Выступление на педагогическом совете Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся.
материал

Крутикова Татьяна Васильевна
Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_.sovet_ot_14.02.2022.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность». Предупреждение перезагрузки обучающихся.

 

Домашнее задание - это:

•форма самостоятельной работы учащихся, организуемая преподавателем с целью закрепления и углубления знаний, речевых навыков и умений, полученных на уроке, а иногда и для самостоятельного решения посильных познавательных задач, являющихся частью определяемого программой учебного материала (толковый словарь);

 

•составная часть процесса обучения, цель которого расширение и углубление знаний, умений, полученных на уроке, предотвращение их забывания, развитие индивидуальных склонностей и способностей;

 

•это процесс самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на закрепление и развитие комплекса диагностируемых программных знаний и умений, освоенных на уроке.

 

Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.

В школах Японии нет домашней работы только у начальных классов.

В Израиле ничего не задают на дом, ученикам с первого по шестой класс.

В Канаде и Финляндии считают, что домашняя работа - не так обязательна и поэтому, задают ее там очень редко.

В Испании и в Италии вообще отказались от домашних заданий.

Вред домашнего задания

1. Домашнее задание вредит здоровью

2. Домашнее задание отбирает время

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

4. Домашнее задание ничему не учит

5. Домашнее задание убивает желание учиться

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Польза домашнего задания

Закрепляем изученное на уроке. Повторение — мать учения.

Делаем самостоятельно то, что можно сделать без учителя: порыться в словаре в поисках незнакомых слов, поделать упражнения, десять раз прослушать непонятный момент в диалоге.

Это время, когда вы занимаетесь, но при этом не платите за занятие.

Так учеба идет гораздо эффективнее. Если вы хотите качественно повысить свой уровень, без самостоятельной работы дома не обойтись.

Ученики становятся самостоятельнее в обучении, у них появляется чувство удовлетворения от проделанной работы, а заодно и много вопросов, которые мы разберем на следующем занятии.

Часть учителей даже считают, что мало задавать – значит автоматически признавать второстепенность своего предмета. Вот и получается, что, ставя перед собой и своими учениками благие цели, коллеги просто забывают, что гораздо важнее не то, сколько задано на дом, а что и как задано.

Сколько времени должно уходить на домашнее задание

согласно Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

1,5 часа в день — во 2–3 классе;

2 часа в день — в 4–5 классе;

2,5 часа в день — в 6–8 классе;

3,5 часа в день — в 9–11 классе

Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе.

Что мешает делать домашнее задание быстро

слишком сложная программа;

неумение сосредоточиться;

неумение правильно распределять время;

усталость;

отсутствие мотивации.

Функции домашнего задания:

Функция выравнивания знаний и умений ребёнка.

 Стимулирование познавательного интереса.

           Развитие самостоятельности ученика, ответственности.

 

Домашние задания направлены на…

*закрепление знаний и умений,

*систематизацию изученного материала,

*применение знаний,

*развитие творческих способностей.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

 • Задание

должно быть понятно каждому обучающемуся;

 • носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения;

 • предопределять его проверку;

 • может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

 • должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

 • не должно быть однообразным и однотипным;

 • должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

 • должна быть установка на повторение пройденного;

 • должно иметь трудность, но быть посильным для обучающихся (установка на преодоление трудностей учения);

 • включает в себя вопросы, требующие от обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

Виды домашней работы

Индивидуальная

задаётся отдельным учащимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. Это могут быть сообщения к последующим темам, содержащие дополнительную информацию, презентации, карты, плакаты и т.д.

Групповая

группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Творческая

необходимо задавать на несколько дней вперёд. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос.

Дифференцированная

Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы.

Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера.

Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель поясняет порядок выполнения работ и рекомендует источники знаний.

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;

провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);

выполнить аналогичное задание;

использовать индивидуальные карточки;

провести выборочную проверку письменного задания;

провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.

Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.   

Оригинальные способы проверки домашнего задания

Дискуссия. Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

Вопрос автору (в форме интервью) Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Ньютону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.  

Тематический кроссворд составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

Неожиданные вопросы Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа.

Рецензия на устный ответ Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

Взаимная проверка при проверке письменного домашнего задания можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.     

Краткие письменные ответы вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов.

Сверка с проектором Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.

 

Не забывайте о пользе домашнего задания

Его выполнение — это не бесполезное и бесцельное времяпрепровождение. Домашнее задание нужно, чтобы закрепить знания, получить новую информацию, почувствовать себя более уверенно. Если напоминать себе о важности того, что вы делаете, процесс идёт живее.

При регулярном выполнении домашних заданий развивается множество полезных умений: от тайм-менеджмента до навыка самообразования и потребности постоянно учиться чему-то новому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для выступления на педагогическом совете "Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС ООО"

В докладе рассматриваются особенности и основные этапы урока в соответствии с требованиями  ФГОС ООО. Приводятся примеры из опыта работы на уроках истории....

Новые подходы к домашнему заданию в условиях реализации ФГОС ООО

   С 01 сентября 2015 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы основного общего образования, перешли на обучение в пятых классах по федераль...

Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

Статья в газету по итогам проведения семинара-практикума "Домашнее задание в условиях реализации ФГОС"

Перед участниками семинара-практикума стояла отнюдь не простая задача: определить роль домашнего задания в условиях реализации ФГОС. На семинаре присутствовали заинтересованные в решении данной пробле...

Домашнее задание по математике в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференциация.

Домашнее задание по математике в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференциация. ...

Выступление на педагогическом совете на тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения"

Выступление на педагогическом совете не тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения" содержит материал о системно-деятельностном подходе к обучению как...