как формировать функциональную грамотность обучающихся
методическая разработка
Функциональная грамотность представляет собой способность человека привлекать обретаемые в течение всей жизни знания и умения для решения широкого спектра задач в различных направлениях деятельности.
Функциональная грамотность – это набор так называемых ключевых компетентностей, определяющий готовность обучающегося к активному и осознанному действию в ситуации неопределенности. Данные качества обучающихся не могут формироваться стихийно и бессистемно. Поскольку это управляемый процесс, то он должен проходить последовательно и планомерно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_formirovat_funktsionalnuyu_gramotnost_obuchayushchihsya.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Как формировать функциональную грамотность обучающихся
Функциональная грамотность представляет собой способность человека привлекать обретаемые в течение всей жизни знания и умения для решения широкого спектра задач в различных направлениях деятельности.
Функциональная грамотность – это набор так называемых ключевых компетентностей, определяющий готовность обучающегося к активному и осознанному действию в ситуации неопределенности. Данные качества обучающихся не могут формироваться стихийно и бессистемно. Поскольку это управляемый процесс, то он должен проходить последовательно и планомерно.
Нормативной основой деятельности образовательных организаций по формированию функциональной грамотности обучающихся являются документы федерального уровня, среди них: Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 г. № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности», Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03 – 1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности», Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.09.2021 № 03 – 1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности», а также документы регионального и муниципального уровней.
В соответствии нормативной базой, в рамках Национального проекта «Образование», Институт стратегии развития образования Российской академии образования проводит мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы, заказчиком которого является Министерство просвещения Российской Федерации. Цель проекта заключается в создании Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся [3].
Среди задач отметим следующие:
- Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы.
- Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы, которые включают в себя:
- открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов);
- методические рекомендации для учителей по применению банка заданий в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;
- методическое сопровождение электронной платформы, на которой размещается национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.
- Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов.
- Система мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.
К отличительным особенностям мониторинга относится то, что основой этого проекта служат известные принципы формирующего оценивания. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом привлекаются соответствующие отечественные инновационные разработки.
Базовые идеи мониторинга соответствуют особенностям обучающихся, для которых они предназначены. Предлагаемая система заданий и диагностических материалов способствует обновлению учебных и методических материалов, ориентированных на формирование функциональной грамотности обучающихся и развитие позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях.
При этом отметим, что мониторинг формирования функциональной грамотности – это проект, направленный на становление способности обучающихся применять в жизни полученные в школе компетенции. Мониторинг представляет собой поддержку и обеспечение условий формирования функциональной грамотности. Проект реализуется с целью повышения качества и конкурентоспособности российского образования в мире. Главная задача проекта – разработка системы заданий для учащихся 5-9 классов в качестве основы для новых методик формирования функциональной грамотности. Основой проекта служат идеи и инструментарий международного исследования PISA.
Как происходит принятие процедуры формирования функциональной грамотности обучающихся основной обычной массовой школы? Реализация этого направления может происходить разными путями. Один из них – проведение педсовета, где педагоги знакомятся с предложенной инновацией. При этом необходим некоторый сильный внешний посыл, например, работа отдельных педагогов образовательной организации в муниципальных или региональных творческих группах. Не сразу, может быть, в процессе длительных обсуждений, педагоги приходят к выводу, что это может быть единой методической темой школы. Затем идет техническая работа: разработка и принятие локальных актов учреждения по направлению формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы; распределение видов функциональной грамотности между учителями школы; разработка собственных заданий по функциональной грамотности или заимствование их из федерального банка заданий; варианты представления итогового продукта (например, проектно-исследовательской деятельности); способы оценки наличия функциональной грамотности обучающихся.
Ведущая роль здесь принадлежит руководству образовательной организации, прежде всего – заместителю директора по учебной работе. Поскольку именно он отвечает за реализацию инновационных начинаний в школе.
Задачи образовательных организаций в развитии функциональной грамотности обучающихся основной школы можно сформулировать следующим образом:
- разработать школьную программу по развитию функциональной грамотности;
- назначить специалиста, который будет отвечать за реализацию программы по развитию функциональной грамотности;
- спланировать и организовать работу по повышению квалификации учителей по разработке и применению заданий для формирования функциональной грамотности;
- изучить особенности (инструментария и подходы к оценке) в исследовании PISA-2018 и PISA-2022, а также – в приведенном выше федеральном проекте Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся»;
- проанализировать учебно-методические материалы, применяемые педагогами, и обеспечить учителей учебными материалами нового поколения;
- переформатировать методическую работу учителей, создать механизмы мотивации учителей, организации их сотрудничества и обмена опытом, а также поощрения их работы.
Как сделать «перезагрузку» учебного процесса в образовательной организации на эффективное владение обучающимися функциональной грамотностью?
- Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся может быть обеспечено успешной реализацией обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основной школы, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
- При этом крайне важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель.
- Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует применять в учебном процессе. Следует помнить, что результат работы учителя заложен в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
- Актуализация планов работы методических служб, объединений, сообществ муниципального уровня и уровня образовательных организаций по вопросу формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.
Как школьные управленцы могут определить, что учитель готов к развитию функциональной грамотности в учебном процессе? Для этого необходимо положительно ответить на ряд вопросов:
- владение основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью обучающихся;
- владение практиками формирования и оценки функциональной грамотности (различение процессов формирования и оценки функциональной грамотности);
- понимание роли учебных задач как средства формирования функциональной грамотности обучающихся;
- умение выбирать / разрабатывать учебные задания для формирования и оценки функциональной грамотности;
- владение практиками развивающего обучения (работа в группах, проектная и исследовательская деятельность);
- владение технологией формирующего оценивания с учетом критериально-уровневого подхода;
- умение работать в команде учителей, организуя межпредметное взаимодействие.
Функциональная грамотность ученика – это цель и результат сегодняшнего образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя в наше время. В итоге обучающийся должен владеть готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, системой рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.
Список литературы:
- Машарова Т.В., Управленческие аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы / Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ФГОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва. http://ippo.selfip.com:85/izvestia/masharova-t-v-upravlencheskie-aspekty-f/.
- Асанова, Л.И. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Л.И. Асанова, И.Е. Барсуков, Л.Г. Кудрова и др.]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 84с.
- Забродина, Н.П. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н.П. Забродина, И.Е. Барсуков, А.А. Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш. Мошниной]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80с.
- Материалы мониторинга функциональной грамотности [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php (дата обращения: 26.03.2022).
- Трофимова, Т.А. Математическая грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Т.А. Трофимова, И.Е. Барсуков, А.А. Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш. Мошниной]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 68с.
- Чумаченко, В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности: учеб, пособие для общеобразоват. организаций / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 3-е изд. – М. «Просвещение», 2018. – 271 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Эссе Формирую функциональную грамотность. Зачем я это делаю?
В данной статье отражены цели формирования функциональной грамотности у обучающихся в современном мире....
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...
Методический семинар-практикум «Проектирование урока, формирующего функциональную грамотность обучающихся».
Методический семинар-практикум«Проектирование урока, формирующего функциональную грамотностьобучающихся»....
Авторские задания по истории России (9 класс), формирующие читательскую и математическую функциональную грамотность обучающихся
Задания разного уровня сложности с иллюстративными картинками из авторской методической разработки. Направлены на формирование функциональной грамотности обучающихся. Используются с применением педаго...