Мероприятие "Цифровая грамотность"
презентация к уроку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
– это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и интернет-ресурсов Цифровая грамотность
Цифровые ресурсы в нашей жизни
Онлайн-мошенничество
Выборочный опрос людей возраста 25-40 лет показывает следующий результат: Считают себя грамотными Считают себя неграмотными Никогда не задумывались над этим Уровень цифровой грамотности жителей
Аспекты ц ифровой грамотности
динамика внедрения цифровых технологий в нашу жизнь в период с 2003 по 2023 годы 2003 2006 2013 2023 3% 15% 40% 84% Цифра среди нас
Цифровая грамотность в вашей жизни Общаетесь ли вы в социальных сетях? Покупаете ли т овары онлайн? Пользуетесь ли и ными цифровыми с ервисами ? Сталкивались ли вы с онлайн-мошенничеством ?
Важные навыки в цифровой экономике Коммуникация и кооперация Саморазвитие Креативное мышление Управление информацией Критическое мышление
1. Сформулируйте суть проблемы. Постарайтесь описать свою проблему по существу, без длительных вступлений и «воды», но с указанием всех необходимых данных Правила обращения в техподдержку 2. К лаконичному описанию можно прикрепить скриншоты 3 . Отразите цель обращения 4. Придерживайтесь делового стиля общения (строго и без эмоций)
Сталкивались ли вы с мошенниками в И нтернете?
Наиболее актуальные угрозы в сети
Государственная борьба с онлайн-преступлениями У головная о тветственность Разработка з ащитного ПО Анализ и наблюдение Информирование
Наказания за онлайн-преступления Уголовная ответственность. За мошенническую деятельность, хищение данных и присвоение имущества карается уголовной ответственностью и лишением свободы Менее тяжкие преступления, такие как использование чужих данных, оскорбления и обман, караются штрафом от 1000 до 100 000 рублей
Способы повышения цифровой грамотности
Предварительный просмотр:
Сценарий встречи
со школьниками
Аудитория: школьники (9, 11 класс)
Количество участников: 12
Продолжительность мероприятия: 1,5 часа
Формат мероприятия: лекция, предусматривающая активное взаимодействие с аудиторией
Интерактив, взаимодействие со школьниками обеспечиваются за счет:
- цветных карточек у учащихся, с помощью которых они могут выбирать один из двух или один из трех вариантов ответа, поднимая их вверх
- возможности задавать вопросы отдельным школьникам в аудитории.
Часть 1 (45-55 минут) Лекция и интерактивное взаимодействие с залом.
Спикер | Слайды | Участники | Время |
Спикер представляется, делает вступление, объясняет для чего нужны карточки и как ими пользоваться. «Когда я учился в школе, цифровую грамотность мы не изучали, о цифровом мире мы узнали гораздо позже. Сегодня ситуация изменилась. Цифровая грамотность полноправно вошла в жизнь каждого обучающегося. Для начала давайте определимся, что такое цифровая грамотность? Мы говорим о том, что цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета». | Титульный слайд с названием темой и её определением (1-2) слайд | Слушают | 10 мин |
«Нужна ли цифровая грамотность каждому человеку? Вам, вашим родителям? Особенно если человек не работает в этой сфере, и не собирается связывать свою профессию с разработкой цифровых продуктов? Спикер комментирует результаты (говорит, что согласен с залом, что знания нужны, не важно, в каком возрасте, все пользуются цифровыми инструментами, и ребенок, и взрослый может стать жертвой мошенников или поддаться на обман). | Слайд 3 – 4 слайды | Отвечают на вопросы, слушают. | |
Спикер просит аудиторию провести самооценку уровня знаний «Хорошо, а как вы оцениваете свои собственные знания по цифровой грамотности сейчас? | Слайд 5 «Самооценка цифровой грамотности» | Оценивают себя | |
Спикер комментирует результаты, может привести пример социологических исследований, как оценивают себя взрослые. | Слайд 5 | Слушают, смотрят на экран | |
Спикер предлагает разобраться: что такое цифровая грамотность? «Давайте посмотрим на слайд, здесь вы видите два аспекта этого определения. Цифровая грамотность в первую очередь — это умение получать и производить необходимую вам информацию Во-вторых, это навык, позволяющий фильтровать и оценивать получаемую информацию. Важно отметить, что мы говорим о пользовательской цифровой грамотности. На бытовом уровне мы сталкиваемся с обменом и поиском информации, онлайн покупками, производством и потреблением контента. Каждый из нас уже давно живёт в окружении цифровых продуктов и поэтому важно научиться ими пользоваться. | Слайд 6 (определение финансов) | Слушают, смотрят на экран | 3 мин |
Почему важно повышать свою Цифровую грамотность? «Ещё совсем недавно цифровая грамотность не была столь востребована. Но сегодня, в условиях масштабного притока цифровых продуктов и услуг, а также развитию технологий, цифровая грамотность стала необходимой жизненной компетенцией, ключом к комфорту и благосостоянию. Разбираться и грамотно распоряжаться цифровыми продуктами и ресурсами важно для каждого, не только профессионального программиста, поскольку от этого, зависит уровень жизни и безопасность самого человека и его близких. Можно сказать, что каждый человек является «министром цифрового развития» лично для себя или для своей семьи. Ведь в современном мире с самого раннего возраста школьники вступают в отношения с современными технологиями». | Слайд 7 (почему важно разбираться в информационных ресурсах) | Слушают, смотрят на экран | |
Спикер разбирает на практических примерах важность цифровой грамотности «Сегодня, пожалуй, каждый из вас имеет под рукой несколько цифровых продуктов: социальные сети, онлайн магазины, банкинг и т.д» Нам интересно узнать, насколько вы – современные школьники, - сталкивались в разных сферах жизни, с ситуациями, в которых вам пригодилась ваша цифровая грамотность. - у кого есть аккаунт в какой-либо социальной сети? - кто делал какие-то покупки в интернете? - кто пользуется иными цифровыми ресурсами? - кто сталкивался с мошенниками? (например, вам писали в социальных сетях для того, чтобы попросить денег в долг) Спикер комментирует и делает вывод о том, что цифровая жизнь – неотъемлемая часть нашей жизни. | Слайд 8 | Слушают и отвечают на вопросы | 3 мин |
Спикер предлагает разобраться, какими знаниями и компетенциями должен обладать грамотный человек в цифровом мире. «Перечень ключевых компетенций цифровой экономики: 1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей. 2. Саморазвитие в условиях неопределенности. Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций. 3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов. 4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач. 5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных. Грамотный человек при использовании цифровых ресурсов должен отдавать себе отчет, что не вся информация в сети обладает необходимой важностью, а некоторая способна причинить вред. | Слайд 9 | Слушают, смотрят на экран | 3 мин |
Спикер организует коммуникацию с залом, начиная с опроса: «Скажите, часто ли вы используете социальные сЕти или занимаетесь поиском информации в сетИ. Кто готов рассказать, для чего чаще всего вы используете цифровые ресурсы? Спикер рассказывает личную историю о том, как в его работе полезно пользоваться цифровыми ресурсами. | Отвечают на вопросы | 5 мин | |
Спикер передает слово залу. «Давайте попросим, кто хочет рассказать нам о своём интересном опыте использования цифровых ресурсов (например подготовка к докладу по предмету) | Рассказывают личные истории | ||
Переход к теме социальных сетей. «Теперь, когда мы поделились историями о личном использовании цифровых ресурсов, давайте поговорим про социальные сети. Задает вопрос аудитории: «Скажите, пожалуйста, как вы думаете, безопасно ли использовать социальные сети или же можно столкнуться с мошенниками даже общаясь с друзьями? Комментирует: Кто ответил на вопрос утвердительно оказался прав, даже взаимодействуя со знакомыми людьми, мы можем попасть в неприятную ситуацию, если аккаунт вашего товарища был взломан. | Слайд 10 | Слушают и отвечают на вопросы | 1 мин |
Разберем случай, когда даже при общении с другом необходимо быть бдительным и анализировать информацию. | Слайд 11 | Слушают, смотрят на экран | 5 мин |
*приходит уведомление* «Только что лучшему другу Андрея приходит сообщение о том, что он попал в неприятность, ему необходима финансовая помощь» *дети накидывают варианты* | Слайд 12 | Смотрят в экран и отвечают на вопросы | |
«Действительно, самый верный и надежный способ – связаться с Андреем и узнать у него подробности» | Слайд 13 | Слушают | 5 мин |
«Андрей попросил нас о помощи, так как он не имеет доступа к своему аккаунту, какие у вас варианты дальнейших действий» В первую очередь нужно написать в техническую поддержку социальной сети и сообщить о проблеме. Во-вторых, нужно знать, что нельзя делать при подобных сообщениях, с этим нам поможем помощник вашего банка, позвоним же ему | Слайд 14 | Слушают и смотрят на экран | 5 мин |
Банковский помощник сообщает нам о том, что нельзя делать даже если, вы ведёте диалог с близким вам человеком или другом. | Слайд 15 | Слушают и смотрят на экран | 2 мин |
К нашему счастью мы смогли предотвратить попытку мошенника нажиться за наш счёт, теперь Андрею необходимо поменять пароль в социальной сети и далее быть более внимательным. Скажите, сталкивались ли вы с подобными ситуациями? Расскажите о своём примере. | Слайд 16-17 | Слушают и смотрят на экран | 5 минут |
«Давайте посмотрим статистику мошеннической деятельности в интернете» Кол-во онлайн преступлений за 2023 год | Слайд 18 | Слушают | 3 мин |
Государственная борьба с преступлениями
| Слайд 19 | ||
Наказания за онлайн преступления | Слайд 20 | Слушают и смотрят на экран | 2-3 мин |
Способы повышения цифровой грамотности | Слайды 21 | Слушают и смотрят на экран | 2 мин |
Часть 2 (30-40 минут) Вопросы от школьников.
СЦЕНАРИЙ
открытого мероприятия «Цифровая грамотность»
с участием главы города Нижневартовска, представителей департамента образования администрации города, представителей СМИ
Дата и время проведения: 08 сентября 2023, 10час 00мин
Место проведения: МБОУ «Лицей», ул. Дзержинского, 17А
Участники, количество: обучающиеся 9, 11 классов, 100 чел
Ход проведения
10.00 Встреча главы города и почетных гостей мероприятия
10.05-10.25 Чайная пауза, кабинет директора
10.30 Размещение почетных гостей мероприятия, актовый зал
10.30-11.20 Часть 1 открытого мероприятия «Цифровая грамотность». Лекция и интерактивное взаимодействие с залом.
Спикеры - Захаров С.Ю., преподаватель информатики МБОУ «Лицей», Майер И.В., заместитель директора по воспитательной работе
11.20-11.50 Часть 2 открытого мероприятия «Цифровая грамотность». Вопросы от школьников участников мероприятия
11.50 Подведение итогов, обратная связь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности
материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка
Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...