Самоанализ открытого урока Преподавателя теоретических дисциплин МАУ ДО «Турунтаевской ДШИ» с учащимися 1класса
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока Преподавателя теоретических дисциплин МАУ ДО «Турунтаевской ДШИ» с учащимися 1класса
Самоанализ открытого урока
ФИО преподавателя: Калаганской Ольги Николаевны
Дата:22.03.2023.года.
Дисциплина: сольфеджио
Класс: 1 класс
Саплина Алина
Воронина Алла
Водолазко Элина
Шандр Полина
Сальникова Юля
Федорова Настя
Форма урока: практическое занятие
Тема урока: Формы работы над устными диктантами на уроке сольфеджио в 1 классе ДШИ
Тип урока:. по дидактическим целям - урок систематизации и обобщения знаний
по этапам учебного процесса – комбинированный
Цель урока:
-Освоение разных формы устных диктантов;
- Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся;
- Закрепить ранее полученные знания , выявить насколько дети усвоили темы : лад, тональность ,устойчивые , неустойчивые , главные ступени, вводные ступени лада, обозначение ступеней римскими цифрами; типы движения мелодии
Задачи:
- обучающие:
- Создание и укрепление связи между слышимым и видимым
- Формирование знаний, умений, навыков по темам:
Ладовые представления
Ритмические группы в размере 2/4, 4/4
Повторение и закрепление теоретических сведений
- развивающие:
- развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти;
- Развитие ладовых ощущений;
-Развитие вокально – интонационных навыков;
- Развитие метроритмических навыков;
- воспитательные:
- Воспитывать музыкально – художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио;
- Воспитывать умение работать в группе;
- Воспитывать творческую активность;
- Повышать исполнительскую грамотность учащихся;
Методы реализации цели: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесно-наглядные, частично-поисковые, синтез и анализ, классификация, стимулирование и мотивация учебной и творческой деятельности, приучение, поощрение, неожиданность, новизна,
контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные, групповые
Методы реализации поставленных задач:
- Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
- Наглядно – демонстрационный (презентация, цветные слайды)
- Практический (пение упражнений, игра на инструменте)
- Игровой
Межпредметные связи:
- Специальность (игра на инструменте, знание октав и способов звукоизвлечения) Знание гамм: до мажор , ре мажор , фа мажор.
- Слушание музыки Тема «Средства музыкальной выразительности» ( строение мелодии, лад, метроритм, )
Тема «Три кита в музыке»
- Хор (правильная посадка и работа певческого аппарата во время вокально – интонационных упражнений
Внутрипредметные связи :
По темам :типы мелодии ,затакт ,лад , тональность , метр, ритм, ступени лада.
Обеспечение урока (средства обучения):
Фортепиано
Доска
Инструменты : ложки
Подготовленные карточки с нотными примерами ,изображениями разных персонажей животного мира для ассоциативного восприятия движения мелодии.
Результативность урока:
Урок проведен с учащимися 1 класса по ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО.02.УП.01. СОЛЬФЕДЖИО
В данном уроке я хотела показать комплексную работу на уроке сольфеджио .
На основе пройденного теоретического и практического материала учащиеся работали над разными формами устных диктантов . Которые является одной из важнейших форм диктанта для начала работы в младших классах ДШИ . Как наиболее действенное средство для развития музыкальной памяти, устный диктант активизирует музыкально-слуховые и иные способности учащихся , мобилизует внимание, волю, собранность учащихся, тренируя такие качества памяти, как острота и скорость. Во время работы над устным диктантом формируются внутренние музыкально-слуховые представления, развивается способность учащихся мысленно воссоздать “графический”, интонационный, ритмический “облик” мелодии. Запоминанию устного диктанта способствует обязательный анализ элементов мелодии. который учащиеся проводили .
Творческое задание по работе со ступенями лада -нужно записать обозначенные римскими цифрами ступени нотами в заданной тональности- в конце урока также помогает в работе над диктантом, поскольку активизируют и развивают слух учащихся, их музыкальное мышление.
Были использованы такие методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Этапы урока:
Вводная часть. Восстановление опорных знаний
Вокально – интонационная работа
Хоровая разминка – коллективная и индивидуальная вокально - интонационная работа над системными подходами к воспитанию ладового мышления; повторение разных типов движения мелодии, схемы – рисунки, ступеневые формулы.
Основная часть. Главным этапом урока явился Основной (практический), На данном этапе занятия учащиеся восстанавливают следующие опорные знания и компоненты: мажорный звукоряд, устойчивые и неустойчивые, типы движения мелодии.
Индивидуальное и групповое интонирование подготовленных самостоятельно музыкальных примеров с музыкальной гармонической поддержкой преподавателя Устный диктант:
Подготовительные упражнения
«Найди спрятанную ноту»
«Угадай мелодию»
Упражнения направлены на развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Преподаватель проводит индивидуальный опрос, осуществляет контроль уровня освоения материала.
Учащиеся выполняют индивидуально и коллективно подготовительные упражнения, анализируют услышанное, участвуют в проблемно – поисковом обсуждении;
Зрительный диктант
Оценка уровня запоминания материала. (Сб. Калмыкова, Фридкина «Сольфеджио» 1 часть № 10) Разбор одного из номеров по структуре; Групповое интонирование заданного номера, зрительное запоминание музыкального примера.
Музыкально – ритмическая разминка
Преподаватель проводит устный опрос, в процессе которого осуществляется повторение, закрепление знаний по теме «Метроритм».
Учащиеся коллективно, под музыку, выполняют ритмические движения (Отмечают сильную долю в размере 2/4, направление движения мелодии, работа с ритмослогами
Учащиеся
показывают нотную грамотность в написании музыкальных примеров; знание ступеней в ладу .
Заключительная этап (подведение итогов, домашнее задание)
Рефлексия исполнения
Оценка работы учащихся на уроке, анализ выполненных заданий, повторение и закрепление полученных знаний, создание ситуации успеха и поощрение учащихся.
Домашнее задание
Осуществление контроля качества выполнения самостоятельной работы обучающихся и уровня развития навыка записи нот , знание размеров ,умение самостоятельно записывать нотный текст в определённом размере .
Вывод. Структура урока соответствует его типу, целям и задачам. Все этапы были взаимосвязаны между собой. По плану урока время было распределено рационально. Не смотря на то , что урок затянулся по времени ,усталости и напряжения у детей не наблюдалось.Темп урока был оптимален для учащихся данного возраста, формы работы разнообразны, что не маловажно в заинтересованности учащихся. В течении урока учащиеся были внимательны, заинтересованы. Психологическая атмосфера урока была благоприятной, доброжелательной и спокойной. Цели урока считаю достигнуты. Поставленные задачи реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».
ДОКЛАД на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры». Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...
Теоретические основы технологии обучения чтению учащихся начальной школы .
Необходимо уделять особое внимание обучению младших школьников таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение. Чтение на иностранно...
Задания теоретического тура школьной олимпиады для учащихся 10 - 11 классов
Задания теоретического тура школьной олимпиады для учащихся 10 - 11 классов...
Задания теоретического тура школьной олимпиады для учащихся 9 класса
Задания теоретического тура школьной олимпиады для учащихся 9 класса...
Задания теоретического тура школьной олимпиады для учащихся 8 класса
Задания теоретического тура школьной олимпиады для учащихся 8 класса...
Индивидуальная образовательная программа для учащегося 1класса
ИОП для учащегося 1класса...
Внеклассное мероприятие по ПДД для учащихся 1классов «БУДЬ ЗАМЕТНЫМ НА ДОРОГЕ!»
Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, снижение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий среди детей в тёмное время суток.Программное содержание:-...