Выступление на II Региональном педагогическом форуме «Детский сад – 2023. Траектория развития в современных условиях» с докладом «Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами в работе с детьми с ОВЗ»
материал

Копысова Нина Викторовна

Представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с педагогами ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами в работе с детьми с ОВЗ

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день, по-прежнему, остается актуальной темой изучения для всего педагогического сообщества.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

  К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи;

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5.Дети с задержкой психического развития;

6. Дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью);

7. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Не смотря на то, что каждая нозологическая группа имеет свои специфические особенности физического и психического развития, общим является недостаточная сформированность речевого развития.

 Успех коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ во многом зависит от слаженной  работы всего педагогического коллектива, а особенно от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей. Ведь у логопеда есть глубокие знания о коррекции речевых нарушений, а воспитатель имеет возможность проводить с детьми больше времени и включать логопедические упражнения в игры, следить за чистотой речи и правильным звукопроизношением на прогулке, на занятиях, во время режимных моментов.

Для эффективного взаимодействия необходимо правильно распределить обязанности между учителем-логопедом и воспитателем.

Например, часть работы логопед и воспитатель делают вместе:

  • подбирают речевой материал при подготовке к утренникам, праздникам и другим мероприятиям;
  • разрабатывают список рекомендаций для родителей (законных представителей);
  • обсуждают, результаты коррекционной работы, планируют дальнейшую работу с детьми.

Часть задач берет на себя логопед:

  • организует коррекционные занятия с детьми (коррекция звукопроизношения, развитие фонематических представлений, развитие лексико-грамматических категорий, связной речи);
  • рассказывает воспитателю о результатах коррекционной работы с каждым ребенком;
  • проводит открытые занятия для педагогов ДОО (учит их использовать речевой материал, выделяет особенности речевого развития на каждом возрастном этапе, обучает логопедическим приемам и пр);
  • составляет рекомендации для воспитателей (стихи, загадки, комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастик).

Часть работы выполняет воспитатель:

  • работает над расширением словарного запаса детей, развитием грамматического строя и связной речи в течение дня. Помогает дошкольникам закрепить освоенные речевые навыки;
  • следит за речью детей вне логопедических занятий, рассказывает логопеду о результатах наблюдений;
  • выполняет задания логопеда  по журналу взаимодействия педагогов по освоению адаптированной образовательной программы.

Как логопед помогает воспитателю планировать работу

Каждую неделю логопед готовит список заданий для воспитателя, в который входят:

  • Рекомендации по подбору речевого материала для занятий.
  • игры и упражнения для индивидуальной работы по темам, которые ребенку трудно освоить (обычно проводятся в вечернее время).
  • артикуляционная и пальчиковая гимнастики, игры на координацию речи с движением (воспитатель должен включить их в режим дня: например, организовать подвижную игру во время прогулки).
  • логопедические пятиминутки (с предоставлением технологической карты). Речевые пятиминутки проводятся в первой половине дня, перед обедом и посвящены теме недели.

Помимо воспитателя, каждый педагог, работающий с ребенком с ОВЗ, учитывая специфику своей деятельности, вносит свой вклад в решение поставленных коррекционных задач.

Так, например,

- музыкальный руководитель развивает просодическую сторону речи (темп, ритм, высоту и силу голоса, интонацию), работает над координацией речи с движением, развитием мимики и мелкой моторики;

- инструктор по физической культуре осуществляет деятельность по развитию общей и мелкой моторики, координации движений, ориентировке в пространстве, координации речи с движением;

- воспитатель по театрализованной деятельности занимается развитием артикуляционной и мимической моторики, выразительности движений и речи, обогащением и расширением словарного запаса, упражняет в развитии диалогической и монологической речи, способствует творческому самовыражению через сценическое искусство;

- воспитатель по изобразительной деятельности формирует представления о сенсорных эталонах, способствует развитию зрительного восприятия, зрительно-пространственных представлений, способствует творческому самовыражению средствами изобразительной деятельности.

- педагог дополнительного образования развивает конструктивные навыки, способствует развитию сенсорных и мыслительных способностей, помогает практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.

Комплексность педагогического воздействия способствует выравниванию речевого, психофизического развития ребенка с ОВЗ, развитию познавательной, мотивационной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, что способствует всестороннему и гармоничному развитию личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и  модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...

Выступление на VII региональной научно - методической конференции "Актуализация компетентностно-ориентированного подхода в современных условиях образования"

Выступление с докладом по теме: "ИКТ компетентности учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида как главное условие формирования мотивации обучения младшего школьника с ОВЗ"...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

Оптимальные формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей младшего дошкольного возраста в современных условиях ДОУ.

Дети и их родители! С кем труднее работать, сложнее найти общий язык? Наверное, с родителями. Главная цель взаимодействия  педагога и семьи – это включение родителей в совместный  обра...