Система работы педагог-наставник
учебно-методический материал
Система работы педагог-наставник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_pedagog-nastavnik.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагог-наставник
Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих деятельности методической работы в школе. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают начинающие учителя в своей преподавательской деятельности.
Я знаю, что для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Мой опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Я пришла к выводу, что проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества. Поэтому оказание методической помощи молодым специалистам традиционно является одной из самой важной составляющей работы школы.
Свою работу с молодыми специалистами я выстраиваю в три этапа:
· На первом этапе – адаптационном определяю круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляю недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. Практика организации помощи молодым специалистам показывает, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности. Диагностический подход позволяет:
· точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;
· объективно оценить промежуточные и конечные результаты;
· определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;
· наметить программу роста педагогического мастерства молодого специалиста;
· учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости;
· обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с повышением общего культурного уровня молодых педагогов;
· обеспечить оптимальное планирование методической работы.
Диагностирование выявляет возможности молодого специалиста и позволяет оценить результаты обучения, которое он получил в сравнении с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. Молодым специалистам предлагаю различные анкеты: «Анкета для молодых учителей», «Анкета молодого специалиста», «Анкета для изучения спроса и потребностей учителя», «Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию».
На втором этап – основном (проектировочном) разрабатываю и реализую программу адаптации, осуществляю корректировку профессиональных умений молодого учителя, разрабатываю индивидуальный план его профессионального становления и развития, помогаю выстроить ему собственную программу самосовершенствования. В качестве рекомендации предлагаю два варианта плана работы с молодым специалистом: «План работы наставника и молодого специалиста» и «План профессионального становления молодого специалиста».
На третьем этапе – контрольно-оценочном проверяю уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяю степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей
Наиболее эффективными формами работы с молодыми специалистами для меня стали:
· организация для молодых специалистов мастер-классов;
· консультации с привлечением учителей высшей и первой категорий;
· вовлечение в работу районного методического объединения учителей истории и обществознания;
· ознакомление с опытом других учителей, внедрение передового педагогического опыта;
· накопление базовой информации и разработок в соответствии с темой работы школы;
· подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;
· посещение уроков;
· мониторинг адаптации молодых специалистов;
· знакомство с новинками методической литературы;
· организация творческих отчётов молодых специалистов.
На каждый учебный год я составляю план работы, в котором рассматривается актуальная тематика, помогающая молодому специалисту в профессиональной адаптации. Таким образом, наставник и молодой специалист общаются на протяжении сравнительно долгого времени, становятся взаимополезными друг другу. В конце учебного года составляется аналитическая справка, в которой проводится анализ проделанной работы, указываются недочеты, рассматриваются причины их возникновения и определяются основные направления работы на следующий учебный год.
Моя задача как наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Беседуя со стажером, стремлюсь:
- выявить трудности, проблемы в работе молодого специалиста и пути их решения; проследить достижения молодого педагога по самообразованию; выявить степень участия молодого педагога в реализации единой методической темы школы.
Мою деятельность, как наставника, т.е. педагога, имеющего опыт работы, в совершенстве владеющего методикой преподавания предмета, регламентирует «Положение о наставничестве», которое имеется в нашем общеобразовательном учреждении.
Опытом своей работы я, как наставник молодых специалистов, делюсь на школьном методическом объединении учителей физической культуры. Провожу мастер-классы, семинары, участвую в круглых столах и конференциях, даю открытые уроки и внеклассные мероприятия с участием молодых специалистов:
В 2021 году провела демонстрацию результативного педагогического опыта на методической площадке «Повышение эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, формы сопровождения и наставничества» в рамках VI очно-заочной районной научно- практической конференции «Механизмы эффективного развития системы образования Ермаковского района в рамках реализации ФГОС и нацпроекта «Образование». В 2021 году приняла участие в семинарах «Организация методического сопровождения педагога в условиях обновления ФГОСТ общего образования», «Наставничество как технология сопровождения профессионального развития учителя», «Супервизия как метод адресной помощи педагогу: анализ опыта и определение перспектив» в рамках цикла мероприятий ЦНППМПР, направленных на повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников «ПрофСреда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога - наставника с молодым специалистом
План работы с молодым специалистом Урекиной С.А.II второй год "Самостоятельный творческий поиск"...
План работы педагога-наставника с молодым специалистом
План работы педагога-наставника с молодым специалистом...
План работы педагога-наставника
Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста..Задачи: оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебн...
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА С НАЧИНАЮЩИМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога занимает среди этих форм обособленную позицию. Дело в том, что эта деятельность включает в себя все вышепереч...
План работы педагога–наставника с молодым специалистом.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители,...
План работы педагога-наставника с молодым специалистом по физической культуре
План мероприятий на год. Методы и организационные формы обучения. Рациональное применение методов обучения и т.д....
План работы педагога наставника
План работы педагога наставника с молодым специалиста...