Здоровьесберегающая технология
методическая разработка

Кузнецова Наталья Николаевна

Технологии развития мелкой моторики

 

       Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики под­готавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. По­скольку существует тесная взаимосвязь и взаимозави­симость речевой и моторной деятельности, то при нали­чии речевого дефекта у ребенка особое внимание необ­ходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправ­ление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимули­рующим влиянием на развитие речи являются, по мне­нию М.М. Кольцовой, и «мощным средством повыше­ния работоспособности головного мозга».

       У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

       Работа по развитию кистей рук проводится система­тически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома:

а)упражнения для развития мелкой моторики вклю­чаются в занятия логопеда и воспитателей;

б)игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

в)пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специаль­но отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями;

г)игры и действия с предметами — на физкультур­ных занятиях.

       В начале учебного года дети часто испытывают за­труднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, внача­ле выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному вы­полнению.

       Можно рекомендовать следующие эффективные при­емы развития мелкой моторики рук.

 

       1. Кинезитерапия

       От греч. kinesis — движение, therapia — лечение. В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следова­тельно, учиться и постигать.

       Но одновременно с этим любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздей­ствовать на его развитие, — с другой.

 

Кинезиологические упражнения с детьми.

 

       «Колечко». Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указатель­ному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

       «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом— левой, затем— двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).

        «Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

       «Ребро—ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

       «Домик». Соедините концевые фаланги выпрямлен­ных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием на­жмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

       «Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами К себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонталь­ном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После того одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

       «Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.».

       «Подъемный кран-1». Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальца­ми возьмите карандаш со стола, приподнимите и опус­тите его. Сделайте то же левой рукой.

       «Подъемный кран-2». Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коро­бочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

       «Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и бе­зымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

       «Снеговик». В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригре­ло солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляют­ся руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица воды.

       «Рожицы». Выполняйте различные мимические дви­жения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивай­те губы трубочкой, широко открывайте рот.

       «Умывание лица». Приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до под­бородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

       «Змейка-1». Скрестите руки ладонями друг к дру­гу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участво­вать все пальцы обеих рук.

       «Змейка-2». Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по часовой стрелке и против (сначала в одном направлении, затем в разном), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

       «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поме­няйте положение рук «с точностью наоборот».

 

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос".

 

       «Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.

       «Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка на­жав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. По­вторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении — вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

       «Клоун». Совместные движения глаз и языка. Вы­двинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатывают­ся однонаправленные движения, затем — разнонаправ­ленные.

       «Непослушный язык». Движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.

       «Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выпол­ните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

       «Фокусник». Ребенок закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который да­дут тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Дру­гой рукой нарисуй его на бумаге (промаши в воздухе)».

 

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушением зрения методом кинезиологии

 

       2. Гидрогимнастика

       Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново­го мячика, одну или двух бусинок, массажеров, малень­ких фигурок, палочек, карандашей и т. д.

 

Развивающие игры с водой.

 

       3. Су-джок терапия

       Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причи­на ее силы и безопасности.

 

       На кистях и стопах располагаются системы высоко­активных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшен­ном виде анатомическое строение организма.

       При ходьбе, беге, работе руками происходят есте­ственная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекар­ство от болезней — движение и работа.

       Из всех частей тела человека кисть наиболее похо­жа на него по форме. При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный па­лец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымян­ный палец левой кисти соответствуют правой ноге. Бе­зымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого паль­ца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соот­носится с областью живота.

       Стимуляция точек соответствия приводит к излече­нию. Неправильное применение никогда не наносит че­ловеку вреда — оно просто неэффективно

       На предполагаемые точки соответствия нужно на­давливать с равной силой и не слишком сильно с самого начала.

       Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция (непроизвольное движение из-за резкой боли). Для дос­тижения лечебного эффекта необходимо ее стимулиро­вать. Сделать это можно разными способами.

       Например, диагностической палочкой. Массаж точ­ки проводить вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немно­го сильнее. Необходимо полностью размассажироватьлечебную точку до исчезновения остаточной боли и по­явления ощущения тепла в ней.

       В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найден­ные точки нужно с силой массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния.

       Многократный массаж зон соответствия приводит к улуч­шению состояния.

       Массаж можно осуществлять семенами, массажёра­ми (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.)

       Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болез­ней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.

       Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту проце­дуру необходимо повторять несколько раз в день.

       При ручном массаже указательным или большим пальцами необходимо хорошо размассажировать точки соответствия до появления в них ощущения тепла, ис­чезновения боли и затвердений.

       Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногте­вых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. По­этому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Мож­но рекомендовать следующие приемы самомассажа: по­глаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результа­тивность показывает использование массажёров для рук. В комплекс могут входить упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

 

Массажные мячики Су - джок.

 

       «Разведчик». Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проде­лайте то же для другой руки.

       «Пила». Кисть и предплечье левой руки расположи­те на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны ле­вой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

       «Спиралька». Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фа­ланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделай­те то же для правой руки.

       «Бег по камешкам». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

       «Буравчик». Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

       «Самомассаж». Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнуты­ми указательным и средним пальцами правой руки де­лайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для пра­вой руки.

       «Погреем ручки». Движения, как при растирании замерзших рук.

       «Бинокли». Составление из пальцев овалов. Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочеред­но каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.

 

       4. Японская методика пальцевого массажа

 

       Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

       Японский ученый НамикошиТокухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на опре­деленный орган:

-массаж большого пальца повышает активность мозга;

-массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

-массаж среднего пальца улучшает работу кишечника; » массаж безымянного пальца стимулирует печень;

-массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напря­жение.

       Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый ЙосироЦуцуми  разработал систе­му упражнений для самомассажа.

       Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медлен­но поднимаются к основанию. Такой массаж желатель­но сопровождать веселыми рифмовками.

       Массаж ладонных поверхностей каменными, метал­лическими или стеклянными разноцветными шарика­ми «марблс». Их нужно:

-вертеть в руках;

-щелкать по ним пальцами;

-«стрелять»;

-направлять в специальные желобки и лунки-отвер­стия, состязаться в точности попадания.

       Массаж грецкими орехами:

-катать два ореха между ладонями;

-один орех прокатывать между пальцами;

-удерживать несколько орехов между растопыренны­ми пальцами ведущей руки и обеих рук.

       Массаж шестигранными карандашами:

-пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

-удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

 

       5. Игровые упражнения

 

       Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счет­ными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т.д., например:

 

Развивающие игры со счётными палочками.

 

Игры с прищепками.

 

       Оборудование: пуговицы.

      Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

Оборудование: разноцветные скрепки.

       Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величи­не; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавли­вать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

       Оборудование: использованная фотопленка.

Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

       Оборудование: вата.

      Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растя­нуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скру­тить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

        Оборудование: нитки, шнурки, тесьма.

       Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках раз­ные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулон­чики; рассматривать предметы через ленты разного цве­та; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фла­нелевой основе; мастерить кукол из нитей.

 

Развивающие игры со шнурками для развития мелкой моторики.

 

       Оборудование: пустые деревянные катушки.

       Содержание выполняемых действий: нанизывать ка­тушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между паль­цами; надев катушку на палочку, катать по столу; го­нять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катуш­ке; наматывать на катушки разноцветные нити.

       Оборудование: винтики, шурупы, гайки.

       Содержание выполняемых действий: подбирать гай­ку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки вин­тики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длин­ные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой малень­кой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.

 

Развивающие игры с гайками, шурупами для развития мелкой моторики.

 

       Материал: семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.

       Содержание выполняемых действий: описывать сход­ство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; со­ставлять из всех видов семян композиции на листе с пла­стилиновой основой.

 

Игры с крупами.

 

       Оборудование: прищепки, защипы для волос и т. п.

       Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конст­рукции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготав­ливать игрушки.

       Оборудование: игровое тесто, глина, песок.

       Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; ле­пить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

 

Песочная терапия для развития мелкой моторики рук у детей.

 

       Оборудование: «сухие бассейны» — емкость, напол­ненная горохом.

       Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.

 

Игры в "сухом бассейне".

       Оборудование: веревки капроновые плетеные.

       Содержание выполняемых действий: завязывание узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами.

       Оборудование: груша на 50 мл, сосуд с водой, фор­мочки для песочницы.

       Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

 

       Литература.

Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 109, [2] c. : ил. – (Сердце отдаю детям).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsya_tehnologiya_razvitiya_melkoy_motoriki.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развития мелкой моторики

       Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

       У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

       Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома:

а)упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б)игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

в)пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями;

г)игры и действия с предметами — на физкультурных занятиях.

       В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

       Можно рекомендовать следующие эффективные приемы развития мелкой моторики рук.

       1. Кинезитерапия

       От греч. kinesis — движение, therapia — лечение. В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следовательно, учиться и постигать.

       Но одновременно с этим любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, — с другой.

 

Кинезиологические упражнения с детьми.

 

       «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

       «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом— левой, затем— двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).

        «Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

       «Ребро—ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

       «Домик». Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

       «Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами К себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После того одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

       «Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.».

       «Подъемный кран-1». Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

       «Подъемный кран-2». Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

       «Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

       «Снеговик». В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица воды.

       «Рожицы». Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

       «Умывание лица». Приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

       «Змейка-1». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

       «Змейка-2». Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по часовой стрелке и против (сначала в одном направлении, затем в разном), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

       «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

 

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос".

 

       «Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.

       «Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении — вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

       «Клоун». Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем — разнонаправленные.

       «Непослушный язык». Движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.

       «Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

       «Фокусник». Ребенок закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который дадут тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Другой рукой нарисуй его на бумаге (промаши в воздухе)».

 

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушением зрения методом кинезиологии

 

       2. Гидрогимнастика

       Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажеров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. д.

 

Развивающие игры с водой.

 

       3. Су-джок терапия

       Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности.

 

       На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.

       При ходьбе, беге, работе руками происходят естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекарство от болезней — движение и работа.

       Из всех частей тела человека кисть наиболее похожа на него по форме. При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный палец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымянный палец левой кисти соответствуют правой ноге. Безымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого пальца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соотносится с областью живота.

       Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вреда — оно просто неэффективно

       На предполагаемые точки соответствия нужно надавливать с равной силой и не слишком сильно с самого начала.

       Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция (непроизвольное движение из-за резкой боли). Для достижения лечебного эффекта необходимо ее стимулировать. Сделать это можно разными способами.

       Например, диагностической палочкой. Массаж точки проводить вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немного сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и появления ощущения тепла в ней.

       В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найденные точки нужно с силой массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния.

       Многократный массаж зон соответствия приводит к улучшению состояния.

       Массаж можно осуществлять семенами, массажёрами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.)

       Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.

       Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

       При ручном массаже указательным или большим пальцами необходимо хорошо размассажировать точки соответствия до появления в них ощущения тепла, исчезновения боли и затвердений.

       Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Можно рекомендовать следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результативность показывает использование массажёров для рук. В комплекс могут входить упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

 

Массажные мячики Су - джок.

 

       «Разведчик». Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.

       «Пила». Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

       «Спиралька». Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте то же для правой руки.

       «Бег по камешкам». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

       «Буравчик». Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

       «Самомассаж». Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

       «Погреем ручки». Движения, как при растирании замерзших рук.

       «Бинокли». Составление из пальцев овалов. Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.

 

       4. Японская методика пальцевого массажа

       Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

       Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

-массаж большого пальца повышает активность мозга;

-массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

-массаж среднего пальца улучшает работу кишечника; » массаж безымянного пальца стимулирует печень;

-массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

       Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми  разработал систему упражнений для самомассажа.

       Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

       Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс». Их нужно:

-вертеть в руках;

-щелкать по ним пальцами;

-«стрелять»;

-направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.

       Массаж грецкими орехами:

-катать два ореха между ладонями;

-один орех прокатывать между пальцами;

-удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

       Массаж шестигранными карандашами:

-пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

-удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

 

       5. Игровые упражнения

       Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т.д., например:

 

Развивающие игры со счётными палочками.

 

Игры с прищепками.

          Оборудование: пуговицы.

       Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

         Оборудование: разноцветные скрепки.

       Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

       Оборудование: использованная фотопленка.

       Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

       Оборудование: вата.

      Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

         Оборудование: нитки, шнурки, тесьма.

       Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках разные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.

 

Развивающие игры со шнурками для развития мелкой моторики.

 

          Оборудование: пустые деревянные катушки.

       Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.

         Оборудование: винтики, шурупы, гайки.

        Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой маленькой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.

 

Развивающие игры с гайками, шурупами для развития мелкой моторики.

 

        Материал: семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.

       Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

 

Игры с крупами.

        Оборудование: прищепки, защипы для волос и т. п.

       Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.

       Оборудование: игровое тесто, глина, песок.

       Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

 

Песочная терапия для развития мелкой моторики рук у детей.

 

       Оборудование: «сухие бассейны» — емкость, наполненная горохом.

       Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.

 

Игры в "сухом бассейне".

       Оборудование: веревки капроновые плетеные.

       Содержание выполняемых действий: завязывание узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами.

       Оборудование: груша на 50 мл, сосуд с водой, формочки для песочницы.

       Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

 

       Литература.

Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 109, [2] c. : ил. – (Сердце отдаю детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...