Материалы по самообразованию педагога
материал по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

 

Обоснование выбора темы самообразования, план работы над темой, информационная карта опыта, индивидуальная карта обобщения опыта работы. Цель: освоение научно-теоретической, методической базы обновления содержания образовательного процесса, совершенствование профессионально значимых умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.rar92.55 КБ

Предварительный просмотр:

     Активность человека в процессе взаимодействия с

окружающим миром основывается на его потребностях

Потребности являются источником активности человека и лежат в основе мотивов его поведения

Мотив – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей

Совокупность мотивов, побуждающих подростка, к какой либо деятельности, называют мотивацией

Мотивация учебной деятельности представляет собой систему целей, потребностей личности, побуждающих обучаемых к активному пополнению знаний, овладению  умениями и навыками

Мотивация учебной деятельности характеризуется

Направленностью на учение

Познавательной активностью

Познавательной деятельностью

                                                                                           

     Познавательная активность- это характеристика поведения учащегося на уроке

(с каким интересом он воспринимает знания). При низкой познавательной активности придётся заниматься формированием положительной мотивации познавательной деятельности

Положительная мотивация к тому, что изучается на уроке.

Существует несколько факторов, помогающих решить эту проблему.

Новизна формы подачи учебного материала

Посильная информация

   Новизна содержания учебного материала

Доброжелательный настрой урока

        Стимул

Сознательность

    Интерес

Принуждение

Формирование устойчивого интереса к математике

Активизация мыслительной деятельности как средство предупреждения неуспеваемости

                Активные формы и методы обучения

                                           

                                           «…Искалечить орган мышления, гораздо легче, чем любой другой орган  

                                            человеческого тела, а излечить его очень трудно. И один из самых «верных»  

                                           способов уродования мозга и интеллекта – формальное заучивание знаний».

                                                                                                                                                              Э.И. Ильенков.

      Цели включения активных форм и методов в процесс обучения.

                АСПЕКТЫ

Процессуальный

-организация разноуровневой познавательной деятельности;

-организация диалоговых форм взаимодействия учитель-ученик.

Эмоциональный.

-обеспечение комфортности процесса обучения;

-обеспечение разноуровневой успешности;

-возможность достижения каждым положительных результатов.

Содержательный.

-формирование предметных знаний;

-формирование способов решения задач;

-формирование общеучебных умений и навыков.

Активными формами и методами являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, и развиваются творческие способности каждого ученика.

Активность или пассивность занятия определяются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию.

Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся.

Активность в учении связана с целенаправленной умственной или физической работой по овладению знаниями и способами деятельности.

             Пути активизации изучения курса математики.

1. Постановка цели урока перед учащимися и анализ полученных ими результатов.

2. Самостоятельная и фронтальная работа учащихся по добыванию математических знаний.

3. Усиление развития логического мышления школьников при изучении курса математики.

4. Усвоение учащимися опыта творческой деятельности в процессе применения методов проблемного обучения.

5. Контроль за результатами деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

6. Обобщение и систематизация изучаемого материала:

  1. укрупненное изучение курса математики;
  2. блочное изучение материала;
  3. обобщающий анализ общих и отличительных признаков некоторых логически связанных друг с другом понятий, отношений, правил, алгоритмов, с которыми учащиеся уже знакомы.

        Приёмы активной мыслительной деятельности.

  1. Приём использования стимулирующих звеньев. Важно, не ограничиваясь общими советами учащимся, составлять для них специальные программы, алгоритмы, списки указаний, такие, чтобы, читая их в процессе выполнения упражнений, учащиеся пользовались стимулирующими звеньями (промежуточными рассуждениями).
  2. Приём реконструкции . Изложение  изученного материала в измененном виде. Частными случаями реконструкции являются обобщение материала, его конкретизация, перемещение отдельных частей подлинника и т.д.
  3. Приём мысленного составления плана. Он заключается в том, что читая, мы намеренно или подсознательно разбиваем материал на отдельные логические части и даем им названия.
  4. Прием прогнозирования. Решая любую задачу, человеку приходится постоянно предвидеть ход событий и на основе анализа, синтеза, обобщения ситуации регулировать и корректировать свою работу, прогнозировать её результат.
  5. Приём выделения смысловых опорных пунктов. Заглавия, образы, слова, выделяемые по ходу ознакомления с материалом, в психологии называют смысловыми опорными пунктами.
  6. Приём соотнесения. Он сводится к увязыванию изучаемого материала с прежними знаниями и отдельных частей нового друг с другом.
  7. Приёмы: сравнение, обобщение, систематизация, воспроизведение материала, классификация и т.д.

Характерные черты современного обучения математике.
  1. Активизация и постепенное усиление познавательной деятельности учащихся.
  2. Целенаправленная постоянная подготовка учащихся к восприятию нового.
  3. Использование методов научного познания: обобщение, наблюдение и т.д.
  4. Раскрытие связей и отношений между понятиями.
  5. Индивидуализация обучения.
  6. Систематическая работа по развитию творческого мышления учащихся.
  7. Обеспечение систематической связи ученик-учитель и внесение корректив в общий процесс обучения, в содержание и характер дифференцированного обучения.

Психолого-педагогические качества учителя математики.

Педагогические умения:

-умение определять характеристики знаний учащихся (их виды, этапы, уровни усвоения, качества) в начале и конце учебного года;

-умение определять состояние способов деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности;

-умение выявлять основные показатели обучаемости (восприимчивость учащихся к усвоению новых знаний и способов деятельности);

-умение определять причины отставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы;

-умение стимулировать готовность к самобучению и непрерывному обучению.

Психологические качества:

-мотивация учителя к психологической диагностике учащихся в процессе обучения;

-специфические диагностические умения и способности учителя;

-умение увязать воедино все проявления способностей ученика, увидеть между ними причинно-следственные отношения, наметить пути развития и коррекции;

-умение прогнозировать возможности учащихся.

       Система уроков, позволяющая наиболее полнее организовать
        подготовку учащихся к экзаменам:

1.Урок ознакомления с новым материалом.  Это может быть.

  1. Обычный по структуре урок,   основной целью которого является ввести понятия, установить свойства изучаемых объектов, сообщением правил, построением алгоритмов.
  1. Урок-лекция, на котором, как правило, излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
  2. Урок-семинар. Семинары характеризуются, прежде всего, двумя признаками: самостоятельным изучением  нового материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности.

2.Урок закрепления изученного материала. Это может быть.

  1. Обычный по структуре урок . Цель которого: формирование определенных умений.
  2. Урок- тренажёр (типовой расчёт), на котором учащиеся выполняют определенное количество заданий  однотипных расположенных в порядке возрастания сложности, используя при этом алгоритмы, карточки-консультанты. Справочные материалы.

3. Урок применения знаний и умений.

  1. Урок , на котором идет воспроизведение необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.
  2. Урок – практикум, задачей которого является усиление практической направленности обучения. Основным  способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работа.

      4. Урок проверки и коррекции знаний.

  1. Урок, на котором выявляется уровень овладения учащимися комплексом знаний  и умений.
  2. Урок – консультация.
  3. Урок  работы по карточкам коррекции.
  4. Урок – зачет.
  5. Урок – контрольная работа, тестирование.

Формы организации работы учащихся на уроке.

Коллективные:

-анализ материала на основе объяснения  

 учителя;

-совместное нахождение правильных решений

 при заданной ситуации;

-фронтальный опрос по теме;

комментированное письмо;

-взаимоконтроль;

-анализ выполненных упражнений;

-формулирование правила;

-заучивание основных понятий;

-совместная проверка домашнего задания.

Индивидуальные:

-выполнение индивидуальных заданий;

-индивидуальный опрос;

-коррекция знаний слабоуспевающих учащихся;

-самоконтроль;

-работа с индивидуальным дидактическим

материалом;

-работа с предметными таблицами и

 алгоритмами;

-работа с занимательными материалами по теме;

-творческие работы;

-работа с иллюстрациями;

-участие в дидактической игре.

                 Развитие творческих способностей учащихся.  

  1. Решение познавательных задач.
  2. Дидактические игры на уроках математики.
  3. Интеллектуальное развитие учащихся.
  4. Нестандартные формы урока.
  5. Участие в работе по формированию устойчивого интереса к математике.
  6. Участие в работе учебного кабинета.
  7. Активизация познавательной активности на внеклассных мероприятия

      Способы стимулирования творческой активности учащихся.

  1. Доброжелательность, отсутствие критики в адрес ребенка.
  2. Обеспечение возможностей для упражнения и практики.
  3. Использование творческого подхода к решению проблемы.
  4. Стимулирование развития любознательности.
  5. Поощрение высказывания оригинальных идей.
  6. Предоставление возможности активно задавать вопросы.

  Процессуально-деятельностное направление методической системы формирования и  

  развития мотивации изучения математики базируется на следующих подходах:

Организация разноуровневой познавательной деятельности

Увеличение доли самостоятельности познавательной деятельности

Обеспечение комфортности в учебно-познавательной деятельности путем создания ситуации успеха

  1. система индивидуальных дифференцированных проверочных работ и домашних заданий;
  2. дополнительная работа с дидактической литературой;

  1. деятельность по образцу;
  2. развитие навыков самоконтроля;
  3. дифференцированные самостоятельные работы;

  1. использование дидактических игр;
  2. предоставление возможности выбора задания;
  3. направленность на достижение запланированных результатов.

Снижение уровня тревожности

Разрешение индивидуальных затруднений

Создание ситуации успеха

    Наличие познавательного интереса. Снижение уровня тревожности, формирование  

             положительного отношения к предмету и образованию в целом.

Урок – это форма общения учителя и ученика, цель которого – взаимное обогащение    

                                       знаниями и духовными ценностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по самообразованию на тему: «Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»

Материалы по самообразованию на тему:«Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»...

САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...

сборник материалов Региональной научно-практической конференции "САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

В сборнике предоставленные материалы, которыми могут воспользоваться преподаватели для самообразования и самосовершенствования....

11 класс. Физика. Электромагнитные колебания. Подборка материалов для самообразования.

Подборка материалов для самообразования как школьников 11-х классов, так и студентов младших курсов ВУЗов. В подборке как материалы базового уровня для общеобразовательной школы, так и профильного для...

Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования: «Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»

самообразование педагога  должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанали...