Мониторинговая деятельность как основа подготовки к ЕГЭ.
статья
Выступление на РМО и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoringovaya_deyatelnost_kak_osnova_podgotovki_k_ege.docx | 29.99 КБ |
monitoringovaya_deyatelnost_kak_osnova_podgotovki_k_ege.pdf | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинговая деятельность как основа подготовки к ЕГЭ.
Борисова С.Г. – учитель русского языка
МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2
Всякое знание исходит из наблюдения и опыта
Шарль Сент-Бев
Особую роль в современном образовании играет мониторинговая деятельность.
Что же скрывается за словами «мониторинг в образовании?»
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.
Цель мониторинга - проверить и оценить эффективность внедряемого содержания образования по истории и обществознанию и, а так же найти обоснованный путь устранения недостатков учебного процесса для повышения качества ее результатов.
Существуют различные типы мониторингов, в ходе практической работы были отобраны наиболее оптимальные.
Система диагностики обученности включает в себя:
1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.
2.Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы.
3. Повторная проверка: параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала.
4. Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса.
5. Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по курсу образовательной программы.
Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, свои секреты, которые помогут подготовить учеников к этому важному экзамену.
Моя задача как учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания. Русский язык является обязательным при сдаче итоговой аттестации, поэтому каждый обучающийся должен в совершенстве владеть нормами русской речи, быть грамотным.
Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ЕГЭ.
Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля.
Как известно, уровень подготовки по русскому языку можно определить с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста, тестирования и др. Использование в практике ЕГЭ такой формы, как тестирование, объясняется стремлением получить максимально объективную оценку подготовки выпускников.
Учитывая, что мышление современного школьника во многом ориентировано на тестовые алгоритмы, поэтому в системе использованию разного вида тесты на уроках русского языка, наблюдаю повышение качества знаний по предмету. Очень важно, чтобы задания, включённые в ЕГЭ, были знакомы учащимся с 5-го класса, повторялись из урока в урок и не требовали специального повторения к экзамену.
Преимущества тестов по сравнению со всеми возможными формами контроля всем хорошо известны, их можно свести к следующему:
- все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их достижения в усвоении предмета;
- сведена к минимуму субъективность при оценке задания С (задание со свободным ответом);
- результаты поддаются статистической обработке;
- существенно экономится время, затрачиваемое на проверку;
- за сравнительно небольшой отрезок времени можно проверить знания, умения и навыки учащихся по всем разделам школьного курса.
Опыт работы по подготовке к ЕГЭ позволяет мне включать в урок тестирование, начиная с пятого класса. Тесты по темам (см. Приложение) разрабатываю в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников:
5 класс. Орфография. Правописание корней. (9 задание)
Орфография. Правописание гласных и согласных в приставках. (задание 10)
Работу с тестами ЕГЭ начинаю с 1полугодия 10 класса, где каждый ученик получает тест, который он решает дома и через неделю сдает на проверку. На каждого обучающегося мною заводится лист учета знаний где отмечаю выданный вариант и правильно решенные задания.
Фамилия, имя ученика | № варианта | Номер задания | Кол-во набранных баллов | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||
По этому мониторингу видно, какое количество тестов решает ученик, есть ли положительная динамика результатов, их стабильность или нестабильность, или произошла остановка в результатах на каком-то уровне. По листу учета знаний можно сказать о каждом ученике, на каком уровне он готов к ЕГЭ на данный момент времени.
После каждой проведенной работы (полной или тематической) делаю обязательно анализ, а затем сравниваю две последние работы.
Этот мониторинг провожу с целью выявления положительной динамики выполнения работы. Здесь отражаю результаты успеваемости, качества работ, полученные ребятами оценки, отслеживаю динамику верно выполненных заданий и количества ошибок по каждому заданию. Положительная динамика в этих результатах радует не только меня, но и обучающихся, а где выявленные затруднения являются ориентиром для организации индивидуального сопровождения ученика по выравниванию знаний.
В процессе работы с листами учета знаний первостепенное значение для меня имели только те задания, где ребенок выполнял правильно. Но впоследствии поняла, что огромную роль имеют те, к выполнению которых обучающийся не приступал. На основании данных заданий выявляю разделы программы, которые не усвоены большинством учащихся, данные вопросы становятся объектом отработки на уроках, общих консультативных и индивидуальных занятий.
Работали с 10 класса так:
- Изучали теорию.
- Алгоритм действия.
- Разбирали пробный тест с комментирование.
- Итоговый тест по вопросу.
Часто привлекала на уроки и видео разборы заданий из интернета, предварительно выбрав с хорошим качеством, звуком и ,конечно, правильным материалом.
С начала 10 класса вели папки с методическими материалами к экзамену, обмениваясь с детьми удачными находками, это тоже своего рода, мониторинг: кто интересуется, готовится самостоятельно. В ходе индивидуальной работы привлекала к совместному прохождению он-лайн тестов, привлекая интерес к самостоятельной подготовке к ЕГЭ.
Следующий важный этап - проведения пробных экзаменов по ОГЭ и ЕГЭ, которые показывают степень подготовленности учащихся к государственной итоговой аттестации. Обрабатываются материалы: по каждому учащемуся, по классу, по темам. При планировании повторения учитываю уровень индивидуальной подготовки учащихся, распространенные ошибки по классу.
На следующем этапе провожу мониторинг, сравнивая качество знаний за несколько лет и результаты ЕГЭ
Мониторинг результатов обученности по выпускникам 2015 уч.года.
Учебный год | Класс | Количество учащихся | Качество | Успеваемость |
2013-2014 | 10а 10б | 24 24 | 80% 67% | 100% 100% |
2014-2015 | 11а 11б | 24 24 | 95% 81% | 100% 100% |
Сдача ЕГЭ | 11а 11б | 24 24 | 67% 67% | 100% 100% |
До 80 – 8 человек
До 70 – 14 человек
До 60 – 13 человек
До 50 – 6 человек
Порог – 1 человек
Мониторинг результатов обученности по выпускникам 2017 уч.года.
Учебный год | Класс | Количество учащихся | Качество | Успеваемость |
2013-2014 | 9а 9б 9в | 26 23 23 | 72% 38% 79% | 100% 100% 100% |
Сдача ОГЭ | 9а 9б 9в | 26 23 23 | 96% 70% 78% Качество – 63 % Средний бал – 32 (первичный) | 100% 100% 100% |
2014-2015 | 10а 10б | 19 25 | 74% 80% | 100% 100% |
2015-2016 | 11а 11б | 17 25 | 56% 76% | 100% 100% |
Сдача ЕГЭ | 11а 11б | 17 25 | 59% 76% Качество – 69 % Средний бал – 63 | 100% 100% |
От 72 – 10 человек
57-71 – 19 человек
24-56 -13 человек
На заключительном этапе провожу сравнительный мониторинг сведений о результатах участия учащихся в государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Количество учащихся | Качество | Средний балл | |
2015 | 48 | 67% | 61 |
2017 | 42 | 69 % | 63 |
Вывод: Считаю, что такая работа по подготовке к итоговой аттестации будет результативной и даст положительные результаты ученику и учителю, если она будет:
- систематической;
- целенаправленной;
- с полным мониторингом всех достижений и неудач.
Использованные интернет-ресурсы:
- Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg
- Картинка в правом нижнем углу: сканированное и обработанное изображение грамоты (ЗАО «Праздник), изготовлено ИПФ «Стезя»
- Шаблон презентации - Ранько Елена Алексеевна -учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/
- Статья «Применение мониторинга при подготовке к ЕГЭ как один из способов повышения качества и результатов государственной (итоговой) аттестации» (Осипова Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы)
- Выдержки из доклада «Система мониторинга при подготовке к ЕГЭ как один из способов повышения качества и результатов государственной итоговой аттестации» (Выткалова С.Г. - учитель истории и обществознания)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...
Ориентировочная основа деятельности учителя по подготовке метапредметных уроков
Презентация показывает как подготовить метапредметный урок...
Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей
Работа "Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей" - победитель областного конкурса "Методическая копилка руков...
Программа мониторинговой деятельности педагогических работников
Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного образования.Педагогический мониторинг позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамик...
Использование ИКТ в мониторинговой деятельности
Компьютерные тесты по общеразвивающей программе «Гармония в единстве» (срок обучения 3 года, для детей 10-13 лет) разработаны мною для развития навыков самоконтроля и проверки теоретических знаний обу...
Программа по внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Основы медицинских знаний"
Программа по внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Основы медицинских знаний"...
Положение о мониторинговой деятельности
Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая по...