Лабораторно - практические занятия по ОП.03. Электротехника
методическая разработка

Каленюк Галина Николаевна

Лабораторно - практические занятия по ОП.03. Электротехника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr-_lab_op3_elek_-20.docx268.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Сахалинский политехнический центр № 1»

Методические рекомендации: лабораторные и практические работы

Дисциплина: ОП.0З «Электротехника»

Профессия08.01.14.  Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

Разработчик:

Каленюк Г.Н., преподаватель ГБПОУ СахПЦ№1

Александровск – Сахалинский

2020-2021

Дисциплина: ОП 03 «Электротехника»

        

Время выполнения: 2 часа

  1. Лабораторная работа 1 «Закон Ома».
  2. Практическое занятие 1 «Расчет цепей постоянного тока».
  3. Лабораторная работа 2 «Смешанное соединение резисторов».
  4. Практическое занятие 2«Применение законов Кирхгофа».
  5. Практическое занятие 3 «Изучение явления электромагнитной индукции».
  6. Лабораторная работа 3 «Резонанс напряжений в цепи синусоидального тока».
  7. Лабораторная работа 4 «Резонанс токов в цепи синусоидального тока».
  8. Практическое занятие 4 «Трехфазные электрические сети».
  9. Практическое занятие  5«Измерительные приборы».
  10. Лабораторная работа  5«Исследование однофазного трансформатора».
  11. Практическое занятие 6 «Двигатели постоянного тока».
  12. Практическое занятие 7 «Двигатели переменного тока».

Лабораторная работа 1

Тема: «Закон Ома».

Цель:Получение навыков сборки простых электрических цепей, включения в цепь измерительных приборов. Научиться измерять токи и напряжения, убедиться в соблюдении закона Ома в электрической цепи.

Оборудование:Лабораторный стенд, резисторы 22, 68, 82 и 100 Ом, амперметр, вольтметр, резистор, реостат, соединительные провода.

Время выполнения: 2 часа

Ход работы

1) Собрать цепь с последовательным соединением резисторов. В качестве амперметров использовать стрелочные приборы с пределом 100 мА. В качестве вольтметра -  мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения.

+5 В                                                                                                             Измерить ток в цепи, напряжение на

входе и напряжения на резисторах.

Результаты измерений занести в таблицу 1.

2) Собрать цепь с параллельным соединением резисторов. В качестве А использовать мультиметр в режиме измерения постоянного тока.  

     Измерить напряжение и токи на всех участках цепи.                                                                                                                                                      

Результаты измерений занести в таблицу 1:

Последовательное соединение

Параллельное соединение

I1,мА

I2,мА

I,мА

U1, В

U2, В

U, В

I1,мА

I2,мА

I,мА

U1, В

U2, В

U, В

3) Сделать вывод о выполнении закона Ома в цепях постоянного тока.

4)  Использовать ресурсы интернет и выполнить задания.

www.infofiz.ru/joom1/index.php?option=com_content&view=article...

www/ http: каб 2. ru. «Кабинет № 2. Сайт для тех кто любит физику»

Построить график зависимости силы тока от напряжения.

Зарисовать схему экспериментальной установки для проверки законов распределения токов и напряжений при параллельном соединении резисторов.

5).Контрольные вопросы:

1. Как определить величину эквивалентного сопротивления при последовательном соединении резисторов?

2. Как определить величину эквивалентного сопротивления при параллельном соединении резисторов?

6. Вывод.

Практическаяработа 1

Тема: «Расчет цепей постоянного тока».

Цель:Получение навыков сборки электрических цепей, измерений токов и напряжений на отдельных участках, научится применять закон Ома в графическом виде.

Оборудование:Лабораторный стенд, резисторы 22, 47 и 82 Ом, потенциометр 150 Ом.

Время выполнения: 2 часа

Ход работы

1.Собрать цепь со смешанным соединением резисторов. В качестве А1 использовать мультиметр в режиме измерения постоянного тока, в  качестве V использовать мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения.

2. Плавно изменяя величину входного напряжения с помощью потенциометра,   измерить значения напряжения и токов на всех участках цепи при трёх значениях входного напряжения.

+5В                                                                                                        

Результаты измерений занести  в таблицу 1:

I1, А

I2, А

I3, А

I, А

U1,  В

U2,  В

U3,  В

U,  В

3. По результатам измерений построить ВАХ резисторов R1, R2, R3 и всей цепи.  

4. Вычислить сопротивления резисторов R1, R2, R3 и всей цепи. Заполните таблицу 2:

R1, О R1, Ом

R2, О R2, Ом

RR3, Ом

Rэкв, R, Ом

5.Использовать ресурсы интернет и выполнить задание:  http://www.sxemotehnika.ru; ttps://www.youtube.com/results?search_query=лабор+работа++по+электротехнике+Расчет+цепей+постоянного+тока»

Как с помощью амперметра и вольтметра определить сопротивление участка цепи?

Как  определить эквивалентное сопротивление исследуемой цепи?

Как по ВАХ определить сопротивление цепи?

Нарисуйте схемы для измерения методом амперметра и вольтметра больших и малых сопротивлений?

6. Сделать вывод о возможности применения закона Ома в графической форме.

Лабораторная работа 2

Тема: «Смешанное соединение резисторов».

Цель:Определить общее напряжение и все токи, протекающие в цепи

Оборудование:Ресурсы интернет, схемы электрических цепей.

Время выполнения: 2 часа

Ход работы

1.Цепь постоянного тока состоит из смешанного соединения пяти резисторов. Перед решением задачи укажите направления токов на схеме и обозначьте их.

2. Использовать ресурсы интернет и выполнить задание: http://www.sxemotehnika.ru.;

https://www.youtube.com/watch?v=bR_cJDOMjxo Расчет цепей постоянного тока. Законы Кирхгофа

Провести расчет цепи постоянного тока, изображенной на схеме. Значения резисторов и мощности взять произвольные (Рис. 1, 2, 3).

3. Методику и последовательность действий рассмотрим на конкретном примере. Задана схема цепи и значения сопротивлений резисторов:

R1=30Ом  R2=20 Ом  R3=30 Ом R4,=50 Ом  И мощностью цепи Р=320Вт

Определить:

1. Эквивалентное сопротивление цепи . Rэкв;

2. Токи, проходящие через каждый резистор решение проверить применяя первый закон Кирхгофа.

3.Находим эквивалентное сопротивление для резисторов R1 и R2, используем формулу для параллельного соединения резисторов.

4. Находим эквивалентное сопротивление всей цепи

Rэкв= R1-2 +R3+ R4, т.к. они соединяемы последовательно.

hello_html_7a0c731a.png

5. Выпишем формулу мощности: P= I* U

6. Определим значения напряжения на параллельном соединении резисторов R1, R2; U1,2=I R1-2

7. Следовательно, зная напряжение на параллельном участке (R1, иR2)цепи можно найти токи ветвей по закону Ома:

Лабораторная работа 2

8. По первому закону Кирхгофа проверяем правильность решения задачи: I=I1+I2

hello_html_161c31c5.png

Рис. 1

hello_html_161c31c5.png

Рис. 2

hello_html_194a46ce.png

Рис. 3

9. Вывод.

Практическая работа 2

Тема: «Применение законов Кирхгофа».

Цель:Экспериментальная проверка законов Кирхгофа и основных свойств линейных цепей постоянного тока. Применения правил Кирхгофа для расчета цепей постоянного тока.

Оборудование:Учебно-лабораторный стенд «Законы постоянного тока», мультиметр, три-четыре резистора с известными сопротивлениями, два гальванических элемента разных типов, соединительные провода.

Время выполнения: 2 часа

Ход работы.

1. Собрать цепь. В качестве амперметров использовать два стрелочных амперметра и мультиметр в режим измерения постоянного тока, для измерения напряжения использовать мультиметр в режим измерения постоянного напряжения, в качестве источников питания Е1 и Е2 использовать источники постоянного

напряжения +5В и +12В соответственно.

                                       с

2. При разомкнутых ключах измерить ЭДС источников    

        10                                                                                          47                  120     питания. Замкнуть ключи и измерить токи I1, I2 и I3.

                                                                               Полагая, φа = 0, измерить мультиметром в режиме

                                                                               измерения постоянного напряжения потенциалы

                                                                               точек b,с и d. Результаты занести в таблицу 1.

I1, А

I2, А

I3, А

I, А

U1,  В

U2,  В

U3,  В

U,  В

3. По результатам измерений вычислить напряжения U1 и  U2  на зажимах источника при замкнутых ключах, внутреннее сопротивления r1и r2  источников, сопротивления ветвей R1, R2 и R3 (с учётом сопротивлений измерительных приборов). U1= φb - φа; U2= φd -  φа; r1=( Е1- U1,)/ I1; r2=( Е2- U2,)/ I2; U3 =  φс- φа; R1=(( Е1- U3)/ I1)- r1; R2=(( Е2- U3)/ I2)- r2; R3=U3/ I34.Используя метод узлового напряжения Uса, рассчитать величину узлового напряжения и токи I1, I2 и I3. Uса=(Е1/( R1+ r1)+ Е2/( R2+ r2))/(1/( R1+ r1)+1/( R2+ r2)+1/ R3); I1=( Е1- Uса)/ ( R1+ r1);

I2=(Е2- Uса)/ ( R2+ r2); I3= Uса/ R3.

4. Использовать ресурсы интернет  и выполнить задание https://www.youtube.com/watch?v=C8aUE8oA77Q;

m-snake.narod.ru/lab8.htm; old.exponenta.ru/educat/systemat/tilzo/etech/lr9.asp

Ознакомиться со стендом: источник питания, тумблер, точки включения  амперметра и вольтметра. Зарисовать схему цепи. Как ведет себя напряжение на различных участках цепи?

5. Сделать вывод.

Практическая работа 3

Тема:«Изучение явления электромагнитной индукции».

Цель:Изучить явления электромагнитной индукции, экспериментально исследовать зависимость электродвижущей силы (ЭДС) индукции и коэффициентов индуктивности от взаимного расположения катушек и частоты питающего их переменного тока.

Оборудование:В состав универсального лабораторного комплекса ЛКЭ-2 входят:

‒ генератор сигналов функциональный типа Г34М (поз. 10);

‒ осциллограф типа «Matrix» MOS-620 (поз. 11);

‒ две одинаковые соосные катушки на рейтерах, установленных на едином рельсе с масштабной линейкой и позволяющих изменять расстояние между катушками (поз. 5);

‒ два электротехнических блока-модуля, смонтированных в отдельных корпусах на предметном столе комплекса (блок «Электрические цепи» и блок «Поле в веществе»).

Время выполнения: 2 часа

Ход работы

Задание 1. Изучение зависимости ЭДС индукции от расстояния между катушками при синусоидальном токе в катушке 1.

1. Установить расстояние между катушками r = 25 мм. (В дальнейшем при выполнении эксперимента предстоит увеличивать это расстояние до 150 мм с шагом 25 мм).

2. Подсоединить одну из имеющихся катушек (катушка 1) к выходу генератора Г34М через резистор сопротивлением R = 1 кОм в модуле блока «Поле в веществе». На катушку 1 подать переменное напряжение частоты ν = 1 кГц. Контроль за напряжением осуществлять на экране осциллографа, на вход которого параллельно подается это же напряжение. Использовать коэффициент усиления по входу b1 = 5 В/см. Переключатель развертки осциллографа установить в положение, отвечающее τр= 2 мс/см, а ручкой «LEVEL / LOCK» на панели прибора добиться устойчивой картины синусоидальных колебаний на экране. Посредством регулирующей ручки на панели генератора установить амплитудное значение напряжения Um1 = 10В, которому соответствует общий размах ΔU1 = 20 В.

3. Подать напряжение U2 с катушки 2 на второй вход осциллографа (канал 2). Катушка 2 заземляется согласно схеме эксперимента. Установить коэффициент усиления по второму входу b2 = 0,2В/см. Добиться с помощью ручки «LEVEL / LOCK» устойчивой картины синусоидальных колебаний

напряжения U2 на экране. Измерить общий размах ΔU2. Определить амплитудное значение ЭДС индукции как Ԑi m2 = ΔU2 / 2. Изменяя расстояние r между катушками от 25 мм до 150 мм с шагом 25 мм, измерить ЭДС Ԑi m2. В процессе опыта коэффициент усиления по второму каналу осциллографа b2 уменьшать.

Задание 2. Изучение зависимости ЭДС индукции от частоты при синусоидальном токе в катушке 1.

Установить расстояние между катушками r = 100 мм. На выходе генератора установить синусоидальное напряжение с амплитудным значением Um1 = 10 В. Не изменяя схемы подключения катушек. Измерить амплитудное значение ЭДС индукции катушки 2, т.е. Ԑi m2 = ΔU2 / 2, увеличивая частоту ν подаваемого на катушку 1 переменного напряжения от

1000 Гц до 3500 Гц с шагом 500 Гц.

Синусоидальный сигнал: Um1 = 10В, R = 1 кОм; r = 100 мм

Задание 3.Использовать ресурсы интернет и выполнить задание.

Изучение явления электромагнитной ...pandia.ru/text/80/048/26203.php

Установить расстояние между катушками r = 100 мм. На выходе генератора установить синусоидальное напряжение частоты ν = 1 кГц с амплитудным значением Um1 = 10 В. Генератор и резистор R соединить последовательно с катушкой 2, а осциллограф подключить к катушке 1.Измерить величину амплитуды ЭДС индукции в катушке 1, т.е. Ԑi m1 и вычислить коэффициент взаимной индукции по формуле:

L =

Вывод.

Лабораторная работа 3

Тема: «Резонанс напряжений в цепи синусоидального тока».

Цель: Изучить законы распределения напряжений в цепи переменного тока.

Оборудование:Набор индуктивностей, батарея конденсаторов, амперметр переменного тока, вольтметр переменного тока, генератор звуковой частоты, набор омических сопротивлений.

Время выполнения: 2 часа

Ход работы

 (1)            (2)

В уравнениях (1) и (2) введены следующие обозначения:

Io - амплитудное значение тока ,Eo - амплитуда ЭДС,

ω  - круговая частота колебаний тока и ЭДС, j  - разность фаз колебаний тока и ЭДС.

 Рис.1                

Эффективные значения синусоидального тока связаны с амплитудными значениями следующими соотношениями:                

Амплитуда тока I0 или соответственно пропорциональное ему эффективное значение тока Iэфф определяется в схеме (рис.1) по закону Ома                

где ω L - индуктивное сопротивление, - емкостное сопротивление, которое приближенно равно омическому сопротивлению цепи, Uэфф - эффективное падение напряжения на всей цепи, z - полное сопротивление цепи переменному току.

Колебания напряжения на индуктивности опережают колебания тока на 900, а колебания напряжения на емкости отстают от колебаний тока на 900. Напряжение и ток в омическом сопротивлении совпадают по фазе.

1.Соберите схему электрической цепи, указанной на рис.2. Сняв резонансную зависимость тока от частоты, определите резонансную частоту ω рез.

Рис.2

                        

Лабораторная работа 3

3.Соберите электрическую цепь по схеме, указанной на рис.3.

Рис.3.  

4. Установите на звуковом генераторе частоту 50 Гц. Снимите показания вольтметра и амперметра (Uэфф , Iэфф).

5. С помощью реохордного моста определите омические сопротивления катушки индуктивности.

6.  Отключите звуковой генератор и вольтметр от сети переменного тока.

7. Использовать ресурсы интернет и выполнить задание.

https://vunivere.ru/work4471

https://www.youtube.com/watch?v=HzlyNwEdjmw

Определите индуктивность катушки из формулы , где.

8. Вывод.

Лабораторная работа 4

Тема: «Резонанс токов в цепи синусоидального тока».

Цель: Изучить законы распределениятоков в цепи переменного тока.

Оборудование:Набор индуктивностей, батарея конденсаторов, амперметр переменного тока, вольтметр переменного тока, генератор звуковой частоты, набор омических сопротивлений.

Время выполнения: 2 часа

Ход работы

1.Соберите схему электрической цепи, указанной на рис. 1.

Рис. 1

Плавно меняя частоту тока на генераторе, снимите значения силы тока от частоты.                                                                                                                        

                                

2.Соберите схему электрической цепи, указанной на рис.2. Сняв резонансную зависимость тока от частоты, определите резонансную частоту ω рез.                         Рис.2

                                                                                        

                                

3. Использовать ресурсы интернет  и выполнить задание

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15d2551f-dbbe-4293.../um5_lab_rab3.html

ttps://www.youtube.com/results?search_query

www.gubkin.ru/faculty/automation_and_computer_science/chairs...n.../2.pdf

Записать значения электроемкостей, напряжения, мощности и силы тока.

4. Вывод.

Практическая работа 4

Тема:«Трехфазные электрические сети».

Цель: Опытная проверка основных соотношений величин в трехфазной цепи для соединений приемников звездой и треугольником при равномерной и неравномерной нагрузке фаз.

Оборудование: Схема лабораторной установки.

Описание: http://fizhelp.ru/uzel/ris7/image312.gif


Установка питается от трёхфазного источника с напряжением 75/44В частотой 50 Гц. Нагрузка подключается к источнику питания через комплект измерительных приборов типа К50. С его помощью измеряют линейные токи и фазные напряжения приёмников, а также активные мощности фаз приемника. На панели комплекта есть указатель последовательности следования фаз источника, включаемый нажатием кнопки.

Время выполнения: 2 часа

Ход работы

Трехфазная нагрузка состоит из трёх магазинов типа НТН-2, соединяемых по схеме "звезда" (рис.5.2, а) или по схеме "треугольник" (рис.5.2, б). Полная мощность нагрузки устанавливается с помощью штырей на наборном поле лицевой панели магазинов. Значение полной мощности соответствует напряжению 58 В, поэтому полное сопротивление магазина равно – Описание: http://fizhelp.ru/uzel/ris7/image313.gif, где S – установленная полная мощность. Характер нагрузки активно-индуктивный с постоянным коэффициентом мощности

Описание: http://fizhelp.ru/uzel/ris7/image314.gif

Описание: http://fizhelp.ru/uzel/ris7/image315.gif.

1.Собрать нагрузку по схеме «звезда» (рис. 5.2, а) и подключить ее к клеммам измерительного комплекта К50, как показано на рис. 5.1.

Рекомендуется устанавливать нагрузки фаз приёмников в пределах 20- 60 ВА. Замыкание и размыкание нулевого провода осуществляется ключом S (рис.5.1).  Включить сетевой выключатель «75/44» и провести измерения токов, напряжений и мощности в цепи.

Практическая работа 4

 2.Собрать нагрузку по схеме «треугольник» (рис. 5.2, б) и подключить её к клеммам измерительного комплекта К50, как показано на рис. 5.1.

Включить сетевой выключатель «75/44» и провести измерения токов, напряжений и мощности в цепи.

3.Провести расчеты согласно таблице.

Описание: http://fizhelp.ru/uzel/ris7/image322.jpg

Описание: http://fizhelp.ru/uzel/ris7/image323.jpg

Описание: http://fizhelp.ru/uzel/ris7/image324.gif

Описание: http://fizhelp.ru/uzel/ris7/image325.gif

4. Использовать ресурсы интернет  и выполнить задание

hoster.bmstu.ru/~fn7/lab3.html;

Рассчитать токи и напряжения.

5. Выводы.

Практическая работа 5

Тема:«Измерительные приборы».

Цель работы: Изучение электроизмерительных приборов, используемых в лабораторных работах.

Получение представлений о характеристиках стрелочных измерительных приборов. Получение навыков работы с цифровыми измерительными приборами.

Оборудование: Лабораторный стенд, четыре резистора, соединительные провода.

   Время выполнения: 2 часа

                                                                    Ход работы.

1. Изучение паспортных характеристик стрелочных электроизмерительных приборов.

Для этого внимательно рассмотрите лицевые панели стрелочных амперметров и заполните таблицу 1:  

Наименование прибора

Система измерительного механизма

Предел измерения

           

             

Цена деления

         

             

Класс точности

             

             

Максимальная абсолютная погрешность

           

         

             

Род тока

   

   

     

Нормальное положение шкалы

   

   

   

2) Ознакомиться с лицевой панелью мультиметра. Подготовьте мультиметр для измерения постоянного напряжения. Включить источник постоянного напряжения. Измерить значения выходных напряжений на клеммах «+5В», «+12В» и «-12В» относительно общей клеммы. Результаты измерений занесите в таблицу 2:

3) Подготовьте мультиметр для измерения переменного напряжения. Включить источник переменного напряжения. Измерить значения выходных напряжений на клеммах «А», «В», «С», «А-В», «В-С», «С- А». Результаты измерений занесите в таблицу 2:

Клеммы

+5 В

+12 В

-12 В

А

В

С

А-В

В-С

С-А

Измерено

4) Подготовьте мультиметр для измерения сопротивлений резисторов. Измерить значения сопротивлений резисторов. Результаты измерений занесите в таблицу 3:

Резистор

           R1

           R2

           R3

           R4

Номинальное значение сопротивления, Ом

 

 

 

Измерено, Ом

Контрольные вопросы:

1.Назовите системы электроизмерительных приборов.

2.Зарисоватьпростейшие приборы для измерения постоянного и переменного тока.

3. Перечислить преимущества магнитоэлектрических приборов.

4. Как узнать систему прибора не разбирая его?

5. Перечислить элементы устройства миллиамперметра и микроамперметра.

5) Сделайте вывод.

                                                                                                                                         

Лабораторная работа 5

Тема:«Исследование однофазного трансформатора».

Цель: Научиться определять параметры трансформатора в различных режимах работы трансформатора.

Оборудование : источник переменного тока напряжением 220 В, 50 Гц; однофазный трансформатор 220/127 В; источник переменного тока напряжением 15 В; ваттметр на 220 В, 5А; вольтметры электромагнитные с пределами измерения 250 В и 15 В; амперметр электромагнитный с пределом измерения 10 А; амперметр электромагнитный с пределом измерения 5 А; ламповый реостат для загрузки трансформатора; провода соединительные 18 шт.

Время выполнения: 2 часа

Ход работы

1.  Ознакомиться с устройством трансформатора и записать его технические данные.

2. Собрать электрическую схему

Image1482.gif (2768 bytes)

Схема исследования трансформатора

 3. Выполнить опыт холостого хода трансформатора. Для этого отключить все лампы, подать питание на первичную обмотку 220 В. Показание всех приборов записать в табл. 1.

Таблица 1

Опыт холостого хода

Измеренные

Вычисленные

U10, В

10, А, А

Р10,Вт

U20, В

К

Z0,Ом

R0,Ом

X0,Ом

cos ф 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    4. Исследовать работу трансформатора в рабочем режиме при активной нагрузке. Для этого установить напряжение на первичной обмотке трансформатора 220 В.  Включением ламп довести нагрузку до номинальной и выполнить 5–6 измерений, записывая показания в табл. 2.

Таблица 2

Измеренные

Вычисленные

п/п

U1, В

1, А

Р1, Вт

U2, В

2, А

К

Рм, Вт

 Р, Вт

Р2,Вт

cos  ф к

ф к, град

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий режим трансформатора

    5. Вычислить параметры трансформатора, используя формулы:

К= http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1483.gif; Z0 = http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1484.gif; R0http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1485.gif; x0=http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1486.gif; cos ȹ к = http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1487.gif ,

P= I U

Zкhttp://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1488.gif;Rк = http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1489.gif; ȹ = http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1490.gif; xк=http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1491.gif; cos ȹ к кhttp://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1492.gif ,

где индексом ”0” обозначены параметры холостого хода трансформатора, индексом “к” – параметры режима короткого замыкания.

Лабораторная работа 5  

Контрольные вопросы

 1. Объяснить устройство, принцип действия и область применения трансформаторов.

    2. Почему трансформаторы применяются только в цепях переменного тока ?

    3. Что показывает КПД трансформатора ?

    4. Как определяют коэффициент трансформации, коэффициент мощности и коэффициент загрузки трансформатора?

    5. Где устанавливают повышающие и понижающие трансформаторы?

    6. Назовите потери в трансформаторе и от чего они зависят?

6.Используя ресурсы интернет, описать виртуальную лабораторную установку и по паспортным данным трансформатора рассчитать его номинальные первичный I1 и вторичный I2 токи, номинальный коэффициент трансформации n.

Однофазный трансформатор. model.exponenta.ru/electro/lr_06.htm); portal23.sibadi.org/.../  ;

tre.kai.ru/metod/files/411_transformator.doc tre.kai.ru/metod/files/411_transformator.doc

7. Сделать выводы по работе.

Практическая работа 6

 Тема:«Двигатели постоянного тока».

Цель: Исследование параметров и характеристик двигателей постоянноготока.

Оборудование: лабораторный стенд, двигатель постоянного тока, потенциометр 150 Ом, резистор 150 Ом, соединительные провода.

   Время выполнения: 2 часа

Ход работы

1. Ознакомиться с устройством генератора постоянного тока, а так же со способом регулирования частоты вращения приводного электродвигателя.

2. Собрать рабочую схему для исследования двигателя постоянного тока параллельного возбуждения. Выполнить пробный пуск двигателя вхолостую. Убедиться в выполнении условий самовозбуждения.

3. Снять исходную ветвь характеристики холостого хода http://nashaucheba.ru/docs/57/56010/conv_1/file1_html_3589280a.gif двигателя, постепенно уменьшая, при помощи регулировочный реостат, ток возбуждения IB от некоторого значения до 0, получить разомкнутую цепь возбуждения, нагрузка должна быть отключена (I=0). Результаты записать в таблицу 1.

 Таблица 1

I, mA

U, B

4. Снять внешнюю характеристику, http://nashaucheba.ru/docs/57/56010/conv_1/file1_html_m2fa01f7d.gif, двигателя. Для этого: при отключенной нагрузке (I=0) регулировочным реостатом установить номинальное напряжение UH на зажимах двигателя. Затем постепенно увеличивать нагрузку, включая по одному все нагрузочные сопротивления токов нагрузки I и соответствующие им величины напряжения U. Результаты записать в таблицу 2.
 Таблица 2

Режим работы

Холостой ход

Нагрузка 1

Нагрузка 2

Нагрузка 3

Нагрузка 4

I, A

U, B

I, mA

5.Посмотреть видеоролик «Снятие механических характеристик электродвигателя». Выполнить задание.

window.edu.ru/catalog/pdf2txt/739/21739/4952

http://www.youtube.com/watch?v=-qS85aIvleQ.

Определить показания приборов при разных нагрузках  (ваттметр, вольтметр, амперметр)

Перерисовать маркировку двигателя.

Устройство ротора и статора.

6. Вывод.

Практическая работа 7

Тема: «Двигатели переменного  тока».

Цель: Исследовать электрические и механические свойства трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

Оборудование: источник трехфазного тока напряжением 380 В; асинхронный трехфазный двигатель с короткозамкнутым ротором; генератор постоянного тока для нагрузки асинхронного двигателя; ваттметр электромагнитный с пределом 5 А, 220 В; амперметр электромагнитный с пределом измерения 5 А; вольтметр электромагнитный с пределом 250 В; ключ для шунтирования амперметра на время пуска; стробоскопический четырехсекторный диск для измерения оборотов скольжения; секундомер; ламповый реостат; амперметр магнитоэлектрический в цепи генератора с пределом 10 А; вольтметр магнитоэлектрический с пределом 250 В; реостат регулировочный в цепи возбуждения генератора; провода соединительные 30 шт.

Время выполнения: 2 часа

Ход работы

    1. Ознакомиться с лабораторным стендом, асинхронным двигателем, генератором и измерительными приборами. Записать их паспортные данные.

    2. Собрать электрическую схему.

Схема включения асинхронного двигателяОписание: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1495.gif

    3. Выполнить пуск двигателя при замкнутом ключе К с последующим его отключением.

    4. Снять рабочие характеристики асинхронного двигателя. Возбудив генератор постоянного тока до номинального напряжения включением ламп нагрузочного реостата, выполнить 5–6 измерений, начиная с холостого хода двигателя

    5. Отключить двигатель от сети. Изменить направление вращения двигателя (реверсирование), поменяв местами два любых фазных провода. Включить двигатель и проконтролировать изменение направления вращения двигателя.

    6. Вычислить параметры двигателя по формулам:

Рг = Uг I г ;        Р2Описание: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1496.gif ;        Р1= 3 РФ ;  S = Описание: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1499.gif КПД ,% = Описание: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1494.gif 100% ;        cos ф= Описание: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1497.gif ,

n1Описание: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1498.gif = 1500 об/мин;       n2= n1 – ns;        S= Описание: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1499.gif ;            М= 9.55 Описание: http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ELEKTROT/METOD/LAB/Image1500.gif ,

где КПД , % г = 0.8 – коэффициент полезного действия генератора.

7.Использовать ресурсы интернет  и выполнить задание.

easyelectronics.ru/dvigateli-peremennogo-toka-princip-raboty-xarakteristiki-i-upravle...

http://www.youtube.com/watch?v=-qS85aIvleQ.

1.Как магнитное поле, ими генерируемое, направленно относительно катушек? 

2.Как с точки зрения магнитного поля, ведет себя статор?

3.Пояснить  разницу между пусковым и максимальным моментом.

8. Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторно-практические занятия

Примеры лабораторно-практических занятий...

Бинарное лабораторно-практическое занятие «Разграничение прав доступа в сети для организации эксперимента в группе»

Методическая разработка бинарного лабораторно-практического занятия на тему «Разграничение прав доступа в сети для организации эксперимента в группе» отражает реализацию основной профессиональной обра...

Самостоятельная работа учащихся на лабораторных, практических занятиях и при подготовке домашних опытов по физике.

Статья освещает  цели, задачи и организацию  самостоятельной  практической работы  учащихся  в  школе  и  дома....

Самостоятельная работа учащихся на лабораторных, практических занятиях и при подготовке домашних опытов по физике.

Статья освещает  цели, задачи и организацию  самостоятельной  практической работы  учащихся  в  школе  и  дома....

Лабораторно-практическое занятие на тему «Измерение температуры отопительного прибора для определения его мощности»

В основу данной лабораторно-практической работы был положен принцип деловой игры, когда отдельным группам студентов были розданы роли наладчиков теплоэнергетического оборудования, которые должны выпол...

тетрадь для лабораторно-практических занятий мдк 01

тетрадь для ЛПЗ ,специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения лабораторно-практических занятий по МДК. 05.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы Специальность (профессия): 19.01.17 Повар, кондитер

Выполнение студентами лабораторно-практических занятий по МДК. 05.01.  Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы служит для закрепления теоретических знаний, получе...