Формирование профессиональной компетентности школьных библиотекарей
статья
Основной деятельностью библиотекаря являются читательское развитие, информационная грамотность, живое общение с людьми. В отличие от учителя в работе школьного библиотекаря действует добровольный принцип потребности в общении ученика со взрослым. Через его интерес к книге или чтению библиотекарь выполняет важную социальную роль, вводя ребёнка в мир знаний, культуры и информации. Осуществляет это через печатные издания, которые имеются в фонде школьной библиотеки, а также средствами информационных технологий, которыми сейчас располагает каждая школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_professionalnoy_kompetentnosti_shkolnyh_bibliotekarey.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Халиуллина Н.С., методист отдела образования
МУ «Отдел образования исполнительного комитета
Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
Формирование профессиональной компетентности школьных библиотекарей
Взаимодействие школьного библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах педагогики сотворчества, где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание информационной культуры, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Это, прежде всего, индивидуальная работа, построенная в форме диалога.
Второе – внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Подводя итог вышесказанному необходимо подчеркнуть, что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека.
Основной деятельностью библиотекаря являются читательское развитие, информационная грамотность, живое общение с людьми. В отличие от учителя в работе школьного библиотекаря действует добровольный принцип потребности в общении ученика со взрослым. Через его интерес к книге или чтению библиотекарь выполняет важную социальную роль, вводя ребёнка в мир знаний, культуры и информации. Осуществляет это через печатные издания, которые имеются в фонде школьной библиотеки, а также средствами информационных технологий, которыми сейчас располагает каждая школа.
Цифровые технологии, проникшие во все сферы человеческой деятельности, изменили работу школьного библиотекаря и во многом преобразовали библиотечные структуры. Современный библиотекарь обязан владеть новыми информационными технологиями, навыками и знаниями поиска информации в Сети, компьютером и другой различной радио- и видеоаппаратурой. Для библиотекаря использование информационно-коммуникационных технологий является инструментом его профессиональной деятельности и одним из ресурсов профессионального развития.
Библиотекарь – это профессия неограниченных возможностей. Он владеет и распоряжается информацией, которая является ключом к пониманию всех процессов, происходящих в современной жизни. Но деятельность библиотек сегодня не замыкается только на взаимоотношениях «информация – пользователь». Она гораздо шире и многограннее. Современный школьный библиотекарь далеко не одномерен, он как универсальная формула: и литературовед, и педагог, и языковед, и психолог, и консультант, и собеседник, и творец, и аниматор.
В соответствии с планом воспитательной работы школы библиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, завучем по воспитательной работе. Библиотека проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины.
На мероприятиях используются различные виды деятельности детей: творческая, практическая, а также сочетание разнообразных форм: экскурсий, бесед, игр, диалогов, лото, театрализованных представлений.
Чувство Родины, патриотизм – основа из основ духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому в библиотеке особое внимание уделяется краеведению, которое ставит своей целью не только изучение истории края во всём ее многообразии, но и восстановление прерванной связи времен, утраченных духовных ценностей, в том числе ценностей частной жизни человека, бытовых подробностей.
Чтобы не черствела душа человеческая, чтобы не угасла искра любви, надо её поддерживать и воспитывать. Это и стало главной целью краеведческой работы школьных библиотекарей. Для этого изучаем прошлое и настоящее родного края.
Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в читальном зале библиотеки, где читатели учатся самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, с каталогами и картотеками, учатся выбирать необходимую им информацию. Художественные произведения учат любить друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории.
Таким образом, вовлекая юных читателей в процесс творческого чтения, мы содействуем не только формированию и развитию интереса к чтению, самостоятельному творчеству, но и воспитанию духовно-нравственной личности. При чтении, обсуждении книг ребята испытывают творческие переживания, обогащаются восприятием прекрасного, у них проявляется чувство собственного достоинства, сострадания, совести и чести. В результате постепенно формируется готовность сопереживать и помогать другим людям не только при чтении книги, но и в жизни, а это – одно из необходимых условий становления человека современной культуры, современного мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов строительного профиля в учреждениях СПО.
Очень часто молодые специалисты в значительной части оказываются не готовыми к созданию и использованию новых технологий. В связи с этим нормативные документы модернизации российского образова...
Использование MathCad в формировании профессиональной компетентности специалиста при изучении дисциплины Элементы высшей математики
Применение системы компьютерной математики MathCad при изучении дисциплин математического цикла значительно повышает эффективность учебного процесса, помогает преодолеть негативное отношение студентов...
Программа формирования профессиональных компетентностей педагога
Реалии жизни современного общества заставляют педагога постоянно учиться и овладевать новыми, порой достаточно сложными для них технологиями. Организация на уровне учреж...
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов. Из всех компетенций, необходим...
Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: монография
Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: мон...
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...
Развитие профессиональной компетентности школьных библиотекарей посредством сетевого взаимодействия
В настоящее время большое внимание уделяется созданию профессиональных сетевых сообществ. Профессиональное развитие является одним из условий современного информационного сообщества. В районе соз...