Пути повышения мотивации школьников в обучении математике
статья
Статья "Пути повышения мотивации школьников в обучении математике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 43.24 КБ |
Предварительный просмотр:
- Сущностные характеристики инновационной деятельности
Тема: «Пути повышения мотивации школьников в обучении математики».
- Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.):
Создание условий для развития личности ученика и успешного его обучения. Переход к ФГОС требует не только передачу, воспроизведение накопленных знаний и умений, но и постоянное адаптирование к изменениям в образовательном пространстве, ориентацию на запросы современного рынка труда, умения ориентироваться в потоке неконтролируемой информации, использование информационных технологий.
2. Идея изменений (в чем сущность инновационной деятельности: в использовании образовательных, информационно - коммуникационных или других технологий организации учебного или воспитательного процесса, др.)
Внедрение новых технологий: коммуникативно-информационных, дискуссионных, личностно – ориентированных. Организация сотворчества с целью проявления и развития творческих способностей ученика. Использование в работе личностно-ориентированного обучения, проектные методы обучения, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками.
Использование здоровьесберегающей технологии, целью которой является укрепление и развитие физического и психического здоровья учащихся, на уроках создается благоприятный психологический фон, условия для самовыражения. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.
3. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
Переход от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности.
Инновационная деятельность раскрывается через построение системы работы. Преимущества – развитие познавательной активности школьников, мотивации к учению.
4. Условия реализации изменений (включая личностно - профессиональные качества учителя и достигнутый им уровень профессионализма.
Для успешной реализации необходимо выполнение следующих условий: мотивация учителя на данный вид деятельности; создание ситуации успеха для каждого ученика; педагогика сотрудничества.
5. Результаты.
В целом повышается уровень знаний учащихся, а также
интерес к обучению; резко возрастает уровень наглядности; заметен рост производительности труда учителя и учеников; увеличивается количество учащихся, принимающих участие в конкурсах разного уровня, побуждается интерес учащихся к созданию проектной деятельности.
6. Публикации.
Сборник «Опыт внедрения ФГОС нового поколения в основное общее образование» г.Улан-Удэ ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат» статья «Проектная деятельность как средство формирования УУД»
https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2018/12/12/obespechenie- povysheniya-kachestva-obrazovaniya-na-osnove
https://nsportal.ru/dementeva-zinaida-agapovna
- Описание инновационной деятельности.
Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.( Современный словарь иностранных языков).
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
- усвоением максимального объема знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений.
Цель современной школы – развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию, коммуникацию.
Всё более актуальным становится внедрение в процесс обучения инновационных педагогических технологий, которые способствуют формированию активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки:
- умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
- умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи;
- умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
- умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
- умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.
Главное методическое достоинство применения инноваций в преподавании состоит в том, что на смену пассивному усвоению знаний приходит их активный поиск.
Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
- предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
- формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время сбережение и здоровье сбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная технология, технология проблемного обучения, проектная технология, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Компьютер стал неотъемлемой частью работы учителя и, конечно же, учащегося. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к познавательной деятельности, предлагается ученикам создание мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Также презентация используется для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Используются презентации и для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач. Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении любого предмета позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.
Уроки деятельностной направленности.
Обязательным элементом такого урока является учебная проблема.
Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:
-невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;
-невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
-невыполнимое, но сходное с предыдущими.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами:
"В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Что вас удивляет? Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова тема урока? Какой возникает вопрос?".
Пример: Урок по теме "Сумма углов треугольника" - геометрия 7 класс, УМК Л.С.Атанасяна.
Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 900, 1200, 600.
Побуждающий диалог.
Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)
Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)
Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.
- Начертите треугольник.
- Измерьте его углы транспортиром.
- Найдите сумму углов.
- Какие результаты у вас получились?
- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?
- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
- Сверим вывод с учебником.
- А почему у вас получились неточные результаты?
Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты.
Пример: Урок по теме «Неравенство треугольника». Геометрия 7 класс, УМК Л.С.Атанасяна.
«Возможно ли построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 9 см?»
Пример: Урок по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня». (Алгебра 8 класс)
Задания: извлечь квадратный корень, сравнить выражения, содержащие арифметический корень. В заданиях “спрятана проблема”– корни из предложенных чисел не извлекаются. Поняв, что обычный способ сравнения выражений не подходит, учащиеся начинают искать новые пути решения. Это удаётся не сразу. Задания выполняют не по порядку, а выбирают то, решение которого наметили.
Преимущества технологии проблемного обучения:
способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Пример: «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс) Игра «Соревнование художников»
На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6), (0;8), (2;5),
(2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1;-7), (3;-8), (0;-8) ,(0;0).
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.
Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.
Проектная технология
Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является – «Метод проектов». Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности повышения мотивации в получении дополнительных знаний и качества обучения.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровье - это величайшая ценность человека.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся. Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Работая учителем математики при организации учебной деятельности я уделяю внимание следующим факторам: комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;
- соблюдение санитарно-гигиенических условий;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики и уж, тем более, информатики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление у школьников.
Например:
I)гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.
- Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.
- Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
- Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
- Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.
- Пальчиковая гимнастика
- Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.
- Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.
- Физкультминутки
Встали дружно. Наклонились
Раз - вперед, а два назад.
Потянулись. Распрямились. Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать Надо много приседать.
Мы на месте снова ходим
Но от парты не уходим (ходьба на месте). По местам пора садиться
И опять начать учиться (дети садятся за парты).
При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.
Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье, на уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
В 7 классе учащиеся только приступают к изучению систематического курса геометрии. С первых уроков научить детей безупречному в логическом отношении доказательству невозможно, это дело нескольких лет. Учащиеся впервые доказывают теоремы, поэтому, прежде всего, должна быть обеспечена четкость мысли, выделена поэтапность, обоснованность каждого шага доказательства. Надо помнить, что у большинства учащихся более развита зрительная память, а потому на первых этапах изучения геометрии нужно учить ребят правильно оформлять доказательство теорем, эта работа пригодится в дальнейшем при решении задач на доказательство.
Лабораторно-практические работы способствуют развитию наблюдательности, творчества, самостоятельности суждений и умозаключений.
Этот метод является гибким инструментом в развитии подростка, в организации его самопознания, в развитии креативности. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе.
Чем привлекательны лабораторно-практические работы?
- учащиеся познают на практике диалектический путь познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от последнего — к практике.
- учащиеся проявляют трудолюбие, техническую сноровку, показывают умение владеть инструментом при изготовлении моделей из картона, бумаги,
- это коллективная форма деятельности учащихся; они дополняют друг друга, спорят, отстаивают свои мнения, помогают друг другу понять изучаемый материал, воспитывают в себе такие добрые человеческие качества, как отзывчивость, чуткость.
- активная познавательная позиция дает более глубокие и прочные знания.
Например, практическая работа, вырезать (дома) из бумаги модели квадрата и прямоугольника, найти площадь и периметр этих фигур. (5кл.)
Найти объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда (коробки, которую принесли сами). (5кл)
Модели параллелограмма, прямоугольника, квадрата, трапеции, треугольника. Найти площади этих фигур. (8кл)
Лабораторные работы
«Смежные углы», «Значение суммы углов в треугольнике» Использование эпиграфов
Повышению уровня мотивации на уроке математики может стать использование эпиграфов, девизов к уроку. Эпиграф можно записать на доске, прочитать его в начале урока, а затем предложить ребятам обсудить смысл этого высказывания. И совсем необязательно цитаты должны быть посвящены математике. Например, мысль Герберта Спенсера, что «дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы» подтолкнет учеников к выводу, что учиться надо не ради оценки, а для развития интеллекта, расширения кругозора, что даст возможность получить хорошие знания, выбрать интересную профессию.
Соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
В заключение хочется сказать, что образовательный процесс поворачивается к учителю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности.
Поэтому каждый учитель ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения мотивации учащихся на уроках математики
Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ни...
Повышение мотивации школьников при обучении английскому языку
Применение разнообразных технологий на уроках английского языка. Документ...
Методическая проблема«Пути повышения мотивации школьников в овладении русским языком».
Методическая проблема«Пути повышения мотивации школьников в овладении русским языком»....
Проблема повышения мотивации школьников в обучении английскому языку.
Желание учеников учится является неотъемлемой частью процесса обучения. Без него не будет успеха и результата. Несколько лет я работала над темой "Повышение мотивации младших школьников в обучении анг...
Семинар- практикум для молодых педагогов «Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению».
Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению....
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена проблеме повышения мотивации учащихся на уроке иностранного языка. Данный вопрос является актуальным на сегодняшний день. Многие методисты подчеркивают важность проблемы повышения мот...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯТехнология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС
Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся.Технология АМО – это системаметодов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной ипрак...