Материалы по самообразованию
методическая разработка

Капора Татьяна Александровна

Методическая тема : «Формирование мотива достижения успеха на уроке и во внеклассное время как условие успешной социализации». В работе раскрываются цели и актуальность данной методической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022_-_2023_kapora.docx69.91 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

МАТЕРИАЛЫ

ПО САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учителя  Капора Татьяны Александровны

Образование высшее, Смоленский государственный педагогический институт, 1983г., Смоленский государственный педагогический университет 1999г.

Педагогический стаж:  36 лет

Должность:  учитель надомного обучения

Квалификационная категория: высшая

Курсовая подготовка:

  • Курсы переподготовки «Дефектология» в ГАУ ДПОС СОИРО, 2015-2017гг.
  • Курсы повышения квалификации в ГАУ ДПОС СОИРО «Проектирование адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивной школы» с 20.04.2020 г. по 24.04 2020г. – 24 часа
  • Курсы повышения квалификации в ГАУ ДПОС СОИРО «Организация летнего отдыха детей и подростков в детском оздоровительном  загородном лагере» с 25.05.2020г. по 27.05 2020г. – 16 часов
  • Курсы повышения квалификации в ГАУ ДПОС СОИРО организационно-педагогические и методические аспекты деятельности педагога, реализующего АООП в современных условиях» с 01.04.2021г. по 26.04.2021г. – 108 часов

                                                             2022\23 учебный год

Методическая тема : «Формирование мотива достижения успеха на уроке и во внеклассное время как условие успешной социализации»

Когда начата работа над темой: 2021-2022 учебный год

Когда предполагается закончить работу: 2025-2026 учебный год

Самоанализ работы за 2021-2022 уч.год:

Этап проработки материалов: теоретический

Цель: выяснить из научно-методических источников является ли стремление к достижению успеха важным условием успешной социализации

Задачи:  

 -  изучить состояние проблемы в теории и практике специальной  психологии и олигофренопедагогики, психолого-педагогической диагностики и коррекции;

- определить актуальность темы;

- подобрать диагностические методики для определения ведущего мотива деятельности умственно отсталых школьников

Изученная литература:

1.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: [кн. для учителя] / А.С. Белкин - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

2.Бех И.Д. Педагогика успеха: воспитательные потери и их преодоления /И.Д. Бех//Педагогика и психология. - 2004. - № 4. - С. 5-15.

3.Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К.: Академвидав, 2004. - 127с.

4.Немов Р.С.. Психология. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 2001 – 510 с.

5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М. 1999-414 с.

6. Ткачук Л. Педагогические технологии создания ситуации успеха в обучении младших школьников /Лариса Ткачук//Школа. - 2006. - № 6. - С.37-39 

Актуальность. Как подтвердили изученные мной теоретические источники, одним  из важнейших условий успешной социализации является наличие мотива достижения успехов. Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании.

        Потребность в достижении успехов не является врожденной, она складывается и формируется в дошкольном детстве. В целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация достижения формировалась у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в общении с детьми. И, напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, либо осуществляли очень жесткий надзор, директивную опеку над ними, у детей возникало стремление избегать неуспеха, и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом.

        Что касается ребенка с нарушением интеллекта, то взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами с самого начало складываются неблагоприятно для развития его психики. Очень быстро родители приходят в отчаяние от беспомощности ребенка и начинают его чрезмерно опекать и обслуживать, что ставит его в ситуацию неуспеха в предметной деятельности.

Коммуникативная и игровая деятельность у умственно отсталого ребенка так же затруднены. Замедленный темп речи и ее общее недоразвитие  сильно ограничивают общение с окружающими. Непонимание смысла игры, неудерживание ее правил, приводят к тому, что сверстники либо предлагают такому ребенку самые невыгодные роли, либо не играют с ним вовсе. То есть и в этих видах деятельности ребенок с нарушением интеллекта неуспешен.

И, наконец, наиболее тяжкий ущерб его психологическому здоровью наносится в годы  пробного обучения в массовой школе. Хроническая неуспешность в учебной деятельности приводит к стойкому формированию мотива избегания неудач, способствует возникновению отрицательного эмоционального отношения к учебным занятиям. Все это затрудняет школьную адаптацию и социализацию умственно отсталого обучающегося. Поэтому формирование ведущего мотива достижения успеха в учебной и других видах деятельности является актуальным для успешной социализации наших обучающихся.

Планирование работы над темой в 2022-2023 уч. году

Этап проработки материалов: диагностический, прогностический

Цель: определить ведущий мотив деятельности (учебной, игровой) старших школьников

Задачи:

- выявить учеников, у которых ведущим мотивом деятельности является мотив избегания неудач;

- изучить разные виды способов создания ситуации достижения успеха для рационального их применения в учебно-воспитательном процессе;

- определить наиболее продуктивные методы создания ситуации успеха.

Предполагаемые результаты. В результате проведенных диагностических исследований будет определена группа обучающихся, у которых преобладает мотив избегания неудач, и которые нуждаются в создании ситуации достижения успеха.

Предполагается сотрудничество с классными руководителями, учителями-предметниками, а также с обучающимися и их родителями.

Практический выход в текущем году: проведение мероприятий, создающих ситуацию достижения успеха.

ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ

п\п

Мероприятие

Сроки

Выход

(форма отчета)

Отметка о выполнении

1

Изучение литературы. Обзор информации в интернете.

2021\22 уч. год

Отчет

Выполнено

2.

Изучение и подбор инструментария для определения ведущего мотива деятельности обучающихся

1 четверть

Отчет

Выполнено

3.

Проведение констатирующего эксперимента для определения ведущего мотива деятельности: достижение успеха или избегание неудач

Входная (стартовая) –конец 1 четверти  

Результаты эксперимента

Выполнено

итоговая – 4 четверть

Результаты эксперимента

Выполнено

4.

Проведение урока с использованием методов, развивающих мотив достижения успеха

3 четверть

Конспект урока, открытый урок, самоанализ

Выполнено

5.

Проведение внеклассного мероприятия, создающего ситуацию достижения успеха

4 четверть

Конспект мероприятия, открытое мероприятие, самоанализ

Выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по самообразованию педагога

Обоснование выбора темы самообразования, план работы над темой, информационная карта опыта, индивидуальная карта обобщения опыта работы. Цель: освоение научно-теоретической, методической базы об...

Материалы по самообразованию на тему: «Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»

Материалы по самообразованию на тему:«Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»...

11 класс. Физика. Электромагнитные колебания. Подборка материалов для самообразования.

Подборка материалов для самообразования как школьников 11-х классов, так и студентов младших курсов ВУЗов. В подборке как материалы базового уровня для общеобразовательной школы, так и профильного для...

11 класс. Физика. Производство, передача и использование электрической энергии. Подборка материалов для самообразования.

Подборка материалов для самообразования как школьников 11-х классов, так и студентов младших курсов ВУЗов. В подборке как материалы базового уровня для общеобразовательной школы, так и профильного для...

Итальянский язык. Материалы для самообразования.

Данная подборка предназначена для изучающих и преподающих итальянский язык. Эта подборка хороша тем, что интернет при изучении языка не нужен, т.е. можно изучать язык на даче или в любом месте, где ка...

Испанский язык. Материалы для самообразования.

Данная подборка предназначена для изучающих и преподающих итальянский язык. Эта подборка хороша тем, что интернет при изучении языка не нужен, т.е. можно изучать язык на даче или в любом месте, где ка...

11 класс. Физика. Электромагнитные волны. Подборка материалов для самообразования.

Подборка материалов для самообразования как школьников 11-х классов, так и студентов младших курсов ВУЗов. В подборке как материалы базового уровня для общеобразовательной школы, так и профильного для...