Склонение имен прилагательных женского рода единственного числа
план-конспект урока (6 класс) по теме
Урок дан в 6 классе коррекционной школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_skl_im._pril.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Склонение имен прилагательных женского рода.
Цель: формирование навыков определения падежей имен прилагательных по падежам имён существительных; обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном; воспитание интереса к языку; коррекция памяти и внимания.
Оборудование: таблица, тексты загадок, картинки – отгадки, «Чёрный ящик», предметы, карточки.
Ход урока.
I.Оргмомент.
Сядьте ровно. Посмотрите на меня. Улыбнитесь. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.
II. Закрепление знаний. Вопросы.
- Какую часть речи вы изучаете? (Имя прилагательное. Учитель добивается полного ответа)
- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой, какая, какие?)
- Дайте полное определение этой части речи.
- Назовите каждый по одному прилагательному.
- Для чего люди в речи используют прилагательные? (Для того, чтобы называть признаки предметов, делать речь выразительной, яркой, интересной)
- А помните как изменяется имя прилагательное? (По родам, числам, падежам)
- Молодцы! Правильно!
III. Проверка домашнего задания.
Откройте тетради.
-Что нужно было сделать в упражнении? (Поставить вопросы к прилагательным, обозначить существительные, определить падеж)
- Проверяем выборочно.
-Прочитаем из первого предложения словосочетание прилагательное с существительным и вопрос к прилагательному. Определить падеж.
От (какой?) родной земли (Р.П.)
По (какой?) гладкой дороге (Д.П.)
В (какой?) дремучей чаще (П.П.)
-В написании какой части слова вы могли сделать ошибки (В окончании)
-Что необходимо сделать прежде, чем писать окончание? (Поставить к прилагательному вопрос)
-От какого слова зависит падеж прилагательного? (От существительного, которое с ним согласуется)
Правильно. Сбор тетрадей.
IV. Орфографическая пятиминутка.
Ребята, проведём орфографическую пятиминутку. Каждый получит карточку с предложением. Предложение звучит так: «Мы живём в огромной стране России».
Ваша задача: вставить пропущенные орфограммы, исправить текст.
На доске – проверка.
-Проверьте, какими правилами вы пользовались, чтобы правильно написать предложение?
Дополнительные вопросы.
-Какое это предложение по цели высказывания? (Повествовательное)
- Найдите в тексте прилагательное. На какой вопрос отвечает?
-С каким существительным оно согласуется?
Собрать карточки.
-Я рада, что вы многое помните.
V. Новая тема.
-Ребята, сегодня мы продолжаем изучать часть речи – имя прилагательное.
Мы повторим то, что знаем и узнаем много нового. В жизни всё это вам пригодится.
Раздать тетради.
Раскрыть занавес на доске.
-Запишите число и тему урока.
На прошлом уроке вы познакомились с таблицей падежных окончаний прилагательных женского рода и обратили внимание на то, что в Р.,Д., П. падежах прилагательные отвечают на один и тот же вопрос. Это вопрос КАКОЙ?
И имеют одинаковые окончания.
Показать на таблице окончания.
Эту тему мы будем изучать в «Стране загадок» и на сегодняшнем уроке уделим особое внимание именно этим падежам. Вы правильно сказали, что прилагательные делают нашу речь выразительной, точно описывают предметы, называя их признаки. В «Стране загадок» живёт много прилагательных. Они помогают разгадывать загадки. А возникли загадки в глубокой древности, но они сопровождают нас и в настоящее время. Они помогают человеку упражнять свой ум, развивают память и наблюдательность. Древние люди относились к загадкам серьёзно. Ребёнка считали взрослым, если он хорошо разгадывал загадки. Посмотрим, можно ли вас считать взрослыми.
Перед вами 1 загадка. Прочитаем её про себя, теперь вслух.
Что это?
(Ботинки)
-Ваша задача: выписать из предложения прилагательное и существительное, которое с ним согласуется.; поставить вопрос, определить падеж
-Из чёрной кожи (Р.п.)
На доску учитель выставляет табличку:
Р.п.-какой? –ой |
2. По синей дороге – Д.п.
На доске -
Д.п-какой?– ей |
3. в рыжей шубе
На доске –
П.п. –какой?- ей |
Вопросы.
-Какая часть речи помогла вам отгадать загадки? (Прилагательное)
-На какие вопросы отвечает имена прилагательные женского рода в Р., Д., П. падежах (-ой. –ей)
-По какой части речи вы определили род, число, падеж? (По существительному)
Прочитаем схему:
Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном и предложном падежах отвечают на вопрос КАКОЙ? И имеют окончания –ОЙ, -ЕЙ
Хорошо. Отложите ручки.
Физкультминутка.
Провести физкультминутку поможет ещё одна часть речи.
Будьте внимательны
Встали. Потянулись(2 раза). Присели. Встали. Присели. Поднялись. Подпрыгнули(3 раза). Сели.
-Какая часть речи помогла провести физкультминутку (Глагол)
-Продолжаем путешествие по «Стране сказок»
Это «Чёрный ящик»
В нём отгадки на загадки. Помогут отгадать загадкти тоже имена прилагательные.
- Длинный, зелёный, вкусный и солёный (огурец). Картинка вывешивается на доску.
- Круглое, румяное, спелое. С дерева упало, Любе в рот попало (Яблоко). Картинка – на доску.
- Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен. Нужен только красный нос (Морковка) Картинка – на доску.
–Вот так легко и быстро по признакам предметов вы отгадали загадки.
Словарная работа.
–Ребята, к какой группе слов можно отнести эти слова? (Это словарные слова)
–Давайте хором проговорим написание этих слов.
- Слова Яблоко и огурец мы уже разбирали.
- Проведём фонетический разбор словарного слова «Морковь» (7 букв, 6 звуков, 2 гласных, 4 согласных)
VI. Закрепление.
-А теперь запишите под диктовку предложение со словарным словом:
«В свежей моркови много витаминов».
Задание: выделите окончание, отметьте имя существительное, которое с ним согласуется.
Определите число, род, падеж.
Проверка на доске.
VII. Итог.
-Вот мы и побывали в «Стране загадок». Понравилось вам в ней? Какое задание было самым интересным?
-Какую тему мы сегодня изучали? (Склонение имен прилагательных женского рода)
-Что общего у прилагательных женского рода в Р., Д..П. падежах? (Окончание и вопрос)
-Какой вопрос? Какое окончание?
-Как же определит падеж прилагательных, если вопрос одинаковый?
(По существительному)
-Правописание какого словарного слова мы запомнили?
-Молодцы. Знаете вы какие?
Вы внимательные, сообразительные, активные и умные. И всё это слова – имена – прилагательные.
VIII. Оценки. Все работали хорошо.
IX. Домашнее задание. Откройте учебники. Стр. 129 №284. Прочитайте, выпишите из текста прилагательные с существительными, которое с ним согласуется. Определите падеж (как в классе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 6 кл. "Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского рода единственного числа"
разработка урока...
Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"
В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....
Образование имен прилагательных женского рода
Образование имен прилагательных женского родаТренировочные упражнения...
Конспект урока по русскому языку 6 класс " Склонение имен прилагательных женского рода. Знакомство со словарным словом – "Ярмарка."
Конспект урока содержит интересные приемы работы со словарным словом....
Конспект урока по письму и развитию речи в 6 классе. Окончание имен прилагательных женского рода в именительном падеже.
Урок подготовлен для обучающихся коррекционной школы...
Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных женского рода "
Цель : Актуализация знаний обучающихся об имени прилагательном как части речи, его связи с именем существительным....
Конспект логопедического занятия "Склонение имён прилагательных женского рода".
Формировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; развивать умение в определении падежа имён прилагательных;обогащать словарный запас и развивать речь....