Рабочая программа учебного курса по физике "Практикум решения задач по физике" (10-11 классы) на 2012-2013 уч. год
рабочая программа по физике по теме
Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне. Программа курса учитывает цели обучения по физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики.
Курс "Решение задач по физике" рассчитан на 70 часов (1час в неделю на 10-11классы). Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_kurs_10-11_klass.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОЛГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО Руководитель МО: __________________________ Протокол №_______ От «____» ____________ 2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ________________ Миллер А.С. Приказ № ______ От «____» ____________ 2012 г. |
Рабочая программа
учебного курса по физике
«Практикум решения задач по физике»
(10 – 11 классы)
2012 – 2013 учебный год
Составитель: Жеронкина И.В.
учитель физики и информатики, 1 категория
Долгово 2012 г.
пояснительная записка
Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне. Программа курса учитывает цели обучения по физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики.
Курс "Решение задач по физике" рассчитан на 70 часов (1час в неделю на 10-11классы). Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.
Задачи курса
- развитие физической интуиции;
- приобретение определенной техники решения задач по физике в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня процессов во всех областях жизнедеятельности человека.
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач.
Цель курса
- развитие самостоятельности мышления учащихся, умения анализировать, обобщать;
- формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний;
- создание условий для самореализации учащихся в процессе обучения.
Структура курса полностью соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики 10-11классов (учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев). Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета сократилось с 3 часов в неделю до 2 часов.
Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное решение задач.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами. Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:
- навыки самостоятельной работы;
- овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;
- составлять план решения,
- проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).
Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:
1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения (составления плана и его осуществление),
3) анализа результата решения.
Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче, установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое, выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ).
Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.
Алгоритм решения физических задач
- Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
- Запиши условие в буквенном виде.
- Вырази все значения в СИ.
- Выполни рисунок, чертёж, схему.
- Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
- Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
- Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
- Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
- Проанализируй реальность полученного результата.
Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут служить следующие виды работ
- разработка и создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс;
- подготовка и проведение презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы;
- тесты или контрольные работы.
ПРОГРАММА КУРСА
10 класс (35ч, 1ч в неделю)
1. Кинематика (7ч)
Кинематика материальной точки. Графическое представление неравномерного движения. Вращательное движение твердого тела.
2. Основы динамики. (8ч)
Стандартные ситуации динамики (наклонная плоскость, связанные тела). Движение под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении. Движение под действием нескольких сил: вращательное движение. Динамика в поле сил.
3. Законы сохранения.(8ч)
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения энергии. Правила преобразования сил. Условия равновесия и виды равновесия тел.
4. Основы МКТ и термодинамики. (6ч)
Температура. Энергия теплового движения молекул. Уравнение газа. Изопроцессы в идеальном газе. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи.
5. Электростатика. (6ч)
Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Закон электролиза.
11 класс (34ч, 1ч в неделю)
1. Электродинамика. (6ч)
Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.
2. Механические колебания и волны (4ч)
Законы гармонических колебаний материальной точки. Модели колебательных механических систем: математический маятник; пружинный маятник; физический маятник.
3. Электромагнитные колебания и волны (4ч)
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.
4. Механические волны. (4ч)
Свойства волн. Звуковые волны.
5. Световые волны. (6ч)
Законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Интерференция волн. Дифракция волн. Поперечность световых волн. Поляризация света.
6. Элементы теории относительности. (3ч)
Инварианты и изменяющиеся величины. Относительность длины, массы, времени, скорости.
7. Излучение и спектры.(1ч)
Виды излучений. Спектры и их виды. Спектральный анализ.
8. Квантовая физика.(8ч)
Фотоэффект и законы фотоэффекта. Модели атомов. Квантовые постулаты Бора. Закон радиоактивного распада. Энергия связи атомных ядер.
Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Дата | Корр. даты |
ФИЗИКА-10 | |||
Кинематика (7ч) | |||
1 | Кинематика материальной точки (равномерное прямолинейное; равнопеременное прямолинейное) | 7.09. | |
2 | Кинематика материальной точки (равномерное движение по окружности.) | 14.09. | |
3 | Графическое представление неравномерного движения. | 21.09. | |
4 | Вращательное движение твердого тела. | 28.09. | |
5 | Решение задач по теме «Кинематика». | 5.10. | |
6 | Решение графических задач по теме «Кинематика». | 12.10. | |
7. | Контрольная работа. | 19.10. | |
Основы динамики (8ч) | |||
8 | Стандартные ситуации динамики (наклонная плоскость). | 26.10. | |
9 | Стандартные ситуации динамики (связанные тела). | 9.11. | |
10 | Движение под действием нескольких сил в горизонтальном направлении. | 16.11. | |
11 | Движение под действием нескольких сил в вертикальном направлении. | 23.11. | |
12. | Движение под действием нескольких сил: вращательное движение. | 30.11. | |
13 | Динамика в поле сил (вес; сила тяжести). | 7.12. | |
14 | Динамика в поле сил (сила упругости; сила трения). | 14.12. | |
15. | Контрольная работа. | 21.12. | |
Законы сохранения (8ч) | |||
16 | Импульс тела. | 28.12. | |
17 | Закон сохранения импульса. | 11.01. | |
18 | Реактивное движение. | 18.01. | |
19 | Закон сохранения энергии. | 25.01. | |
20 | Правила преобразования сил. | 1.02. | |
21 | Условия равновесия и виды равновесия тел. | 8.02. | |
22. | Решение задач на законы сохранения. | 15.02. | |
23. | Контрольная работа. | 22.02. | |
Основы МКТ и термодинамики (6ч) | |||
24. | Температура. Энергия теплового движения молекул. | 1.03. | |
25. | Уравнение газа. | 8.03. | |
26. | Изопроцессы в идеальном газе. | 15.03. | |
27 | Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. | 22.03. | |
28 | Решение задач по основам термодинамики. | 5.04. | |
29. | Контрольная работа. | 12.04. | |
Электростатика (6ч) | |||
30 | Закон Кулона. Напряженность электрического поля. | 19.04. | |
31 | Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. | 26.04. | |
32 | Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. | 3.05. | |
33 | Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. | 10.05. | |
34 | Закон электролиза. | 17.05. | |
35 | Контрольная работа. | 24.05. | |
ФИЗИКА-11 | |||
Электродинамика (6ч) | |||
1 | Правило буравчика. Сила Ампера. | 6.09. | |
2 | Сила Лоренца. | 13.09. | |
3 | Применение правила Ленца. | 20.09. | |
4 | Закон электромагнитной индукции. | 27.09. | |
5 | Явление самоиндукции. Индуктивность. | 4.10. | |
6 | Контрольная работа. | 11.10. | |
Механические колебания (4ч) | |||
7 | Законы гармонических колебаний материальной точки. | 18.10. | |
8 | Модели колебательных механических систем: математический маятник.
| 25.10. | |
9 | Модели колебательных механических систем: пружинный маятник.
| 8.11. | |
10 | Контрольная работа. | 15.11. | |
Электромагнитные колебания (4ч) | |||
11 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
| 22.11. | |
12 | Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.
| 29.11. | |
13 | Решение задач по теме «Электромагнитные колебания» | 6.12. | |
14 | Контрольная работа. | 13.12. | |
Механические волны (3ч) | |||
15 | Свойства волн. | 20.12. | |
16 | Звуковые волны. | 27.12. | |
17 | Контрольная работа. | 17.01. | |
Световые волны (6ч) | |||
18 | Законы геометрической оптики. | 24.01. | |
19 | Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | 31.01. | |
20 | Интерференция волн. | 7.02. | |
21 | Дифракция волн. | 14.02. | |
22 | Поперечность световых волн. Поляризация света. | 21.02. | |
23 | Контрольная работа. | 28.02. | |
Элементы теории относительности (3ч) | |||
24 | Инварианты и изменяющиеся величины. | 7.03. | |
25 | Относительность длины, массы, времени, скорости. | 14.03. | |
26 | Зачетное занятие. | 21.03. | |
Излучение и спектры (1ч) | |||
27 | Виды излучений. Спектры и их виды. Спектральный анализ. | 4.04. | |
Квантовая физика (8ч) | |||
28 | Фотоэффект и законы фотоэффекта. | 11.04. | |
29 | Модели атомов. | 18.04. | |
30 | Квантовые постулаты Бора. | 25.04. | |
31 | Закон радиоактивного распада. | 2.05. | |
32 | Энергия связи атомных ядер. | 9.05. | |
33 | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. | 16.05. | |
34 | Контрольное тестирование. | 23.05. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы:
1. Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. – М.:Просвещение,1988
2. Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. – М.:Просвещение,1983
3. Абросимов Б.Ф. Физика: способы и методы поиска решения задач. – М.: Издательство «Экзамен»,2006
4. Шевцов В.А. Тренажер по физике (тренировочные задачи). – Волгоград: Учитель,2007
5. Гольдфарб Н.И. Физика: сборник задач. – М.:Просвещение,1997
6. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.: «Илекса»,2004
7. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.:Просвещение,2005
8. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. – М.:Просвещение,2004
9. Новодворская Е.М. Методика проведения упражнений по физике. – М.: изд-во «Высшая школа»,1980
10. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. – М., «Высшая школа»,1990
11. Кабардин О.Ф. Справочные материалы. – М.:Просвещение,1991
12. Гладкова Р.А., Добронравов В.Е., Жданов Л.С., Цодиков Ф.С. Сборник задач и вопросов по физике. – М. «Наука»,1983
13. Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. Сборник задач по физике. – М. , «Оникс 21 век», «Мир и образование»,2003
14. Гладской В.М., Самойленко П.И. Сборник задач по физике. – М.:Дрофа,2004
15. Губанов В.В. Физика. 10класс. Тесты. – Саратов: Лицей,2004
16. Губанов В.В. Физика. 11класс. Тесты. – Саратов: Лицей,2004
17. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
Рабочая программа по предмету «Алгебра и начала математического анализа» в 10-11 классах на 2012/2013, 2013-2014 учебные годы
Данная программа рассчитана на 272 учебных часа (136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В учебном плане для изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне отводится 3 часа в неделю, 1 час...
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Решение задач по генетике » для 10 классов
Цель курса – обеспечение компетентности выпускника в области генетики, молекулярной биологии и эволюционной теории и развитие у обучающихся практических навыков решения биологических задач.В целом кур...
Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению задач» для 11 класса
Программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и Шарыгин И. Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике, материалов из ...
Программа факультативного курса "Практикум по решению задач по физике" (9 класс)
Рабочая программа факультативного курса "Практикум по решению задач" для учащихся 9 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по решению задач по математике» 5 класс
Тип программы: программа основного общего образованияСтатус программы: рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике» 5 классНазн...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по решению задач по физике» 10 класс
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом...