Открытый урок по литературе в 7-м классе по теме "Героический характер Тараса Бульбы" | 13.12.2021
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Никонова Александра Степановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klasse_geroicheskiy_harakter_t._bulby.docx57.06 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе«Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей ».

Тема «Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей ».

«Первый долг и первая честь казака

 есть соблюсти товарищество.

Сколько ни живу я на веку, не слышал я,

паны-братья, чтобы казак покинул

где или продал как-нибудь своего товарища. »

Тарас Бульба

Цели:

Образовательные:

- научить находить в произведении главную информацию,

- учиться составлять сравнительную характеристику героя и находить средства ее раскрытия,

-доказать, что Гоголь в образе Тараса Бульбы создал героический народный характер,

- развивать умение анализировать эпизоды.

Развивающие:

- развивать познавательные способности,

-формировать интерес к чтению.

Воспитательные:

воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости.

Задачи :

1 Раскрыть образы Тараса Бульбы, Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.

Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев.

Прививать интерес к поисковой работе, прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: портрет Гоголя с краткой биографией, выставка рисунков учащихся по повести, экран, презентация к уроку.

Методы, приемы, формы работы Фронтальная беседа, групповая работа, работа с таблицей, прием « две правды- одна ложь», индивидуальная работа.

Ход урока.

I .1.Организационный момент . Эмоциональный настрой на урок.

Учитель. Любая эпоха, в которой появляются герои своего времени, богата разнообразием характеров. Чаще всего характеры соответствуют духу времени. Так, Гоголь, изображая военные события, выдвигает соответствующих личностей- сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, привыкших к сражениям, битвам и готовых защитить свое Отечество от врага. Главной ценностью в человеческих отношениях было чувство веры и патриотизма. Чаще всего это чувство обострялось после жестоких схваток с врагом. Человек, закаляя свой характер, становится  решительным. Для него на войне были только два цвета, которые он различал: черный и белый, свои и враги. Воину, солдату не суждено рассмотреть оттенков. Это, как две стороны одной медали. Так порою и доставалось победа. Но, говоря словами Фирдоуси «…Победу празднуем, победы миг прекрасен, победа хороша, но лик ее ужасен..»

2. Мотивация учебной деятельности: Дорогие ребята, мы с вами продолжаем изучать великое творение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Много интересного и нового узнали мы из этого произведения на предыдущих уроках. Что именно?

Ответы учеников: а) Что такое Запорожская Сечь, какими законами и порядками она жила, с какой целью была сформирована.

Б) делали историческую справку о том, кто такие казаки, что формировало их характеры, в чем они видели смысл жизни.

В) проанализировали значение образа степи в повести.

II. Сообщение темы и цели урока.

Запишите число, классная работа.

На предыдущих уроках мы с вами поговорили о Запорожской Сечи, о товариществе, но подробно не говорили о главных героях …. (Тарасе Бульбе и его сыновьях). Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня? (образ Тараса Бульбы и истоки жизненного выбора его сыновей). Итак, тема урока « Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей». Исходя из темы урока, давайте вместе определим цели нащего урока. Ответы учащихся (На уроке мы должны научиться находить в произведении главную информацию, уметь составлять сравнительную характеристику и доказать, что Н.В.Гоголь в образе Тараса Бульбы создал героический народный характер) .Давайте посмотрим на экран и сравним, правильно ли мы определили цели урока.

III 1. Опережающие задания.

На предыдущем уроке вы сформировали 4 группы.

На уроке каждая группа должна показать результат своей совместной работы.

1 группа получила задание охарактеризовать образ Тараса Бульбы с демонстрацией презентации.

2 группа- подготовить сравнительную характеристику образов Остапа и Андрия с презентацией.

3 группа получила творческое задание написать на выбор: письмо Тарасу Бульбе, или написать сочинение с творческим заданием (собственное окончание и продолжение произведения), или составить даймонд.

4 группа -подготовить рисунки к повести и сообщение на тему « Изменился ли Тарас Бульба в конце повести?»

.Постановка проблемного вопроса.

На сегодняшнем уроке попоробуем найти ответы на следующие вопросы:

- Почему Гоголь не дает подробный портрет Тараса Бульбы?

- Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?

- Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Если можно, то почему?

-Что повлияло на жизненный выбор Остапа и Андрия?

IV. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы проверим вашу память, внимательность и знание содержания произведения с помощью игры «Две правды - одна ложь» .На каждом слайде даны три высказывания, одно из которых-ложь. Ваше задание- найти неправильное высказывание и назвать его.

  1. А )Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах.
  2. Б) Крепкие, повзрослевшие. Андрий более мужественный и суровый, а Остап более красивый и милый
  3. В)Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю! вот ваша матерь! 
  4. А)Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, весело глядела, сидя на лавке.
  5. Б)Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.
  6. В)Теперь благослови, мать, детей своих! — сказал Бульба, — моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую26, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то — пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!
  7. А) Младший, Андрий, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу.
  8. Б) Остап считался всегда одним из лучших товарищей.
  9. В) Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер (.Ответы 1-б, 2-а, 3-а)

Молодцы, дети! Хорошо владеете материалом.

V. Изучение нового учебного материала.

1. Слово учителя. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его-подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля , чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Какие качества Тараса Бульбы как народного героя воплощены в повести? В чем сила Тараса Бульбы как наказного атамана? Как характеризует Тараса его речь о товариществе? Каково отношение автора к герою? Почему повесть названа «Тарас Бульба»?

На эти вопросы нам поможет ответить первая группа учащихся, которая подготовила анализ образа Тараса Бульбы с демонстрацией презентации.

Задание классу: «Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы».

Примерная запись:

  1. Любовь к родине и ненависть к врагам;
  2. Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
  3. Прямота и суровость нрава;
  4. Замечательные черты его как полководца;

5 Высоко развитое чувство товарищества

(Выступление первой группы)

2. Беседа с учащимися с комментариями учителя. -Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? (Ответы учащихся: Дорог он тем, что автор увидел в нем патриотизм, пример этому служит убийство своего сына Андрия. Любовь к казачеству и отечеству ,готов пожертвовать всем ради своей Родины...)

Учитель. Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которыми он переносит страшные муки и смерть.

Литературоведы пишут, что «Тарас Бульба» - героическая повесть. С определением повести вы уже знакомы.

Подумайте, какой смысл в определении повести как жанра добавляет слово «героическая»?

(Повесть - эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.)

(После прослушивания ответов учеников читается и записывается в тетрадь определение героической повести) Запись в тетрадь.

Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели - защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости.

Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интереса многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

- Почему смерть Тараса Бульбы можно назвать героической?

(Ученики . Потому что он отдал свою жизнь во имя защиты своей Родины и смерть принял как настоящий герой : «…А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»)

3.Выступление второй группы (образы Остапа и Андрия)

Учитель. Никогда в жизни не бывает, чтобы человек неожиданно становился героем, совершал подвиг или становился предателем. Всегда существуют какие-то истоки, предпосылки в обстоятельствах жизни, в характерах; поэтому очень важно, как формируется характер, чем живет человек, что для него главное в жизни. Вспомним с этой точки зрения жизнь братьев. В этом нам поможет вторая группа учащихся, которая подготовила сравнительный анализ образов Остапа и Андрия. На парте у каждого из вас лежит распечатанная пустая таблица, которую вы должны заполнить во время выступления второй группы.

Истоки героизма Остапа

Истоки предательства Андрия

Вывод:

Вывод:

(Выступление второй группы.)

  1. Задание учащимся.

Учитель. А сейчас составьте синквейн – описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера братьев.

( на столах- памятка по составлению синквейна)

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Остап

Мужественный, цельный

Сражается, мучается, погибает

Достойный сын своего отца

Патриот

Андрий

Красивый и слабый

Храбрится, влюбляется, предает

Нельзя уважать таких людей

Предатель

Зачитайте свои варианты синквейна ( 2 ученика зачитывают)

5 .Беседа с учащимися с просмотром отрывка из кинофильма.

Учитель. Мы знаем, что первым погиб Андрий, но сначала поговорим о гибели Остапа.

- Какие качества характера Остапа сказались в его последний час? (Ясный ум, сильная воля, мужество, сдержанность, стойкость.)

- Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? ( Тарас горд за своего старшего сына, он понимает, что Остап погибнет как герой, защищая свою Родину. Тарас сам воин, патриот, и рад, что воспитал старшего сына таким , каков он сам. Он увидел, как погибает его сын и на слова : « Где ты, батьку? Слышишь ли?» Твердо ответил : « Слышу!»)

- Каковы последние слова Остапа?( Его последние слова-об отце)

- Почему он не проявил слабость? ( Потому что он сильный духом, достойный сын Тараса Бульбы, патриот)

- Можем ли мы понять его чувства? ( Можем, потому что он в последние минуты думает не о себе, он думает о том, видит ли сейчас его отец, рядом ли он в его последние минуты)

А теперь посмотрите сцену смерти Андрия и приготовьтесь ответить на вопросы: (Отрывок из кинофильма «Тарас Бульба»)

Как умирает Андрий? ( Испугался, побледнел, храбрость оставила его. Смерть Андрия бесславная, позорная.) Какие качества Андрия проявились в его последний час?( «Как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».)

- Каковы последние слова Андрия?( Он не проронил ни слова)

Сопоставление  Остапа   и   Андрия  имеет в повести глубокий социально-философский  и  художественный смысл.  

6.Задание для учащихся. Записать синонимы  данных понятий на слайде. Проверка синонимов.

( Героизм – синонимы : доблесть ,мужество, геройство, отвага;

Предательство – измена, дезертирство, трусость;

Товарищество – дружба, братство, приятельство.)

Кто готов зачитать свои синонимы: « Товарищества», «героизма», « предательства»? Кто хотел бы добавить?

А теперь давайте посмотрим на результаты заполненной вами таблицы и сравним ее. (Заполненная таблица с выводами.)

Истоки героизма Остапа

Истоки предательства Андрия

Скрытая, трепетная любовь к матери.

Осознанная храбрость, расчетливость в поступках, стойкость, мужество, преданность идеям казачества, вере, товариществу. Любовь к Родине.

Вывод: Преданность казачеству, любовь к Родине.

Равнодушное отношение к матери.

Неоправданная храбрость. Необдуманность поступков,

сила страсти, безудержность натуры, жажда подвига любой ценой. Стремление и  умение увертываться от наказания.

Вывод: Изменил отчизне, потому что полюбил. Любовь к женщине ценил выше, чем любовь к казачеству,  Родине.

В ходе исследования и сопоставления образов мы установили, что истоками  героизма является …, истоками предательства….

7. Выступление группы «Литературоведов».

Учитель. А сейчас мы дадим слово группе «Литературоведов», которые получили творческое задание написать на выбор письмо Тарасу Бульбе,или написать сочинение с творческим заданием (собственное окончание и продолжение произведения), или составить даймонд.

Ученик 1. Письмо Тарасу Бульбе

Ученик 2 Сочинение с творческим заданием

Ученик 3 Даймонд.

VI. Закрепление изученного материала.

1 Беседа по вопросам.

Учитель.Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.

Вернемся к вопросам начала урока и попытаемся на них ответить.

- Почему Гоголь не дает подробный портрет героя?

(Наверное, в этом нет необходимости - прическа, одежда, обувь были у Тараса как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности ( вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней - умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен ( то есть мускулист), выражение лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары шириной в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках - трубка. Говорит громко, но неторопливо.)

- Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем? (Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»

Учитель. Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,- «точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.

2.Выступление 4 группы .

Учитель. А теперь дадим слово 4 группе учащихся, которые подготовили рисунки и сообщение. ( Два ученика у доски комментируют свои рисунки) Сообщение учеников.

«Изменился ли Тарас Бульба после смерти Остапа?»

Осталось в жизни Тараса самое дорогое – сын Остап, но не знает старый казак, где он, жив ли. Тоскует отец, «заметно стал пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и больше никогда не сходили с него». Выздоровев, Тарас Бульба, забыв о риске (за его голову назначили высокую цену), принимает решение во что бы то ни стало пробраться на площадь казни Остапа, чтобы в последний раз испытать гордость от стойкости сына. Знает Тарас, что в последние минуты жизни он будет искать глазами в толпе самое дорогое – отца - и на слова сына; «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» твердо скажет: «Слышу!» Во время своей казни наш самоотверженный герой думает не об огне, когда уже лизал его ноги, он кричит своим товарищам, прижатым врагами к лесу, чтобы они шли к реке: там стояли лодки, на которых можно было отступить.

Комментарий учителя:

Сам истинный патриот, верный своему военному делу, Тарас Бульба восхищается русским народом и считает, что нет в других землях таких товарищей, как в Русской земле. «Так любить, как русская душа… так любить никто не может». Тарас Бульба говорит о способности человека к жертвенной любви, способности отдать жизнь за другого человека, за родину. С глубоким презрением и ненавистью рассказывает он о предателях(называет их «подло»), не подозревая, что в ближайшем сражении его сын окажется им.

Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину, он погибает, пусть не сразу, но чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине.
VII. Заключительное слово учителя .Рефлексия.

Герои не погибают - они обретают бессмертие, т.к. “не погибнет ни одно великодушное дело”.. Об этом - последние слова Тараса Бульбы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало. Именно поэтому Н.В. Гоголь заканчивает повесть так: «Козаки … говорили про своего атамана».

Почти четыреста лет прошло с тех времен, какие изображены в повести Гоголя. Далеки от нас и гоголевские запорожцы, умирающие за святую Русь и православную веру. Но, читая повесть Гоголя, мы гордимся нашими предками. А горячая, пламенная речь Тараса продолжает жить и оборачивается замечательными строками в творчестве современных поэтов:

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился.

(К.Симонов)

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа:

1. «Мне было трудно понять…».

2. «Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

4 «Я оцениваю свои знания…..потому что…»

VIII .Домашнее задание.

  1. Выписать в тетрадь крылатые выражения из повести «Тарас Бульба».
  2. Подготовиться к классному сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: 1. «Авторская оценка образа Тараса Бульбы».2. «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».

Тема «Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей ».

«Первый долг и первая честь казака

 есть соблюсти товарищество.

Сколько ни живу я на веку, не слышал я,

паны-братья, чтобы казак покинул

где или продал как-нибудь своего товарища. »

Тарас Бульба

Цели:

Образовательные:

- научить находить в произведении главную информацию,

- учиться составлять сравнительную характеристику героя и находить средства ее раскрытия,

-доказать, что Гоголь в образе Тараса Бульбы создал героический народный характер,

- развивать умение анализировать эпизоды.

Развивающие:

- развивать познавательные способности,

-формировать интерес к чтению.

Воспитательные:

воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости.

Задачи :

1 Раскрыть образы Тараса Бульбы, Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.

Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев.

Прививать интерес к поисковой работе, прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: портрет Гоголя с краткой биографией, выставка рисунков учащихся по повести, экран, презентация к уроку.

Методы, приемы, формы работы Фронтальная беседа, групповая работа, работа с таблицей, прием « две правды- одна ложь», индивидуальная работа.

Ход урока.

I .1.Организационный момент . Эмоциональный настрой на урок.

Учитель. Любая эпоха, в которой появляются герои своего времени, богата разнообразием характеров. Чаще всего характеры соответствуют духу времени. Так, Гоголь, изображая военные события, выдвигает соответствующих личностей- сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, привыкших к сражениям, битвам и готовых защитить свое Отечество от врага. Главной ценностью в человеческих отношениях было чувство веры и патриотизма. Чаще всего это чувство обострялось после жестоких схваток с врагом. Человек, закаляя свой характер, становится  решительным. Для него на войне были только два цвета, которые он различал: черный и белый, свои и враги. Воину, солдату не суждено рассмотреть оттенков. Это, как две стороны одной медали. Так порою и доставалось победа. Но, говоря словами Фирдоуси «…Победу празднуем, победы миг прекрасен, победа хороша, но лик ее ужасен..»

2. Мотивация учебной деятельности: Дорогие ребята, мы с вами продолжаем изучать великое творение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Много интересного и нового узнали мы из этого произведения на предыдущих уроках. Что именно?

Ответы учеников: а) Что такое Запорожская Сечь, какими законами и порядками она жила, с какой целью была сформирована.

Б) делали историческую справку о том, кто такие казаки, что формировало их характеры, в чем они видели смысл жизни.

В) проанализировали значение образа степи в повести.

II. Сообщение темы и цели урока.

Запишите число, классная работа.

На предыдущих уроках мы с вами поговорили о Запорожской Сечи, о товариществе, но подробно не говорили о главных героях …. (Тарасе Бульбе и его сыновьях). Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня? (образ Тараса Бульбы и истоки жизненного выбора его сыновей). Итак, тема урока « Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей». Исходя из темы урока, давайте вместе определим цели нащего урока. Ответы учащихся (На уроке мы должны научиться находить в произведении главную информацию, уметь составлять сравнительную характеристику и доказать, что Н.В.Гоголь в образе Тараса Бульбы создал героический народный характер) .Давайте посмотрим на экран и сравним, правильно ли мы определили цели урока.

III 1. Опережающие задания.

На предыдущем уроке вы сформировали 4 группы.

На уроке каждая группа должна показать результат своей совместной работы.

1 группа получила задание охарактеризовать образ Тараса Бульбы с демонстрацией презентации.

2 группа- подготовить сравнительную характеристику образов Остапа и Андрия с презентацией.

3 группа получила творческое задание написать на выбор: письмо Тарасу Бульбе, или написать сочинение с творческим заданием (собственное окончание и продолжение произведения), или составить даймонд.

4 группа -подготовить рисунки к повести и сообщение на тему « Изменился ли Тарас Бульба в конце повести?»

.Постановка проблемного вопроса.

На сегодняшнем уроке попоробуем найти ответы на следующие вопросы:

- Почему Гоголь не дает подробный портрет Тараса Бульбы?

- Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?

- Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Если можно, то почему?

-Что повлияло на жизненный выбор Остапа и Андрия?

IV. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы проверим вашу память, внимательность и знание содержания произведения с помощью игры «Две правды - одна ложь» .На каждом слайде даны три высказывания, одно из которых-ложь. Ваше задание- найти неправильное высказывание и назвать его.

  1. А )Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах.
  2. Б) Крепкие, повзрослевшие. Андрий более мужественный и суровый, а Остап более красивый и милый
  3. В)Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю! вот ваша матерь! 
  4. А)Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, весело глядела, сидя на лавке.
  5. Б)Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.
  6. В)Теперь благослови, мать, детей своих! — сказал Бульба, — моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую26, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то — пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!
  7. А) Младший, Андрий, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу.
  8. Б) Остап считался всегда одним из лучших товарищей.
  9. В) Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер (.Ответы 1-б, 2-а, 3-а)

Молодцы, дети! Хорошо владеете материалом.

V. Изучение нового учебного материала.

1. Слово учителя. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его-подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля , чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Какие качества Тараса Бульбы как народного героя воплощены в повести? В чем сила Тараса Бульбы как наказного атамана? Как характеризует Тараса его речь о товариществе? Каково отношение автора к герою? Почему повесть названа «Тарас Бульба»?

На эти вопросы нам поможет ответить первая группа учащихся, которая подготовила анализ образа Тараса Бульбы с демонстрацией презентации.

Задание классу: «Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы».

Примерная запись:

  1. Любовь к родине и ненависть к врагам;
  2. Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
  3. Прямота и суровость нрава;
  4. Замечательные черты его как полководца;

5 Высоко развитое чувство товарищества

(Выступление первой группы)

2. Беседа с учащимися с комментариями учителя. -Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? (Ответы учащихся: Дорог он тем, что автор увидел в нем патриотизм, пример этому служит убийство своего сына Андрия. Любовь к казачеству и отечеству ,готов пожертвовать всем ради своей Родины...)

Учитель. Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которыми он переносит страшные муки и смерть.

Литературоведы пишут, что «Тарас Бульба» - героическая повесть. С определением повести вы уже знакомы.

Подумайте, какой смысл в определении повести как жанра добавляет слово «героическая»?

(Повесть - эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.)

(После прослушивания ответов учеников читается и записывается в тетрадь определение героической повести) Запись в тетрадь.

Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели - защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости.

Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интереса многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

- Почему смерть Тараса Бульбы можно назвать героической?

(Ученики . Потому что он отдал свою жизнь во имя защиты своей Родины и смерть принял как настоящий герой : «…А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»)

3.Выступление второй группы (образы Остапа и Андрия)

Учитель. Никогда в жизни не бывает, чтобы человек неожиданно становился героем, совершал подвиг или становился предателем. Всегда существуют какие-то истоки, предпосылки в обстоятельствах жизни, в характерах; поэтому очень важно, как формируется характер, чем живет человек, что для него главное в жизни. Вспомним с этой точки зрения жизнь братьев. В этом нам поможет вторая группа учащихся, которая подготовила сравнительный анализ образов Остапа и Андрия. На парте у каждого из вас лежит распечатанная пустая таблица, которую вы должны заполнить во время выступления второй группы.

Истоки героизма Остапа

Истоки предательства Андрия

Вывод:

Вывод:

(Выступление второй группы.)

  1. Задание учащимся.

Учитель. А сейчас составьте синквейн – описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера братьев.

( на столах- памятка по составлению синквейна)

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Остап

Мужественный, цельный

Сражается, мучается, погибает

Достойный сын своего отца

Патриот

Андрий

Красивый и слабый

Храбрится, влюбляется, предает

Нельзя уважать таких людей

Предатель

Зачитайте свои варианты синквейна ( 2 ученика зачитывают)

5 .Беседа с учащимися с просмотром отрывка из кинофильма.

Учитель. Мы знаем, что первым погиб Андрий, но сначала поговорим о гибели Остапа.

- Какие качества характера Остапа сказались в его последний час? (Ясный ум, сильная воля, мужество, сдержанность, стойкость.)

- Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? ( Тарас горд за своего старшего сына, он понимает, что Остап погибнет как герой, защищая свою Родину. Тарас сам воин, патриот, и рад, что воспитал старшего сына таким , каков он сам. Он увидел, как погибает его сын и на слова : « Где ты, батьку? Слышишь ли?» Твердо ответил : « Слышу!»)

- Каковы последние слова Остапа?( Его последние слова-об отце)

- Почему он не проявил слабость? ( Потому что он сильный духом, достойный сын Тараса Бульбы, патриот)

- Можем ли мы понять его чувства? ( Можем, потому что он в последние минуты думает не о себе, он думает о том, видит ли сейчас его отец, рядом ли он в его последние минуты)

А теперь посмотрите сцену смерти Андрия и приготовьтесь ответить на вопросы: (Отрывок из кинофильма «Тарас Бульба»)

Как умирает Андрий? ( Испугался, побледнел, храбрость оставила его. Смерть Андрия бесславная, позорная.) Какие качества Андрия проявились в его последний час?( «Как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».)

- Каковы последние слова Андрия?( Он не проронил ни слова)

Сопоставление  Остапа   и   Андрия  имеет в повести глубокий социально-философский  и  художественный смысл.  

6.Задание для учащихся. Записать синонимы  данных понятий на слайде. Проверка синонимов.

( Героизм – синонимы : доблесть ,мужество, геройство, отвага;

Предательство – измена, дезертирство, трусость;

Товарищество – дружба, братство, приятельство.)

Кто готов зачитать свои синонимы: « Товарищества», «героизма», « предательства»? Кто хотел бы добавить?

А теперь давайте посмотрим на результаты заполненной вами таблицы и сравним ее. (Заполненная таблица с выводами.)

Истоки героизма Остапа

Истоки предательства Андрия

Скрытая, трепетная любовь к матери.

Осознанная храбрость, расчетливость в поступках, стойкость, мужество, преданность идеям казачества, вере, товариществу. Любовь к Родине.

Вывод: Преданность казачеству, любовь к Родине.

Равнодушное отношение к матери.

Неоправданная храбрость. Необдуманность поступков,

сила страсти, безудержность натуры, жажда подвига любой ценой. Стремление и  умение увертываться от наказания.

Вывод: Изменил отчизне, потому что полюбил. Любовь к женщине ценил выше, чем любовь к казачеству,  Родине.

В ходе исследования и сопоставления образов мы установили, что истоками  героизма является …, истоками предательства….

7. Выступление группы «Литературоведов».

Учитель. А сейчас мы дадим слово группе «Литературоведов», которые получили творческое задание написать на выбор письмо Тарасу Бульбе,или написать сочинение с творческим заданием (собственное окончание и продолжение произведения), или составить даймонд.

Ученик 1. Письмо Тарасу Бульбе

Ученик 2 Сочинение с творческим заданием

Ученик 3 Даймонд.

VI. Закрепление изученного материала.

1 Беседа по вопросам.

Учитель.Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.

Вернемся к вопросам начала урока и попытаемся на них ответить.

- Почему Гоголь не дает подробный портрет героя?

(Наверное, в этом нет необходимости - прическа, одежда, обувь были у Тараса как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности ( вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней - умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен ( то есть мускулист), выражение лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары шириной в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках - трубка. Говорит громко, но неторопливо.)

- Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем? (Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»

Учитель. Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,- «точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.

2.Выступление 4 группы .

Учитель. А теперь дадим слово 4 группе учащихся, которые подготовили рисунки и сообщение. ( Два ученика у доски комментируют свои рисунки) Сообщение учеников.

«Изменился ли Тарас Бульба после смерти Остапа?»

Осталось в жизни Тараса самое дорогое – сын Остап, но не знает старый казак, где он, жив ли. Тоскует отец, «заметно стал пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и больше никогда не сходили с него». Выздоровев, Тарас Бульба, забыв о риске (за его голову назначили высокую цену), принимает решение во что бы то ни стало пробраться на площадь казни Остапа, чтобы в последний раз испытать гордость от стойкости сына. Знает Тарас, что в последние минуты жизни он будет искать глазами в толпе самое дорогое – отца - и на слова сына; «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» твердо скажет: «Слышу!» Во время своей казни наш самоотверженный герой думает не об огне, когда уже лизал его ноги, он кричит своим товарищам, прижатым врагами к лесу, чтобы они шли к реке: там стояли лодки, на которых можно было отступить.

Комментарий учителя:

Сам истинный патриот, верный своему военному делу, Тарас Бульба восхищается русским народом и считает, что нет в других землях таких товарищей, как в Русской земле. «Так любить, как русская душа… так любить никто не может». Тарас Бульба говорит о способности человека к жертвенной любви, способности отдать жизнь за другого человека, за родину. С глубоким презрением и ненавистью рассказывает он о предателях(называет их «подло»), не подозревая, что в ближайшем сражении его сын окажется им.

Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину, он погибает, пусть не сразу, но чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине.
VII. Заключительное слово учителя .Рефлексия.

Герои не погибают - они обретают бессмертие, т.к. “не погибнет ни одно великодушное дело”.. Об этом - последние слова Тараса Бульбы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало. Именно поэтому Н.В. Гоголь заканчивает повесть так: «Козаки … говорили про своего атамана».

Почти четыреста лет прошло с тех времен, какие изображены в повести Гоголя. Далеки от нас и гоголевские запорожцы, умирающие за святую Русь и православную веру. Но, читая повесть Гоголя, мы гордимся нашими предками. А горячая, пламенная речь Тараса продолжает жить и оборачивается замечательными строками в творчестве современных поэтов:

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился.

(К.Симонов)

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа:

1. «Мне было трудно понять…».

2. «Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

4 «Я оцениваю свои знания…..потому что…»

VIII .Домашнее задание.

  1. Выписать в тетрадь крылатые выражения из повести «Тарас Бульба».
  2. Подготовиться к классному сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: 1. «Авторская оценка образа Тараса Бульбы».2. «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта           2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений...

ДВА ОТКРЫТЫХ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» с элементами инсценировки (переложен в пьесу О.В. Евдокимовым)

Особенностью открытых уроков является разноплановый подход к произведению А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". На первом уроке учащиеся под руководством учителя осуществляют углубленный анализ т...

Открытый урок по литературе Смоленщины в 9 классе

А.Твардовский. Поэма « По праву памяти» . Место « смоленской темы» в творчестве поэта ....

Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе

Тема урока: «Рассказы А.И. Куприна –  настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы рассказа « Куст сирени»).Цели урока: Познакомить уч-ся с основ...

Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"

Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке  будем читать,изучать, анализировать стихотворен...

Открытый урок трудового оубчения в 8-б классе по теме: "Раздельный сбор мусора"_20.09.2021

Актуальность проблемы: Доля городского населения во всем мире и в нашей стране постепенно увеличивается. В настоящее время в городах остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регул...