Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
учебно-методический материал
Развитие творческих способностей учащихся есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. В век научно-технической революции, наша жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей учащихся
на уроках истории и обществознания».
Развитие творческих способностей учащихся есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. В век научно-технической революции, наша жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую изюминку в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Изучая школьный курс историю, ученик знакомится с различными формами творчества людей: научным, социальным, художественным, материальным, литературным и др. Историческое развитие – это всегда выбор альтернативы, варианта развития. Это обеспечивает возможность решения альтернативных исторических задач. В основе исторического образования лежат факты, которые подвергаются исследованию. Эта особенность позволяет решать исследовательские задачи. Большой вклад в развитие творческих способностей вносит региональная история и история повседневности, которые могут стать объектами ученических исследований.
Вариантов организации обучения творчеству на материале истории является несколько: организация проблемного обучения на материале истории, организация работы с источником, обучение решению творческих задач, организация игрового обучения,
Рассмотрим проблемный подход в обучении творчеству. В основе этого подхода лежат следующие основные идеи. Изложение является проблемным, если оно "всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, с тем чтобы учащиеся сами нашли пути его решения" (Н. Г. Дайри). Как же применяется проблемный метод обучения в моей педагогической практике? В10-11 классе учащимся были предложен различные проблемные ситуации:
Ценность проблемного подхода в изучении исторических событий подтвердилась на уроке тем, то учащиеся разобрали, оценили, имеющиеся противоречие, то явилось мотивацией для самостоятельного поиска ответа учащимися. Немаловажное значение на уроке имело эмоциональный отклик детей, так как мы чувствуем свою сопричастность к истории.
В ходе урока учащиеся при разрешении проблемных вопросов на частично-поисковом и исследовательском уровнях приходят к общим выводам
Урок – исследование в 11 классе «На пути к катастрофе: непреходящие уроки II мировой войны».
Цели урока:
- углубление и обобщение знаний учащихся, выработка собственной позиции в отношении проблемных моментов отечественной истории;
-формирование умения анализировать и обобщать факты.
Проблемные задания.
1.Существует мнение, что И. В. Сталин сам готовился нанести по Германии превентивный удар. Насколько, по вашему мнению, это было целесообразным и реальным для СССР начала 40-х гг.?
2.Как вы думаете можно ли ставить знак равенства между нападением Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. и вводом советских войск на территории этой страны 17 сентября 1939 г?
3. Можно ли говорить об ответственности правительств, всех ведущих государств за ее возникновение? Различна ли мера этой ответственности?
4. Как вы понимаете, что такое историческая память? Меняется ли память, отношение к войне со сменой поколений?
На уроке, используя исторические документы и мемуарную литературу, учебники по истории, ребята попытались понять политическую ситуацию, сложившуюся в Европе конца 1930-х начала 1940-х гг. и выработать собственное отношение к событиям тех уже достаточно далеких лет. В ходе урока учащиеся пришли к следующим выводам:
- Версия о намерении Советского Союза развязать в 1941 г. войну против гораздо более сильной Германии (в вооружении ) не может быть признана состоятельной.
- В предвоенный период руководители СССР, Великобритании, Франции и США руководствовались исключительно интересами своих стран.
- Усиление нейтральной России выгоднее усиления воюющей против их страны Германии.
- Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день для всех нас. Удаляя прошлое, мы можем стереть и будущее. Размышляя над услышанным, мы не просто впитываем эти знания, мы становимся другими, учимся рассматривать исторические события с разных точек зрения, оценивать и анализировать их. Так наше поколение становится ближе к прадедам, лучше их понимает.
А это очень важно: не осудить, не быть безразличным, а понять.
Обобщая свой опыт применения проблемного обучения пришел к следующим выводам:
- Проблемное обучение можно использовать на различных этапах урока. Перед изучением нового материала ,на уроках, ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового материала.
- можно проводить целые уроки изучения нового материала в форме проблемного изложения. Начиная изучение нового материала, выдвигаю проблему, предлагаю учебный материал и даю ориентиры для решения проблемы, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее "открыть"для себя заново В своей педагогической практике использую также сравнительно-исторический метод познания. Овладение СИМ позволяет развивать в целом познавательную активность школьников, обучает их рациональным приемам мышления, помогает учащимся увидеть изменения в историческом развитии и оценить их масштаб и значение. Успешность использования сравнительно-исторического метода в моей педагогической практике подтвердилось при проведении следующих уроков: Реформы 1861 и 1892гг. , Русско - Японская война 1904-1905 гг. Учащиеся на таких уроках приобретают умения защищать свою позицию по предложенной ситуации, способность к критическому мышлению и умение решать вопрос по предложенным ситуациям.
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используются: «Эго-фактор» («Я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы. Одним из интенсивных методов социальной практики является проектная технология, осуществляемая как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Цели проектной работы я бы определил следующим образом:
- стимулирование познавательной самостоятельности учащихся;
- создание условий для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, от замысла до готового продукта;
- совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы и публичного выступления на презентации.
Социальное проектирование может быть реализовано в гражданском образовании и воспитании различными путями. Основными из них может быть: урок, предметная внеурочная воспитательная работа, акция, система работы школы. Первой пробой сил в проектной технологии стало наше участие с проектом «Символы российской государственности в гражданском воспитании школьников» в 2004 г. Каждое государство имеет свои отличительные знаки – государственные символы. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина. Цель проекта: развитие познавательной деятельности учащихся, воспитание патриотизма, чувства уважения к истории России, гордости за ее героическое прошлое. Это совместный проект учащихся . Кураторы проекта: Ребята собрали информацию по данной проблеме: провели социологический опрос среди учащихся, родителей по поводу их отношения к государственной символике, узнали насколько важна эта информация для них, изучили СМИ по теме, как эта тема обсуждалась, освещалась на страницах газет, России. Разработали свой вариант решения проблем. Из дневника учащиеся могут почерпнуть сведения о предках об истории создания нашего района, о ветеранах Великой Отечественной войны, о людях, внесших большой вклад в развитие района.
Успешная реализация проектной технологии во внеурочной деятельности способствовала разработке и осуществлению проектной технологии на уроках.
Тема урока: «Глобальные проблемы в современном мире» 11 класс
Целью урока является работа над дальнейшим развитием у учащихся 11 класса ключевых компетенций: умение изучать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, работать в группе. В ходе урока с элементами деловой игры учащиеся опираясь на знания, полученные на уроках ИКТ, географии, биологии, химии, а также СМИ самостоятельно охарактеризовали глобальные проблемы, определяли время их появления, классифицировали глобальные проблемы по группам: «человек-природа», «общество-общество» и «человек-общество» и намечают пути выхода из сложившейся ситуации.
Урок-игра Отечественный парламентаризм 11 класс
Задача урока смоделировать деятельность Государственной думы как представителя законодательного органа. Класс разделился на ведущих заседание «Государственной думы», экспертов, дающих заключение о важности и необходимости того или иного действия со стороны «Думы», остальные ученики – представляли «Думские фракции»: обсуждали «законопроекты», представляли политические программы своих партий, своих сторонников. В ходе ролевой игры, ребята получили опыт ведения парламентских дискуссий, умения отстаивать свою точку зрения, работать в группе, сотрудничать и быть толерантными.
Информационные технологии в преподавании истории – моя последняя идея-фикс. Нужно отметить, то представленные уроки подготовлены в виде компьютерной презентации . Актуальность внедрения информационных технологий в педагогический процесс сегодня приветствуется. Наше время требует от педагога высокого профессионализма, оперативности в использовании новых знаний, новых технологий. В современном мире мультимедийные технологии занимают все более значительное место. На уроках истории при использовании этих технологий активизируется внимание учащихся, расширяется поле применения их творческого потенциала, в сознании обучающихся легче и четче формируется исторический образ, они более осознанно подходят к изучению истории человеческого общества. Это в свою очередь, способствует повышению интереса к учебе, лучшему запоминанию изучаемого материала, дает возможность для углубленного изучения того или иного исторического аспекта, расширяет творческие возможности учащихся и учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.
Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...