Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
статья

Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пгт Вахрушев имени И.П. Фархудинова» 694202, Сахалинская область, Поронайский район, пгт Вахрушев, ул Школьная 1 E-mail: pgo.mkousoshvipf@sakhalin.gov.r 

тел. 8(42431)93-434, 8(42431)93-614, факс: 8(42431)93-434, 8(42431)93-614,

ИНН -6507010783, КПП -650701001  

Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Образовательная  технология, электронный образовательный ресурс и т.п.

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

Информационно-коммуникационные технологии

- повышение мотивации учащихся

Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.

новый уровень восприятия учебного материала

По данным исследований, в памяти человека остается ¼  часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, ½  часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Учу добывать информацию из различных источников: учебника, электронных энциклопедий, средств массовой информации, ресурсов сети Интернет, видеофильмов.    

  Обучающие компьютерные игры позволяют отрабатывать полученные умения и навыки, осуществлять дифференцированный подход.

   В заключительном контроле – тестирование.

   В процессе обучения использую мультимедийные хрестоматии, электронные энциклопедии, дополнительный материал по темам уроков на DVD.

  Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности.  Например, мною и моими учениками используются различные интернет-ресурсы при подготовке докладов, рефератов к различным конференциям, онлайн сетевым конкурсам и т.д.

1. Печатные дидактические материалы (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.),

2. Использование готовых обучающих программ.

3. Создание собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft PowerPoint.

4. Использование электронных словарей, справочников, учебников,

5. Интернет-ресурсы для подготовки к ГИА,ЕГЭ.

Технология дифференциации обучения.

Дифференцированное обучение  основано на создании условий для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для более эффективного обучения тех, кто способен учиться с опережением. Разным детям требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Технология дифференцированного обучения состоит в том, чтобы учитывать эту разницу.

Дифференцированное обучение требует изучения индивидуальных способностей учащихся (уровень развития внимания, мышления, памяти), что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

Данная технология подразумевает индивидуальные задания, разные виды опроса, разные приёмы оценивания.

Периодичность:

Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности

Тип урока: все типы уроков

Этап изучения темы: на всех этапах изучения темы

Этап урока:

-на этапе актуализации знаний;

-на этапе первичного закрепления;

-этап- включение в  систему  знаний и  повторение;

-самостоятельная работа с самопроверкой.

Вид деятельности:

учитель-ученик, ученик-ученик

Действия учителя: делит ребят по группам по разным уровням  способностей, чтобы они на равных могли выполнять те или иные упражнения;

делит ребят на группы (сильный – слабый), в результате осуществляется взаимопомощь.

Для сильных учеников на уроке даются поручения – консультант, докладчик.

Действия ученика: учащиеся определяют недостатки и положительные стороны своей деятельности, мысленно представляют возможные результаты изменений в своих действиях, самостоятельно оценивают выполнение заданий.

Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями:

  • создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
  • активное  общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован;
  • чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям;
  •  чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
  • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).

Дифференцированное обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие их способностям и пытаются выполнять задания следующего уровня.

Позволило создать ситуацию успеха и ощущение уверенности у обучающихся; возросла степень их психологического комфорта на уроках.

Создаётся  атмосфера доверия и поддержки. Даётся возможность сильным ученикам помогать слабым.

 Учащиеся расширяют своё мировоззрение, учатся понимать научную картину мира.

Для дифференцированного обучения я использую: задания разного уровня сложности, пошаговые инструкции для выполнения отдельных заданий, карточки для коррекции знаний.

Проблемное обучение

Обеспечение активного характера педагогического процесса. Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета. Формирование у учащихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

Главная задача сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения:

  • при объяснении,
  • закреплении,
  • контроле.

 Методы решения проблемной ситуации

  • Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование.
  • Проектирование.

Средстварешения проблемной ситуации (проблемы)

  • Эксперимент.
  • Работа с информацией (текстовой, визуальной и др.).
  • Наблюдение.
  • Моделирование.

 Формы работы учащихся

  • Беседа (эвристическая, дискуссия, диспут и т. д.).
  •  Проблемная лекция.
  •  Экскурсия.
  •  Теоретическая работа в группе над проблемными задачами и заданиями;
  • Работа с документами, текстами, материалами с проблемной направленностью.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

    В теории проблемного обучения разработаны приемы, помогающие обострить противоречия, сделать их доступными и понятными обучающимся: эмоциональное воздействие; острота и неожиданность; учет актуальности рассматриваемого вопроса; парадоксальность; борьба идей; конкретизация и персонификация; сопоставление, открыто поставленный проблемный вопрос и др.

     С точки зрения содержания и функции учебного материала, границы применимости проблемного обучения достаточно широкие, если не сказать больше: проблемно можно излагать любой материал, подлежащий изучению.

На проблемных уроках изучение содержания урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Для учащихся готовлю изложение теоретических сведений в скрытой форме, опуская сущность фактов и их связей. Начиная изучение нового, я выдвигает проблему, даю учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе  изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее «переоткрыть», например: придумать принцип кодирования текстовой информации.

Каким же образом создается проблемная ситуация?

Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или введение в урок задания  противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос.

Создаю ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

Также создаю ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию.    

     Формами организации проблемной ситуации может быть вербальное описание противоречий, показ проблемного опыта, формулировка проблемного задания, лабораторный эксперимент.

Здоровьесберегающие технологии

Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из направлений моей работы. Только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие, поэтому свою работу строю на основе разнообразных форм и методов работы с учётом оздоровительных мероприятий.

На уроке применяю различные формы снятия утомления: собрана коллекция электронных физминуток для глаз, двигательных физминуток.

Главные задачи здоровьесберегающих технологий:

  • качественное обучение,
  •  развитие и воспитание учащихся не сопровождающееся нанесением ущерба их здоровью,
  • воспитание культуры здорового образа жизни школьников.

Тестовые технологии

Тест выявляет общую картину успеваемости и определить уровень усвоения материала каждым учащимся. Это позволяет продолжить индивидуальную работу,  как с успевающими, так и с отстающими.

Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Кроме того тестовые задания предполагают среди вариантов ответа правильный и тестируемый хотя бы видит правильный ответ.

     Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащимся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой.

Использую различные виды тестов:

 1.Задания с выбором ответов (закрытые задания).

2. Задания с открытым ответом  

3. Задания на установление правильной последовательности.

   Применяю тесты  в формате MS Power Point,  готовые тестирующие программы.

Тест выявляет общую картину успеваемости и определить уровень усвоения материала каждым учащимся. Это позволяет продолжить индивидуальную работу,  как с успевающими, так и с отстающими.

Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету.

 Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

  В своей работе я использую тесы, созданные с помощью таблиц Excel,  и  с использую в своей работе систему СТАТГРАД, тесты с сайта учителя русского языка и литературы Захарьиной, открытый банк заданий для подготовки к ГИА.

Конечно, задания в форме тестов не является единственной формой проверки усвоения материала, так как имеет и свои недостатки:

  •   с помощью тестов фиксируется только результат, но не ход их выполнения в тест невозможно проверить ход решения задачи;
  • выполнение тестовых заданий несёт в себе определённый элемент случайности.

Электронные образовательные ресурсы: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://scool-collektion.edu/ru

«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»

http://fkior.edu.ru.

http://pedsovet.org/

Всероссийский интернет – педсовет

http://4ege.ru

ЕГЭ портал - с Вами и для Вас!

Основные типы модулей Федерального центра информационных образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru

В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

 На смену ставшим уже традиционными, текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР, что дает возможность удаленного дистанционного, полноценного обучения. 

Использование ЭОР позволяет сделать урок более результативным, по-настоящему развивающим и познавательным.

Применять ЭОР можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

Кроме того, сайт http://interneturok.ru/ мною используется активно уже не первый год. Этот сайт также используют и многие ученики при подготовке к урокам, особенно это полезно в случаях, если ребенок отсутствовал в школе, например, по причине длительной болезни. На сайте в доступной форме представлены видео уроки ко всем школьным предметам.

Этапы использования ОЭР на уроках

На этапе объяснения нового материала: 
1) иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных; 
2) программы-тренажеры; 
3) исполнители. 

На этапе закрепления 
1) программы-тренажеры; 
2) исполнители; 
3) тренировочные тесты. 

Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать: 
4) Интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники. 

На этапе практического закрепления 
1) практические задания (разного уровня сложности); 
2) домашние задания. 

На этапе контроля 
1) интерактивные задачники; 
2) контрольные тесты; 
3) исполнители. 

Типы ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

  • наборы цифровых ресурсов к учебникам
  •  Инновационные учебные материалы

Наборы цифровых ресурсов к учебникам.

Инновационные учебные материалы. Коллекции. Инструменты учебной деятельности. Комплексные ресурсы.

Электронные издания. Практические занятия.

 К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

  • обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).
  • Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Таблица " Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" - из материалов портфолио к аттестации....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЗОР и ИКТ) в образовательном процессе.

Здесь я представила наиболее используемые мной технологии при разработки уроков....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Материал содержит таблицу "Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации....