Рабочая программа учебного курса по выбору "Практикум по решению разноуровневых математических задач" в 9 классе.
рабочая программа (9 класс)

Курс расчитан на 34 часа в год , один раз в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog_kurs_9.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУДНИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» ВЕЛИЖСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

протокол №   от « » августа 2021 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Будницкая ОШ»

_____________ Д.Ф. Иванькова

Приказ №  от « » августа 2021 года

 

  

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ  «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ РАЗНОУРОВНЕВЫХ МАТЕМАТИЧЕКИХ ЗАДАЧ»

в 9 классе

на 2021 – 2022 учебный год

 

 

Рабочую программу составил: 

Двоянова Татьяна Викторовна,

 учитель математики

Будница

          2021

  1. Пояснительная записка

      Данный элективный курс составлен на основе:

  1. Примерной программы  по сборнику рабочих программ основного общего образования  по алгебре - Алгебра 7-9, составитель - Т.А. Бурмистрова, М.: Издательство «Просвещение»,  2019г.

2. Примерной программы  по сборнику рабочих программ основного общего   образования - Геометрия 7-9 .Составитель  Т.А. Бурмистрова, М: Издательство «Просвещение», 2020 г.

3.Учебного плана МБОУ «Будницкая ОШ»  на 2021-2022 учебный год.

Место в учебном плане.

     Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

  1. .Планируемые результаты освоения учебного предмета (алгебра)

Личностные результаты:

  1. сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональны предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  2. сформированность компонентов целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

Межпредметные понятия

  • овладение обучающимися основами читательской компетенции:

• овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;

• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

  • приобретение навыков работы с информацией:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

  • участие  в проектной деятельности

• овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,

• принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности

• получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

     Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

       Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного  диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

       Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

       перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития - умение объяснять мир.

        Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

       Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.

Предметные результаты:

  1. осознание значения математики для повседневной жизни человека;
  2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  3. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  5. систематические знания о функциях и их свойствах;
  6. практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
  • выполнять вычисления с действительными числами;
  • решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
  • использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
  • проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • выполнять операции над множествами;
  • исследовать функции и строить их графики;
  • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
  • решать простейшие комбинаторные задачи.

Раздел «Арифметика»

Рациональные числа

Выпускник научится:

  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
  • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
  • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты
  • применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
  • научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

Выпускник научится:

  • использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
  • владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях;

Выпускник получит возможность:

  • развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
  • развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Измерения, приближения , оценки

Выпускник научится:

  • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.

Выпускник получит возможность:

  • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
  • понять, что погрешность результата вычисления должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Алгебраические выражения

Выпускник научится:

- оперировать понятиями "тождество", "тождественное преобразование", решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;

- оперировать понятиями "квадратный корень", применять его в вычислениях;

- выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

- выполнять разложение многочленов на множители;

- применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.

Выпускник получит возможность научиться:

- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

- применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.

Уравнения

Выпускник научиться:

- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

- применять аналитический и графический языки для интерпретации понятий, связанных с понятием уравнения, для решения уравнений и систем уравнений;

- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

- проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений ( устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько и пр.)

Выпускник получит возможность:

- использовать широкий спектр специальных приемов решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений и неравенств для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, реальной практики

Неравенства

Выпускник научиться:

- понимать терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;

- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;

 

Выпускник получит возможность:

- освоить разнообразные приёмы доказательства неравенств;

- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

- применять аппарат неравенства для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики.

Раздел «Функции»

Числовые множества

Выпускник научится:

- понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел.

Выпускник получит возможность:

- развивать представление о множествах;

- развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;

- развивать и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Числовые функции

Выпускник научится:

- понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);

- строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

Выпускник получит возможность:

- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций стоить более сложные графики (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т. п.);

- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

Раздел «Числовые последовательности»

Арифметические и геометрические прогрессии

Выпускник научится:

понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);

- применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;

- понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую - с экспоненциальным ростом.

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Числа

7

2.

Буквенные выражения

5

3.

Уравнения. Системы уравнений

4

4.

Неравенства. Системы неравенств

2

5.

Функции и графики

3

6.

Прогрессии

3

7.

Геометрия

7

8.

Диагностическая работа

2

9.

Анализ итогового теста и диагностической работы

1

Итого:

34

Содержание тем учебного курса

                                                            Арифметика.

Тема № 1      Натуральные числа  - 7 час.

Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби.  Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.

                                                                    Алгебра.

Тема №2   Буквенные выражения - 5 час.

Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.

Тема №3   Уравнения. Системы уравнений. - 4 час.

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.

Тема №4    Неравенства  - 2 час.

Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.

Тема №5     Прогрессии  - 3 час.

Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена  и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.

Тема №6   Функции  и графики - 3 час.

Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции.  Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.

                                                               

                                                          Геометрия   - 7 ч.

 Основные понятия и утверждения геометрии . Вычисление  длин. Вычисление углов.

вычисление площадей. Тригонометрия. Векторы на плоскости. Задачи на доказательство.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

по плану

фактич.

                                        I Арифметика

Тема №1   Числа  (7 ч)          

1

Натуральные числа. Действия над натуральными числами

2

Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК.

3

Дроби. Действия с дробями

4

Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами.

5

Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени.

6

Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни.

7

Задачи на проценты.

Промежуточный  тест.

                                           II Алгебра

Тема №2  Буквенные выражения (5 ч)

8

Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных.

9

Преобразование алгебраических выражений.

10

Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения.

11

Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей.

12

Действия с алгебраическими дробями.

Тема №3 Уравнения. Системы уравнений (4 ч)

13

Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения.

14

Дробно-рациональные уравнения.

Уравнения с модулем.

15

Уравнения с двумя переменными.

Системы уравнений. Методы  решений.

16

Промежуточный  тест

Тема №4  Неравенства. Системы   неравенств (2 ч)

17

Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств.  

18

Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств.

   Тема №6  Функции и графики (3 ч)

19

Функции. Свойства функций и графики.

20

Линейная функция. Квадратичная функция. Обратная пропорциональность.  

21

Промежуточный тест.

      Тема №5      Прогрессии (3 ч)

22

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии.

23

Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии

24

Промежуточный тест.

                                           III Геометрия (7 ч)                            

25

Основные понятия и утверждения геометрии.

26

Вычисление  длин. Вычисление углов.

27

Вычисление площадей.

28

Тригонометрия.

29

Векторы на плоскости.

30

Задачи на доказательство.

31

Итоговый тест

32-33

Диагностическая работа  (2 ч)

34

Анализ итогового теста и  диагностической  работы  (1 ч)

Итого:   34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ

Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных тех...

Рабочая программа учебного курса по физике "Практикум решения задач по физике" (10-11 классы) на 2012-2013 уч. год

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне. Программа курса учитывает цели обучения по физике...

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы)

Данная рабочая программа по учебному курсу «Дальневосточная литература» предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. Рабочая программа предполагает п...

Рабочая программа учебного курса по алгебре и началам анализа для 11 класса

Рабочая программа учебного курса по алгебре и началам анализа 11 класс к учебнику Ш.А. Алимова....

Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...