Открытый урок 2021
методическая разработка

Парицкая Анастасия Викторовна

Разработка и проведение открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2021.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН»

Методическая разработка открытого урока по гитаре.

Тема: «Артикуляция в классе классической гитары (стаккато, портаменто, глиссандо)».

Преподаватель первой квалификационной категории

 Парицкая Анастасия Викторовна

2021г.

Пояснительная записка:

Артикуляция в музыке – это способ исполнения последовательного ряда звуков на инструменте или голосом. Основные виды артикуляции – Легато и Стаккато , и их разновидности (non legato - раздеельно, legatissimo - очень связно и другие). Так же под понятие артикуляции попадают такие штрихи как глиссандо, портаменто. Технически артикуляция связана с различными приемами движения руки, нажима пальцев и дальнейшего высвобождения их.

Большое значение для художественной выразительности игры имеет правильная артикуляция, ведь это важнейший инструмент, с помощью которого творит музыкант и раскрывается замысел композитора.

Разработка урока:

Дата: 27 октября 2021 г.

Продолжительность: 40 мин.

Ф.И.О. уч-ся: Лещев Семен 10 лет, 3 класс.

Тема: «Артикуляция в классе классической гитары

(стаккато, портаменто, глиссандо)».

Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использование средств музыкальной выразительности при изучении музыкально произведения. И развитие исполнительских навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Задачи:

1. Образовательные: научить правильно пользоваться такими приемами артикуляции как стаккато, портаменто и глиссандо.

2. Развивающие: Развитие внимания, музыкального слуха, памяти.

3. Воспитательные: Работа над культурой исполнения, воспитание терпения и настойчивости.

4. Здоровьесберегающие: Формирование  правильной посадки и постановки рук.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Методы:

Метод практического показа;

Метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: Стул, 2 гитары, пульт для нот, подставка под ногу,  нотный материал.

План занятия:

1. Организационный момент, вступительное слово.

2. Прием стаккато – звучание и исполнение.

- игра гамм и упражнений приемом стаккато.

3. Работа над пьесой Х. Гросник «Бегемот» и приемом стаккато и портаменто.

4.Работа над «сонатиной Ми-минор» Ф. Карулли и приемами портаменто, стаккато и акцентами.

5.Работа над сюитой «На колесах» О. Копенкова и приемом глиссандо.

6. Домашнее задание, анализ урока.

Ход урока:

1 Этап урока:

Очень интересным и часто используемым в музыке приемом артикуляции является СТОККАТО. С помощью этого приема композиторы часто добиваются легкости и  игривости в звучании пьесы.

Стаккато – отрывистое, острое исполнение звуков, исполняется двумя способами:

1. С помощью левой руки. После извлечения звука пальцы левой руки тут же снимаются со струны, но не полностью поднимаясь, а  лишь слегка отпуская, что не оставить фонового звука.

2. С помощью правой руки. После извлечения звука пальцы правой руки тут же прикрывают одну или несколько звучащих струн.

Сыграем гамму До-мажор приемом стаккато.

В школе игра А. Иванова-Крамского есть прекрасное упражнение на прием стаккато, сыграем его.

Очень интересно и выигрышно прием стаккато звучит  в пьесе «Бегемот» а  сочетание стаккато и портаменто создает эффект переваливающейся, раскачивающейся походки бегемота.

Играем первую часть «Бегемота», пьеса играется свинговым ритмом (джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается), обращая особое внимание на стаккато в басу.

Вторая часть звучит тяжеловесно за счет приема «портаменто» в басу. Играем, внимательно исполняя чередование стаккато и портаменто.

Играем еще раз всю пьесу целиком с динамическими оттенками.

2 Этап урока.

Ф. Карулли «Сонатина Ми-минор»

В первой части играем внимательно динамические оттенки, пописанные автором.

Вторая часть сонатины имеет интересные особенности: усиливается последняя нота такта (затакт) приемом портаменто, далее акцент на первой доле и легкое стаккато на аккордах аккомпанемента. Что бы исполнить правильно  третьем такт, нужно в басу портаменто играть приемом апояндо, а верхний голос тирандо, за счет этого естественно усилится бас, и ослабнут верхние ноты. Так же и  других тактах, ноты обозначенные портаменто играть апояндо (с опорой), это сделает их более выразительными и усилит естественным образом.

Сыграем «Сонатину», с динамическими оттенками, аккуратно и правильно исполняя прописанные штрихи.

3 этап урока.

О. Копенков Сюита «На колесах» 1. «На самокате по тротуару».

На примере этой пьесы рассмотрим один из самых интересных и необычно звучащих приемов – «глиссандо».

Глиссандо – это прием игры, при котором палец левой руки, не отрываясь от струны, скользит с одного лада на другой. Такой прием в гитарной технике часто используют для более эмоционально звучания.

Что бы правильно использовать прием глиссандо, надо знать три правила:

1. Кода палец левой руки скользит с одного лада на другой, палец правой руки ударяет струну для извлечения первой ноты и второй.

2. Если две ноты соединен лигой и между ними стоит знак глиссандо, то первый звук извлекается пальцами правой руки, а второй получается от скольжения левой руки.

3. Если форшлаг соединен с основной нотой знаком глиссандо, то скольжение пальца левой руки должно совпадать с ударом пальца правой руки.

Очень образно звучат форшлаги в сюите О. Копенкова «На колесах. Тут представлены 2 и 3 вид глиссандо.

Играем первую часть сюиты.

Что бы исполнить глиссандо, прежде всего две ноты должны находиться на одной струне, поэтому найдем ноту «ми» на 5 струне. Играем со счетом вслух первую строчку, стараясь уложить  одну долю форшлаг с глиссандо.

Во второй строчке вспоминаем, где нота «ля» на 4 струне, и играем так же как в предыдущей строчке, со счетом вслух.

В третьей строчке низходящее легато от «соль» к «ми», играем как обычное легато, без скольжения.

Играем вторую часть «На велосипеде по лесной дорожке».

Внимательно исполняем в первом такте залигованное глиссандо, о втором низходящее легато, а в третьем восходящее легато.

Третья часть сюиты « На транспортном средстве с двигателем внутреннего сгорания».

Играем, правильно исполняя легато и глиссандо. В  третьей сточке интересная секвенция из четырех оборотов. Такие моменты можно легко узнавать, если обращать внимание на аппликатуру автора, мы видим четыре аккорда с абсолютно одинаковыми пальцами, и сразу становится понятно, что эти аккорды одинаковые, только сыграны  от разных  нот.

Такие пьесы, которые ярко передают образ называются программными.

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.

То есть, когда мы играем эту пьесу, можем легко себе представить себе проулку на легком и юрком самокате, спокойную езду на велосипеде, и громкий, уверенный автомобиль. Это все достигается средствами музыкальной выразительности.

Анализ урока.

Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:

  • четкость и ясность поставленных задач;
  • разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;
  • подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.

Подведем итог урока, рассмотрим средства музыкальной выразительности, которые использовались в сыгранных нами произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку "Предлоги. Закрепление знаний"-26.01.2021

Письмо и развитие речиТема урока: Предлоги. Закрепление знаний. Тип урока. Урок закрепления полученных знаний.Цель: закрепить знания обучающихся о предлогах, о раздельном написании предлогов со с...

Конспект открытого урока русского языка в 6 б классе 21 апреля 2021 г. Тема: «Неопределённые местоимения»

                          Конспект открытого  урока русского языка в 6 б классе 21 апреля 2021 г. Тема: «Неопред...

Конспект открытого урока английского языка по теме «Seasons and Weather» для 5 класс на конкурс "Учитель года 2021"

План- конспект открытого урока английского языка по теме «Времена года. Погода» для 5 класс? который был представлен на второй этап конкурса "Учитель года 2021"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.Тема урока: «Умножение дробей». Дата проведения: 28.10.2021. Место проведения: МАОУ Абатская СОШ №1.(Бурмистрова Е.Ю.)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.Тема  урока: «Умножение дробей». Дата проведения: 28.10.2021.  Место проведения: МАОУ Абатская СОШ №1.(Бурм...

Отчет об участии в открытых уроках «ПроеКТОрия» за 2021 – 2022 учебный год

В течение 2021 - 2022 учебного года ученики МБОУ "Школа №62"  знакомились с различными срерами деятельности современного человека и профессиями, связанными с данными сферами....