Материалы по самообразованию педагога
материал по теме
Обоснование выбора темы самообразования, план работы над темой, информационная карта опыта, индивидуальная карта обобщения опыта работы. Цель: освоение научно-теоретической, методической базы обновления содержания образовательного процесса, совершенствование профессионально значимых умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.rar | 92.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Активность человека в процессе взаимодействия с окружающим миром основывается на его потребностях |
Потребности являются источником активности человека и лежат в основе мотивов его поведения |
Мотив – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей |
Совокупность мотивов, побуждающих подростка, к какой либо деятельности, называют мотивацией |
Мотивация учебной деятельности представляет собой систему целей, потребностей личности, побуждающих обучаемых к активному пополнению знаний, овладению умениями и навыками |
Мотивация учебной деятельности характеризуется |
Направленностью на учение | Познавательной активностью | Познавательной деятельностью |
Познавательная активность- это характеристика поведения учащегося на уроке (с каким интересом он воспринимает знания). При низкой познавательной активности придётся заниматься формированием положительной мотивации познавательной деятельности |
Положительная мотивация к тому, что изучается на уроке. Существует несколько факторов, помогающих решить эту проблему. |
Новизна формы подачи учебного материала | Посильная информация | Новизна содержания учебного материала | Доброжелательный настрой урока |
Стимул |
Сознательность | Интерес | Принуждение |
Формирование устойчивого интереса к математике | Активизация мыслительной деятельности как средство предупреждения неуспеваемости |
Активные формы и методы обучения |
«…Искалечить орган мышления, гораздо легче, чем любой другой орган
человеческого тела, а излечить его очень трудно. И один из самых «верных»
способов уродования мозга и интеллекта – формальное заучивание знаний».
Э.И. Ильенков.
Цели включения активных форм и методов в процесс обучения.
АСПЕКТЫ |
Процессуальный
-организация разноуровневой познавательной деятельности;
-организация диалоговых форм взаимодействия учитель-ученик.
Эмоциональный.
-обеспечение комфортности процесса обучения;
-обеспечение разноуровневой успешности;
-возможность достижения каждым положительных результатов.
Содержательный.
-формирование предметных знаний;
-формирование способов решения задач;
-формирование общеучебных умений и навыков.
Активными формами и методами являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, и развиваются творческие способности каждого ученика.
Активность или пассивность занятия определяются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию.
Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся.
Активность в учении связана с целенаправленной умственной или физической работой по овладению знаниями и способами деятельности.
Пути активизации изучения курса математики.
1. Постановка цели урока перед учащимися и анализ полученных ими результатов.
2. Самостоятельная и фронтальная работа учащихся по добыванию математических знаний.
3. Усиление развития логического мышления школьников при изучении курса математики.
4. Усвоение учащимися опыта творческой деятельности в процессе применения методов проблемного обучения.
5. Контроль за результатами деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
6. Обобщение и систематизация изучаемого материала:
- укрупненное изучение курса математики;
- блочное изучение материала;
- обобщающий анализ общих и отличительных признаков некоторых логически связанных друг с другом понятий, отношений, правил, алгоритмов, с которыми учащиеся уже знакомы.
Приёмы активной мыслительной деятельности.
- Приём использования стимулирующих звеньев. Важно, не ограничиваясь общими советами учащимся, составлять для них специальные программы, алгоритмы, списки указаний, такие, чтобы, читая их в процессе выполнения упражнений, учащиеся пользовались стимулирующими звеньями (промежуточными рассуждениями).
- Приём реконструкции . Изложение изученного материала в измененном виде. Частными случаями реконструкции являются обобщение материала, его конкретизация, перемещение отдельных частей подлинника и т.д.
- Приём мысленного составления плана. Он заключается в том, что читая, мы намеренно или подсознательно разбиваем материал на отдельные логические части и даем им названия.
- Прием прогнозирования. Решая любую задачу, человеку приходится постоянно предвидеть ход событий и на основе анализа, синтеза, обобщения ситуации регулировать и корректировать свою работу, прогнозировать её результат.
- Приём выделения смысловых опорных пунктов. Заглавия, образы, слова, выделяемые по ходу ознакомления с материалом, в психологии называют смысловыми опорными пунктами.
- Приём соотнесения. Он сводится к увязыванию изучаемого материала с прежними знаниями и отдельных частей нового друг с другом.
- Приёмы: сравнение, обобщение, систематизация, воспроизведение материала, классификация и т.д.
Характерные черты современного обучения математике.
- Активизация и постепенное усиление познавательной деятельности учащихся.
- Целенаправленная постоянная подготовка учащихся к восприятию нового.
- Использование методов научного познания: обобщение, наблюдение и т.д.
- Раскрытие связей и отношений между понятиями.
- Индивидуализация обучения.
- Систематическая работа по развитию творческого мышления учащихся.
- Обеспечение систематической связи ученик-учитель и внесение корректив в общий процесс обучения, в содержание и характер дифференцированного обучения.
Психолого-педагогические качества учителя математики.
Педагогические умения:
-умение определять характеристики знаний учащихся (их виды, этапы, уровни усвоения, качества) в начале и конце учебного года;
-умение определять состояние способов деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности;
-умение выявлять основные показатели обучаемости (восприимчивость учащихся к усвоению новых знаний и способов деятельности);
-умение определять причины отставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы;
-умение стимулировать готовность к самобучению и непрерывному обучению.
Психологические качества:
-мотивация учителя к психологической диагностике учащихся в процессе обучения;
-специфические диагностические умения и способности учителя;
-умение увязать воедино все проявления способностей ученика, увидеть между ними причинно-следственные отношения, наметить пути развития и коррекции;
-умение прогнозировать возможности учащихся.
Система уроков, позволяющая наиболее полнее организовать
подготовку учащихся к экзаменам:
1.Урок ознакомления с новым материалом. Это может быть.
- Обычный по структуре урок, основной целью которого является ввести понятия, установить свойства изучаемых объектов, сообщением правил, построением алгоритмов.
- Урок-лекция, на котором, как правило, излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
- Урок-семинар. Семинары характеризуются, прежде всего, двумя признаками: самостоятельным изучением нового материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности.
2.Урок закрепления изученного материала. Это может быть.
- Обычный по структуре урок . Цель которого: формирование определенных умений.
- Урок- тренажёр (типовой расчёт), на котором учащиеся выполняют определенное количество заданий однотипных расположенных в порядке возрастания сложности, используя при этом алгоритмы, карточки-консультанты. Справочные материалы.
3. Урок применения знаний и умений.
- Урок , на котором идет воспроизведение необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.
- Урок – практикум, задачей которого является усиление практической направленности обучения. Основным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работа.
4. Урок проверки и коррекции знаний.
- Урок, на котором выявляется уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений.
- Урок – консультация.
- Урок работы по карточкам коррекции.
- Урок – зачет.
- Урок – контрольная работа, тестирование.
Формы организации работы учащихся на уроке.
Коллективные:
-анализ материала на основе объяснения
учителя;
-совместное нахождение правильных решений
при заданной ситуации;
-фронтальный опрос по теме;
комментированное письмо;
-взаимоконтроль;
-анализ выполненных упражнений;
-формулирование правила;
-заучивание основных понятий;
-совместная проверка домашнего задания.
Индивидуальные:
-выполнение индивидуальных заданий;
-индивидуальный опрос;
-коррекция знаний слабоуспевающих учащихся;
-самоконтроль;
-работа с индивидуальным дидактическим
материалом;
-работа с предметными таблицами и
алгоритмами;
-работа с занимательными материалами по теме;
-творческие работы;
-работа с иллюстрациями;
-участие в дидактической игре.
Развитие творческих способностей учащихся.
- Решение познавательных задач.
- Дидактические игры на уроках математики.
- Интеллектуальное развитие учащихся.
- Нестандартные формы урока.
- Участие в работе по формированию устойчивого интереса к математике.
- Участие в работе учебного кабинета.
- Активизация познавательной активности на внеклассных мероприятия
Способы стимулирования творческой активности учащихся.
- Доброжелательность, отсутствие критики в адрес ребенка.
- Обеспечение возможностей для упражнения и практики.
- Использование творческого подхода к решению проблемы.
- Стимулирование развития любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Предоставление возможности активно задавать вопросы.
Процессуально-деятельностное направление методической системы формирования и развития мотивации изучения математики базируется на следующих подходах: |
Организация разноуровневой познавательной деятельности | Увеличение доли самостоятельности познавательной деятельности | Обеспечение комфортности в учебно-познавательной деятельности путем создания ситуации успеха |
- система индивидуальных дифференцированных проверочных работ и домашних заданий;
- дополнительная работа с дидактической литературой;
- деятельность по образцу;
- развитие навыков самоконтроля;
- дифференцированные самостоятельные работы;
- использование дидактических игр;
- предоставление возможности выбора задания;
- направленность на достижение запланированных результатов.
Снижение уровня тревожности | Разрешение индивидуальных затруднений | Создание ситуации успеха |
Наличие познавательного интереса. Снижение уровня тревожности, формирование положительного отношения к предмету и образованию в целом. |
Урок – это форма общения учителя и ученика, цель которого – взаимное обогащение
знаниями и духовными ценностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты самообразования педагогов УДОД Тайшетского района в 2013-2014 уч.году. педагог, методист Мышкина Ирина Дмитриевна.
материал содержит отчет по самообразованию педагога...
Результаты самообразования педагогов УДОД Тайшетского района в 2013-2014 уч.году. педагог, методист Мышкина Ирина Дмитриевна.
материал содержит отчет по самообразованию педагога...
Материалы по самообразованию на тему: «Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»
Материалы по самообразованию на тему:«Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»...
САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
сборник материалов Региональной научно-практической конференции "САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"
В сборнике предоставленные материалы, которыми могут воспользоваться преподаватели для самообразования и самосовершенствования....
11 класс. Физика. Электромагнитные колебания. Подборка материалов для самообразования.
Подборка материалов для самообразования как школьников 11-х классов, так и студентов младших курсов ВУЗов. В подборке как материалы базового уровня для общеобразовательной школы, так и профильного для...
Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования: «Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»
самообразование педагога должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанали...