Склонение имен прилагательных женского рода единственного числа
план-конспект урока (6 класс) по теме

Урок дан в 6 классе коррекционной школы VIII  вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_skl_im._pril.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Склонение имен прилагательных женского рода.

Цель: формирование навыков определения падежей имен прилагательных по падежам имён существительных;  обобщение и систематизация знаний учащихся  об имени прилагательном; воспитание интереса к языку; коррекция памяти и внимания.

Оборудование: таблица, тексты загадок, картинки – отгадки, «Чёрный ящик», предметы, карточки.

Ход урока.

I.Оргмомент.

        Сядьте ровно. Посмотрите на меня. Улыбнитесь. Урок сегодня особенный.  У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

II. Закрепление знаний. Вопросы.

  1. Какую часть речи вы изучаете? (Имя прилагательное.  Учитель добивается полного ответа)
  2.  Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)
  3.  На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой, какая, какие?)
  4.  Дайте полное определение этой части речи.
  5.  Назовите каждый по одному прилагательному.
  6.  Для чего люди в речи используют прилагательные? (Для того, чтобы называть признаки предметов, делать речь выразительной, яркой, интересной)
  7. А помните как изменяется имя прилагательное? (По родам, числам, падежам)
  8. Молодцы! Правильно!

III. Проверка домашнего задания.

Откройте тетради.

-Что нужно было сделать в упражнении?  (Поставить вопросы к прилагательным, обозначить существительные, определить падеж)

- Проверяем выборочно.

-Прочитаем из первого предложения словосочетание прилагательное с существительным и вопрос к прилагательному. Определить падеж.

От (какой?) родной земли (Р.П.)

По (какой?) гладкой дороге (Д.П.)

В (какой?) дремучей чаще (П.П.)

-В написании какой части слова вы могли сделать ошибки (В окончании)

-Что необходимо сделать  прежде, чем писать окончание? (Поставить  к прилагательному вопрос)

-От какого слова зависит падеж прилагательного? (От существительного, которое с ним согласуется)

Правильно. Сбор тетрадей.

IV. Орфографическая пятиминутка.

Ребята, проведём орфографическую пятиминутку. Каждый получит карточку с предложением. Предложение звучит так: «Мы живём  в огромной стране России».

        Ваша задача: вставить пропущенные орфограммы, исправить текст.

На доске – проверка.

-Проверьте, какими правилами вы пользовались, чтобы  правильно написать предложение?

Дополнительные вопросы.

-Какое это предложение по цели высказывания? (Повествовательное)

- Найдите в тексте прилагательное. На  какой вопрос отвечает?

-С каким существительным оно согласуется?

Собрать карточки.

-Я рада, что вы многое помните.

V. Новая тема.

-Ребята, сегодня мы продолжаем изучать часть речи – имя прилагательное.

Мы повторим то, что  знаем и узнаем много нового. В жизни всё это вам пригодится.

Раздать тетради.

Раскрыть занавес на доске.

-Запишите число и тему урока.

На прошлом уроке вы познакомились  с таблицей падежных окончаний прилагательных женского рода и обратили внимание на то, что в Р.,Д., П. падежах прилагательные отвечают  на один и тот же вопрос. Это вопрос  КАКОЙ?

И имеют одинаковые окончания.

Показать на таблице окончания.

Эту тему мы будем изучать  в «Стране загадок» и на сегодняшнем уроке  уделим особое внимание именно этим падежам.  Вы правильно сказали, что  прилагательные делают нашу речь  выразительной, точно описывают предметы, называя их признаки. В «Стране загадок» живёт  много прилагательных. Они помогают  разгадывать загадки.  А возникли загадки в глубокой древности, но они сопровождают  нас и в настоящее время. Они помогают человеку упражнять свой ум, развивают память  и наблюдательность. Древние люди относились к загадкам серьёзно. Ребёнка  считали взрослым, если  он хорошо разгадывал загадки. Посмотрим, можно ли вас считать взрослыми.

        Перед вами 1 загадка. Прочитаем её про себя, теперь вслух.

Что это?

(Ботинки)

-Ваша задача: выписать из предложения прилагательное и существительное, которое с ним согласуется.; поставить вопрос, определить падеж

-Из чёрной кожи (Р.п.)

На доску  учитель выставляет табличку:  

Р.п.-какой? –ой

2. По синей дороге – Д.п.

На доске -

Д.п-какой?– ей

3. в рыжей шубе

На доске –

П.п. –какой?- ей

Вопросы.

-Какая часть речи помогла вам отгадать загадки? (Прилагательное)

-На какие вопросы отвечает имена прилагательные женского рода в Р., Д., П. падежах (-ой. –ей)

-По какой части речи вы определили род, число, падеж? (По существительному)

Прочитаем схему:

Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном и предложном падежах отвечают на вопрос КАКОЙ? И имеют окончания –ОЙ, -ЕЙ

Хорошо. Отложите ручки.

Физкультминутка.

Провести физкультминутку поможет ещё одна часть речи.

Будьте внимательны

Встали. Потянулись(2 раза). Присели. Встали. Присели. Поднялись. Подпрыгнули(3 раза). Сели.

-Какая часть речи помогла провести физкультминутку (Глагол)

-Продолжаем путешествие по «Стране сказок»

Это «Чёрный ящик»

В нём отгадки на загадки. Помогут отгадать загадкти тоже имена прилагательные.

  1. Длинный, зелёный, вкусный и солёный (огурец). Картинка вывешивается на доску.
  2. Круглое, румяное, спелое. С дерева упало, Любе в рот попало (Яблоко). Картинка – на доску.
  3. Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен. Нужен только красный нос (Морковка) Картинка – на доску.

–Вот так легко и быстро  по признакам предметов вы отгадали загадки.

Словарная работа.

–Ребята, к какой группе слов можно отнести эти слова? (Это словарные слова)

–Давайте хором проговорим написание этих слов.

- Слова Яблоко и огурец мы уже  разбирали.

- Проведём фонетический разбор словарного слова «Морковь»  (7 букв, 6 звуков, 2 гласных, 4 согласных)

VI. Закрепление.

-А теперь запишите под диктовку предложение со словарным словом:

«В свежей моркови много витаминов».

Задание: выделите окончание, отметьте имя существительное, которое с ним согласуется.

Определите число, род, падеж.

Проверка на доске.

VII. Итог.

        -Вот мы и побывали в «Стране загадок». Понравилось вам в ней? Какое задание было самым интересным?

-Какую тему мы сегодня изучали? (Склонение имен прилагательных женского рода)

-Что общего  у прилагательных женского рода  в Р., Д..П. падежах?  (Окончание и вопрос)

-Какой вопрос? Какое  окончание?

-Как же определит падеж прилагательных, если вопрос одинаковый?

(По существительному)

-Правописание какого словарного слова  мы запомнили?

-Молодцы. Знаете вы какие?

Вы внимательные, сообразительные, активные и умные. И всё это  слова – имена – прилагательные.

VIII. Оценки. Все работали хорошо.

IX. Домашнее задание. Откройте учебники. Стр. 129 №284. Прочитайте, выпишите из текста прилагательные с существительными, которое с ним согласуется. Определите падеж (как в классе).

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"

В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....

Образование имен прилагательных женского рода

Образование имен прилагательных женского родаТренировочные упражнения...

Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных женского рода "

Цель :  Актуализация  знаний  обучающихся  об  имени  прилагательном  как  части  речи, его  связи  с  именем  существительным....

Конспект логопедического занятия "Склонение имён прилагательных женского рода".

Формировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; развивать умение в определении падежа имён прилагательных;обогащать словарный запас и развивать речь....