Мониторинговая деятельность как основа подготовки к ЕГЭ.
статья

Выступление на РМО и презентация к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинговая деятельность как основа подготовки к ЕГЭ.

Борисова С.Г. – учитель русского языка

МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2

Всякое знание исходит из наблюдения и опыта

Шарль Сент-Бев

       Особую роль в современном образовании играет мониторинговая деятельность.

Что же скрывается за словами «мониторинг в образовании?»

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

 

Цель мониторинга - проверить  и оценить  эффективность внедряемого содержания образования по истории и обществознанию и, а так же  найти обоснованный путь устранения недостатков учебного процесса для повышения качества ее результатов.     

Существуют различные типы мониторингов, в ходе практической работы  были отобраны наиболее оптимальные.

Система диагностики обученности включает в себя:

1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.

2.Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы.

3. Повторная проверка: параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала.

4. Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса.

5. Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по курсу образовательной программы.

                  Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, свои секреты, которые помогут подготовить учеников к этому важному экзамену.

      Моя задача как учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания. Русский язык является обязательным при сдаче итоговой  аттестации, поэтому каждый обучающийся  должен в совершенстве владеть нормами русской речи, быть грамотным.

Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ЕГЭ.

      Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля.

Как известно, уровень подготовки по русскому языку можно определить с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста, тестирования и др. Использование в практике ЕГЭ такой формы, как тестирование, объясняется стремлением получить максимально объективную оценку подготовки выпускников.

Учитывая, что мышление современного школьника во многом ориентировано на тестовые алгоритмы, поэтому в системе использованию разного вида тесты на  уроках русского языка, наблюдаю повышение качества знаний по предмету. Очень важно, чтобы задания, включённые в ЕГЭ, были  знакомы учащимся с 5-го класса, повторялись из урока в урок и не требовали специального повторения к экзамену.

Преимущества тестов по сравнению со всеми возможными формами контроля всем хорошо известны, их можно свести к следующему:

- все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их достижения в усвоении предмета;

- сведена к минимуму субъективность при оценке задания С (задание со свободным ответом);

- результаты поддаются статистической обработке;

- существенно экономится время, затрачиваемое на проверку;

- за сравнительно небольшой отрезок времени можно проверить знания, умения и навыки учащихся по всем разделам школьного курса.

Опыт работы по подготовке к ЕГЭ позволяет  мне включать в урок тестирование, начиная с пятого класса. Тесты по темам (см. Приложение) разрабатываю в соответствии с кодификатором  элементов содержания и требований к уровню  подготовки выпускников:

5 класс.  Орфография. Правописание  корней.  (9 задание)

        Орфография. Правописание  гласных и согласных в приставках. (задание 10)

   Работу с тестами ЕГЭ начинаю с 1полугодия 10 класса, где  каждый ученик получает  тест, который он решает дома и через неделю сдает на проверку. На каждого обучающегося  мною заводится лист учета знаний где  отмечаю выданный вариант и правильно решенные задания.

Фамилия, имя ученика

№ варианта

Номер задания

Кол-во набранных баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

    По этому мониторингу видно, какое количество тестов решает ученик,  есть ли положительная динамика результатов, их стабильность или нестабильность, или произошла остановка в результатах на каком-то уровне. По листу учета  знаний можно сказать о каждом ученике, на каком уровне он готов к ЕГЭ на данный момент времени.

        После каждой проведенной работы (полной или тематической) делаю обязательно анализ, а затем сравниваю две последние работы.

     Этот мониторинг провожу с целью выявления положительной динамики выполнения работы. Здесь отражаю результаты успеваемости, качества работ, полученные ребятами оценки, отслеживаю динамику верно выполненных заданий и количества ошибок по каждому заданию. Положительная динамика в этих результатах  радует  не только меня, но и обучающихся, а где выявленные затруднения являются ориентиром для организации индивидуального сопровождения ученика по выравниванию знаний.

   В процессе работы с листами учета знаний первостепенное значение для меня имели  только те задания, где ребенок выполнял правильно. Но впоследствии поняла, что огромную роль имеют те,  к выполнению которых обучающийся не приступал. На основании данных заданий  выявляю разделы программы, которые не усвоены большинством учащихся, данные вопросы становятся объектом отработки на уроках, общих консультативных и индивидуальных занятий.

Работали  с 10 класса так:

  1. Изучали теорию.
  2. Алгоритм действия.
  3. Разбирали пробный тест с комментирование.
  4. Итоговый тест по вопросу.  

  Часто привлекала на уроки и видео разборы заданий из интернета, предварительно выбрав с хорошим качеством, звуком и ,конечно, правильным материалом.

   С начала 10 класса вели папки с методическими материалами к экзамену, обмениваясь с детьми удачными находками, это тоже своего рода, мониторинг: кто интересуется, готовится самостоятельно. В ходе индивидуальной работы привлекала к совместному прохождению он-лайн тестов, привлекая интерес к самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

                             

   Следующий важный этап -  проведения пробных экзаменов по ОГЭ и ЕГЭ, которые показывают степень подготовленности учащихся к государственной итоговой аттестации. Обрабатываются материалы: по каждому учащемуся, по классу, по темам. При планировании повторения учитываю  уровень индивидуальной  подготовки учащихся, распространенные ошибки по классу.

            На следующем этапе провожу  мониторинг, сравнивая качество знаний за несколько лет и результаты ЕГЭ

Мониторинг результатов обученности по выпускникам 2015 уч.года.

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Качество

Успеваемость

2013-2014

10а

10б

24

24

80%

67%

100%

100%

2014-2015

11а

11б

24

24

95%

81%

100%

100%

Сдача ЕГЭ

11а

11б

24

24

67%

67%

100%

100%

До 80 – 8 человек

До 70 – 14 человек

До 60 – 13 человек

До 50 – 6 человек

Порог – 1 человек

Мониторинг результатов обученности по выпускникам 2017 уч.года.

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Качество

Успеваемость

2013-2014

26

23

23

72%

38%

79%

100%

100%

100%

Сдача ОГЭ

26

23

23

96%

70%

78%

Качество – 63 % Средний бал – 32 (первичный)

100%

100%

100%

2014-2015

10а

10б

19

25

74%

80%

100%

100%

2015-2016

11а

11б

17

25

56%

76%

100%

100%

Сдача ЕГЭ

11а

11б

17

25

59%

76%

Качество – 69 % Средний бал – 63

100%

100%

От 72 – 10 человек

57-71 – 19 человек

24-56 -13 человек      

  На заключительном этапе провожу сравнительный мониторинг сведений о результатах участия учащихся в государственной итоговой аттестации  в форме ЕГЭ

Количество учащихся

Качество

Средний балл

2015

48

67%

61

2017

42

69 %

63

Вывод: Считаю, что такая работа по подготовке к итоговой аттестации будет результативной и даст положительные результаты  ученику и учителю, если она будет:

  • систематической;
  • целенаправленной;
  • с полным мониторингом всех достижений и неудач.

Использованные интернет-ресурсы:

  • Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg 
  • Картинка в правом нижнем углу: сканированное и обработанное изображение грамоты (ЗАО «Праздник), изготовлено ИПФ «Стезя»
  • Шаблон презентации - Ранько Елена Алексеевна -учитель начальных классов  МАОУ лицей №21  г. Иваново   Сайт: http://pedsovet.su/ 
  • Статья «Применение мониторинга при подготовке к ЕГЭ  как один из способов повышения качества и результатов государственной (итоговой) аттестации» (Осипова Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы)
  • Выдержки из доклада «Система мониторинга при подготовке к ЕГЭ как один из способов повышения качества и результатов государственной итоговой аттестации» (Выткалова С.Г. - учитель истории и обществознания)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...

Ориентировочная основа деятельности учителя по подготовке метапредметных уроков

Презентация показывает как подготовить метапредметный урок...

Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей

Работа "Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей" - победитель областного конкурса "Методическая копилка руков...

Программа мониторинговой деятельности педагогических работников

Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного образования.Педагогический мониторинг позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамик...

Использование ИКТ в мониторинговой деятельности

Компьютерные тесты по общеразвивающей программе «Гармония в единстве» (срок обучения 3 года, для детей 10-13 лет) разработаны мною для развития навыков самоконтроля и проверки теоретических знаний обу...

Программа по внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Основы медицинских знаний"

Программа по внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Основы медицинских знаний"...

Положение о мониторинговой деятельности

Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая по...