Мероприятие "Цифровая грамотность"
презентация к уроку (10 класс)

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация614.38 КБ
Файл Сценарий28.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

цифровой грамотности Урок

Слайд 2

– это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и интернет-ресурсов Цифровая грамотность

Слайд 3

Цифровые ресурсы в нашей жизни

Слайд 4

Онлайн-мошенничество

Слайд 5

Выборочный опрос людей возраста 25-40 лет показывает следующий результат: Считают себя грамотными Считают себя неграмотными Никогда не задумывались над этим Уровень цифровой грамотности жителей

Слайд 6

Аспекты ц ифровой грамотности

Слайд 7

динамика внедрения цифровых технологий в нашу жизнь в период с 2003 по 2023 годы 2003 2006 2013 2023 3% 15% 40% 84% Цифра среди нас

Слайд 8

Цифровая грамотность в вашей жизни Общаетесь ли вы в социальных сетях? Покупаете ли т овары онлайн? Пользуетесь ли и ными цифровыми с ервисами ? Сталкивались ли вы с онлайн-мошенничеством ?

Слайд 9

Важные навыки в цифровой экономике Коммуникация и кооперация Саморазвитие Креативное мышление Управление информацией Критическое мышление

Слайд 14

1. Сформулируйте суть проблемы. Постарайтесь описать свою проблему по существу, без длительных вступлений и «воды», но с указанием всех необходимых данных Правила обращения в техподдержку 2. К лаконичному описанию можно прикрепить скриншоты 3 . Отразите цель обращения 4. Придерживайтесь делового стиля общения (строго и без эмоций)

Слайд 17

Сталкивались ли вы с мошенниками в И нтернете?

Слайд 18

Наиболее актуальные угрозы в сети

Слайд 19

Государственная борьба с онлайн-преступлениями У головная о тветственность Разработка з ащитного ПО Анализ и наблюдение Информирование

Слайд 20

Наказания за онлайн-преступления Уголовная ответственность. За мошенническую деятельность, хищение данных и присвоение имущества карается уголовной ответственностью и лишением свободы Менее тяжкие преступления, такие как использование чужих данных, оскорбления и обман, караются штрафом от 1000 до 100 000 рублей

Слайд 21

Способы повышения цифровой грамотности



Предварительный просмотр:

Сценарий встречи
со школьниками

Аудитория: школьники (9, 11 класс)         

Количество участников: 12

Продолжительность мероприятия: 1,5 часа

Формат мероприятия: лекция, предусматривающая активное взаимодействие с аудиторией

Интерактив, взаимодействие со школьниками обеспечиваются за счет:

  1. цветных карточек у учащихся, с помощью которых они могут выбирать один из двух или один из трех вариантов ответа, поднимая их вверх
  2. возможности задавать вопросы отдельным школьникам в аудитории.

Часть 1 (45-55 минут) Лекция и интерактивное взаимодействие с залом.

Спикер

Слайды

Участники

Время

Спикер представляется, делает вступление, объясняет для чего нужны карточки и как ими пользоваться.

«Когда я учился в школе, цифровую грамотность мы не изучали, о цифровом мире мы узнали гораздо позже. Сегодня ситуация изменилась. Цифровая грамотность полноправно вошла в жизнь каждого обучающегося.

Для начала давайте определимся, что такое цифровая грамотность?

Мы говорим о том, что цифровая грамотность это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета».

Титульный слайд с названием темой и её определением (1-2) слайд

Слушают

10

мин

«Нужна ли цифровая грамотность каждому человеку? Вам, вашим родителям? Особенно если человек не работает в этой сфере, и не собирается связывать свою профессию с разработкой цифровых продуктов?

Спикер комментирует результаты (говорит, что согласен с залом, что знания нужны, не важно, в каком возрасте, все пользуются цифровыми инструментами, и ребенок, и взрослый может стать жертвой мошенников или поддаться на обман).

Слайд 3 – 4 слайды  

Отвечают на вопросы, слушают.

 Спикер просит аудиторию провести самооценку уровня знаний

«Хорошо, а как вы оцениваете свои собственные знания по цифровой грамотности сейчас?

Слайд 5

«Самооценка цифровой грамотности»

Оценивают себя

Спикер комментирует результаты, может привести пример социологических исследований, как оценивают себя взрослые.

Слайд 5

Слушают, смотрят на экран

Спикер предлагает разобраться: что такое цифровая грамотность?

«Давайте посмотрим на слайд, здесь вы видите два аспекта этого определения.

Цифровая грамотность в первую очередь — это умение получать и производить необходимую вам информацию

Во-вторых, это навык, позволяющий фильтровать и оценивать получаемую информацию.

Важно отметить, что мы говорим о пользовательской цифровой грамотности. На бытовом уровне мы сталкиваемся с обменом и поиском информации, онлайн покупками, производством и потреблением контента. Каждый из нас уже давно живёт в окружении цифровых продуктов и поэтому важно научиться ими пользоваться.

Слайд 6

(определение финансов)

Слушают, смотрят на экран

3 мин

Почему важно повышать свою Цифровую грамотность?

«Ещё совсем недавно цифровая грамотность не была столь востребована. Но сегодня, в условиях масштабного притока цифровых продуктов и услуг, а также развитию технологий, цифровая грамотность стала необходимой жизненной компетенцией, ключом к комфорту и благосостоянию.

Разбираться и грамотно распоряжаться цифровыми продуктами и ресурсами важно для каждого, не только профессионального программиста, поскольку от этого, зависит уровень жизни и безопасность самого человека и его близких. Можно сказать, что каждый человек является «министром цифрового развития» лично для себя или для своей семьи.

Ведь в современном мире с самого раннего возраста школьники вступают в отношения с современными технологиями».

Слайд 7

(почему важно разбираться в информационных ресурсах)

Слушают, смотрят на экран

Спикер разбирает на практических примерах важность цифровой грамотности

 «Сегодня, пожалуй, каждый из вас имеет под рукой несколько цифровых продуктов: социальные сети, онлайн магазины, банкинг и т.д»

Нам интересно узнать, насколько вы – современные школьники, - сталкивались в разных сферах жизни, с ситуациями, в которых вам пригодилась ваша цифровая грамотность. 

- у кого есть аккаунт в какой-либо социальной сети?

- кто делал какие-то покупки в интернете?

- кто пользуется иными цифровыми ресурсами?

- кто сталкивался с мошенниками? (например, вам писали в социальных сетях для того, чтобы попросить денег в долг)

Спикер комментирует и делает вывод о том, что цифровая жизнь – неотъемлемая часть нашей жизни.

Слайд 8

Слушают и отвечают на вопросы

3 мин

Спикер предлагает разобраться, какими знаниями и компетенциями должен обладать грамотный человек в цифровом мире.

«Перечень ключевых компетенций цифровой экономики:

1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.

2. Саморазвитие в условиях неопределенности. Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций.

3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.

4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач.

5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных.

Грамотный человек при использовании цифровых ресурсов должен отдавать себе отчет, что не вся информация в сети обладает необходимой важностью, а некоторая способна причинить вред.

Слайд 9

Слушают, смотрят на экран

3 мин

Спикер организует коммуникацию с залом, начиная с опроса:

«Скажите, часто ли вы используете социальные сЕти или занимаетесь поиском информации в сетИ.

Кто готов рассказать, для чего чаще всего вы используете цифровые ресурсы?

Спикер рассказывает личную историю о том, как в его работе полезно пользоваться цифровыми ресурсами.

Отвечают на вопросы

5 мин

Спикер передает слово залу.

«Давайте попросим, кто хочет рассказать нам о своём интересном опыте использования цифровых ресурсов (например подготовка к докладу по предмету)

Рассказывают личные истории

Переход к теме социальных сетей.

«Теперь, когда мы поделились историями о личном использовании цифровых ресурсов, давайте поговорим про социальные сети.

Задает вопрос аудитории: 

«Скажите, пожалуйста, как вы думаете, безопасно ли использовать социальные сети или же можно столкнуться с мошенниками даже общаясь с друзьями? Комментирует:

Кто ответил на вопрос утвердительно оказался прав, даже взаимодействуя со знакомыми людьми, мы можем попасть в неприятную ситуацию, если аккаунт вашего товарища был взломан.

Слайд 10

Слушают и отвечают на вопросы

1 мин

Разберем случай, когда даже при общении с другом необходимо быть бдительным и анализировать информацию.

Смоделируем ситуацию, Вы – Павел, а ваш лучший друг – Андрей. У Андрея, как и у вас, есть аккаунт в социальных сетях. По аккаунту нашего друга мы можем понять, что в данный период времени он находится в Турции в отпуске, видно, что уехал он совсем недавно, ещё сегодня. Так же мы наблюдаем, что его лучший друг — это Вы. Этой информации достаточно, чтобы мошенник смог подстроиться под происходящее и воспользоваться этой информацией в своё благо.

Слайд 11

Слушают, смотрят на экран

5 мин

*приходит уведомление*

«Только что лучшему другу Андрея приходит сообщение о том, что он попал в неприятность, ему необходима финансовая помощь»

Как мы выяснили, мы являемся грамотными пользователями социальных сетей, какие сомнения могут появиться у нас в голове?

 *дети накидывают варианты*

«У нас с вами возникли сомнения, какие действия помогут нам убедиться в том, что мы действительно поможем нашему другу, а не станем жертвой мошенников?»

Слайд 12

Смотрят в экран и отвечают на вопросы
(должен прозвучать вариант о том, что нужно позвонить Андрею)

«Действительно, самый верный и надежный способ – связаться с Андреем и узнать у него подробности»

Слайд 13

Слушают

5 мин

«Андрей попросил нас о помощи, так как он не имеет доступа к своему аккаунту, какие у вас варианты дальнейших действий»

В первую очередь нужно написать в техническую поддержку социальной сети и сообщить о проблеме.

Во-вторых, нужно знать, что нельзя делать при подобных сообщениях, с этим нам поможем помощник вашего банка, позвоним же ему

Слайд 14

Слушают и смотрят на экран

5 мин

Банковский помощник сообщает нам о том, что нельзя делать даже если, вы ведёте диалог с близким вам человеком или другом.

Слайд 15

Слушают и смотрят на экран

2 мин

К нашему счастью мы смогли предотвратить попытку мошенника нажиться за наш счёт, теперь Андрею необходимо поменять пароль в социальной сети и далее быть более внимательным.

Скажите, сталкивались ли вы с подобными ситуациями? Расскажите о своём примере.

Слайд 16-17

Слушают и смотрят на экран

отвечают на вопросы

5 минут

«Давайте посмотрим статистику мошеннической деятельности в интернете»

Кол-во онлайн преступлений за 2023 год

Слайд 18

Слушают

3 мин

Государственная борьба с преступлениями

 

Слайд 19

Наказания за онлайн преступления

Слайд 20

Слушают и смотрят на экран

2-3 мин

Способы повышения цифровой грамотности

Слайды 21

Слушают и смотрят на экран

2 мин

Часть 2 (30-40 минут) Вопросы от школьников.

СЦЕНАРИЙ

открытого мероприятия «Цифровая грамотность»

с участием главы города Нижневартовска, представителей департамента образования администрации города, представителей СМИ

Дата и время проведения: 08 сентября 2023, 10час 00мин

Место проведения: МБОУ «Лицей», ул. Дзержинского, 17А

Участники, количество: обучающиеся 9, 11 классов, 100 чел

Ход проведения

10.00   Встреча главы города и почетных гостей мероприятия

10.05-10.25 Чайная пауза, кабинет директора

10.30 Размещение почетных гостей мероприятия, актовый зал

10.30-11.20 Часть 1 открытого мероприятия «Цифровая грамотность». Лекция и интерактивное взаимодействие с залом.

Спикеры - Захаров С.Ю., преподаватель информатики МБОУ «Лицей», Майер И.В., заместитель директора по воспитательной работе

11.20-11.50 Часть 2 открытого мероприятия «Цифровая грамотность». Вопросы от школьников участников мероприятия

11.50 Подведение итогов, обратная связь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности

материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...